6 сентября 1950 года, № 211 (3145).
	И воин
	КРАСНЫ

А В это время в другом месте началея
шахматный турнир на первенство подраз-
деления. Сильнейший шахматист -——. рядо-
	eo Motos, Ero противник — рядовой
Светоносов. Ветреча этих двух солдат
поирлекает вееобщее внимание. Перевес
	пока на стороне Светочосова. Но вот воин
делает неверный ход, открывая тем самым
ход ферзю «противника». Мотов об’являет
шах, а затем и мат. Рядовой Мотов выит-
рал у Светоносова и вторую партию. За
соседней доской, задумавигиеь, сидят стаэ-
wai сержант Березов и ‘рядовой Пикож. Ни
един из них He уступает другому. Ре-
зультат игры вичейный.

Тем временем одну из палатов заполняет
труппа любителей художественной литера-
туры. Член старший сержант Скворцов
раскоывает книгу лауреата Сталинской
премии писателя Тихона Семушкина «Али-
тет уходит в горы»...
	На линейке показывается почтальон.
Его окружалт плотным кольцом солдаты и
сержанты. Шуршат в руках газеты и жур-
налы.

— Чю в Корее?

Этот вопрос волнует всех. Мысли совет-
ских воинов, как и мысли всего передового
человечества, обращены к, героическому ко-
рейскому народу, который ведет справед-
ливую, освоболительную войну против аме-
риканеких anpeccopos.
	Агитатор подразделения комсомолеп ря-
довой Рева громко зачитывает сводку глав-
ного командования Народной армии. Успе-
хи бойцов Народной армии радуют солдат
и сержантов. Они гордятся мужеством и
отвагой верных сынов Корейской респуб-
лики. Тут же возникает горячая беседа.
Воины клеймят позором и гневом  амери-
канеких интервентов.
	— На происки поджигателей войны, —
заявляют солдаты, — мы ответим новым
напряжением сил в учебе и службе, будем
оустанно добиваться более высоких успе-
хов в боевой и политической полготовке.
	‚..Влеред выступает руководитель худо-
жественной самодеятельности рядовой Пет-
ров.

— Слово принадлежит затейникам! —
об’являет он.

Воины расступаются: в центр круга вы-
ходит ефрейтор Якубцев. Он громко, выра-
зительно начинает  декламировать стихи
лауреата Сталинокой премии поэта С. Щи-
пачева, посвященные борьбе народов мира
за мир. Талантливые стихи С. Шипачева
в исполнении воина делаются еще более
лохохчивыми, наполняют Cepia воинов
	‘чувством законной гордости за свой народ,
	который идет в авангарде борьбы за мир.
	Декламацию сменяет пляска. На, круту—
рядовой Долимов. Он ударяет в ладоши, и
в то же мгновенье раздатотся гулкие звуки
бубна. Это рядовой Хусанов сопровождазт
свовобразной музыкой танец своего земля-
ка. Все быстрее и быстрее идет Долимов.
	Из организма гидры была выделена бес-
структурная протоплазма и ядерное’ веще-
ство. Для этого гилру. истолкли в ступке.
Но так как и при таком основательном
разрушении могли все же уцелеть отдель-
ные клетки. студнеобразную массу. смочив
	стерильной водой, подвергли обработке в
центрофуге. В этом аппарате, под дейет-
вием центробежной силы, возникающей
	при быстром вращении, более тяжелые ча-
етички отделяются от более легких. После
центрофугирования сохранивитиеся клетки
остались в осадке. Для исследования был
взят верхний слой жидкости. Тут уж
не’ было ни одной клетки: пюд микроскопом
эта жидкость представлялась. прозрачной,
студнеобразной массой, совершенно лишен-
ной каких бы то ни было формообразова-
ний (бесетруктурной).

Такой была жидкость непосредственно
после центрофугирования. Но это’ была не
мертвая жидкость, а живое вещество —
уже через чае микроскоп обнаружил в
нем признаки жизни: появлялись маленькие
блестящие точки. Они на глазах начинали
увеличиваться, и все поле наблюдения
в микроскопе покрывалось  беснветными
шариками разной величины. Это была
несомненная жизнь. Шарики не были еше
клетками, до клеток им было еще далеко,
но они уже нуждались в питании, kak
все живое. Они погибали, если не получа-
ли пишу. Какую же им дать пишу? Ответ
подсказала природа. Пресноводная  гидра
питается обычно мелкими организмами,
названными циклопами. Из этих циклонов
выделили питательные вепшества и ‘доба-
вили их в жидкость с шариками (эмуль-
сию). После этого ° шарики стали разви-
ваться дальше.

Чтобы проследить их развитие, каплю
	эмульсии поместили На тонАое HONDPOBHOE
стеклышко и. перевернув. его Tak, Что
	капля на нем повисла, наложили на тол-
стое предметное стекло с углублением.
Теперь можно было наблюдать в микро-
скоп, что произойдет в ‘капельке. Уже
через три часа в протоплазматическом ша-
	DHRC появилось новообразование, которое
стало расти и превратилось в клеточное
ядро... Еще немного — и перед тлазами
	} наблюдателя была уже настоящая клетка,
	Счастливая,
зажиточная жизнь
	Колхозный строй неузнаваемо изменил
лицо советской деревни. С каждым днем
все больших и больших успехов добивают-
ея наши колхозники, все лучше и зажи-
точнее становится их жизнь. Советские
воины © огромным интересом следят за тем,
хак распветает колхозная жизнь. В своих
письмах в редакиию они рассказывают о
достижениях земляков.

Колхоз имени Шверника, Винницкой 0б-
ласти, не только полностью восстановил
свое хозяйство, но и слелал огромный шаг
вперел. В колхозе недавно побывал в от-
пуске гвардии старший сержант Федор Ха-
пела. 0 том, что он рассказал, вернувцесь
в подразделение. друзьям по оружию, ео-
общает в своем письме в редакцию военкор
М Макеев.
	«Ралостью ий горлостью  наполнилоеь
	мое сердце, — рассказывал гвардеец, —
ког1& я увидел, как поднялось колхозное
производство.
	Много новых построек возлвигнуто за
последние годы в колхозе. Среди них—по-
мещение автошколы, маслозавод, три ко-
нюшни, коровник, озчарник. Значительно
увеличился машинный парк — в колхозе
имеются теперь две грузовые машины,
станки для обработки металла и лерева.
Угпешино выполняется сталинский трехлет-
ний план развития животноводства.

Большевистская партия вывела кресть-
ShcTRO на широкую, счастливую дорогу
новой, социалистической жизни, вооружила
его мошной техникой. Мои земляки от всей
души благодарят товарища Сталина — <03-
дателя колхозного строя. Побывав на ролн-
ве, я н6 могу удовлетвориться достягнуты-
ип мною успехами в учебе, Все силы от-
дать совершенствованию своего боевого ма-
стерства-— таково мое горячее стремление».
	Военкоры пишут в редакцию 0 том, как
постепение стираются грани между городом
и деревней. Вот письмо гварлии сержанта
	НЯ. №южаева, побывавшего в отпуске в селе.
Ы. Соусйкино,. Вуйбышевекой области.
«Неузнаваемым стало Moe родное село,
— пишет сержант. — На его окраине вы-
сится теперь радиостанция. Построены
электрическая мельница, больница и ерел-
няя школа. Возлвигнуто новое здание клуба.
(ель полностью электрифицировано и та-
днофицировано. В нем открыты лва магази-
нА. Продолжаются большие работы по бла-
тоустройству села».
Партия Ленина — Сталина . проявляет
огромную заботу о повышении материзль-
ного и культурного уровня жизни колхоз-
ного крестьянства. Й с каждым днем все
зажиточнее и культурнее живут советские
КОЛХОЗНИКИ.
«Недавно, — пишет младший сержант
М. Горчунов, — передовику учебы гварлии
нлалшему сержанту Грабарчуку был предо-
ставлен краткосрочный отпуск. Вернувшиеь.
ия родного села. он рассказал нам; как
нейзуеримо повысился митериальный yo,
вепь жизни трудящихся.
Село было сожжено гитлеровнами, и п0с-
ле войны отстроено вновь.  Создавалось ст

По планам и пол руководством архитеклто-
ров” Каждый колхозник получил уютный
лом в лве-три комнаты. В колхозе созданы
коневолческая, молочно-товарная, овцевол-
ческая и птилеволческая фермы. большой
cai, пасека. Неизмеримо вырогло матери-
альное положение колхозников. Релные тов.
Грабарчука в прошлом готу получили на
трудолни много хлеба, картофеля, овощей,
иЯсА, 8 также денег. .

Колхозники не жалеют сил в борьбе 3a
новый расивет советской Отчизны, в борь-
бе за коммунизм»,

Гварлии ефрейтор Н. Морозов приводит в
своем письме рассказ ‘отпуекника гварлии
рилового Алтухова, побывавшего в родном
селе в Астраханской области. Огромный
труловой, поистине творческий под’ем среди
колхозников увилел ов в ролных местах.
Гварлеен рассказал друзьям 9 героях кол-
XBHOTO трула, самоотверженно борющихся
га высокие, обильные урожай.

Вот. к примеру. бригалир тов. Вонлрать-
ев. Демобилиловавшиеь из армии, он вазгла-
вил полеводческую бригалу. Воолущевлен-
ные стремлением лать Ролине больше сель-
скохозяйственных продуктов. колхозники
	>“. <> “> So- “e- Sn “D> *
	трудились, не жалея cua. По собранному.
урожаю бригала занимает в колхозе одно
из первых мест.

На собрании, посвященном сбору полпи-
сей под Стоктольмеким Воззванием, в кол-
х0зе, в котором гостил гвардеец Алтухов,
было много выступавигих, и каждый выра-
жал свое стремление работать еще лучше,
стахановским трудом уююплять могуще-
ство любимой Родины. «Нали труд, — гово-
рили колхозники, — лучиьий вклал в дело
мира».

Выступил на собрании и тов. Алтухов.
От заверил колхозников, что воины Совет-
ской Армии бдительно стоят на страже их
мирного еозидательного труда, новыми Ус-
пехами в боевой п политической полготов-
ке укрепляют мошь Советского государства.

(06 успехах колхозников сообщает млад-
ший сержант А. Манин.

«За отличные ублехи в учебе коман-
дир поощрил меня краткосрочным отпуском
на родину, — пишет военкор: = С. боль-
шим волнением я ехал ломой — в колхоз
«Красный Октябрь» на ВБрянщине. Я был.
там несколько лет назад. Тогда я не нашел
своей избы. На том месте. где стояла она,
лежала груда битого кириича, углей, пепла.
Мать, как и другие колхозники, жила в.
наспех построенном шалаше. Фапистские.
захватчики не оставили в селе ни одного
дома, полностью разорили колхозное хозяй-
ство. у

И вот теперь я снова в родных мостах.
Я шел по селу и не узнавал его. Лучше
и краше стало оно, чем было до войны.
Стройными рядами выстроились вдоль ули-
пы новые дома. Из одного из них—высоко-
то, пятистенного, белеющего новыми брев-
нами посреди молодой зелени деревьев —
вышла. навстречу мне. моя мать. И она слов-
но помололела за эти годы,

С ралостью рассказывала мне мать, как
восстанавливалея колхоз. С чувством ог-
ремной благоларности говорила она, какую
помощь оказали колхозникам партия и
правительство. Моей матери, ках и другим,
лали Feuer, лесоматериалы».

Ряловой Д. Тимофеев в своем письуе ©0-
общает о беседе, которую провел в полраз-
делении ефрейтор Маляренко. Ефрейтору
недавно пришлось побывать на Украине, и,
вернувшись, он поделился ¢ товарищами
своими впечатлениями. Выступление воина
дышало огромной любовью к родной стране,
горлостью за советских людей, воздвигаю-
щих прекрасное здание коммунизма.

— Незлдываемые впечатления остались
	У меня от поездки, — говорил тов. Маля-
ренко. — Я видел, как героически трудят-_
ся наши люли, каких огромных успехов до-
биваютея они. Я видел, как счастливо и.
радостно живут трудящиеся. Я видел, как
прекраена и обильна наша советская
земля.

..Шоезл илет по. Украине. И прямо ря-
лом © путями. во все стороны, куда ни
глянь. без конца, без края  раскинулось.
залитое ярким солнцем золотое море пше-
ВИНЕ ищи: ие аа
‹ Когда поезл” ‘останавливается, выхожу,
беседую © жителями. И все; с кем прихо-.
длится ветречатьея. говорят: «Хорошо <тало
жить!». И. рассказывают в. своем труде,
как 430 JHA -B день, работают все лучше,
протуктивнее.

Мы часто обгоняем товарные составы,
еще чаше они попадаются нам навстречу.
Й вилишь кирпич. уголь, лес, нефть, стан-
ки. Хотя бы по олному этому можно Cy-
дить. каким величественным трулом занят
советекий варол.

После беселы Маляренко взял елово еф-
рейтор Шумевих и призвал своих товари-
шей еще лучие овлалевать боевым мастер-
ством. «Это будет наптим ответом на про-
иски полжигателей войпы». — сказал он.

Письма военкоров показывают, что слова
воинов не расходятся © делом. В напря-
женных учебных булнях совершенствуются
военные и политические знания соллат и
сержантов. в самоотверженном ратном тру-
де выковываетея их мастерство,

Елинолушно стремление войнов-—отлич-
ной учёбой и службой крепить могушество
Ролины. належно охранять мирный труд

строителей коммунизма.
	Ё выходному дню в полразлелении гото-
вились заранее. С учетом запросов воинов
был составлен план. Затем командир ©0б-
рал активистов, чтобы совместно © ними
обсудить намеченные мероприятия, Комму-
ниеты и комсомольцы внесли ряд новых
предложений. Эти предложения не были
случайными. Постоянно общаясь с войча-
ми, коммуниеты и комсомольцы глубоко
изучают их запросы, хоропю знают, чем
живут солдаты и сержанты подразделения.
	И вот выходной день наступил. Прошед-
ший ночью хождь обильно смочил землю.
Палатки от воды сделались серыми и тя-
желыми. Но ничто не омтачало  настрое-
	ния воинов. Влереди их ждало много инте-
	ресного, и не беда, что день выдалея та-
ким пасмурным. После завтрака, они собра-
лись, чтобы Ёрослушать доклад о великих
стройках коммунизма — СОталинтрадекой и
Вуйбышевокой гилроэлектростанциях.
	—= Грандиозные ‘волжские электростав-
ции, — говорил офицер Николаев, — дадут
стране десятки миллионов киловатт-часов
электроэнергии, их плотины поднимут
волжекую. воду, и она омоет засушливые
земли. При любой погоде колхозное кре-
стьянество будет собирать обильные, не ви-
данные в этих местах урожаи...
	Внимательно слушали войны  увлека-
тельный рассказ. Й перед их мысленным
взором, устремленным в недалекое будущее,
предетало, как могучая грудь плотины
встречает волжские воды, дробит их на
потоки, посылает к турбинам.  Широкими
шагами через поля и лева идут столбы
высоковольтной линии. Они несут электро-
знергию в столицу нашей Родины — Мо-
скву, на крупнейшие промыпыенные пред-
приятия Советского Союза. ‘Через шлюзы
плывут корабли, груженные золотым волж-
ским зерном, рыбой... По магистральным
каналам вода течет на поля, журчит в по-
ливных борозлах.
	— Только в нашей стране, — полчер-
кивает тов. Николаев, —в стране победив-
игего социализма, возможно осуществлять
такие грандиозные стройки, как Сталин-
градекая и ВКуйбышевокая гидреэлектро-
станции, только налшему Народу по плечу
такая работа. И это происхолит тотха, ког-
	да в капиталистических странах, как. НЯ-
	когда, возоосла военная истерия. Ho Hat,
советеких людей, не запугать атомной бом-
бой. Мы — за мир, © нами — миллионы
людей во всех частях света. На утрозы
поджигателей новой войны мы отвечаем
дальнейшим укреплением могущества со-
ветекой Родины.
	После локлада часть воинов отправилась
на экскурсию в музей, где осмотрела, вы-
статку подарков товаришу Сталину, другая
— нашла полезные развлечения у <ебя в
подразделении.

На зеленом поле стадиона проходила
осенняя тренировка лыжников. Руковолил
ею перворазрядник старший сержант Су-
	‚ ровцев.
	— Лелай — раз! Делай —= два!
	громко команловал”он.

Солдаты ловко выполняли одно упраж-
нение за другим. Лыжный спорт в похраз-
лелении в большом почете. В прошлом го-
ду солдаты и сержанты одержали немало
побед на лыжне. Вот тренируется ефрейтор
Пронин. Он-чемпион подразделения в беге
на лыжах на 20 километров. Старший
сержант Суровцев — также чемпион под-
разделения по целому ряду дистанций.
Второй спортивный разрял по лыжам имеет
комеомолец Вольчугин. В этом году он 1е-
шил во что бы то ни стало сдать нормы
первого’ разряда. 0 повышении своего ма-
стерства думают и все остальные спортеме-
лы. Вот почему они уже сейчас готовятея
к зимнему спортивному сезону. Войны со-
вершают пробежку, вольные движения, 3а-
нимаются спортивной хольбой. Хорошо!
	Илет игра на волейбольной площадке. В
ловком, красивом прыжке ефрейтор Конкин
берет трудный мяч, пассует его товарищу.
Рядовой Козловский бросается к сетке и,
высоко подпрыгнув, тушит его на площад-
ку «противника». Игра проходит в быстром
	темпе, все линии действуют слаженно.
	отличаются остроумием и нагляхностью.
Развивающееся яйцо находится в так на-
зываемом термостате. Этот прибор «выси-
живает» яйцо, как курица или инкубатор.
А в скорлуне яйца сделано  слюдяное
окошечко, в которое и заглядывает наблю-
датель, но, разумеется, не простым глазом.
Видеть, что происходит в яйце, позволяет
ковый прибор — ультрапак, в котором
предмет освещается не снизу, как в мик-
	существо-   роскопе, а сверху. Еели под ультрапак по-
	местить руку; те можно увидеть клеточья
кожи, кожные сосуды и движение в них
крови. А в желтке куриного яйца с по-
мощью ультрапака можно видеть так на-
зываемые  желточные зерна и желточные
шары и наблюдать превращение их в
клетки. .

Так было проележено образование кле-

ток в организме. Даже в живом организме,
оказывается, клетки происходят не только
из клеток, но и непосредственно из живо-
го вешества.
’ Теперь надо было решить вторую часть
задачи: проследить образование клеток из
жирого вещества вне организма. Последо-
вал рял новых, не менее остроумных и
поразительных опытов.

Для этих опытов Лепешинская избрала
олин из низших организмов — известный
под именем пресноводной гидры. Это
маленький двуслойный мешочек, с ротовым
отверстием и несколькими жгутиками па
одном конце и с подошвой на другом (для
прикрепления к подводным предметам).
Пресноводная Гидра обладает «сказочной»
способностью к возрождению. В сказках
богатырь отрубает головы змею или
дракону, а па месте отрубленных голов
вырастают новые, Крошечная  гидра ©о-
собна на болыние «чудеса». Ее можно
протереть через шелковую материю, прев-
ратив в бесформенную кашицу, и и
этой кашины образуются сначала шари-
ки. а из шариков — новые гидры. Про-
хелывавшие такие опыты исследователи
считали, что шарики образовались из
клеток, прошедших в отверстия материи
(вель клетки. как вы знаете, очень малы).
Опыты < гидрой не противоречили учению
Вирхова. Лепешинская поставила их по-
		Он то разводит руки в сторону, то скрещи-
вает их на груди, приглашая в круг товз-
ратцей. Бак тут выдержаль! Вперед выбе-
гает не менее искусный танцор рядовой
Дежураев.

Узбекекий народный танец сменяется
рувеким народным танцем. В кругу—рядо-
вой Русин, ему аккомпанирует на баяне
рядовой Облезов. Воины-узбеки с востор-
том смотрят, как танцуют их русекие то-
варищи, п, не скрывая своего восторта,
громко и часто аплолируют.
	Долго еще звучит над  полотняным го-
ролком музыка, таздольная русская mec-
	a
	РАТИФИКАЦИЯ— утверждение меж-
дународного договора верховной властью ,
государства: парламентом в главой го-
сударства в буржуазных странах, а В
СССР -=. Президиумом Верховного С0-
вета СССР. :
	РЕАКЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — co-
противление отживающих классов об-
шественному прогрессу. К реакции, ре-
акционному лагерю’ относится все то,
что поддерживает стживший свой век
капиталистический строй, госполетво
буржуазни. Главной опорой и ведущей
силой мировой реакции после второй
мировой войны являются Соединенные
Штаты Америки; американский импери-

у i

агизм:
	РЕПАРАЦИИ — возмещение  убыт»
ков, причиненных войной,

РЕПАТРИАЦИЯ — ‘возвращение на’
родину военнопленных, НЫ

плентых, беженцев, переселенцев.

прежнего строя, свергнутого  револю-
цией; Например, ‘империалисты США,
Англии хотят реставрировать, восстано-
вить капиталистические порядки, суще-
ствовавшие ло 1945 г. в странах народ-

РЕСТАВРАЦИЯ  — восстановление

ной демократии.
	Восстановление, приведение к перво-
начальному виду старинных предметов
искусства, зодчества.

РЕФЕРЕНДУМ — всенародный опрос,
выявление мнения народа путем голо-
сования.
	САНКЦИИ — 1) утверждение, одоб-
рение какого-нибуль действия или пПо-
становления; 2) карательные меры, на-
правленные против нарушителя между-
народного договора. Санкции могут
быть политическими, экономическими,
финансовыми и другими. Санкциониро-
вать — утверждать, разрешать,

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ. —
Себестоимость ‘продукции является об-
щая сумма затрат на производство. того
или иного товара. В себестоимость еди-
ницы продукции входят: стоимость из-
но ненной части машин и сооружений
(амортизация}, стоимость сырья (метал-
ла, хлопка, шерсти и т. д.), стоимость
затраченных вспомогательных материа-
лов (топлива, электроэнергии и т. д.),
заработная плата. расходы по управле-
нию и ряд других расходов, связанных
‚с производством. изделия, Снижение се-
бестоимости способствует  социалисти-

ческому накоплению и социалистическо- ©
му расширению ‘производства, росту.

благосостсяния народа.
	  СЕНСАЦИЯ — шумиха вокруг како-
‚ го-либо события, происшествия. Сеяса-
` ционный — произволящий сенсацию,
	‚ вызывающий шум, волнение.
:
	Ароника
культурной
MCUBHU
	w Ha клубной сцене участники драм-
кружка поставили пьесы: А. Островского
«Не. было, ни. гроша, да вдруг. алтын»,
В. Гусева «Слава» и Б. Лавренева` «Голос
Америки». Спектакли прошли с большим
успехом.

Старший сержант Г. ГУЛИН.
	нашем клубе оборудована фотовит-
рина лауреатов (Сталинских премий. На
ней помещены портреты виднейших  дея-
телей науки и искусства.
	Курсант А.. СИВЕРСКИЙ.
	У час проведено совещание запевал.
Сейчас с запевалами налажены регуляр-
ные занятия по разучиванию новых строе-
	вых песен.
Ряловой Б. ГОЛОВИН.
	Ww «Книга — друг солдата» — с такой
повесткой дня прошло открытое комсомоль-
ское собрание. Доклалчик рассказал вои-
нам о выдающихся произведениях совет-
ской литературы.
	Рядовой М. МИЩЕНКО.
	Весело, организованно и интересно про-
шел выходной день в подразделения. В ме-
роприятиях, которые были здесь проведе-
	ны, принимали участие почти вое воины.
	Это произотило потому, что вомандир, во\-
муниеты и комсомольцы подразделения
чутко прислушиваются к запросам воинов,
умело растят снособных организаторов до-
суга из их среды.

Старший лейтенант В. СПИЦЫН.
	На снимках: слева — рядовые С. Све-
тоносов и С. Мотов играют в шахматы.
Воины с увлечением следят за исходом
	этой товарищеской встречи. Справа
вверху — на волейбольной  плошадке.
Справа внизу — комсомолец рядовой
	М. Долимов исполняет узбекский на-
родный танец.
	Фото А. Прохорова.
		я Солдаты и сержанты нашего подраз-
леления совершили экскурсию по Москве.
Они побывали на Красной площади, ос-
мотрели здание Большого театра, познако-
мились с рядом других достопримечатель-
ностей столицы,
	Ряловой А. ИВАНОВ.
	Эта «новорожденная» клетка проявляла
большую” резвость: она двигалась на месте,
TO свертываяеь, TO выпрямляясь, и даже
кувыркалась. Потом она начала делиться,
и из нее образовалась групна в 30—35
клеток...

Весь этот процесс был заснят на микро-
вкиноленту; снимки делались. через интер-
валы в пять секунд. При демонетрировании
микрофильма < обычной скоростью перед
глазами зрителя проходит картина возник-
новения и ‘развития клеток из я
турного живого вещества;

Исследования Лепешинекой имеют не
только огромное теоретическое значение —
	уже открываются перспективы  многооб-
разного практического использования их.
Профессор ›Ленепгинская, как ученый»
	патриот,. никогда не, завывала в непоеред-
ственной ‘пользе, которую могли бы дать
народу ее исследования. Изучая роль жи-
вого вещества в организме высших живот-
ных, она открыла новый путь борьбы
с болезнями человека. Так, например, ею
было установлено, что новообразование
клеток играет большую роль в процесее
заживления ран. На основе ее открытий
созданы «темоповязки», которые уже ис-
пытаны и дали хорошие результаты в кли-
никах. ‘. ъ
Появляется ряд новых работ,  основан-
ных на теории Лепешинской. Профессоры
Лавров и Невеломский доказывают ноРооб-
разование клеток рака и саркомы, что мо-
жет иметь огромное значение для познания
сущности этих болезней и борьбы © ними.
Работы Лепешинской помогли другому
талантливому советскому ученому Г. М.
Бошьяну сделать замечательное открытие:
он установил, что микробы могут разви-
ваться заново из мельчайших ‘вирусов и
бактериофатов, яваяющихея особой формой
живой материи — переходной между ве-
ществом и существом.
Теория Лепенгинской помогает также
правильно разрешить нелый ряд вопросов
мичуринского учения.
Творческая побела ученого-большевика
	0. Б. Иепешинской — ярчайший пример
плодотворноети ° диалектического метода в
науке. ~
	Г. ТРАВИН.

Советская наука — самая передовая
в ипре. Она влалеет могучим оружием —
лиалектическим материализмом.

В то время как ученые капиталиетиче-
скях стран, продающие науку империализ-
му, старательно изыскивают наилучшие
способы массового истребления людей, жи-
вотных и растений. советская наука, слу-
жашая народу, успешно занимается разре-
шением проблем жизни. И не случайно,
что именно биология — наука о жизни —
олерживает в нашей стране выдающиеся
победы, которые войдут в историю мировой
культуры.  Созилание, & He разрушение,
жизнь, & не смерть несет. людям советская
наука.

Доктор биологических наук профессор
0, Б. Лепешинекая. — убежденная после-
ловательница диалектического метода —
много лет занималась изучением живой
материи, стремясь проникнуть в тайну

возникновения клетки —— основной етрук-
турной единицы живых организмов. Еще
в прошлом веке Дарвин — «великий муж

науки», Бак называл его товарищ Сталин,
— нанес сокрушительный удар по попов-
ским сказкам о сотворении богом человека,
животных и растений. Дарвин доказал,
что все живое на земле развилось из про-
стейших форм.

А как же произошли простейшие фор-
мы — одноклеточные органйзмы, клетки?
На этот вопрос Дарвин не давал ответа.
В науке в жизни оставался большой про-
бел. Ло наших дней. в сущности, не бы-
ло ничего достоверно известно о проис-
хождении клетки. По образному выраже-
нию профессора Лепешинской, клетка Ste
еще «оставалась таинственной незнаком-
Кой».

(гкрытия Лепешинской проливают яр-
кий свет на происхождение и жизнь этой
«незнакомки», о которой рассказывалось
немало небылиц.

Но, прежде чем говорить 0б. открытиях
Лепешинской, надо ясно себе представить,
что такое клетка.
	Всякий организм  бостойит из  клетоь.
	Бозьмите самое маленькое растение —
грибок или водоросль, неразличимое про-
стым глазом, и самое большое дерево,
возьмите червячка. мышь или слона —
любое животное —— все эти существа по-
строены из клеток разного вида и разной
величины; не составляет исключения и
человек. Простым. невооруженным глазом
этого не заметить, так как клетки (oco-
бенно у животных) очень малы — He
больше нескольких микронов, а микрон —
тысячная доля миллиметра. Поэтому о суще-
сетвовании клеток люли узнали только. поб-
ле того, как был изобретен микроскоп.
Впервые клетки обнаружил в 1667 голу
ученый Роберт Гук, который и дал пм
название, не очень соответствующее HX
виду и сущности, но вее же утвердив-
шееся в науке. Ведь клетку мы представ-
ляем себе как геометрически правильную
фигуру (тетраль в клетку, клетчатая ма-
терия, клетка для птиц и т. п.), а клетки
организмов имеют весьма разнообразные
очертания. в них Rak pa3 не найдешь ни
прямых углов, ни прямых линий.

Но какова бы ни была форма клетки,
в ней обязательно имеется  протоплазма,
заключенная в оболочку. а в протонлазме
— ядро. Протоплазма представляет с0б0й
коллоидный раствор, состоящий из круп-
ных белковых молекул. Ядро имеет вид
пузырька с жидким содержимым.

Клетка, как бы она ни была мала, от-
личаетея большой сложностью. Поэтому
она и снособна производить ‘все необходи-
мые жизненные отправления. Существуют
организмы, состоящие из одной только
клетки — их так и называют  однокле-
точными, или простейшими. Это — амёбы,
`инфузории и другие микроскопические ву-
тества довольно причудливой форумы, раз-
множающиеся простым делением. как и
клетки сложных многоклеточных организ-
мов.

Более восьмидесяти лет в науке госнод-
ствовала клеточная теория немецкого уче-
ного Вирхова, который утверждал, Что
клетиа может происходить Только из клет-
	ки (путем клеточного деления), а созда-
ваться заново из бесструктурных белковых
вешеств не может. Тут появляется опять
лазейка для религиозно-идеалистических
представлений: если клетки не могут воз-
никать заново, не значит ли это, что пер-
вые клетки были когда-то сотворены богом?

Теория Вирхова была тесно связана е
лжеучением Вейсмана, Менделя, Моргана,
которые утверждали, что ядро клетки и
даже отдельные частички ядра существо-.
вали извечно. Сторонники этой теории от-
вергали возможность возникновения клетки
заново: по их мнению, клетки переносятея
© планеты на планету в виде спор или
зародышей.

Лепешинская своими исследованиями
опровергла теорию Вирхова. Она доказала,
340 клетки могут возникать непосредствен-
но из бесструктурного живого вещества, и
нашла 610606 воочию увидеть такое рож-
дение клеток,

Энгельс считал, что жизнь начинается
не в клетке, а в чем-то гораздо менее
сложном — в простом комочке белкового
вещества. Лепешинская  задалась целью
локазать это методами современной науки.
В специальной лаборатории Академии Ме-
дипинских Наук ССОР она со своими со-
трудниками изучала развитие жизненных
пропесеов в доклеточном периоде и про-
цесс перехода от неживого к живому. Уже
Энгельс поставил перед учеными задачу—
путем наблюдения выяснить, каким обра-
зом совершаетея развитие белка в клетку.
Но это была очень трудная задача, и толь-
ко применение новейших научных приемов
и техники позволили профессору Лепешин=
ской решить ее. В лаборатории Лепешин-
ской производились сотни опытов и наблю-
дений. Лепешинская исследовала ранние
ступени развития некоторых птиц и рыб—
протоплазму яиц и икринок. И вот ей
улалось установить, что в яйце или в
икринЕе, на ранних ступенях развития
зародыша, происходит и превращение жи-
вого бесструктурном вещества в новые
клетки. Из него образуются ` первичные
кровяные клетки зародыша и клетки, из
которых строятся стенки кровеносных со-
судов.

Табораторные опыты с куриным яйцом