По реке Москве, пробираясь из Каспийского в Балтийское море, проезжали восточные купцы, которые по пути вели торговлю с жителями го
родищ, как показывают найденные в Чертольском городище в 1838 году арабские монеты IX века.
Но в середине XII века, к которому относится начало истории Москвы, кроме речных путей и главной торговой дороги по Москве-реке, не
сомненно, существовали уже и сухопутные дороги, связывавшие Москву с окружавшими ее городами. Документальных данных о них нет, но по многим косвенным сведениям можно предполагать, что у нынешнего Большого Каменного моста, на месте которого в древности был брод, пересекались две дороги — Новгородско-Рязанская и Смоленско-Владимир
ская. Первая шла через Волоколамск и потому называлась в древности «Волоцкой» дорогой; она проходила по современным улицам: Красной
Пресне, Баррикадной, улице Воровского, улице Фрунзе, улице Серафимовича, Большой Полянке, Большой Серпуховке и Большой Тульской улице. Вторая дорога шла из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суз
даль и Владимир и проходила в Москве мимо Новодевичьего монастыря, по Кропоткинской набережной, затем набережной Кремля и Китай-города (но дальше от реки, за современными их стенами), по Китайскому проезду, улице Дзержинского, Сретенке, 1-й Мещанской, Ярославскому шоссе. Конечно, всех названных улиц тогда не было.
Московская земля в то время принадлежала Владимиро-Суздальскому княжеству, была его южной окраиной, близ границ с Рязанским, Черниговско-Северским, Смоленским княжествами и владений Великого Нов
города. С ними часто велись войны, и потому в 1156—1158 годах великий князь владимиро-суздальский Юрий Владимирович построил близ узла дорог, на высоком тогда холме, образованном впадением в реку Москву реки Неглинной, маленькую деревянную крепость, которую назвал «Москва-град». Эта крепость явилась зерном, из которого выросла Москва. Возле крепости уже в XII—XIII веках существовал «посад» — поселок с постоянно проживавшими в нем купцами и ремесленниками и с постоянным рынком. Первоначально он располагался у самого брода, на «подо
ле» (склоне к реке Москве) Кремля, но по мере роста занял местность и к востоку от последнего, между рекой Москвой и рекой Неглинной. Уже в XIII веке, как предполагает И. Е. Забелин, к нему прошел конец «Волоцкой» дороги от современной Арбатской площади, т. е. по улице Калинина.
Тогда же повернула к посаду и дорога из Владимира — от площади Дзержинского по улице 25 Октября и внутри Кремля — от Никольских ворот к его центру. С древнего «пристанища» (пристани) близ устья Яузы прошла на посад в XIII веке и современная улица Разика, продолжавшаяся по «подолу» Кремля от Константино-Еленинских ворот, ныне заложенных.
Постройка Иваном Калитой в 1339—1340 годах дубовых стен Кремля с расширением его территории на восток — до линии, которую можно мысленно провести между современными Малой Арсенальной башней в