11 октября 1950 года, № 241 (8175).
	PACHHH BOUR

‚ Постановления правительства о строи-
чельстве Куйбышевской, Сталингралекой
гидроэлектростанций, Главного Туркменско-
о канала, Каховской гидроэлектростанции,
Южно-Украинског и Северо-Крымского кз-
налов вызвали всеобщее одобрение совет:
ского народа и миллионов наших друзей за
`фубежом.

Сам факт строительства грандиозных co-
оружений еще и еще раз свидетельствует о
величайших преимуществах советского го-
сударственного и общественного строя пе-
рез строем капиталистическим, осужден-
ным историей на неминуемую гибель.
	Величественные сооружения сталинской
эпохи создаются во имя дальнейшего рас-
цвета нашей Родины, во имя счастья о-
ветохого народа, во имя торжества комму-
низма. Вот почему рабочие, крестьяне,
интеллигенция нашей страны, воины (Co-
веткой Армии так восторженно встретили
исторические постановления Совета Мини-
стров СООР.
	Солдаты, сержанты и офицеры Mocrop-
ского военном окрута в письмах в редак-
пию выражают свои пламенные патриоти-
ческие чувства, свою безграничную любовь
к тырцу наших побед — Иосифу
Виссарионовичу Оталину,
	«Вся наша страна, — пишет  твардии
младший сержант И. Кириленко, — охва-
чена пафосом созидательного трула. С не-
бывалым под’емом работают советские лю-
ди нал осуществлением  предначертаний
великого вождя народов товарища
И. В. Сталина. Грандиозные сооружения
сталинской эпохи — крупный вклад в
тело дальнейшего укрепления могущества
нашей страны. Отеческая забот» больше-
вистской партии и великого Оталина
воолушевляет нае, воинов, Aa борьбу за
новые успехи в боевой и политической
потготовке».
	С глубоким радостным волнением ©005-
шают в редакцию сержанты В. Степанов,
А. Солодов, И. Юхно, младший сержант
В. Сорокин и рядовые В. Борисов и
С. Назимов © могучем патриотическом
пот’еме, которым охвачены сегодня солда-
ты, сержанты, офицеры нашего округа, 96
их стремлении отличной боевой и полити-
ческой подготовкой крепить  могушество
любимой Ролины.
	В писыме младшего сержанта A. Hanae-
ва ‘творится © том. что в подразлелении Ba
послелнее время значительно повысилось
качество учебы, увеличилось чиело отлич-
ников. Каждый воин стал © еше большим
чувством личной ответственности выпол-
нять свои служебные обязанности. Военкор
6 похвалой отзываетея о воинах Кубышки-
не, Пойманове, Фелорове и других перело-
виках учебы, которые настойчиво изучают
военное дело, упорно повышают свой поли-
тические знания. закаляютея физически.
	Восхишаясь величественными стройками
коммунизма, выражая свою любовь к <9-
ветокой Родине. воины < ненавистью г-
ворят % коварных замыслах американо-
английских империалистов. разжигающих
новую мировую войну, заливающих кровью
многостралальную Корею,

«Вт время, как наша страна  развер-
тывает невиданное в мире строительство,
империалисты США сжигают и разрушают
города и села Кореи, — пишет ефрейтор
ф, Насыров. — Американские  атомшики
жаждут повой мировой войны. Нам нужно
быть постоянно па-чеку, строго следить з&
поисками империалистов».
	«Советекие люли своим мирным трулом
оказывают, что мы хотим мира во всем
	Воины нашего подразделения написали
письмо членам орденоносной сельхозартеля
имени Ленина, Кирсановского района,
Тамбовекой области. Воины попросили
рассказать, как колхозники трулятся над
выполнением плана преобразования приро-
лы. Вскоре пришел ответ. Вот что в нем
товорилось:

«Через лва-три года вы не узнаете там-
бовских полей. Кажлое поле будет окруже-
		мире, — говорится во письме солдата
А. Вервекина. — Амёрикано-английским
империалистам но удастся осуществить
свои кровавые планы, вновь разжечь по-
жар мировой войны. Мы, советские воины,
зорко охраняем мирный трул строителей
коммунизма, неустанно овлалеваем своей
	00ев0й специальностью, изучаем оружие,
	тавтику, закаляемся физически, повышаем
свою сознательность».
	Письма воинов, поступающие в «Крас-
ный воин», показывают, что во многих ча-
сетях политработники, партийные и комсо-
мольские организании уделяют больное
внимание пропаганде великих строек ком-
мунизма. Ефрейтор А. Ерошенко, старший
сержант В. Золотарев, ефрейтор В. Чалый,
ряховые Н, Газин, А. Черкашин, М. Медве-
дев, гварлии сержант Н. Исаев сообщают о
тем, что в подразделениях проводятся с9-
брания, беседы, лекции, выпускаются епе-
циальные номера стенных газет, посвящен-
ные историческим постановлениям Совета
Министров СССР. Сержант Н. Рудов подроб-
но описывает содержательную беседу, про-
веденную в одном из строительных подраз-
делений нашего округа. Успех этой беседы,
как указывает военкюр, об’ясняетея во
многом тем, что политработники сумели
привлечь к участию в ней воинов — ypo-
женцев тех областей, ге сооружаются но-
вые гидроэлектростаниии и каналы. Автор
письма приводит выступление тов, Пьяв-
ки, украинца по. национальности. «В на-
шей местности, — сказал лов. Цьявка, —
колхозники собирают неровные урожаи —
	та обильные, то низкие, засуха . наносит
колхозам большие убытки. Но нелолю
	этому быть. Скоро засухе наступит конеи.
Поля Херсонской, Николаевской, Запорож-
ской и Днепропетровской областей получат
лостаточно влаги, & будет влага, будут и
тучные хлеба, булут устойчивые урожай».
	Ефрейтор А. Зотов сообщает, что акти-
висты подготовили ряд интересных мате-
риалов нагляхной агитации. В комнате
политпросветработы оформлен. стенд, по-
священный ‹троительству Куйбышевской,
Сталингралской и Каховской гидроэлеклро-
станций, Главного Туркменского, Южно-
Украинского и Северо-Крымского каналов.
Эт стенд © большой  старательностью
оформил комсомолеп Шулюкин, нашедитий
тля него в газетах и журналах много инте-
реесных иллюстраций,
	«Около стенда, — пишет тов. Зотов, —
по вечерам. собирается много воинов. Они ©
интересом. рассматривают и обсужлают
схемы, плакаты, рисунки. Здесь агитаторы
часто проводят беседы, раз’ясняют воинам
мудрую политику партии и нравительства,
	CTNOB
	TPEHEP-
ОБЩЕСТВЕННИК
	Вечер. Позали день напряженной учебы.
	Воины собрались в спортивном городке. На
	lle

перекладине — крепкий, мускулистый
воин с нашивками младшего сержанта. 910
тренер-общественник ‘тов. Соболев. Он вы»
полняет упражнение лю нормативу третье:
го разряда. Закончив комбинацию мягким,
пружинистым соскоком, гвардии младитий
сержант (Соболев обращается к ефрейтору
	Макарову;
	Проверка политиче-
ских занятий показывает,
что солдаты и сержанты
за. минувший учебный
год значительно  расши-
рили свои политические
ЗНАНИЯ.
	На снимке: отличник
учебы гвардии рядовой
Н. Зезюкин отвечает на
вопросы проверяющего у
карты нашей Родины, За
четкий и осодержатель-
ный ответ комсомолец
Зезюжин на проверке за-
служенно получил оцен*
KY «отлично».
	Фото А. Мурахина.

ТЕАТР
	=— Теперь поиробуйте вы.

Макаров уверенно выполняет ‘трудное
упражнение.

— Носки забыли оттянуть при прогибе,
— указывает ему гвардии’ младший  сер-
жант Соболев. — Но этот недостаток легЕо
устранить. Главные трудности уже преодо-
лены. Потренируемея ^ еще немного  — и
на разрях можно сдавать будет.

Большую помощь оказал ‘тренер-общест-
венник ефрейтору Макарову. Было время,
когла Макаров чуйетвовал себя на гимна-
стических енарядах неуверенно; действовал
пеумело. Присматриваяеь к нему, гварлееп
Соболев. установил, что ефрейтору  недо-
стает общей физической подготовки.

— Мы начнем <о сдачи норм на значок
ГТО, — сказал гвардии младший сержант.
-—Это поможет вам укрёлить важнейшие
труппы мыпщ — ‘спины, брюшного пресса,
ног. А кома мышиы. окрепнут; ^ дыхание
станет глубже, увеличитея, выносливость,
тогда приступим и к специальной трени-
POBRE по: какому-либо одному виду спорта.

‚ Ефрейтор Макаров сдал нормы на значок
ГТО Г ступени, затем овладел  нормати-
вами комплекса ГТО П ступени и вилот-
ную подошел к сдаче разрядных нормати-
BOB по. гимнастике:

Но не только с Макаровым работал гват-
лий младший сержант Соболев. Его опыт
тренера-общественника пригодился при
организации ‹ команды волейболистов, сек-
ций бокса и вольной борьбы. В этих ©ек-
циях выросли способные спортемены, бок-
cep 9-го разряда’ Солоухий, борцы. второго
разряда. Григорьян и Никифоров. :

На вое хватает времени у тренера-обще-
ственника Соболева! Он успевает и 103а00-
титься 0 ремонте гимнастического ©пор-
тивного инвентаря, и лать несколько прав
тических советов тренирующемуся гимна-
сту, и точно по плану организовать 60-
ревнования. +

Одним из достоинств спортивного орга-
низатора является его умение ‚ подсказать
товарищу, в каком именно виде спорта
oa сумеет хобиться ‘наибольших успехов.

Воепитателем отличных  физкультурни-
ков называют у нае твардейца Соболева.
этих словах воины выражают уважение к
своёму товарищу, неутомимому пропаганли-
ту физкультуры и сперта.

ew me
	eT te ~

Гвардии ефрейтор в. КОНОНОВ.
		„Флаг NOMU
	гличан, слывших в То время законодателя-
ми военно-морской науки. В этих  сраже-
ниях Ушаков прославил русекий морской
флаг, одержав выхающиеея победы: в пер-
вом случае — наголову разбив численно
превосходивший русские силы турецкий
флот, во втором — овладев  счатавшейся
лотоле неприступной крепостью острова
Корфу — важнейшего форпоста Наполеона
на Средиземном море.

Но не только © открытыми врагами Ро-
дины приходилось бороться Ушакову. И в
самой России его окружали многочислен-
ные враги ‘из бездарной придворной знати.
Косные; раболепствующие перед иностран-
щиной вельможи-чиновники из Адмирал-
тейства завидовали боевой славе’ храброго
адмирала, ненавидели его новаторские на-
чинания, всячески мешали претворять их
в жизнь. Стараясь принизить самобытный
флотоводческий гений Ушакова, они высс-
комерно преднисывали ему, русскому фло-
товодцу-нНоватору, учиться у англичан.

В спектакле хорошо показана эта дра-
матическая линия постоянной борьбы Уше-
кова с косностью и рутиной самодержавне-
чиновничьего окружения. Злобные интриги,
плетущиеся против Ушакова за ем ¢nn-
	ной «сиятельными» сановнйками  Черно-
морского адмиралтейства, моряками толь-
KO 10 названию — Войновичем и Морд-
виновым, заставляют  вепомнить  судь-
ду легендарного современника Ушакова, его’
друга Александра Васильевича Суворова,
которого также ожесточенно травили титу-
лованные ничтожества самодержавной Рос=
сий Екатерины и Павла. Не случайно
действующий в пьесе Павел Г с`ненави-
стью говорит 06 Ушакове: «Суворову под-
ражает, ‚одного поля ягода».

Но если царь и его прислужники стави-
ли в вину Ушакову его близость к Суворо-
BY, TO совсем иначе смотрел на это народ.
В народе Ушакова любовно называли
«иорским Суворовым», как бы  воздавая
должное его военным завлугам, горячему
патриотизму, заботе о подчиненных.
	редетавитолеи нарола мы вилим в спек-
	Такле в лице рядовых матросов и офице-
ров. — боевых соратников Ушакова. Имен-
но на них, на этих храбрых, выносливых,
находчивых русских моряков опирается
Ушаков в своих боевых делах. Как пере
ловой военный деятель подлинно <уворов-
ского толка, Ушаков хорошо понимал, что
в сражении решающую роль играют люди.
Поэтому-то, создавая свою новую тактику
морского боя, основанную на сочетания
смелого маневра и огня артиллерии, он в
первую очередь учитывал замечательные
осевые качества русского человека и ©0от-
	ветствующим образом воспитывал своих
подчиненных,
	Изобретателю оставалось продумать
способы прокладки проводников под зем-
лей и под волой. В этом новом и трудном
деле еще. раз во всем блеске проявилось
выдающееся дарование Шиллинга. Чтобы
не дать TOKY уходить в землю, он изолиро-
вал медные проводники при помощи. пря-
жи, лаковой мастики и каучука.

Так велед за телеграфом Россия впервые
дала миру и. электрический кабель.

Первую в мире телеграфиую линию
Шиллинг проложил в Петербурге между
Зимним дворцом и Министерством путей.
сообщения.

Русский изобретатель телеграфа одержал
великую победу. Ведь все попытки за ру-
бежом изобрести телеграф неизменно кон-
чались неудачей. Поэтому не удивительно.
то внимание, котор было’ проявлено к
Шаллингу, вогла он в 1835 голу посетил
& 63д ебтествоиспытателей в Бонне (Герма*
ния). Олнако, как это вскоре выяснилось,
внимание к русскому изобретателю He
было бескорыетным.

После того, как Шиллинг познакомил
ученых в Бонне ‹о своим аппаратом, за
границей писали, что Шиллинг «должен
быть назван тем, кто впервые и с вели-
чайшим успехом решил проблему создания
электромагнетического телеграфа»,

Англичане предложили Шиллингу вве-
сти его телеграф в Англии, но изобрета-
Тель отклонил’ ‘9Фо предложение: его изо-
бретение должно было служить в первую
очередь его родине — России.

Олнако  телеграф,. правда, не по вине
изобретателя, все же попал в Англию.

Ha с’езде естествоиспытателей в Бонне
присутствовал англичанин Кук. Внима-
тельно наблюдая опыты Шиллинга, он
изучал устройство телеграфа, Векоре воро-
ватый англичанин изготовил Модель теле-
графа, увёз © в Англию и выдал, теле-
граф за свое Изобретение.

Кук вместе < физиком Уинетоном” осну-

Paha”
	Боевые подвиги, флотоводческое  искус-
ство, выдающиеся заслуги великого рус-
ского флотоводна Фелора Ушакова по праву
занимают одно из виднейших мест в елав-
ной военной истории нашей Родины.  Име-
нем Ушакова назван высший военно-мор-
ской орден Советского Союза. Понятен по-
этому тот живой интерес, который вызы-
вает новый спектакль Центрального театра
Красней Армии «Флаг адмирала»,  посвя-
щенный жизни этого замечательного рус-
ского патриота.
	Автор пьесы лауреат Сталинской премия
А. Штейн поставил перед собой, задачу 9х-
ватить в произвелении основные моменты
славной патриотической деятельности Уша-
кова. Решая эту задачу, А. Штейн черпает
свой материал почти исключительно из до-
стоверных исторических источников.
	Примечательные исторические эпизоды,
отображенные в спектакле, захватывают
зрителя < первой же сцены, которая пере
носит его в город Хербон 1783 года, куда
молодой капитан Ушаков прибывает с от-
рялом матросов. чтобы принять участие В
строительстве первых кораблей русского
Черноморского флота. В городе чума. Один
ва одним гибнут люди. Трусливый началь-
ник Черноморского флота граф Войнович
бросает вее на произвол судьбы и спасает-
ся позорным бегством в Петербург. Делу
постройки кораблей угрожает полный раз-
вал. Учитывая колоссальное значение Чер-
номорекого флота для обороны России, Уша-
ков понимает, что работы на верфях ни. в
коем случае не лолжны приостанавливать-
ся. Быстро и решительно он ликвидирует
панику. возвращает бегущих ео строитель-
ства люлей, принимает ряд неотложных
мер, Чтобы залержать  распространение гу-
бительной заразы, обезопасить своих. пол-
чиненных и продолжать постройку боевых
судов, Чума отступила перед действиями
этого. бесстрашного человека, работа на, вер-
фях прололжалась. И вот мы присутетвуем
	при торжественном спуске на воду кораб-
	лей военно-морских сил России на Черном
море..;
	уже в этих первых сценах спектакля
ярко выявляются важнейшие черты в 0об-
лике Ушакова, оближающие 6то © Такими
замечательными русскими военачальника-
ми. как Суворов. Нахимов, Макаров.
	Брасочно, поставленные сцены «первой
генеральной баталии» на Черном море —
бой е турками у острова Фидониси в 1788
году, взятия с моря острова Корфу Bo
время Средиземноморской кампании 1798
—1800 годов раскрывают образ Ушакова
как флотоводца-новатора, творца победонос-
ной Тактики маневрирования парусного
флота, в которой он намного опередил ан-
	В эпизоле ‘на корабле, являющемся 0д-
Ной ИЗ ЛУЧШИХ сцен спектакля, когда
Ушаков беседует перед ‘боем с матросами,
он предстает как вдумчивый, проницатель-
ный командир, хорошо знающий евоих
людей, верящий в их силу, умеющий воо-
душевить их на подвиги во ИМЯ Родины.
Й матросы платят ему той настоящей
боевой дружбой, той ‘безграничной, как он
сам говорил, «доверенностью», которая по-
могла Ушакову не проиграть ни одного
морского сражения и прославить отечест-
венный флот многими Флавными победами.

Постановщики спектакля лауреат
Сталинской премии А. Попов, Б. Афонин,
И. Ворошилов добились хороших результа-
тов в раскрытии идейного замыела пьесы,
выдвинув на первый план среди обилия
быстро сменяющих друг друга эпизодов
главную тему; патриотические деяния ад-
мирала Ушакова и его сподвижников, про-
елавляющие русское оружие. Ярко и у0е-
дительно воспроизведены картины  сраже-
ний, заслуженно вызывалощие восхищение
зрителей; чему во многом способствуют
превосходные декорации лауреата Сталин-
ской ‘премии художника Н. Шифрина.

Интересное воплощение находит в спек-
такле галлерея исторических aM действу-
ющих в пьебе: Потемкин (арг.  А. Хохлов),
Екатерина П «арт. В. Окунева), Павел 1
(арт. Р. Ракитин), английский адмирал
лорд Нельсон (арт. А. Хованекий); леди
Гамильтон (арт. 1; Добржаяская). Две noe.
лелние фигуры связаны © линивй полити-
	‘чески острого” разоблачения ‘британской’
	захватнической политики на Средиземном
море и тех грязных дипломатических про-
исков, которые вели англичане ‘в целью
	помешать победоноеному продвижению рус-
ского флота под команлованием Ушакова в
	Средиземном море; несмотря на то, что они
были союзниками России во время. Среди-
земноморской кампании против Наполеона.
	Естественно, что главное внимание зри-
телей сосредоточивается на исполнителе. ро-
ли Федора Ушакова. Артист Б. Ситко: ©0-
здает выразительный 0браз выдающегося
флотоволца. подчеркивая в Нем горячую
любовь к Отчизне, страстную нетерпимость
к низкопоклонетву перед дутыми иностран-
пыми авторитетами, K KOCHOCTH и застою
военной мыели, большую сердечность в
отношениях © матросами.

Центральный теватр Красной. Армии и
прежде неоднократно работал над произве-
лениями. посвяшенными знаменитым пред-
ставителям героического военного пропьлого
нашей. Родины (спектакли о Суворове, Ву:
тузове и др). В ряду прежних спектаклей
«Флаг аэлмирала» — явление яркое и зна-
	GUTCIbHGC, : :
т Н. ЛЕЙКИН.
	немецкий. физик _ Вебер. Много лет он
безуспешно . работал над созданием. теле-
графа со стрелками, но после ©’езда дело
сразу пошло. Вебер, как и Кук, присвоил
изобретение Шиллинга.
	6 августа 1057 года внезапная смерть
оборвала замечательную: ‘жизнь изобрета-
теля электрического телеграфа. Смерть
застала Шиллинга за сооружением новой
телеграфной ‘линии Петербург-—Иронштадт,
	часть которой должна была пройти по дну.
	Финского залива:
	Hat усовершенствованием телеграфа
Шиллинга много трудился выдающийся
русский ученый и изобретатель Борис Ce-
менович Якоби. В шюшлом профессор
Дерптекого, ныне Тартуского университета,
Якоби был членом Русской академии наук.
Это был человек смелой мысли и больших
дел. В истории мировой техники его имя
увековечено изобретением электрического
двигателя, электрохола, то-есть судна, дви-
жимого электрическим двигателем, гальва-
нопластики и, наконен, пишущего элеклт-

рического телеграфа.
	Якоби было яено, YO о воспринимать
сигналы телеграфа без ошибок очень труд-
но. Вот почему он первый стал работать
над телетрафом, который автоматически
записывал бы принимаемые сигналы. Эти
сигналы аппарат Якоби записывал ‘ва
хощечке, ’ которая при. помошя. ‘часового
механизма ‹перемещалась вдоль стола: При-
нятые сигналы записывал карандали,. а он
В. ©во10 ‘очередь ‘действием электромагнита
	перемещалея вверх ий вниз, оставляя Bi
	Ннистую (линию с зигзатами, различного. ви-
1a. OTH зигзаги и соответствовали тем или
	иным буквам алфавита.
	В ряде подразлелений округа состоялись
комсомольские собрания, посвященные по-
становлениям Совета Министров СССР. 06
олном из таких собраний сообщает военкор
сержант К.  Ашкинадзе; Выступая, ‘участ-
ники собрания т.т.’ Климов, Пахомчик,
Галимский и другие © ‘чувством огромной
любви говорили о лорогой Отчизне, о вели-
ROM вВожле наролов товарише- Сталине.
	Развертывая. полтотовку к предстоящим
выборам в. местные. Советы депутатов тру-
дящихся, широко популяризируя великие
стройки. коммунизма, офицеры . руково-
хители партийных. и комсомольских
организаций обязаны мобилизовать воинов
на успешное выполнение задач,  постав-
ленных Воевным Министром. на борьбу за
новые успехи в бобвой и политической
	LOTTOTOBRA.
	Спортивная
хроника *
	3% На-лнях командир вручил разрядные
значки лучшим спортсменам — старшему
сержанту Маклакову, рядовым Штацкому,
	Шилину и другим.
Лейтенант А. ЧУЧУПАЛ.
	3% В Калининском суворовском военном
училище организованы секции:. легкоатле-
тическая, гимнастическая, ‘фехтования И
другие. Отлично ‘работают ‚ на снарядах
разрядники Привалов, Лебедев. Луч-
щий. гимнаст. училища Анатолий Ми-
‘хайлин готовится к сдаче нормативов 1-го
разряда единой Всесоюзной спортивной
классификации.

Суворовец В. ЛОГИНОВ.
	*\ Проведен розыгрыше первенства Туль.
ского суворовского военного. училиша По
баскетболу. Встречи’ проходили в острой
спортивной „борьбе и показали возроситий
класс игры баскетболистов. Первое место
заняла команда, гле капитаном tos. Mo-
дэк. Не имея ни одного поражения, она
набрала наиболынее количество очков 14.
	Суворовец Ю. ЛАВРУХИН.
	РАДОСТНЫЕ ВЕСТИ
	но лесной полосой Изменитея Но только
	пейзаж. но и климат. Мы будем вырмци-
вать у себя южные растения.

У нас имеется 70 тектаров фруктозого
сада, 12 тысяч лоз виноградника. И все,
что мы имеем. чем богаты, достигнуто
нами благоларя отеческой заботе болыше-
вистской партии, любимого отца и учите-

ля товарища Сталина».
Рядовой М. ЦЫБУЛЬСКИЙ.
	ЛЮДИ РУССКОЙ НАУКИ
	э На спортивных соревнованиях грана-
тометчиков подразделения победителем вы-
шел рядовой Потороченков. On метнул
гранату на `64 метра 84 сантиметра:

Рядовой А. ШЕСТАКОВ.
	*\ В нашем ° подразделении состоялись
соревнования на первенство по шахматам.
	„Лучшие результаты показали ефрейторы
Плотников и Ковалев, младший сержант
Имамов.
	Проходили также соревнования гиреви-
ков И гимнастов. Здесь ‘отличились гиревик
сержант Козалев и гимнаст рядовой Гри“
горьев: 1
	Рядовой М. МИЩЕНКО.

Телеграф-—-русское изобретение
	Телеграф Шиллинга значительно отли-
чалея от современных нам аппаратов, но
для своего времени это была самая удач-
ная попытка передавать на расстояние
условным образом буквы алфавита.

В телеграфе Шиллинга был передатчик
с восемью клавишами белом и черного
цветов, & также приемник. Восемь прово-
доз, по числу клавиш, <оединяли  пере-
датчик и приемник.

Приемник состоял из шести небольших
катушек с магнитными стрелками внутри
их. Стрелки подвешивались на шелковых
нитях, и к кажлой нити. прикреплялся
картонный кружок. Одна, сторона кружка
окрашивалась в черный цвет, другая дста-
валась белой.

Передатчию присоединялея к источнику
электрического тока, гальванической бата-
рее, и, как только нажималась клавиша,
в заектрическую пень и в, катушки посы*
лалея ток; Витки ‘катушек, обтекаемые: то-
ком, создавали магнитное ‹ поле, а стрелки
внутри катушек вместе в прикрепленны-
ми ‘к ним кружками поворачивались, На-
жимая различные клавиши, . можно было
заставить повернуться кружки то белой,
те черной етороной или ребром.

Казклой букве алфавита отвечало то или
	‚иное сочетание кружков, оная эти <очета-
	ния, можно было легко читать любое пе-
редаваемов. известие,

Усовершенствовав свой телеграф, ‚ Шил-
Линг оставил. Только, лва провода, & из
шести катушек. сохранил одну,

На, станции приема осталась одна стрел-
ка, но теперь она поворачивалась под раз-
ными углами. Этих. углов поворота. было
36, и при каждом своём. отклонении. <тред-
	®а,, непосредственно, указывала на переда-
ваемую ‘букву. Это было. очень важное
	усовершенствование телеграфа.
	‚Аелеграфные провода Шиллинг, прелла-
Гал подвешиваль на деревянных столбах.
Однако это замечательное предложение
Шиллинга в правительственных кругах
тогдашней России было отёлонено.
	В конце октября 1832 года американ-
chm пароход «Сюлли» пришвартовалея в
Нью-йоркской пристани. С него сошел На
берег мололой  американеп. Покидая ко-
рабль. он, как и все пассажиры, _ привет-
ливо махнул капитану шляпой. Пассажир
И капитан не обменялись ни одним словом.
Можно представить. каково было удивле-
ние капитана, когда спустя пять лет этот
36 мололой человек посетил его © весьма
	странным предложением:
— Вам вовсе не обязательно напрягать
	память, чтобы припомнить те обетоятель-
	ства, о которых сейчас пойлет речь. Олна-
во вот эту записку вы обязаны  перепи-
	cath своей рукой и улостоверить, ITO,
сходя на берег, я обратилея к вам именно
в этими словами.—Посетитель протянул ка-
питану записку, указав пальцем, на какое
место в ней нало обратить внимание,

В записке выделялись написанные
крупным почерком строки:

«Вели вы, капитан, когда-нибудь ус-
лышите, что телеграф одно из чулес света,
вепомните. что его изобретение было сде-
лано на палубе вашего парохода».

Утивление капитана быстро сменилось
	почтительным вниманием, когда посетитель
9б’яснил ему, что очень влиятельные аме-
риканны, в том числе редакторы газет, ©чи-
тают нужным признать родиной телеграфа
именно Америку.

„.Никогла не произнесенные слова Ва-
питан улютоверил. Так родилась легенда
0 том, что электрический телеграф изобрел
(еиюэль Морзе — так звали этого поее-
тителя,

4 сентября 1837 гола телеграфный ап-
парат Семюэля Морзе оттиенул на бумаж-
ной лена точки й’ тире -— знаки,  ©0т-
вететвующие тем или иным буквам алфа-
вита. Велед за этим в американских жур-
налах Морзе об’явил о своем ‘первенстве в

изобретении телеграфа.
— Я утверждаю, что я первый выска-

21 мысль ‘06 электромагнитном телеграфе
	и изобрел его. Это произошло 19 октября
1832 года на парохоле «Сюлли», во время
моего переезда из Франции в Соединенные
Штаты Америки. Следовательно, я‘ изобре-
татель первого удобного для употребления
телеграфа. Все телеграфы в Европе, без
исключения, изобретены позже моего:

В заявлении Морзе верно только т0; что
в октябре 1832 ода он; как’ это мы
знаем, действительно ‘находилея на борту
парохола «Сюлли». Что же касается  изо-
бретения телеграфа, 10, может быть; У
Морзе были какие-либо  расплывчатые,
неопределенные идей, но изложить их
сколько-нибудь связно он еще не был в
состоянии.

Да и как можно говорить об изобрете-

nua Морзе телеграфа, если в течение пяти
лет после возврашения в США он ничего

не слелал для претворения в жизнь своих
замыслов (если они У него имелись)? Это,
однако, не помешало американской печати
рьяно, вопреки фактам, защищать приори-
тет Морзе.

Первые образпы телеграфа Морзе отно-
сятея не к октябрю 1832 года, а к <ен-
тябрю 1837 года: Первые, да и послелуюу
щие образны телеграфа Морзе были край-
не несовершенны, непрерывно изменялись,
й только в 1844 голу появилея первый

практически пригодный аппарат.
Факты свидетельствуют. что родина ‘Te-
леграфа не Америка, & Россия. Истинные

изобретатели телеграфа русские ученые
Пиллинг и Якоби, но не Морзе. Телеграф

изобретен в Россий русским ‘офицером
П. Л. Шиллингом еще в 1830 году.
Русский офицер Павел Львович Шил-
линг получил образование в Петербурге и.
на протяжении всей последующей жизни.
неутомимо пополнял свой знания в самых
различных областях. Он много, путеше-
	© а у ее

‘твовал A CALI знатоком ‘народов Азии,
	Однако важнейшим делом жизни Шид-
линга стало изобретение электрического

телеграфа.
	Передатчиком сигналов, действующих. на
электромагнит, служил. ключ, ехожий 6
тем, который применяется H B COBpeMeH-

ных телеграфных аппаратах,
Якоби созлал много замечательных кон-
	вал обтиесетво для ‘экеплоатации украденно-   струкций телеграфа. в том числе и первый
	го изобретения на многих участках желез-
ных дорог Англия. Распаляемый жаждой
	в Мире телеграфный аппарат, печатающий
буквы на бумажной ленте. Только спустя
	наживы. он осмелился предложить. русско-   пять лет после Якоби, в 1855 году, аме-
	му правительству ввести телеграф на ро-
лине этого изобретения. но был пойман ©
	ПОЛИчЧнЫмМ.
На с’езде в Бонне присутствовал также
	риканец Юз об’явил 900. изобретении им
	буквопечатаюшего аппарата.
Такова правда об изобретении телеграфа.
А. ЕРОМИЦКИИЙИ.
	Коммунист ефрейтор Анатолий Попов—
	лучитий спортсмен’ › подразделения.
Спорт — любимое занятие воина. По
гимнастике ефрейтор [lonop имеет вто-
рой ‘разряд. На снимке; ‚ефрейтор
А. Попов выполняет упражнение на
кольцах.
	Фото рядового Г. Колесникова,