‚ Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	ВОСКРЕСЕНЬЕ
			Гол издания ХИП
		CORFTCKOR MCKYCCTIRO
	Орган Комитета по делам искусств при Совнаркоме Союза ССР и ЦК профсоюза работников искусств
	Советские
художники
	К, Е. Борошилову
	По инициативе большой группы мос-
	ковских и ленинградских художников и
художников братских республик оргко-
митет Союза советских художников СССР
подготовил выставку художественных
произведений, посвященных оборонной
тематике и связанных с жизненным и
боевым путем друга советских художни-
ков К. Е. Ворошилова,
	Выставка будет открыта в день 60-ле-
	тия К. ЕВ. Ворошилова, 4 февраля, в двух
помещениях — в выставочных залах орг-
	комитета ССА и в выставочном зале
Всекохудожника.

В выставке принимают участие также
мастера Мстеры, Холуя и Федоскина, ков-
ровщики, мастера гобеленов, мастера по
изготовлению художественных изделий из
стекла, фаянса, фарфора, металла и т. д.

Г. Савицкий’ написал для выставки
большой конный портрет К. Е. Ворошило-
ва, В. Сварог — картину «Ворошилов на
	байдарке». Е. Кацман—портреты кресть-
	ян. у которых товарищ Ворошилов жил
	во время своей ссылки под Архангель-
	ском, А. Бубнов — картину «Ворошилов
	на маневрах», А. Пластов—«Выводка ко-
ня», Н. Денисовский — «Ворошилов сре-
ди работников искусств», Ф. Модоров —
«Беседа Ворошилова с крестьянами на
	маневрах», ВЮ. Зернова. — «Наши  развед-
	чики в бо0ю>, В. Хвостенко — «Встреча
луганцев ‘на Царицынском фронте», В.

Бялыницкий-Бируля — ‘«Железнодорож-
ная будка, в которой родился  Вороши-
лов», Ф. Решетников — «Ворошилов в

а ссылке» игдр.

Н. Мешков показывает на выставке
сделанный сангиной портрет. товарища
Сталина, Ф. Богородский — картину
«Дом в Горках»,

Наряду с оборонными произведениями
многие художники дали на выставку спе-
циально написанные пейзажи; натюрмор-
ты и др. М. Сарьян — «Букет цветов»,
И. Tpadaps —- «Цветы», П. Кончаловский—
«Цветы» и др. Бригада художников Се-
верного морского флота прислала на вы-
ставку 30 картин и рисунков на темы
из жизни и быта Северного Морского
флота.

Из произведений ленинградских худож-
ников на выставке будут показаны 8 ра-
бот М. Авилова, картины А. Жабы «Во-
рошилов на Царицынском фронте», Яр-
Кравченко—«Сталин, Молотов и Вороши-
лов в гостях у Горького» и др.

На выставке экспонируется свыше 50
работ московских, ленинградских и о 6бе-
лорусских скульпторов и до 100. произве-
дений Фрафики. Среди скульптурных ра-
бот — «Ворошилов» Таурита, «Красно-
армеец» Л. Писаревского, бюст С. К. Ти-
мошенко, сделанный Г, Неродой, новые
скульптуры В. Андреева, 3. Виленского,
Н. Гаврилова, А. Грубе, Д. Шварца,
8. Азгура и др. Ленинградские скульпто-
ры показывают также эскизы проектов
памятников НА местах боев с белофинна-
ми. на’ Карельском. перешейке.

Среди графических работ — «Портрет
К. Е. Ворошилова», писанный с натуры
Г. Верейским, рисунки, офорты и гравю-
ры С. Бойма, П. Старюносова, А, Шма-
ринова,® А. Лаптева, В. Бибикова и др.
на темы из жизни и деятельности К. Е.
	Ворошилова.
ть
	ЦК ^П(6)
ПРЕЗИДИУМУ ВЕРХОВНОГО
	КИРГИЗИИ
СОВЕТА КИРГИЗСКОЙ ССР
	Цена 36 коп.
	№5 (740)
	ФЕВРАЛЯ _
1941 года
	1рофсоюзный актив
и его задачи
	30 января закончился пленум централь-
Foro комитета Союза работников искусств.
Проходивший в деловой обстановке и в
атмосфере здоровой самокритики, пленум
подвел итоги большой работе, проделан-
ой профсоюзной организацией за 14 ме-
сяцев со времени Х всесоюзного с’езда.

Союз вдвое сократил свой платный
зппарат, сэкономив на этом до миллиона
рублей, поднял самодеятельность масс и
привлек к практической профсоюзной pa-
боте многочисленный добровольческий ак-
тив. ‘

Закончившиеся в декабре выборы низо-
вых профорганизаций — месткомов и
профгруппоргов — выдвинули на руково-
дящую работу в профсоюзе новые кадры
ведущих творческих работников, Kpyn-
нейштих мастеров театра, музыки и изоб-
разительного искусства, тысячи лучших
производственников, беззаветно преданных
делу партии Ленина—Сталина, Сейчас в
выборные профорганы и в комиссии по
отдельным отраслям профсоюзной работы
вовлечено свыше 60 тысяч членов проф-
союза, .

Наличие актива создает исключительно
благоприятные условия для решения круп-
нейших творческих задач, поставленных
партией и правительством перед работни-
ками искусств. Надо только, чтобы этот
актив не был оставлен без помощи и ру-
воводства, чтобы созданные при област-
ных и краевых комитетах комиссии проя-
вилн максимум полезной — деятельности,
чтобы профсоюз продолжал свою так ус-
пешно начатую работу над марксистско-
ленинским воспитанием актива. Иначе не-
избежно создастся положение, когда ce-
годнящнне активисты завтра отойдут от
активной ‘профсоюзной деятельности.
	Введение в театрах типовых штатов, 0
которых на пленуме докладывал началь-
ник Управления по делам искусств при
CHK PCOCE Н. Н. Беспалов, освобождая
труппы от малоквалифицированных, слу-
чайных и неспособных людей в театре,
создает новые возможности для творче-
ского под’ема советского искусства.

Выступивший на пленуме председатель
Комитет» по ‘делам искусств при СНК
СССР М. Б. Храпченко заострил внима-
ние профсоюза на роли советского театра
как могучего средства коммунистического
воспитания масс и остановился Ha
роли и значении советского репертуара
как основного фактора, определяющего ли-
по советского театра.

Активист профсоюза должен выступать
в 1еатре как активист советского реперту-
ара, понимая сам и раз’ясняя другим, что
без советских пьес, показывающих жизнь
и людей Советской страны, не может быть
и советского театра, С огромным интере-
сом пленум слушал рассказ народното ар-
тиста СССР Гната Юры о той борьбе за
советский репертуар, которую ведет Укра-
инский театр им. Франко. Гнат Юра. счи-
тает ощибкой центрального комитета со-
bia, что он не занял. боевых позиций в
вопросах репертуара, не мобилизовал во-
круг этих вопросов профсоюзную общест-
венность, не привлек к репертуару BHE-
мания производственных совещаний,

Не может быть никакого сомнения, что
если бы производственные совещания не
просто заслушивали и. принимали к ©ве-
дению сообщения художественных руково-
дителей о рёпертуарных планах, а се-
рьезно готовились к их ‘обсуждению, если
бы местные профсоюзные организации.
развертывали вокруг предбтоящих носта-
HOBOK большую политико-воспитательную
работу, театры имели бы в своем репер-.
туаре высококачественные произведения и
задача осуществления репертуарной поли-
тики была бы значительно облегчена.

Советский зритель настойчиво требует
хорошего советского спектакля. Беда в
том, что профсоюзные организации не
мобилизовали в театрах общественного
мнения вокруг постановки советских пьес,
не использовали для этого своего актива,
не провели раз’яснительной работы среди
театральных работников.

разве могут профессиональные орга-
низации целиком освободиться ‘от ответ-
ственности ‹за то, что в ряде театров. на
постановки западных пьес затрачиваются
колоссальные денежные и материальные:
средства, привлекаются лучшие исполни-
тели и т. д. и рядом с этим советские
пьесы ставятся кое-как, без малейшей за-
	Прежде всего речь должна итти о воп-
росах социального страхования, которые
не занимали в работе союза того места,
которое они должны занимать. Ни прези-
днум ЦК Рабис, ни его республиканские,
областные и краевые комитеты не следили
ва выполнением этого бюджета, достигаю-
щего сейчас гигантской суммы в 45 мил-
лионов рублей. Нужно было специальное
вмешательство ВЦСПС, чтобы президиум
ЦК. Рабис взялся за наведение элемен-
тарного порядка в области соцстраха и
принялся за взыскание со страхователей
задолженности, достигшей ‘на 1 июля
прошлого года 5,5 миллиона рублей. Сей-
час эта задолженность снижена на 2,5
миллиона рублей, но все же продолжает
оставаться непомерно большой. При нали-
чии актива страховых делегатов, при пов-
седневном и регулярном руководстве этим
активом обкомы и крайкомы союза смогут
в ближайшие месяцы. ликвидировать эту
задолженность полностью и собрать те
средства, которые ускользают из государ-
‚ственного бюджета,

Вместе с невыполнением доходной ча-
сти бюджета соцстраха истекший год при-
нес и значительный перерасход по фонду
временной нетрудоспособности (до 700 ты-
сяч рублей). Это смогло случиться только
потому, что не было обеспечено настоя-
щего контроля за выдачей больничных
листков. Вместе с тем профсоюзные
организации уделяли недостаточно вни-
мания вопросам охраны труда, Они не
следили за тем, чтобы огромные средства,
отпускаемые государством на мероприя-
тия по технике безопасности, полностью
были использованы по своему назначе-
	нию. Наличие хорошо инструктированного.
	актива и проверка с его помощью всех
случаев заболеваемости должны привести
к тому, чтобы в этом году окончательно
изжить случаи симуляции, рвачества и
прогулов по. «больничным листкам».

Не все благополучно ис массовой обо-
ронной работой. Правда, размах шефствя
работников искусств над частями Красной
Армии и Военно-Морского Флота неуклон-
но растет, и в истекшем году в художест-
венном обслуживании красноармейских
частей активно участвовало 30 тысяч
членов профсоюза. Но разве этим исчер-
пывается все участие работников ‘ис-
кусств в укреплении мощи и обороны на-
шей страны? Государство нуждается в
физически крепких, выносливых, хорошо
тренированных людях, готовых к любым
трудностям походной жизни. В союзе Ра-
бис много прекрасных теннисистов, хок-
кеистов,‚ шахматистов, даже имеются pe-
кордемены-биллиардисты, но очень мало
хороших лыжников, гимнастов и Т. д.

Лыжный кросс профсоюзов закончился,
а спортивному обществу «Искусство» не-
чем похвастать в этой области. Из циф-
ровых данных, оглашенных на пленуме
председателем общества т. Привато, видно,
что в лыжном кроссе. профсоюзов уча-
ствовали всего 3.300 работников искусств,
а лыжные нормы комплекса «Готов к тру-
ду и обороне» сдали всего 1.200 человек.

Ответственность за эго несет не только
спортивное общество, но и весь  проф-
союз в целом, ибо практика показала, что
тде обкомы союза (и их председатели)
активно занимаются руководством  физ-
культурной работой, там организация шла
в первых рядах кросса.

Сосредоточить внимание на этих недо-
четах в работе профсоюза необходимо сей-
час потому, что эти нёдостатки являют-
ся существенным тормозом на путях раз-
вития советского искусства. Преодолевая
	с помошью добровольческого актива все
	эти недостатки, продолжая борьбу за‘ же-
лезную трудовую дисциплину, за хозяй-
ское ‘отношение к каждой государственной
копейке, ставя в центре своего внимания
творческие вопросы, профсоюзные органи-
зации помогут выполнить те огромные за-
дачи, которые поставлены перед работ-
никами искусств, и оправдать то исклю-
чительное внимание, которое оказывают
развитию искусства в нашей стране пра-
вительство, партия, товарищ Сталин.
	Киргизский
музыкальный
	‘театр
	СОВЕТУ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ КИРГИЗОКОЙ ССР
	чительно возросло общее поголовье скота.
В 1940 году поголовье крупного  рогато-
	го скота к 1935 году составляет 115
процентов, лошадей — 146 процентов,
коз и овец — 262 процента. На полях
	колхозов и совхозов Киргизии работает
свыше 5.000 тракторов и около 1.000
комбайнов. Безжизненные в недавнем про-
шлом пустыни прорезаются оросительны-
ми каналами и превращаются в цветущие
поля с посевами хлопка, пшеницы, са-
харной свеклы, табака и кенафа. В
1939—1940 гг. по инициативе колхозов
построены 25 ирригационных каналов, об-
щим протяжением 289 километров. Пло-
щадь орошаемых земель за последние
	3 года выросла более чем на 300.000

гектаров и составила в 1940 году
752.000 га.

Быстро растет’ культура киргизского
	народа. В республике созданы многочис-
ленные кадры киргизской народной интел-
лигенции. За годы советской власти гра-
мотность населения в Киргизии выросла в
12 раз. В школах Киргизии обучается
свыше 320 тысяч детей. Это в 44 раза
больше, чем обучалось до революции.
	Совет Народных Комиссаров Союза
ССР и Центральный Комитет ВКП(б) вы-
ражают твердую уверенность, что трудя-
щиеся советской, Киргизии и впредь бу-
дут с большевистской настойчивостью
бороться за укрепление трудовой диеци-
плины и повышение производительности
труда, за дальнейший под’ем промышлен-
ности ‘и сельского хозяйства, за новый

расцвет социалистической культуры кир-
гизского народа,
	ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
  ВКП(б).
	Центральный Комитет Всесоюзной Ком-

мунистической ‘партии (большевиков) и
Совет Народных Комиссаров Союза. Совет-
ских Социалистических Республик при-
ветствуют рабочих, колхозников и ‘интел-
лигенцию Киргизии в связи с, пятнадца-
тилетием образования Киргизской Совет-
ской Социалистической Республики.

Великая Октябрьская Социалистическая
революция навсегда освободила киргизский
народ от капиталистического и националь-
ного порабощения, от гнета феодальных
князен-ханов, баев, манапов. Трудящие-
ся Киргизии‘ под .руководством партии
большевиков превратили Киргизию из от-
‚сталой царской колонии в цветущую Co-
ветскую Социалистическую ‘республику.

За ‘годы Советской власти в Киргизии
быстро развилась социалистическая про-
мышленность. Заново реконструированы
старые и введены в строй новые шахты
на угольных месторождениях Кзыл-Кия,
Сулюкта, Кок-Янгак, Таш-Кумыр. Добы-
ча угля выросла с 103 тыс. тонн в 1913
году до 1.383 тыс. тонн в 1940 году.
Заново создана промышленность цветных
металлов. Построены ‘Ошская  шелкомо-
тальная фабрика, Фрунзенский мясокомби-
нат, суконная фабрика, хлопкоочисти-
тельные, кожевенные и сахарные заводы.
При советской власти в Киргизии coopy-
жены железные дороги и проложены бла-
тоустроенные шоссе.

Отсталое кочевое сельское хозяйство
Киргизии преврашено в крупное, воору-
женное новейшей техникой социалистиче-
ское хозяйство. Киргизия стала респуб-
ликой культурного ‘и развитого земледе-
лия и животноводства. В республике вна-
	СОВЕТ НАРОДНЫХ
	К 15-летнему юбилею республики театр
уже подготовил две премьеры: первый
киргизский балет «Анар» (музыка В. Вла-
сова и В. Фере) и оперу «Токтогул» (му-
зыка А. Веприка по мелодиям А. Мал-
дыбаева). Кроме oro, ‘ставится опера
«Фрунзе» В. Власова и В. Фере. а также
	балет «Коппелия». Композитор М. Раухвер-
	гер пишет оперу «Кокюль», .
	«Анар» — первая попытка разрешения
проблемы национального киргизского ба-
лета. Балетмейстер Н. Холфин в этом
спектакле продолжил избранный им, вна-
комый по танцам в. опере «Айчурек» путь
сочетания выразительных средств класси-
ческого балега с народными игровыми
движениями. В танцах ‹Анар» много изо-
бретательности и нет схематизма, наду-
манности (вроде назойливых и малохудо-
жественных «производственных» и Им по-
добных «программных» танцев). Юная
танцовщица Малдыбаева и ее партнер Ма-
макеев создают обаятельные реалистиче-
ские образы именно благодаря естествен-
ности и красоте танца, жеста, мимики.
Впрочем, и весь состав балета в целом
хорошо справляется с относительно слож-

ными хореграфическими задачамн «Анар».
	Учитывая здоровые художественные ис-
кания и творческий рост артистов балета
(в чем опять-таки заслуга Холфина и его
помощников ‘Козлова и Михалева), мы
вправе сказать, что после «Анар». после
постановки «Коппелии» (обязывающей ар-
тистов балета к еще более фундаменталь-
ному освоению танцовальной классики)
театр будет готов в предстоящем сезоне к
роказу нового советского балета.
	Либретто не является сильной стороной
«Анар». Тут. мы видим стабильный балет-
ный сюжет и во многом знакомые ситуа-
ции. Более тщательное изучение киргиз-
ского быта, истории, фольклора помогло
бы либреттисту. счастью, недочеты либ-
ретто восполнил художник Штоффер, об-
ладающий смелой инициативой, талантли-
востью и великолепным знанием народ-
ного материала.
	Авторы музыки «Анар», композиторы
Власов и Фере, обнаружили дальнейшее
движение к симфонизму В первой сцене
первой картины, в соло Кадыра и Анар,
в их дуэтах, в танцах ‹киргиз бий», «Ко-
музчи» и ряде других номеров компози-
торы удачно развивают основной темати-
ческий материал. Главные персонажи 6а-
лета наделены выпуклыми музыкальными
‚характеристиками, основанными на пре-
красных народных мелодиях.
	Однако музыка «Анар» говорит и одру-
гом. Авторам ее необходимо преодолеть
намечающуюся тенденцию инертности му-
зыкального мышления. Квартово-квинто-
вые созвучия, прописной. ограниченный
узкими художественными традициями, иб-
пользуемый ими гармонический язык не
исчерпывает многообразия выразительных
гармонических средств и тем более не яв-
ляется монопольным в раскрытии нацио-
нальной музыкальной формы. Нужны
творческие поиски, изобретательность ху-
дожника. Это относится и ко всей фак-
туре в целом. Не обязателен метод ци-
тирования народных мелодий (притом
опять же ограниченных только популяр-
ными . песнями), не обязательно сведение
фактуры к гомофонии и’ т. д. В конце
концов для композитора, работающего в
области национальной музыки, прежле
всего важно почувствовать и осознать дух,
стиль, характер, особенности звучания му-
зыкального фольклора и, подметив эти
черты, развивать ‘их, что не всегда до-
стигается только с помощью народной ме-
лодики или других как бы сфотографиро-
ванных фольклорных музыкальных эле-
MeCHTOB.
	Оперу «Токтогул» Киргизский театр при-
готовил в рекордно короткий срок — два
месяца Артисты — солисты Албанов, Ум-
бетбаев, Мустлева, Садыков, Герштейн и
начинающая Махмутова успешно справи-
лись со сложными вокальными партиями
новой оперы, Ценность произведения 8-
ключается в популярности сюжета, рисую-
‘щего яркие страницы биографии великого
акына Токтогула, и в музыке Веприка.

Не столько знание фольклора, сколько
интуитивное, проникновение в его особен-
ности, не столько обилие и многообразие
художественных средств, сколько их вы-
разительность и, наконец, хороший худо-
жественный вкус, личные творческие сим-
патии — вот что определило подкупаю-
щую‘ стилистическую цельность музыки
Веприка. Номпозитор, например, наряду ©
мелодиями Малдыбаева цитирует и под-
линные. напевы самого Токтогула. Но ко-
роткая цитата служит для Веприка толь-
ко начальным звеном,` из которого орга-
нически вырастает большое самостоятель-
ное музыкальное построение. Очень трудно
определить, где кончается цитата и где
ее сменяет оригинальная  мелодическая
линия, Небольшая сосредоточенно-грустная
мелодия токтогуловской песни «Арман» у
Веприка выросла в большую оперную
арию, насыщенную сильными драматиче-
скими эмоциями. у
	Думается, что спешка все же сказалась
на ряде эпизодов музыки Веприка.
Увертюра оперы потребовала коренной пе-
реработки. Не совсем удалась композито-
ру вторая сибирская сцена, в которой для
характеристики каторжан привлечен мало
оригинальный материал. Хотелось бы (и
это в возможностях композитора) большей
‘сложности и развитости фактуры всей
музыки оперы.

`С точки зрения возможностей роста опер-
ного и балетного искусства Киргизии ре-
пертуар театра крайне мал. Если театр
	He хочет в следующем же сезоне испы-
	тать репертуарный голод, он должен те-
перь же подумать о создании нескольких
новых оперных и балетных произведений,
	которые готовились ‘бы Ges вредной
спенки.
	Киргизский ‹ музыкальный театр сумел
воспитать хороших актеров. Часть из них
(Куттубаева, а Малдыбаев и др.)
он отправил для дальнейшего совершен-
ствования в Москву, в консерваторию. На
их место выдвинулось новое пополнение.
В. театре работает, ряд талантливых педа-
гогов, концертмейстеров, артистов, режиссе-
ров, артистов оркестра. 15-летний юбилей
республики весь коллектив театра встре-
чает в период большого творческого под’е-
Ма. Коллектив ждет от композиторов но-
вых произведений, ставящих перед ним
еще более повышенные творческие требо-
вания. Систематическая и живая учеба
в стенах театра, сочетаемая с производ-
ственной. практикой, послужит тарантие@
тому, что требования эти будут выпол-
	нены,
В. ВИНОГРАДОВ
	КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР.
	Навстречу ХУШ Beecorosnott
конференции ВКП(б)
	третий спектакль — «Год спустя». Театр
музкомедии занимает среди театрально-
врелищных предприятий области ведущее
положение по выполнению финансового и
производственного плана.
	Эбластной театр драмы к партконфе-
ренции ускоряет на 8 дней выпуск спек-
такля «Дама-невидимка» Кальдерона.
	Соревнуются в Свердловске и три име-
ющиеся в городе музыкальные школы.
	%& хх
	Киевская тосударственная консерватория
им. Чайковского включилась в социалисти-
ческое соревнование в честь ХУШ парткон-
ференции. Коллектив Киевской консерва-
тории обязался уже с начала второго се-
местра приступить к подготовке весенней
зачетной сессии. С этой целью организу-
ются консультации для студентов. 0собое
внимание решено уделить консультациям
по предметам, в отношении которых допу-
щено свободное посещение лекций.
	С начала второго семестра начинается
подготовка к новому Вы студентов. В
подарок конференции Киевская консерва-
тория готовит защиту семи кандидатских
и трех докторских диссертаций и издание
ряда научно-исследовательских трудов и
учебников. Решено также оказывать мето-
дическую помощь Львовской консервато-
рин, львовскому.; музыкальному училищу,
киевским музыкальному училищу и му-
зыкальной 10-летке.
		Цередвижной цирковой коллектив № 8,
работающий в Березниках, Молотовской
области, является среди колхозных цир-
ков зачинателем социалистического сорев:
нования в честь ХУШ партконференции
В начале января этот коллектив обратил-
	CH во всем передвижным колхозным цир-
фкам.л ‘призывом развернуть. массовое. со-
	ревнование по улучшению работы. В чА-
CTHOCTH, подчеркивается необходимость
борьбы со штампом, дурной исполнитель-
ской манерой, слепым копированием ус-
тарелых номеров. процветающими до сих
пор в цирковом искусстве.
	Коллектив ‘ставит перед собой задачу:
завоевать право показа на Всесоюзной
сельскохозяйственной выставке.
	. Весьма ценен почин передвижного кол-
лектива и в отношении помощи цирковой
колхозной самодеятельности. Один 42
пунктов обязательств — предусматривает:
«При выездах в колхозы оказывать твор-
ческую помошь участникам кружков ху:
дожественной самодеятельности».
	ЦК союза работников искусств поддер:
жал инициативу 8-го передвижного цирка
и учредил два переходящих знамени для
награждения лучшего циркового  коллек-
тива и бригады, отличившихся в. с0цсо-
ревновання. Будут также выданы почет.
ные грамоты 0с0бо отличившимся артис-
TaN цирка,
	Свердловский оперный театр. им. Луна-
чарского в порядке соцеоревнования К
ХУШ конференции ВКП(б) обязался франь-
ше срока на 20 дней выпустить очерел-
ной спектакль оперы «Фра-Диаволо» и
вызвал на соревнование все другие теат-
ры города.

В соревнование включились все цехи
оперного театра. Ведущее положение в
соревновании занимают сейчас работни-
ки хора и оркестра, дающие лучшие по-
казатели общественной и производетвен-
ной паботы.
	Коллектив , включил в свои соцобява-
тельства орг{низацию выставки, рисующей
рост театра за время в ХУШ партс’езда
до XVII партконференции. ‘

Иринимая вызове оперы, Свердловский
театр музыкальной комедии дал обязя-
тельство помимо двух запланированных
пьес подготовить в честь конференции
	Полготовка к декаде
	латвийского искусства
	Работники искусств Латвийской ССР
готовятся к декаде латвийского искусства,

которая будет проведена в Москве. В те-
	чение трех недель бригада Комитета по’
	делам искусств при СНЕ СССР знакоми-
лась в Риге с театрами, музыкальными
коллективами, самодеятельными кружка-
ми. Материалы, собранные бригадой, o6-
суждались в Комитете по делам искусств,
который наметил план и репертуар декады.

1 Ло Советскому Союзу
	вьссы ставятеся кое-как, UC малсишщсои dae
боты и о качестве исполнения и 06 уров-
не художественного. оформления, превра-
щаются в серые, посредственные, «про-
ходные» спектакли, которые при таких ус-.
ловиях, естественно, не могут удержать-
ся в репертуаре.

Профсоюзные ортанизации лучше, чем
кто-либо, могут показать, как за разгово-
рами 06 отсутствии советской драматур’
тии в некоторых наших театрах иногда
‘скрывается простое нежелание ставить с0-
ветскую пъесу, работать с советским ав-
‚ тором,

На разрешение этих основных творче-
ских вопросов должно быть. поставлено
и социалистическое соревнование как от-
дельных театров друг © другом, так и
отдельных цехов и актеров’ внутри каж-
Дого тазтра. До сих пор профессиональ-
ные организации крайне недостаточно ру-
ководили соцеоревнованием, которое раз-
вивалось стихийно, и сейчас, в дни, пред-
шествующие ХУШ Всесоюзной партийной
конференции, охватило буквально все кол-
лективы работников искусств нашей стра-
‚ны. К сожалению, о конкретных достиже-
ниях ооцсоревнования, о лучших его при-
мерах и показателях на пленуме ЦК Ра-
бис почти не было речи.

Паличие кралифицированного актива
‚ благоприятствует выполнению и ряда. дру:
тих задач, стоящих перед. союзом Рабис,
и в первую очередь должно помочь уст-
ранению тех слабых сторон в ето работе,
Боторые были подчеркяуты в прениях
и отмечены в резолюции пленума,

——А,,ЗАЗ—————: « : ——,: =:=——
SSS Sata REE

Всесоюзный
конкурс исполнителей

«Пе

Первый и Алексей»
Н. Лернера в Армавирском

театре им. Луначарского,
Постановка Б. С. Володар-
ского. На сиимке артист
А. П. Белолипецкий в ро-
ли Петра и артист Ю. Н.
Петровский в роли Алексея

оо
НОВЫЕ

К 20-летию установления в
Грузии советской власти тби-
лисские театры готовят ряд
новых постановок. р

Театр. им. Руставели‘ пока-
жет новую комедию С. Клди-
ашвили «Последний ры-
царь» в постановке худой.

уководителя театра нар. арт

СОР А. Васадзе (художник
Д. Тавадзе, музыка засл.
деятеля искусства И. Туския).

Театр оперы и балета им.
3. Палиашвили готовит. опе-
ру Г. Киладзе «Ладо Кецхо-
вели» (либретто Шалвы Да-
диани и Ш. Агсабадзе). Ре-
жиссер Ш. Агсабадзе, худож-

ник И. Гамрекели, дирижер
Ш. Азмайпарашвили.

Театр им. Марджанишвили
работает над пьесой Н. По-
година «Кремлевские куран-
ты» в переводе Г. Пронис-
пирели. Постановка В. Та-

блиашвили, художники М. Аб-

жандадзе, ВБ. Квливидзе и
К. Чавчанидзе, композитор
A. Кереселидзе.

Театр им. Грибоедова пока-
жет . трагедию И. Baxenn
«Георгий Саакадзе». Ставит
спектакль засл. деятель ис-
кусстра А. Рубин. Художник

И, Штенберг. Роль Георгия
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Узбекский орденоносный
театр оперы и балета поста- ВЫСТАВКА
вил две новые националь-
ные оперы: «Лейли и Мед- В КРАСНОДАРЕ
жнун» Р. Глиара и Т. Са-
дыкова и «Великий канал» Третья краевая выставка,
С. Василенко и М. Ашрафи,   открытая ‘в Краснодарском
«Первая узбекская симфо-   художественном музее, об еди-
ния», симфония «Фархад и  нила свыше 40 художников,
Ширин» Г: Мушеля и сим-   представивших более 200 по-
фоническая сюита «Сего»   лотен и рисунков.
Юнуса Раджабова и Б. На-   Представлены работы \ху-
деждина исполнялись в Таш- дожников Богданова {«Проф.

кентё на концертах 4-Й дека-

ды советской музыки.
A.

Козловский заканчивает

Очаповский в горах Осетни»),
Козлова (серия пейзажей
Красной ` Поляны), Матуева

eg te

ЮБИЛЕЙНЫЕ

СПЕКТАКЛИ

Саакадзе поручена засл. арт.
республики А. Смиранину.

Театр армянской драмы го-
товит «Кремлевские куранты»
Н, Погодина в переводе
Т. Ахумяна, постановка ху-
дож. руководителя театра
А. Абаряна. Художник Р.
Налбандян.

В Азербайджанском театре
пойдет пьеса молодого дра-
матурга Рза Шахвалды «Ва-
тан оглы» («Сын родины») на
тему 0б освобождении Запад-
ной Украины Красной Ар-
мией,

Грузинский театр юного
зрителя ставит пьесу Г. На-
хупришвили «Бойцы», пре-
мированную на всегрузинском
конкурсе на лучшую пьесу.
Постановщик. засел. арт. pec-
публики А. Такайшвили, ху-
дожник Д. Тавадзе, ^
’ Русекий театр юного зрите-
ля готовит драматическую
поэму классика грузинской
поазии А. Церетели «Патара
кахи» в постановке засл.
деят. искусства Н. Маршака.

Армянский (ТЮЗ покажет
пьесу Г. Бердзенишвили
«Потонувшее золото» в пе-
реводе И. Агуляна.

Ш. БУАЧИДЗЕ

ВПЕРВЫЕ НА

Замечательная музыкаль-
ная комедия Н, Лысенко и
Н. Саковского «Энеида», соз-
данная по одноименной по-
эме Ив. Котляревского, при-
надлежит. к числу . неспра-
ведливо забытых произведе-
ний ° украинской — классики.
«Энеида». очень мало стави-
лась до революции и почти
не появлялась на сцене ук-
раинского советского театра.

Днепропетровский театр опе-

па с мы а аа ОЕ

В ТЕАТРАХ АЗЕРБАЙДЖАНА

Азербайджанский — драмати- Островского. «Клад» Гулакя-
ческий театр им. Азизбекова на и «Рузан» Мурацана.

поставил современную коме- Театр оперы и балета по-
дию Сабита Рахмана «Хош- казал в новой постановке
бахтлар» («Счастливцы»). EK «Асли и Керем» Уз. Гаджи-
постановке намечены исто-   бекова и «Отанционный смот-

рическая драма М. С. Орду-   ритель» Крюкова.

бады «Тавриз туманный» и районных театрах pet-
пьеса молодого драматурга   публики впервые — показы-
Энвера Мамедханлы «Восста- вается ряд пьес русских #4
ние», в которой выводятся   западноевропейских класси-
тт. Киров, Орджоникидзе и ков и много новых совет-
Микоян. ских пьес. В г. Кировабаде
Впервые на’ азербайлжан-   На национальной сцене будут
ской сцене будет показан   Показаны «Отелло», «Penne
«Король Лир» (в переводе   39», «Кремлевские куранты»,
Мирзы Ибрагимова) и к лер-   “Октай эль оглу» Дж. Джа-
монтовскому ’ юбилею «Два   барлы, в г. Нахичевани —
брата». «Гамлет», «Разбойники», «Ка-

чак Наби» С. Рустама, в
В Бакинском театре рус- г. Ленкорани  — «Без вины

ской драмы пойдул в этом

виноватые», в г. Агдаше—«Ва-

году «Золото» Дистлера и   гиф» Самед Вургуна и «Олю-
Филимонова, «Горячее сердце»   ляр» Дж. Мамед Кули-заде,
Островского, «Наследники Ра-   в г. Кубе — «Платон . Кре-
бурдена» Золя, «В глухом пе- чет» Корнейчука и «Хаят»
реулке»› Райса,  «Ханлар»   Мирзы Ибрагимова, в г. Шам-
С. Вургуна, «Маскарад» Лер-   хоре — «Гаджи Кара» М. Ф.
монтова, «Варвары» Горького   Ахундова. Степанакертский
и «Двенадцатая ночь» Шекс-   армянский театр показывает
пира. «Ханлар» O. ургуна, «Ha
В репертуар театра армян-   развалинах» ПТирван-заде,
ской драмы включены «Парь   «Когда раскрывается duane
Эдип» Софокла, «Мать» Аху-   ка» А. Дарбни.

мяна, «Василиса Мелентьева» д. Гл.

`ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ.

недавно показал ее премьеру
(режиссер Т. Ковтуненко, ди-
prexep Е. Русинов, художник

«МОРЖ ДАНДЕН»
В КИРГИЗИИ

В Киргизском республикан-

Голубович), которая про-   ском театре юного зрителя
шла с большим успехом. состоялась  премъера/ `коме-
Коллектив театра (худ. ру-   дии Мольера «Жорж ‚Дан-
ководитель М. Отефанович)   ден», подготовленная киргиз-

создал жизнерадостный, кра-
сочный спектакль, полный
юмора и веселья. Особенно
хорошо проявили себя засл,
арт. УССР И. Бронзов (Эней),
артисты Л. Кравчик (Зевс),

В Г  м ТС а +.

ской труппой театра под ру-
ководством режиссера и ‘дра-
матурга 0. Сарбагишева. ‘Это
‘первый  мольеровский спек-
лакль на киргизском языке,
Текст пьесы превосходно пе-

о бе Ач Се, о аа ВВ

«В степях Украины» А.Е.

Корнейчука. в  Харьков-
ском государственном дра-
матическом театре УССР
им. Шевченко. На сним-
ке: народный артист УССР
М. М. Крушельницкий в
роли Галушки
Фото М. Бриля

ooao

HAKAHYHE
ДЕКАДЫ

В Сталинабаде открыты вы-
ставки художников, участни-
ков предстоящей декады тад-

жикского искусства в Мо-
скве.

Несколько тысяч ‘сталина-
бадцев посетили выставку ра-
бот художника В. Сидоренко.
В его картинах, аскизах и
этюдах нашел ‹ отражение
тлавным образом о северный

Таджикистан — угольные ко-
пи Шураба, нефтепромысла
Нефтеабад, Ленинабадский

консервный комбинат,
На wnteeranva natnr runnewe
	лок Ht ставки
Мушель   или
	реведен Абдукдимовым.
	Jt.

Следует отметить молодую
артистку ‹ Даркул  Куюкову,
играющую роль служанки
Клодины. В ее исполнении
Клодина — чрезвычайно жи-
	вая, лукавая
		девушка, не
выдумки и
	Е. Жубр (Венера) и ряд дру.
	ры и Оалета&а первым взялся
	(«Давид   за постановку «днвеиды» и
	‚На выставке работ худож-
ника И. Ершова представле-
на серия его этюдов —
«Большой Ферганский канал»,
«Самарканд», «Маргелан», «Бу-
хара» и картина «Рождение
сына в колхозе».
	В начале февраля ‘откры-
	(зарисовки окрестностей Крас-
нодара), Аветисяна («Давид
Сасунекий»), Крутько _(«Пре-
града»), Ладонкина («Похоро-
ны командира») и др. ;
Слабо представлен портрет.
Серьезным недостатком вы-
ставки является полное от-
сутствие скульитуры. Нет по-
	оперу «Улуг-бек», посвящен-
ную одному из выдающихся
узбекских ученых ХУ века
астроному Улуг-беку, внуку
Тамерлана, убитому религноз-
ными Фанатиками.
		Народный › артист
В. Успенский и Г.
	В ТЕАТРЕ РУССКОЙ ДРАМЫ
БУРЯТ-МОНГОЛЬСКОЙ АССР
	на духовых инструментах
	По решению Комитета по делам искусств
при СНК ССОР в марте будет проведен пер-
Butt рсесоюзный конкурс исполнителей на
	` духовых инструментах. В Грузинской, Армян-
	ской и Узбекской союзных республиках. уже
прошел первый тур конкурса. Выступали ис-
полнители на кларнете, гобое, трубе, тромбоне,
	деньги» A. H.
«Дети Ванюши-
«Трактирщи-

«Бешеные

Островского,
на» Найденова,
ца» Гольдони.
В ленинские дни театр по-
Kasay пьесу местного авто-
ра Семена Метелицы «Межи»,
рисующую жизнь бурятских
и семейских (местных рус-
ских) колхозников и торже-
ство ленинско-сталинской на-
и а Ре-
жиссеёр A, иронский.

wa. М

хитрости.

Достойна высокой оценки
игра артистов 0.  Сарчаева
(Жорж Данден), Г. Урозбае-
вой (г-жа де-Сотанвиль),
QO. Сарбагищева (Клитандр),
К; Сарбашевой (Аижелика)
и др.

Сейчас театр работает над
пьесой 0. Сарбагишева «Ве-
ликий охотник», написанной
по мотивам народных сказа-

ний.
В. ГОРЯЧИХ

вается персональная выстав-
ка художника Е. Бурцева.

В Феврале же состоится
трупповая выставка худож-
ников. На ней будут пред-
ставлены картины «Восста-
ние Boces Хош-Мухамедова
«Тов. Куйбышев среди дех-
кан» Г. Тимкова, «Студен-
ты таджики в химиче-
ской лаборатории» Б. Шахна-
зарова и «Дорога Сталина-
бад — Хорог» М. Аветова,

Е ЛОПАТИНА
		* ia ee ? eS ПЗУ у. ЧР ТВИСТ с Ура a
caxcaone о фаготе. ’Первый тур ‘конкурса пишут оперу «Фархад и 11 И-   чти работ художников пери- В Государственно! театре
по PCOCP, Белорусской, Азербайджанской,   РИМ», ей ан ферии края. русской драмы рят-Мон-
Украннской, Литовской,  Латвийской и Ка-   Ириурочить к О Ни одна из ° показан-   гольской ACOP с большим
ело-Финской республикам будет проведен © юбилею ро узбекского   ных работ не удостоилась   успехом идет «Как закаля-
} 10 p В первом туре конкурса mo   ПоЭТа Алишера Навои. первой премии. Вторые пре-   лась сталь» (инсценировка
& по марта. пер р edits eee eee Kien penn, Mairunutr. lees 3 mnoroewnennr НАМИ   JO Lervanza a H. Ovraxopa
	Ю. Гегузина и И. Судакова
по роману Н. Островского).
Спектакль поставлен художе-
ственным , руководителем М.
Рахмановым, Прекрасный об-
раз Павла Корчагина создал
засл. арт. респ. П. Консон.
С начала сезона прошли «Мой
сын» Гергеля и Литовского,
	мии присуждены = AY MUM
кам Аветисяну и Никольско-
My. Третью премию получи:
ли художники Богданов,
Крутько, Матуев и др. Ряд
	произведении удостоился по-
хральных отзывов.
	Краснодар
		* по Ш a. DB поро 27 PQ ут > “
РСФСР. yuactsyot 118 чел. Среди них есть   Отурент 5-го курса Ташкент-

Е comer ал -Ачаее Wee on

м 4.903285 2%. 3
музыканты-профессионалы,
кальных учебных заведений,
и преподаватели.

11 марта участники конкурса, отобранные
на второй тур в количестве 100 ›чел., бедут-

™“ rte

учащиеся  музы-
красноармейцы

ской консерватории
Аюбаров написал музыку
к етской сказочной пьесе
1. Саадуллаева «Ярыл-Таш»
(«Камень, раскройся!). иду-

Ем «nm деда Тань

Ильяс’

кам Аветисяну 1
‘му. Третью пре
ли художники
Крутько, Матуев
произведений уд

\пачтьиныхт:» ipPrreLiEn
	узбекского ТЮЗ. .
Ю. АРБАТ
	ся в Москву. Второй тур конкурса откростее
марта в помещении Центрального дома
воботников искусств и продлится шесть дней.