18 ДЕКАБРЯ 1939 г, № 88 (668)
	ТРИ КОНИЕРТА
	arp сольно-инотрументального концер.
та с оркестром все чаще привлекает к се-
бе творческое внимание советских комио-
зиторов. За последние несколько лет на-
ша музыкальная литература обогатилась
целым рядом подобного рода произведе-

» причем некоторые из них Yate gas

воевали себе достаточно прочное место в

исполнительской практике, Редкий кон.
цертный сезон, и не только в Москве,
обходится теперь бёз исполнения, скажем,
фортепианного концерта А. Хачатуряна
или скрипичного концерта Н. Мясковского.
Положительную оценку встретили и второй
фортепианный концерт Д. Кабалевского, ‘и
виолончельный концерт Г. Гамбурга, и кон-
церт для арфы Р. Глиэра, и некоторые
другие аналогичные сочинения.

Тяготение творчаской ‘музыкальной мы:
ли к жанру  сольно-ниструментального
хонперта нетрудно об’ионить, Среди му-
зыкальных форм, укоренившихся в лите.
ратуре для солистов-исполнителенй, концерт
более всем приближается к настоящему
биуфониаму И недаром такие проиаведе-
ния, как, например, Ез-аиг“ный концерт
Бетховена, А-диг’ный Листа, скрипичный
x В-@игный фортепианный концерты
Врамса с равным правом могут считаться
и сольно-инструментальными  произведе-
ниями с оркестром и симфониями с со:
лирующими роялем, скрипкой ит п.
	Среди новинок, продемонстрированных
в недавно закончившейся декаде советской
музыки, мы, по примеру прошлых лет,
также находим несколько новых сольно-
инструментальных ‚ концертов, Наиболве
сильное впечатление произвел фортепиан-
ный концерт Б. Шехтера, Это произведе-
ние, самое значительное из всего написан-
ного Шехтёром, воплощает в себе типич:
ные черты шехтеровского стиля, быть мо-
мет не слишком самобытного. и новатор-
ского, но ненаменно серьезного, благород-
ного, отмеченного отличным вкусом и нА-
стоящим, хотя и сдержанным, темпера-
ментом.

Концерт Б. Шехтера открывает значи:
тельные возможности для солиста. Фак-
тура произведения, при всей прозрачнос-
тя рисунка фортепианной партии пиани.
отически весьма сложная, воплотила в се.
6 традиции, идущие от весьма различных
источников. Мы находим в ней следы
влияния рахманиновских концертов и
изысканную тонкость фортепианного сти
ля Дебюсси и Равеля и ритмическую ост
роту, ваставляющую моментами  вспоми+
нать некоторые эпизоды концерта Хача.
туряна. Однако такое разнообразие линий
преемственности He делает  сочинёние
Щехтера стилистически пестрым, Наобо-*
рот, бесспорной удачей композитора яв:
тлется то, что ему удалось придать своё-
му концерту индивидуальные черты, свод:
образный характерный облик.
	Весьма удался Шехтеру финал концер-
т, выдержанный в остром танцовальном
ритме и, во многом напоминающий финал
шехтеровской же «Туркмении». Тематиче-
ский материал вдесь наиболее ярок. Осо-
бенно хороша буквально зажигательная
первая тема финала. Что касается первой
части, то она, превосходно разработанная
© точки зрения фортепианной фактуры,
значительно менее впечатляет своим ме-
лодическим материалом. Во ‘второй’ = ли-
рико-созерцательной —. части концерта
превосходна кульминация, полная глубо-
кой выразительности,

Новое произведение Б. Шехтера, о ис-
ключительным блеском исполненное 29
ноября Яковом Флиером, имеет всё осно-
вания прочно. войти в репертуар ‘наших.
пнанистов,   }

Демонстрировавшийся в день открытия.
декады советской музыки концерт А, Мо-.
солова — вдвойне отрадное явление, Это
очень ценный вклад в не слишком 06-
ширную литературу для арфы и громад:
ный шаг вперед, сделанный Мосоловым
как композитором, На протяжении дол-
гих лет творчество Мосолова могло‘ слу-
жить образцом того, до каких уродливых
крайностей может довести одаренного му-
зыканта увлечение формализмом. На про-
	«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО,

Всесоюзный. конкурс a

ртистов эстрадыс
	_ НОВЫЕ ИМЕНА
	` Славная боевая гвардия мастеров эстраз
ды нуждается в пополнении. Мы стоскова“:
лись по новым именам — ими не балует
нас’ эстрада,

все же’ молодые талантливые кадры
эстрады существуют, они пробивают себе
дорогу помимо эстрадных организаций, &
нередко и вопреки им. Они приходят на
эстраду ‘из театра, как Фомичева и Рай-
кин, из самодеятельности, как Гаспарян и
Лалаев, неожиданно, подобно Ушковой,
заявляют 0 своем существовании,

С молодой артисткой Центрального теат*
ра Красной Армии А. Фомичевой мы по-
знакомились на эстраде впервые. Она чи*
тала рассказ Горького «Девочка» просто,
спокойно, казалось, даже излишне сдер-
жанно, но в этом спокойствии артистки
чувствовались слезы, большая страсть,
тневный протест. Маленький, страшный
свой рассказ Горький писал о прошлом,
далеком и уже непонятном. Удивительно,
как почувствовала и пережила его’ Фоми-
чева, родившаяся в 1916 году.

Ленинград прислал на конкурс молодо»
ro артист» Аркадия Райкина, которого
москвичи хорошо помнят по летней про-
грамме эстрадного театра «Эрмитаж». Рай“
кину 28 лет, свои «юмористические паро-
IH», песенки и танцы ‘он’ исполняет
очень мягко, культурно, просто, Райкин
«универсален», изобретателен, у него боль-
шие способности к перевоплощению. Па-
родируя Чарли Чаплина, обывателя, про-
заседавшегося докладчика и даже.., Ga
лерину, Райкин нигде не переигрывает,
сдержан и полностью владеет вниманием
зрительного зала,

Грант Гаспарян и Серго Лалаев — ‘на
стоящие встрадники, хорошие ‘танцоры,
знающие, что и как нужно делать на
эстраде. Танец Гаспаряна и Лалаева ле-
гок и грациозен. Дух захватывает от
стремительной «торской лезгинки», 66
вихревых движений по кругу, падения На
колено, воздушного танца на носках. Хо-
рошо провели Гаспарян и Лалаев также
шуточный танцовальный номер из кино-
фильма «Пэпо», Здесь они сумели удачно
сочетать элементы театрализации © ABE-
жениями народного армянского танца.

После блестящего выступления исполни-
телей ритмических танцев Татьяны и Ар-
кадия Деллан трудно было ожидать что-
либо новое и интересное: в этой области,
Тем не менее всех очень порадовал танец
В. и Т. Гумбург — приятный, простой,
с мягким ритмическим рисунком. Темпё-
раментно, с выдумкой, в отличном темпе
	исполнили Цыганскую пляску молодые

харьковские  острадники Ц. Духов и
В. Коржев. = Талантливые москвичи
	Е, Мордвинова и В. Карлин с большим
чувством юмора исполнили свой «экоцен-
трический танцовальный скетч», постав»
ленный балетмейстером П. `Кретовым,

Молодая ‘исполнительница лирических
песенок И. Лебедева пела, аккомпанируя
себе на аккордеоне. Это было свежо, не-
обычно, интересно, Очень тепло и мягко
были исполнены ею «Девичья печальная»,
вальс «Чайка» Милютина и шуточная не-
аполитанская песенка «Тиритомба», Инте-
ресен путь, приведший Лебедеву на эот-
раду. Она была артисткой оперного reat:
ра им; К; С. Станиславското, пела в джаз-
оркестре’ Скоморовското и окончательно
«нашла себя» в самостоятельных выступ“
лениях на эстраде под аккомпанемент ак-
кордеона, на котором научилась итрать
лишь в атреле этого года.

Успешно выступала на конкурсе пред-
ставительница ленинградской эстрады
М. Мар. Артистичности и проникновенно-
сти, с которыми артистка исполняла пе-
сенки Беранже, нисколько не помешали
спорные элементы интерпретации: неожи-
данные переходы на речитатив и даже
произвольное изменение темпа музыки.

Но подлинным триумфом бамой идеи
конкурса, призванного выявить новые
имена на концертной эстраде, явилось
выступление молодой вокалистки Н, Уш-
ковой из г. Горького. Совершенное ма-
	  стерство, тонкий вкус, большая музыкаль-
	вость в сочетании с отличными вокаль-
ными данными и врожденной ‘`артистич-
ностью выдвигают молодую певицу в пер*
вые ряды артистов советской эстрады.

Эстраду будут поднимать новые имена,
новые люди, Они уже появились, эти мэ-
лодые артисты, любящие своё самое по-
пулярное в народе искусство, искусство
	Я. ШВАРЦ
	С чего здесь надо начинать? Успех ху*
дожественной промышленности в первую
очередь зависит от хорошего подбора ху-
дожников, Поэтому в первую очередь надо
поставить вопросе о художественно-про-
мышленном образовании. Создание перво-
классных . художественно-промышленных
школ—высших, средних и низших (рас-
считанных на кустарей) — должно стать
очередной и ближайшей задачей Особенно
серьезное внимание надо обратить на низ-
шие  художественно-промышленные шко-
лы. Высшие школы должны быть, мне
кажется, созданы в Москве, Ленинграде,
Киеве, Тбилиси и Ташкенте, —мы для 9это-
то достаточно богаты, у нас имеется до-
статочно энтузиастов этото дела, есть та:
ланты, и, если их организовать, мы быстро
наверстаем упущенные годы.

Надо также создать художественно-про-
мышленные музеи. Мне приходилось в
свое время видеть в Париже прекрасный
музей «Ремесло и искусство», в Лондоне
я десять дней осматривал титантский му-
зей прикладного: искусства и неё смог его
осмотреть — так широко представлены в
нем Индия и другие английские колонии.
Большие: музеи были тогда в Вене, Бер-
лине, Штуттгарте, Нюрнберге и т. д.

Для подготовки кадров будущих при-
кладников (а они потребуются в очень
большом количество) можно обратиться
к помощи московского горкома, художни-
`КОоВ-оформителей, который об’единяет ог-
ромное количество художников. В течение
ближайших лет можно добиться переква-
лификации части этих художников ‘по
всем прикладным специальностям, вклю-
чая и ювелирную.

Й еще одно практическое предложение,
За траницей на художественных выстав-
ках имеют право экспонироваться интерь-
еры, мебель для квартир и т. д. Это ис-
кусство расценивается наравне с другими
видами изобразительных искусств. Почему
этого не сделать у нас? Почему людей,
работающих в прикладном искусстве, в
области. художественной ‘промышленности,
нужно держать на положении пасынков
искусства? м

Над осуществлением всех этих  залач
надо работать всем вместе. —= и художни*
кам и архитекторам, В тесном сотрудни-
честве художников-декораторов с архи-
текторами мы сможем создать настоящие
произведения зодчества, достойные напгих,
великих дней, создать великое бытовов
искусство сталинской эпохи,

Академик архитектуры
	в SPARTORTYDEE

А. В. ЩУСЕВ

„Лауреаты
вр

езцов,
	первого всесоюзного конкурса артистов эстрады,
	п
	которым присуждена первая премия, (Слева направо); Д, Пантофель-Нечецкая, А, Редель, М; Хрусталев, В Ми soantt
о BHO
ooo ono
	имеют всё основания в ближайшем буду-
щеём стать в одну шеренгу с лучшими
мастерами этого искусства—Утесовым, 06-
разцовым, Смирновым-Сокольским, Хен-
киным, Кара-Дмитриевым, Игорем Ильин.
ским, Риной Зеленой, Т. Ханум, Корфом
и Рудиным, Каминкой Яхонтовым, Гар-
	кави, Шварцем, Муравским, Тамарой Це-
ретели, Л. Каюсадзе, Набаловым и многи-
	MH другими.
	ПЕРВАЯ СТУПЕЛРНЬ
	ста в соревновании. В значительной мере
это относится и к участнику второго тура
конкурса Вл. Коралли, явившемуся на
конкурс в явно несвойотвенном ему жан-
ре художественного чтения.
	Сравнительно более тщательная органк-
зационная подготовка Лентосэстрады все
же в достаточной мере не обеспечила уча-
стия представителей такого важного жан-
ра на эстраде, как разговорный,
	Известные в Ленинграде эстрадные . ис-
полнители Жуков и Рубинштейн, Ботда-
нова и Честноков выступили с номёрами,
требующими переработки.
	балетном жанре у художественного
руководства Ленгосэстрады чувствуется
увлечение голым  акробатизмом (Платто,
Кастеллно) и излишней эстетностью (Аки-
мова и Козинский и др.),
	Несмотря на эти недостатки, второй тур
конкурса прошел на достаточно высоком
уровне.
	Такие артисты, как Гузик, Райкин, Ре.
дель и Хрусталев, Мирзоянц и Резцов,
трио Краснознаменного ансамбля (Светла-
нов, Печерский, Гуренко), Годзиашвили,
Хржановский, Сергеева и Таскин, Kero
Джапаридзе, Шульман, Ткаченко, Миро-
нова, Седлярова и Смолко и др., показа-
ли, что молодые силы советской эстрады
	узастие хорошо подготовленных предста-
вителей Грузинской и Узбек®кой респуб-
лик. Даже разговорный жанр, представ-
ленный на конк сравнительно недо-
статочно, показан Грузинской республикой
на высоком уровне, Не менее ярко прош
ли на конкурсе узбекские танцы.
	Не все сделано в смысле подготовки
даже Москвой. В этом отношении она
значительно уступила Ленинграду. Хотя
она и получила ‘наибольшее количество
мест в третьем” туре, все же организаци-
онная сторона подготовки отразилась на
общем уровне московских исполнителей,
особенно по разговорному жанру.
	Ярким примером недостаточной органи-
вации первого отборочного тура является
хотя бы то обстоятельство, что признанные
исполнители эстрадного скетча, как Тод-
дес и Домогацкая, Раузе к Александрова,
выступили со старым, избитым репёрту-
аром, и жюри отметило похвальным от
зывом только их исполнительскую сторо-
ну, не сочтя возможным допустить их к
третьему туру.

Художественные руководители москов-
ских эстрадных организаций своевременно
не помоглк таким безусловно способным
эстрадным артистам, как Геоли и Мена-
кер, притти на конкурс более подготов-
ленными и занять соответствующие ме-
	Лауреаты конкурса
	Обсудив итоги всесоюзного конкурса артистов эстрады в соответствии
с утвержденными Комитетом по делам искусств условиями смотра, жюри поста-
новило присудить премни следующим участникам всесоюзного конкурса артистов
эстрады: .

1-ю премию в размере 8.000 рублей: ПАНТОФЕЛЬ-НЕЧЕЦКОЙ (Свердловск)—
вокальный жанр, РЕДЕЛЬ и ХРУСТАЛЕВУ, МИРЗОЯНЦ и РЕЗЦОВУ (Москва —

танцовальный жанр.
2-ю премию. в -размере 6.000. рублей: ГОДЗИАШВИЛИ. (Тбилиси) — разговор-
ный жанр, РАЙИКИНУ (Ленинград) -— разговорный жанр, ХАРИТОНОВУ и ТИ-

БЕРГУ (Москва) — танцовальный жанр.
	3-ю премию в размере 4.000 рублей: ГУЗИК (Ленинград) — разговорный
жанр, СЕРГЕЕВОЙ и. ТАСКИНУ (Ленинград) — танцовальный жанр, СВЕТЛА-
НОВУ, ПЕЧЕРСКОМУ и ГУРЕНКО. (Москва) — танцовальный жанр,  УШКОВОЙ
{Г орький) — вокальный жанр,

4-ю премию в размере 3.000 рублей: ГУНИИ (Тбилиси) — танцовальный жанр,
ДЖАПАРИДЗЕ (Ленинград) — вокальный жанр, МИРОНОВОЙ (Москва) — раз-
говорный жанр, РЕУТ (Ленинград)—разговорный жанр, СЕДЛЯРОВОЙ и СМОЛКО.
(Москва) —`танцовальный жанр, СУХИШВИЛИ (Тбилиси) — танцовальный жанр,
ШУЛЬЖЕНКО (Ленинград) — вокальный жанр, ЭФРОС и ЯРОСТАВЦЕВУ (Мо-
сква) — разговорный жанр.

5-ю премию в размере 2.000 рублей: ДОЛИДЗЕ (Тбилиси) разговорный жанр,
ПОГОДИНУ (Москва) — вокальный жанр, ПУРГАЛИНОЙ (Ленинград) — вокаль-
ный жанр, ТАЛЬШИНСКОЙ (Баку) — вокальный жанр, ТИМОФЕЕВОЙ-БОГДА-
НОВОЙ (Москва) — танцовальный жанр.

Почетные. дипломы присуждены следующии участникам конкурса: АКИЛОВУ
(Ташкент) — танцовальный жанр, БРЕВИ  и СЕМЕНОВУ (Москва) — танцоваль-
ный жанр, 2 ГУМБУРГ (Москва) — танцовальный жанр, ГАСПАРЯНУ и ЛАЛА-
ЕВУ (Москва) — танцовальный жанр, ДАРАХВЕЛИДЗЕ (Тбилиси) — танцоваль-
ный жанр, 2 ДЕЛЛАН (Москва) — танцовальный жанр, ИРМАТОВОЙ (Ташкент) —
вокальный жанр, МАХМУДОВОЙ (Ташкент) — танцовальный жанр, ЛЕБЕДЕВОЙ
(Свердловск) — вокальный жанр, ПОЛУХИНУ (Красноярск) — разговорный жанр,
ПОННА и КАВЕРЗИНУ (Ленинград) — танцовальный жанр, РАМИШВИЛИ (Тби-
лиси) — танцовальный жанр, СЕМЕНОВОЙ-РОШЕТ (Москва) — вокальный жанр,
ТАРСКОЙ (Москва) — вокальный жанр, ФОМИЧЕВОЙ (Москва) — разговорный
жанр, ТКАЧЕНКО (Ленинград) — разговорный жанр, ХРЖАНОВСКОМУ (Мо-
сква) — разговорный жанр, ШУЛЬМАНУ (Москва} — вокальный жанр.
	Трибуна `художника
	Эстрадное искусство в нашей стране по-
лучило НИ признание только после
Великой ктябрьской (социалистической
революции.

До Октября эстрадного искусства в Poo.
CHu фактически He существовало. Были
лишь отдельные представители этого жан-
ра, и те вынуждены были связывать свою
судьбу с кафе-шантанами, ночными ре-
сторанами.

аже выдающиеся мастера эстрады, 6
трудом пробившиеся из шантана, не име-
ли возможности показывать свое высокое
мастерство широким массам.
	К таким мастерам относятся Вяльцева
и Панина (цыганские романсы), Иза Кре-
мер (интимные песенки), Сарматов и
Убейко (куплетисты), знаменитое трио
Орлкк (танцоры) и, пожалуй, еще несколь-
ко фамилий. С
	Все остальное, что было на эстраде в
царской России, на 90 проц. состояло из

заграничного «импорта», подчас весьма
сомнительного качества.
	После Великой Октябрьской революции
эстрада, как наиболее массовый, доступ:
ный вид искусства, получила ‘безгранич-
ные возможности для своего развития, ва-
воевывая все большие симпатии и любовь
со стороны широчайших масс трудящихся,

Уже с первых дней революции совет-
ская эстрада была теснейшим ‘образом
связана с нашей героической Красной Ат-
мией и Военно-Морским Флотом, продол-
жая оставаться и по настоящее время
верным их спутником.
	Восцитывать трудящихся средствами ис-
кусства, пропагандировать коммунистиче-
ские идеи, любовь к нашей родине, по-
пуляризировать художественными средст-
вами грандиозные достижения социалисти-
ческого строительства, украшая нашу сча-
стливую жизнь,—вот основные задачи co-

ветской эстрады,
	Только Что закончивигийся всесоюзный
конкуро артистов эстрады явился не толь-
ко праздником для работников советской
эстрады, но и большим событием для все-
го советского искусства.
	Конкурс продемонетрировал большие до-
стижения советской эстрады во всех пред-
ставленных на нем жанрах, но он мог
быть значительно выше и по качеству к
по количеству, если бы на местах отнес-
лись к его подготовке более серьезно.
Только этим и об’ясняется, что некоторые
республики в результате второго тура не
	Особенно радостно, что описок уже из-
вестных эстрадных сил пополняется но-
выми талантливыми артистами эстрады:
певица Ушкова (Горький), Лебедева
(Свердловск), Пургалина (Ленинград), Тар-
ская и Семенова-Рошет (Москва), Панто-
фель-Нечецкая (Свердловск), представите-
лями разтоворною жанра — Реут (Ленин-
град), Фомичева (Москва), Ткаченко
(Ленинград) и Полухин (Красноярск), ба-
летною жанра — Махмудова (Ташкент),
Гуния (Тбилиси) и др.

Конкурс показал необычайный рост мо-
лодой национальной  советокой эбтрады,
постигшей большого художественного уров-
ня. Если это неудивительно для Грузия
	с ее огромной культурой, то для эстра-
ды Узбекистана это является показателем
	больших лостижений.
	На конкурсе лишний раз подтвердилось,
	зто качество музыкального и литератур-
ного материала на эстраде (за небольним
	исключением — Дунаевский, Поляков, Ти-
	пот, Гутман, Покрасс, Милютин, Феркель.
ман, Герман и др.) попрежнему крайне
неудовлетворительно. Особенное отстава-
ние чувствуется в области злободневного
политического репертуара, который должен
занимать центральное место на эстраде.
	До сих пор список авторов и компози-
‘торов, пишущих для эстрады, весьма ог-
раничен. Конкурс должен толкнуть орга
низации союза писателей и союза компо-
зиторов всерьез заняться вопросом расши-
рения и улучшения эстрадного репертуа-
ра. Существовавшая до сих пор в этих
организациях традиция игнорирования 9с-
трады должна быть репгительным образом
изжита, -

В этом вопросе немалая доля вины ле-
жит к на местных управлениях и отделах
по делам искусств, не сумевших привлечь
К эстраде авторов и композиторов,
	Это в Полной мере относится и к ре-
жиссерам-постановщикам и  балетмейсте-
рам, которые на конкурсе были отмечены
всего двумя-тремя фамилиями, в частно-
сти Кретов, Шаховская,
	Подводя итоги эстрадного конкурса, не-
обходимо напомнить всем руководящим
ортанизациям и самим эстрадным испол-
нителям, что достижения, продемонстри-
рованные на конкурсе, являются лишь на-
чалом большой, упорной работы за повы-
шение художественно и идейно-полити-
ческого уровня советского эстрадного ис-
	кусства.

В. Н. СУРИН,
начальник Главного управления му-
зыкальных учреждений Комитета по
делам искусстве при СНК СССР
	себя в квартире хорошую художественную
	мебель и другие предметы домашней об-
становки.

Нужно ли это? Когда мы изучаем куль-
туру Греции и Рима, производим раскоп-
ки мотильников и городов, мы видим, что
печать античного тения видна Даже HA
самых незначительных изделиях — на Ка.
ком-нибудь светильнике, ручке и т, д. То
же можно сказать’ об изделиях древнего
Китая, мусульманского Востока и т, д.Мы
	  Не только можем, мы должны добиться
	того, чтобы печать великой социалистиче-
ской культуры чувствовалась на каждой
мелочи. И надо сказать, что мы интуи-
	тивно становимся на этот путь.
	Наше метро недаром считается лучшим
метро в мире, На его станциях прекрас-
ные мраморные и бронзовые работы, но-
сящие печать советской эпохи. Добитьоя
этого удалось с большим трудом, На’ про-
изводетве часто работали неопытные ком-
сомольцы, которые мраморного‘ дела, на-
пример, совсем не знали и все же созда-
вали хоропгие вещи; Значит, при желании
можно добиться очень многого.
	На Всесоюзной  сельскохозяйственной
выставке всех восхитила  заМечательная
резьба, созданная руками случайно соб-
ранных кустарей-резчиков. Можно пред-
ставить себе, как выглядела бы звыстазв-
ка, если бы художественная промышлен:

ность у нас не была в затоне
	Дое-что в этом отношении у нас делает-
ся, но очень и очень немного. При Мо-
сковском текстильном институте имеется,
например, отделение художественного
оформления; это в миниатюрном wmac-
штабе художественный текстильный вуз.
Есть школа им. Калинина с ткацким и
кружевным отделениями. Академия архи-
тектуры имеет лабораторию промышлен-
ных и отделочных материалов, В Акаде-
мии художеств. ведется изучение мозаи-
ки, которая налила применение на стан-
циях метро. Прекрасную мебель и отделку
для вновь строящихся судов выпускает
один из наших судостроительных заводов.
В Ленинграде есть мебельная фабрика, ко-
торая выполнила часть заказов на худо-
жественную мебель для. гостиницы «Mo-
сква». По моему настоянию Московский
Совет в. связи с постройкой этой me ro-
стиницы создал специальную мебельную
фабрику недалеко от станции Лосиноост-
ровская; на ней работает сейчас до 600
человек. Есть и еще несколько предприя-
тий художественной промышленности, Но
всего этого явно недостаточно для огром-
ных потребностей Советской страны,
			таженни долгих лет сочинения Мосолова   попали в финал.
являлись грозным предостережением для   Так, например, Украина, обладающая
нашей композиторской молодежи, указы-   огромной музыкальной и театральной
	вали ей, как не должен писать советский
композитор. H wor теперь мы познакоми-
лись с произведением Мосолова — про:
тым, искренним, исполненным, ‹° непод-
дельной лирики.

Нельзя сказать, что музыка концерта
для арфы была всюду вполне  самостоя-
тельна, Кое-где в ней слышатся  отаву-
ки Прокофьева (например, пёрвая тема
первой части заставляег вспомнить начя-
то третьего фортепианного концерта Про-
кофьева, а вторая часть — его же «Сказ.
ки старой бабушки»), местами (вторая те-
ма первой части, многое во второй). музы-
кальный язык концерта по своему интер-
национальному языку близок к творчест-
BY французских импрессионистов. И все
же новое проиаведение Мосолова (за ис-
ключением третьей части, о которой сле-
дует сказать 06060) обладает внутренней
художественной цельностью.
	Лучиее в концерте Мосолова’ — первые
две части. Гармонически свежие и про-
зрачные, с отчетливым и доминирующим
в музыке мелосом, они производят очень
благоприятное впечатление, В первой час-
Ти особенно хороша каденция — очень
эмоциональная, написанная’ даже с не
ожиданной (с. точки зрения. обычных
представлений о выразительных возмож-
ностях арфы) глубиной. Вторая часть —
серьезная творческая удача композитора,
Безупречно инструментованная, она тро-
тает своей задутевностью, пленяет иск-
ренностью выраженного в ней чувства.
Это лирическая музыка в лучшем смысле
этого слова,

Первые две части убеждают в серъезно-
стя творческих намерений композитора, в
этом своем произведении далекого от стре-
Млония отыграться на каких-то внешних
эффектах или трюках. Слабее финал кон-
церта. Ему как-то нехватает внутренней
силы. Тематический материал‘ вдесь  блед-
Hee, нежели в первых двух частях, „Нет
в финале и. настоящей кульминации —
движение в нем несколько механично, Но
» общем и финал совсем неплохая музы-
ma,
Tew” больше недоумений вызывает третья
чить концерта, типичный образец джазо-
вого репертуара, ничего общего ие имею»
щая с музыкой всего произведения,  60-
Jes TOTO — дистармонирующая c нею.
Чрезмерное применение ксилофона снижа-
ет в скерцо впечатление даже от доста-
точно остроумной и ловкой инструментов
ки, у
В. Дулова, исполнивиая концерт Moco-
лова, великолепно справилась co своей з8-
дачей, еше раз подтвердив свои качест-
ва превосходного  виртуоза и тонкого,
думчивого музыкамта,

В отличие от упомянутых выше произ-
ведений, скрипичный концерт В. Фельд-
мана, сыгранный 26 ноября A, Габриэля-
Ном, не может быть отнесен к числу, инте»
рееных новинок Декады. Бледный и МА“
ловыразлительный, OH к тому же страда-

ат рыхлостью и растянутостью формы.
д дл де АТТИЛТРА СТИЛЯ. На всем
	  роизведении
Ркой-то недоработанности.
MpuxonHr в голову мысль:
ex ли композитор с публичной
	Ф ПОЛЕВОЙ
	_рацией своего концерта!
	культурой и несомненно имеющая хоро-
шие эстрадные силы, не вышла в фи.
вальный тур.

Достаточно указать хотя бы на то, что
при наличии огромного количества тан-
цовальных коллективов и отдельных ис-
полнителей, любимая украинская народная
пляска на конкурсе совершенно не была
представлена.
	Не лучше обстоит дело и с Белорусси-
ей. В финальном туре конкурса совершен-
но отсутствуют любимые белорусские на-
родные песни и пляски.

Зато чрезвычайно отрадное явление —
	энимлание хулозмественной MPOMbIMVIGHOCTE
	мог называть своими помощниками, Kan
это привык понимать старый архитектор,
— это были люди, которых надо было
еще учить, которые не знали, что такое
искусство, считали, например, что всякий
стул хорош, если © него не упадешь.
	Творчество мастеров прикладного
искусства в царской России не было ши-
роко использовано в той области, в кото-
рой их‘ участие было особенно необходи-
мо. Я имею в виду бытовое искусство.
При наличии прекрасных образцов резъ-
бы по дереву, в петербургском Гостином
дворе продавалась отвратительная мебель
— нам всучивали шкафы, у которых ло-
мались дверцы, предлагались безобразные
стулья, сделанные на купеческий вкус,
ит д. Из текстильных фабрик только
очень немногие выпускали вещи, художе-
ственно ценные. Происходило это таким
образом, что приезжал из-за границы кто-
нибудь из напгих художников и привозил
оттуда образцы художественных тканей;
здесь осваивали их, и незначительное ко-
личество тканей с ваграничным рисунком
быстро расхватывалось любителями. Были
художественные ‘фабрики и в Москве
(ткацкие фабрики Сапожникова и Прохо-
рова, по металлу — Овчинникова, Хлебни-
кова и Оловянишникова), но их было не-
много, — массовое же производство нику-
да не годилось.

Когда в Советской стране началось ши-
рокое  градостроительство, архитекторы
сорганизовались в союз. Союз сделал упу-
щение в том отношении, что он своевре-
`менно не поднял вопроса об организации
художественной промышленности, Архи-
текторы как-то упустили из виду, что 00-
ветокое тосударство стало настолько бога-
тым, что может не просто строить дома с
любым интерьером, но может и должно
воздвитать сооружения, которые были бы
красивыми и снаружи и внутри, в кото-
рых была бы красивая и удобная мебель
итд.

Постоянное требование советской обще-
ственности гласит: дайте красивые вещи,
которые были бы прекрасно выполнены и
стоили бы недорого, Бесспорно у нас име-
ются все возможности, чтобы каждый гран
жданин за небольшую цену мог иметь у
	училище были мастерские, в которых
ученикам прививались навыки по всем
отраслям прикладного искусства, вплоть
до таких, как тиснение кожи и т, и.

В училище были подобраны хорошие
преподаватели, энтузиасты своего дела.
Одно время — по классу орнамента —
там преподавал М. А; Врубель, Помню,
как однажды он принес в класс цветок
хризантемы и начал ‘показывать, как он
из этой хризантемы может сделать орна-
мент; он зарисовал перед учащимися це-
лые полосы бумаги. Преподавателем был
и архитектор Н, В. Жолтовский, человек ©
громадным вкусом, воспитавигийся на ве-
ликих мастерах Возрождения,
	Петербургское училище Штиглица носи-

ло иной характер. Преподавание у Штиг-
лица было построено по старо-академиче-
ской системе — там не чувствовалось той
жизни, которая била ключом в Строганов-
ском училище, но в смысле. передачи уча-
щимся технических навыков, умения ри-
совать, знания истории искусств и умения
чувствовать эпоху училище Штиглица
можно было поставить в ряд о подобными
школами Гамбурга, Дюссельдорфа и Бер-
Лина.
Третьим учебным заведением была Шко-
ла поощрения художеств; она имела от-
делы прикладного искусства и выпускала
художников приблизительно такого же
типа, как Отрогановское училище.

Эти три училища, конечно, не делали
погоды даже в Москве и Петербурге, не
товоря уже о всей стране. Бесспорно од-
	но, что совместная работа архитектора с
	выпускниками этих школ позволяла Cos”
давать образцы такого искусства, которое
в те годы не уступало, а в некоторых от-
ношениях было выше затраничното. Даже
провинциальные архитекторы-ремесленни-
ки, пользуясь чертежами художников
этих школ, могли создавать на периферия
высокохудожественные вещи,
	Иная картина получилась, когда мие
	пришлось работать на строительстве Г®-
стиницы «Москва», При всем своем опти-
мизме я падал духом и чувствовал, что,
невзирая на весь свой опыт, я даю такие
вещи, которые снижают мою квалифика-
цию. Людей с которыми я работал, я не
	В своей работе архитектора мне много
приходилось сталкиваться с художествен-
ной промышленностью. Я люблю ee, MHO-
то ее изучал у нас и за траницей, одно
время даже преподавал в Строгановском
училище и в петербургской Школе поощ-
рения художеств,

Я всегда считал и продолжаю считать,
что без помощи художников прикладного
искусства один архитектор только своими
силами ‘не в состоянии создать больших
художественных произведений. Это проис-
ходит потому, что мы, архитекторы, как
правило, хорошо знаем только архитекту-
ру; когда же дело’ идет об интерьере, ме-
бели, дверных ручках, оконных (рамах
ит, д. мы легко садимся в калошу по
самым, казалось бы, элементарным пово-
nam. Crappie архитекторы, воспитанные
Академией художеств, не получили в этой
области детальных знаний и потому ока-
зывались недостаточно ‘вооруженными,
когда им приходилось иметь дело о резь-
бой из дерева, литьем из бронзы и т. д.
со всем тем, чему обучали художественно-
промышленные школы.

Во всех работах, которые мы, архитек-
торы, затевали, мы всегда знали, что бу-
дем работать рука об руку с художника-
ми-прикладниками, которые не только не
подведут, но в некотором отношении и
выручат нас. Мы широко сотрудничали ©
этими художниками, которые умели CO-
здавать хорошие рабочие чертежи ин-
терьера, тонко рисовать обстановку,
прекрасно знали орнамент, делали вели-
колепные шаблоны и т. д. Работая ¢ Ta-
кими сотрудниками, архитектор  чувство-
звал себя полководцем, у которого в руках
все роды оружия — надо было только
дать направление их работе.

В дореволюционной России было три
высших художественно-промышленных
училища: в Москве — Строгановское, в
Петербурте — училище Штиглица и Шко-
ла поощрения художеств. Первые два не
сходились между собою по профилю вы-
пускаемых художников.

У (трогановского. училища был свой
специфический ‘стиль, который одним
нравился, другим нет; это был стиль с
уклоном к Народному производству. При