ВОСКРЕСЕНЬЕ, 2 февраля 1941 г. № 8 (1748)
			crop. Как раз, в этой области еще очень

слабы первичные парторганизации, 760 ра.
ботников ГАБТ изучают историю BRI)
219 — в МХАТ, 80 — в театре им, Не.
мировича-Данченко.

Очевиден. перблом в смысле массового
приобщения театральных кадров к Maps.
систско-ленинской теории. Но в партий.
ный кабинет Большого театра обращают
ся за консультацией 1 — 2 человека в
день: за 2 с лишним года, истекшие с
	пня выхода учебника По истории партии
” Нольтом ‘театре закончили изучение
	в Больтом TeATPE = SanO TEE ту
«Краткого курса» всего 25 человек, в
МХАТ — 18. Партбюро театра им. Moc.
советя не Tak давно — организовало
	собеседование с Изучающими истори
ВКП(б). Неожидённо оно превратилось в
консультацию по... первой главе.
	Очень робко подходят партийные 00
к политическому воспитанию творческих
работников, успокаивая себя тем, что. ху.
дожественная интеллигенция достаточно
подготовлена к самостоятельному изуче-
нию  марксистско-ленинокой  теорни, Ha
этом основании в Театрах pe3sko coKpaTy-
лась лекционная, кружковая и. консуль-
тационная работа. Это неправильно.
	В центре внимания партийных орг.
низаций должно быть дальнейшее изу.
чение основ марксистско-ленинской тео-
рии, политическое воспитание работников
	ИСКУССТВ.
	Свердловский айон — самый театралрь->
ный в столице, На его территории „театры
разных ‹ жанров — ‚оперные, драматиче-
ские, детские; разных масштабов — OT
Государственного академического Большого
театра Союза ССР, партийная организация
которого состоит из 210 человек, до Мос:
ковского театра для детей, в котором
всего 7 коммунистов.

При всем разнообразии театров их 0б’-
единяет общая политическая задача: ста-
вить спектакли идейно и художественно
полноценные, которые воспитывали бы
в зрителе (будь то взрослый или ребе-
нок) патриотизм, мужество, храбрость, от-
Bary, высокие моральные качества совет“
ского гражданина.

Последний год отмечен в Hallux .TeAT-
рах рядом крупных спектаклей: «Три се-
стрыз, «Тартюф», «Школа злословия» В

АТ, «Иоланта», «Черевички» В ГАБТ,
«Трактирщица», «Фландрия» в театре им.
Моссовета. В поисках советских произве-
дений театры им. Станиславского и им.
Немировича-Данченко поставили ряд опер
советских композиторов — «Станционный
смотритель», «Семья» и др. Однако в ре-

ge
	пертуарной линии отдельных театров .бы-
	ли допущены грубые ошибки: на сцену
просачивались . пьесы, идейно  порочные,
	опошляющие образ. советского человека.
	Надо’ сказать, что обсуждение на пар-
	тийном бюро и на партсобраниях репер-
туарных планов прочно вошло в прак-
	тику партработы больигинства театров.
	Первичная организация театра им. Ленин-
ого комсомола, как ‘правило, обсуж-
	ского вомсомола, Kah пров Уч
дает все намечаемые к постановке совет-
ские пьесы, но не всегда вдумчиво. и
серьезно подвергает их партийной оценке.
В июле 1939 г. коммунисты обсуждали
«Моль» Погодина и поддержали предло-
жение художественного руководства 9
включении этой порочной пьесы в. р8-
		в марте 1940 г, рассматривая
прару бимонора «Обыкновен-
	неудачную пьесу Симонова «Обыкновен-
ная история», горячо ‘и единодушно под-
держали ее.
	Аналогичные ошибки допустили и ком-
мунисты театра им. Моссовета. В репер-
	туар театра была включена пьеса Глебова
	«На чистоту». Парторганизация предвари-
тельно с ней не. ознакомилась. Даже
	тельно с Heh не ознакомилась, даже
когда спектакль был снят, с репертуара,
как идейно порочный, партийная органу-
зация не извлекла уроков из совершен-
ной театром ошибки.
	Творческие вопросы еще до сего дня
	He занимают достаточного места в прак-
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО - . - 7
	Плакат художника В. Ивавова, выпу-
щенный издательством «Искусство» к
ХХхХШ годовщине Красной Армии

ono
	оОВЕЩАМЕ —
О РЕИССУРЕ B ВТО
	30 января закончилось четырехдневное
совещание по творческим вопросам pe-
жиссуры, созванное вабинетом актерского
и режиссерского мастерства ВТО:

Основной доклад «Театральность и’ ре-
ализм» сделал А ОД. Попов. ‘Определяя
театральность, как сценический язык ре-
жиссера и актера, ярко выражающий
идейную сущность произведения, доклад-
чик возражает против ложно понимаемой
театральности, которая обычно сводится
к поверхностному использованию штам-
пованных приемов старых театральных
стилей.

Стиль художника неразрывно связан
с его идейными позициями. ‚ Расплывча-
тость и неясность ‘идейных намерений
приводит к нечеткости формы произведе-
ния искусства. Нельзя найти  правиль-
ную форму, верное решение образа, вер-
ный стиль вне страстного интереса, люб-
ви к человеку налиего времени.

А. Д. Попов говорит об отношении‘ с0-
временных советских актеров к своим ро-
IgM в пьесах подчас несовершенных. Он
высмеивает актеров, которые рассуждают
примерно так: мое дело маленькое —
пусть драматург создаст полноценный
образ, тотда я хорошо сыграю.

— Почему же в таллерее блестящих
образов, созданных ШЩепкиным, — гово-
рит Попов, — числятся. и такие, которые
были созданы великим актером и в пло-
хих пьесах, давно справедливо всеми 3а-
бытых, Умел же Щепкин и эти плохо на-
писанные роли птграть блестяще!

Идейному миру художника посвятил
свой доклад С. М. Михоэле. Основной те-
зис его доклада «Театральность и идей-
ный замысел спектакля»,— нужно уметь
ценить и воспитывать идейный мир ак-
тера, нужно понять основную ведущую
тему творчества актера. Все ‘богатство
сценического языка актера и режиссера
— театральность спектакля, его ритм,
пластика мизансцен, все его краски суть
средства выражения идеи произведения,
нашедшей страстный отклик в душе акте-
ра и режиссера.

С докладом на тему «Театральность и
проблемы ° актёрской игры» ‘ выступил
Ю. А. Завадский. Он говорил о педагоги-
ческих традициях К. С. Станиславского
и Е Б. Вахтангова, об их работе с ак-
тером, направленной на максимальное
раскрытие творческой индивидуальности
актера.

В прениях, продолжавшихся 28 и 29
января, выступили 0.° В. Образцов,
Ф. Н. Каверин, В. М. Бебутов, C. A.
Марголин, А. И. Кричко, Г. Н. Бояджи-
ев, Б; Н. Норд, М. С. Гус, С. Г. Бирман,
В Г. Сахновский и др.
	—Ф—-
Ансамбль песни и пляски
	при Центральном клубе НКВД СССР
	выезжает на границу
	Ансамбль песни и пляски при _ Централь.
	ном клубе НКВД СССР выезжает 6 Февраля
	в гастрольную поездку для обслуживания
пограничных частей войск НКВД Ленинград-
ской области и Карело-Финской ССР.

Всего в частях погранвойск будет дано
свыше 50 концержов, для которых артистами
ансамбля разучены новые песни и пляски,

Пребывание ансамбля в пограничных рай-
онах совпадает с празднованием 20-летия по-
гранвойск СОСР и 23-летия Красной Армии.

оездка ансамбля продлился около месяца,
	Третий пленум ШК союза Рабис
	ee ee ee и БВ вы дары
	Тов. `Беспалов подчеркивает, что введе-
ние типовых штатов менее всего пресле-
дует цели освобождения театров ‘от ква-
лифицированных актеров. Наоборот, это
мероприятие должно привести_к укреп
лению квалифицированными творческими
работниками тех звеньев театральной се-
ти, которые до сих пор являются сла-
быми, — колхозно-совхозных театров и
театров для детей,
	Выступивший с. содокладом член пре-
зидиума ЦК Рабис В. П. Ефремов полно-
стью солидаризировался с т. Беспаловым.

NK Рабис обязывает областные, крае-
вые и местные комитеты союза. устано-
вить деловой контакт с директорами те-
атров и местными отделами искусств и
оказать им максимальное содействие в
проведении типовых штатов.

Прения по докладу т. Беспалова пока-
зали, что профсоюзная общественность
целиком поддерживает мероприятия  Ко-
митета.

Г. И. Сафонов (Ростов-на-Дону) и дру-
гие участники прений подняли вопрос о
перераспределении театральной сети на
некоторых ее участках. Воть ряд областей
и городов, перегруженных театрами.
Куйбышеве, например, 2 музыкальных и
3 драматических театра, в Ростове-на-Дону
—5 драматических театров, в Горьком —7
театров и т. д. В то же время в ряде
крупных городов до сих пор нет ни од-
ного театра (в Новочеркасске, Сальске,
Миллерове и др.).

В. П. Баталин (пред. горьковского об-
кома Рабис) предложил покончить ¢
практикой сохранения в театрах малоква-
лифицированных актеров и актрис толь-
ко потому, что они являются родствен-
никами ведущих творческих работников.
Предложение это было встречено аплоди-
сментами и включено в резолюцию пле-
нума.

Б. Л. Школьник (Одесса) и ряд дру-
гих украинских работников указали на
низкую квалификацию значительного ко-
личества административного персонала об-
ластных театров Украины.
		27—30 января В Москве происходили
заседания третьего пленума центрального
комитета союза Рабис, В работах плену-
ма приняли участие, кроме членов плену-
ма, крупнейшие работники искусства Мос-
квы, Ленинграда и союзных республик.
	Пленум открылся отчетным докладом
председателя ЦК Рабис А. В. Покровско-
то, который подвел итоги работы цен-
трального . комитета союза 3a истекший
тод и охарактеризовал задачи, стоящих
перед союзом в настоящее время.
	Прошедший тод дало некоторын рост
численности членов профсоюза, который
сейчас об’единяет 137-785 человек, что
составляет 91,3 проц. общего: состава лиц,
Ви в предприятиях искусства
	Самым значительным организационным
мероприятием за отчетвый период была
перестройка всей профсоюзной работы на
основе решений Х пленума ВЦСПС и
проведение  отчетно-выборной кампании
низовых профорганов. Профсоюз провел
сокращение более 400 платных единиц в
аппарате центрального комитета, обкомов
и крайкомов союза и получил экономию
средств в сумме 919.300 руб.
	Выборы местных комитетов и pod:
группоргов прошли на высоком идейно-
политическом уровне. Среди председате-
лей вновь избранных месткомов 34,5 проц.
составляют члены и кандидаты ВКИ(б)
(вместо 23,3 проц. в 1939 г.), 89,1 проц.
председателей имеют среднее и высшее
образование. Создано Gonee 6.500 проф-
групп, которые становятся сейчас в цен-
тре массовой профсоюзной работы.
	Тов. Покровский приводит факты, сви-
детельствующие о пол’еме. политической
активности членов союза. В ‘агитационной
работе, связанной с выборами в местные
Советы ‘депутатов трудящихся, приняли
участие 6.024 работника искусств; ими
проведено 8.380 докладов. лекций и 0е-
сед и устроено 9.652 концерта. В местные
Советы депутатов ‘трудящихся избрано
715 работников искусств.
	Q TOM же росте общественно-политиче-
ской активности членов союза свидетель-
ствует и широкое движение за создание
университетов марксизма-ленинизма. Ta-
кие университеты уже существуют в Mo-
скве, Харькове, Иванове и Днепропетров-
ске и являются значительным шагом впе-
ред. в развертывании пропаганды идей
большевизма.

Тов. Покровский говорит о неуклонно
продолжающемся под’еме военно-шефской
работы профсоюза, достижения которого
в Этой области недавно отмечались всей
печатью. В. истекшем году значительно
усилилась и шефская работа над художе-
ственной  самодеятельностью рабочих и
служащих. Для руководства этой самодея-
тельностью президиум создал централь-
ную комиссию во главе с нар. артистом
РСФСР А. Б. Гольденвейзером. сожа-
лению, отдельные организации союза (в
том числе армянская, киргизская, сталин-
градская) до сих пор не подняли эту
работу на должную высоту. .

Tor. Покровский подробно останавли-
вается на деятельности профсоюфа в об-
ласти охраны труда, социального страхо-
вания, жилищно-бытового обслуживания
и физкультурной работы, подвергая кри-
тике имеющиеся здесь серьезные недо-
статки, Отмечает он также и слабость
руководства со стороны профорганизаций
социалистическим соревнованием и про-
изводственными совещаниями.

Тов. Покровский подчеркивает участие
ЦК Рабис в разработке основных меро-
приятий Комитета по делам искусств,
направленных на упорядочение работы
театрально-зрелищных предприятий, уп-
лотнение рабочего дня и укрепление
трудовой дисциплины. Президиум ЦК
	Рабис участвовал также в разработке та-
	рифов для концертно-эстрадных органи-
заций и типовых штатов для театров.
		Н. В. Богачев (секретарь парторганиза-
ции президиума ЦК Рабис) и №. Л. Вак-
ман, отмечая значительное, улучшение ра»
боты президиума ЦК союза, в то же время
констатировали, что в аппарате ЦК все
еще много недостатков. He изжиты оле-
менты волокиты и бюрократизма, Ряд
руководящих работников до самого пос-
леднего времени держался изолированно
от аппарата ЦК и только в самое послед»
нее время стал интересоваться повседиев-
ной работой отделов.

Д. Д. Завилянская (Киевская консерва»
тория) и 3. П. Нацкая (ГАБТ) обратили
внимание на то, что, будучи членами
Рабис, они за целый год не получали от
ЦК никаких поручений и не использова-
лись им при проведении очередных we-
роприятий. у

А. Ф. Ариарский (пред. белорусского
комитет, Рабис) указал на отсутствие
постоянноге инструктирования вновь 0б-
разованных профорганизаций западных
областей Белоруссии.
	Незначительное место в прениях по до-
кладу тов. Покровского заняли вопросы
творческого порядка. Проблемам репер-
Tyapa посвятили свои выступления нар.
артнст СССР Гнат Юра и нар. артист
РСФСР А. А. Брянцев.
`С. 3. Лукьяненко (пред. днепропетрув-
ского обкома Рабис) и другие указывали
на слабость работы ЦДРИ СССР, который
за последнее время становится все более и
более городским, московским клубом в
теряет характер учреждения всесоюзного
значения. +
	П. Ф. Пецшо (пред. львовского обкома
Рабис), И. Ф. Гурецкий (пред. московского
обкома Рабис}, В. Г. Бабаян (пред. армян-
ского комитета Рабис) и другие члены
ЦК Рабис подвергли критике работу га-
зеты «Советское искусство», которая, яв-
ляясь органом‘ ЦК Рабис, слабо освещает
на своих страницах вопросы профсоюз-
ной жизни, т

Г]
	Значительное место на пленуме заняло
обсуждение последних мероприятий Ko-
митета по делам искусств upH CHER
CUCP, направленных на дальнейшее упо-
рядочение работы театрально-зрелищных
предприятий.

С ‚большим докладом «О введении ти-
повых штатов в тватрах РСФСР» высту-
пил нач. Управления по делам искусств
при СНК PCCP Н. Н. Беспалов.
	— Бводя в театрах твердые штаты, —
говорит тов. Беспалов, — Комитет доби-
вался решения не только ‘организацион-
ных, но и творческих вопросов. Задача
состояла в том, чтобы создать штаты, ко-
торые неё только не являлись бы тормо-
зом в развитии театра, но и содейство-
валн бы его творческому росту, улуч-
шали художественное качество работы.

Тов. Беспалов подчеркивает засорен-
ность ряда театральных коллективов слу-
чайными, малоквалифицированными людь-
ми, которые являются лишь обузой для
театрального бюджета, и приводит яркие
примеры, показывающие, как  раздуты
штаты отдельных периферийных театров
и как слаба еще загруженность. ведущих
творческих работников.

Обследование, проведенное Управлением
по делам искусств, показало, что разбу-
хают не столько кадры творческих ра-
ботников, сколько обслуживающего пер-
сонала. В Воронежском областном драма-
тическом театре актерский цех состоит из
59 человек, а всего ‘в театре насчитывает-
ся 209 работников. Таково же соотноше-
ние и в ряде других драматических тез-
тров — в Краснодаре (40 и 160), в Пен-
	ge (40 и 163), в Иванове (50 и 310).

Большое значение в театрах приобрел.
ют сейчас организационные вопросы, Я
имею в виду всю сумму мероприятий, на.
правленных к м чтобы спектакль был
выпущен в срок. Тут и планирование ре:
петиций, и координация работы поста.
новочных . цехов, и уплотнение рабочего
дня, и укрепление трудовой дисциплилы,

Несколько месяцев тому назад райог.
ный комитет партии обстоятельно прог
pua выполнение Указа в театрах района.

озвано было двухдневное районное cone-
щание партийно-творческого актива. С до:
клалами выступили: тов. „Леонтьев (и, о.
директора Большого театра), т. Дальшев
(зам. директора театра им. Станиславского),
т. Шашкова (директор театра’ им. Ленин-
ского комсомола). Избрана была обширная
комиссия, в работе которой участвовали
коммунисты Барсова, Калужский, Голь-
дина, Шашкова, Гринберг, Шевелева и др.
Комиссия внесла на обсуждение бюро
райкома разработанный ею подробный
проект решения 0 задачах первичной
парторганизации театра, Постановлено бы.
	ло провести во всех театрах открыты?
	партсобрания с докладами директоров 9
выполнении Указа. Можно привести 2—3
	Пленум заслушал доклад заведующего
отделом соцетраха ЦК Рабис В. В. Моро-
зова «0 ‘выполнении бюджета государст-
венного. социального < страхования 38
1940 г. и о проекте бюджета соцстраха на
1941 г.› и доклад члена президиума ЦК
Рабис.А, И. Сергеева о профбюджете на
1941 г.

Нленум утвердил доходную часть проф-
бюджета на 1941 г. в сумме 13.874 ты-
сячи + рублей, ›& ‚расходную — всумме 13.335
тысяч руб. На удовлетворение культур-
ных нужд, членов профсоюза по бюдже-
ту тратится 5.800 тысяч рублей, что со-
ставляет 70,1 проц. от суммы. профсоюз-
ных взносов. На материальную помощь
членам союза в 1941 г. будет израсхоло-
вано 1.734 тыс. руб.

Бюджет социального страхования ра-
ботников искусств на 1941 г. утвержден
в сумме 45.650 тысяч рублей.
		тике первичных организаций, da Bech цифры в доказательство того, насколько
1940 год в Центральном детском театре актуальной оказалась эта тема. В театре
лишь три раза подвергались партийному   цу. Немировича-Данченко — 13 коммуни-
	обсуждению творческие вопросы: слуша-
ли доклад художественного руководителя
о репертуарном плане — ‘механически одо-
брили его; читали пьесу А. Барто и Р.
Зеленой «Опасное знакомство» — ника-
кой оценки произведению не дали; по
сообщению. директора ^ театра о мероприя-
THAX по повышению доходности — поста;
новили «принять к сведению».
	Совершенно ясно, что парторганизация
этого тёатра фактически никакого полити-
ческого руководства художественно-твор-
ческой деятельностью не осуществляет.
	стов, на открытом же партсобрании при.
сутствовало 106 человек; в ЦДТ 18 членов
парторганизации —на собрании было 82
человека.
	Хорошо помогала парторганизация ГАБТ
художественному руководству в период
под!отовки  «Валькирии». Вынесли конкрет-
ное решение, создали общественные брига-
ды контроля, организовали соревнование.

Проверяя недавно работу парторганиза-
ции Центрального детского театра, райком
	убедился, насколько опошлено, бюрократи- ,
	зоовой  дбоятольностью пе OC YUMA iat).

зировано’ было здесь  соцеоревнование.
Надо сказать, что удельный вес твор-  Выработали единый образец  «соцобяза-

ческих работников парторганизации сей-   тельства». Подписали его 118 членов кол-
час ‘настолько значителен, что позволяет   лектива, в том числе артисты и билетеры,
решать художественные. вопросы’ глу-  режиссеры и уборщицы, музыканты и пе.
боко, основательно, с полным  зна-   Дагоги. В этом театре вся. партийная ра-
нием дела. Tak, среди коммунистов   бота находилась на низком уровне.
	ГАБТ — тт, Барсова, Файер, Леонтьева,  Районный комитет ВКП(б) стремится ру’
Лубенцов, 1абович, Лепешинская, Але-  ководить партийной жизнью, вникая псу.

В:
	масова; МХАТ  — тт. Грибов, Хмелев, Ма’
лолетков, Прудкин, Калинин, Калужский,
Георгиевская; театра им. Станиславского
—Гольдина, Дубинин; тезвтра им. Ленин-
ского комсомола — Оленин, Соловьев. Все
они не только политически передовые
люди, но и крупные мастера, опециали-
сты искусства.

Резко изменилось лицо первичных
парторганизаций театра. К сожалению,
отношение к ним Комитета и Московоко-
то управления по делам искусств остав-
ляет желать много лучшего. Отношение

щество театрального производства. Боль-
шую помощь’ оказывает нам в этом ак-
тив театров. Так, в подготовке заседания
бюро РК, на котором обсуждался доклад
театра им, Ленинского комсомола, уча-
ствовали тт. Хаенко (МХАТ), Гринберг
(театр им. Немировича-Данченко), Акивио
(Филармония), в подготовке к партийно-
творческому совещанию принимали уча
стие тт. Енакиев, Алемасова (солисты
ГАБТ), Малолетков (артист МХАТ), Голь:
дина, Дубинин (солисты театра им. Ста’
ниславского) и др,
	ЭТО СЛОЖИЛОСЬ,
	как мне кажется, в те
	Основной задачей парторганизации ea
тра является политическое, партийное во:
опитачие творческих работников. борьба 38
создание настоящего советского спектах:
ля, опособствующего коммунистическому
воспитанию нашего народа,
	И. НОВИКОВ,
	Пленум перевел из состава кандидатов
в действительные члены пленума ЦК Ра-
бис А. П. Андреева (Ленинград), М. С.
Арутюнова (Баку), В. Ф. Васильева
(г. Горький) и Б. Л. Школьника (Одес-
са). .

Членом президиума ЦК Рабис избран
	№. JI, Baran.

С большой речью, посвященной вопро-
сам репертуара советских театров, `высту-
пил на пленуме председатель Комитета по
делам искусств при СНК СССР М. Б.
Храпченко.
		В прениях по докладу тов. Покровско-
го выступил целый ряд членов ЦК Ра-
бис. Дополняя доклад, они на конкрет-
ных примерах иллюстрировали успехи
профсоюзной работы в 1940 г.

К. И. Дубовиченко (пред. обкома Ра-
бис АССР немцев Поволжья) рассказал
0б активном участии профсоюза в про-
изводственной жизни театров. И. А. Гут-
ник (пред. черниговското обкома Рабис)
	поделился опытом работы председателя,
	исполняющего эту обязанность по cORME-
стительству CO своей основной деятель:
ностью. И. Г. Михайлов (пред. новосибир-
ского обкома Рабис) рассказал 0. росте
внимания местных партийных органиаа-
ций к предёриятиям искусства. 38. П.
Нацкая (пред. месткома Большого теат-
ра) привела ряд ярких примеров, харак-
теризующих под’ем политической актив-
ности и рост общественного сознания
творческих театральных работников..
		тоды, когда партгруппа театра насчиты:
вала 65—10 человек и состояла по пре-
	имуществу из рабочих. технических цехов.
	Руководящие искусством органы еще ма-
	ло советуются с актерами-коммунистами
	при решении вопросов данного театра,
	Решающим условием для повышения ка-
чества работы театра является уровень
идейной подготовки режиссеров и арти-
	Геронческая гибель героя — благород-
ная тема многих великих произведений
Однако весь вопрос в том, как звучит
эта тема, 9. Хемингуэй как-то заметил,
что «трус умирает тысячи раз, а храбрый
только один», Это очень яркая характе:
	ристика различного отношения людей к
смерти,

Героизм, как органическая черта жиз:
недеятельности людей, приобретает новов
	содержание только в условиях борьбы за
социализм. Гибель героя в обстановке, ко-
гда побеждает дело, за которое он гибнет,
звучит ‘оптимистически.  Героизм бойцов
отряда Левинсона («Девятнадцать»), геро-
изм пулеметчика Суслова, командира Дер-
жавина, комисбара Лосенко. («Мстислав
Удалой»), бойцов и комиссара «Оптимисти:
ческой трагедии» утверждает идею исто:
рической правоты, ненабежной победы но-
вого строя. Новое здесь заключается и в
том, что люди, совершающие героические
поступки, непрестанно развиваются, под-
нимаются на высшие ступени человечес-
кого сознания. Их героизм — тгеронам но:

вого качества, героизм освобождающейся
	личности,  сорасывающей с себя путы
RruccoBoro общества.
	События огромного размаха и историче-
ского значения, которые не только явля»
ются фоном для драматического действия,
HO и составляют основу драматических
конфликтов в этих пьесах, формируют
идейно-моральный облик героя социали-
стической эпохи. В истории человечества
было много переломных этапов, когда раз-
мах исторических событий сопровождал-
ся широким распространением идей, дви-
тавших человечество вперед. Эти иден
звали на подвиг, Но между идеалами лю-
дей и реальной действительностью была
непреодолимая пропасть, переступить ко-
торую не мог даже самый могучий герой.
Только в эпосе, в мифах, в народных ‘ска-
заниях мы видим легендарных богатырен,
совершающих героические поступки, не
достижимые для обычного человека. Соци-
алистическая эпоха уничтожила эту про-
пасть между идеалом и его воплощением,
В эпоху гражданской войны в массе по-
явились люди, призванные воплотить в
своих делах извечные мечты народа и ут.
вердить новый советский героизм, который
и получил известное (конечно, еще дале-

ко не достаточное!) отражение в нашей
советской драматургии.
	На пленуме ЦК Рабис. Народный артист
	СССР` Г. П. Юра 1справа) беседует с арти-
	секретарь Свердловского РК ВКП(б)
Москва
	К сожалению, дальше изображения 1
роизма эпохи тражданской войны боль
шинство наших драматургов не пошло. И
далеко не все перечисленные пьесы мы
встретим в репертуаре театров. А между
тем их идейные и художественные дости.
инства позволяют создавать цельные, п
полненные большой мыслью спектакли, 1
сегодня необычайно волнующие и увлёхА
ющие советского зрителя. Дело лишь 3
их правильной сценической интерпретация
	К нашему списку пьес, связанных ©
героической и патриотической темой, сле
ayer xoGabuTs «Tapxomenxo» Bec. Msanost
«Разлом» Б, Jlanpenepa,  «Hutepseninm
Л. Славина, «Год 19-й» И. Прута, «Паль
Серебряную» Н. Погодина и, наконец, 18°
кие выдающиеся произведения Дм, Фур
манова, как «Мятеж» и «Чапаев», хот
существующие сценические варианты №
могут нас вполне удовлетворить и ну’
	даются в дальнейшей серьезной перер“
‘ботке.
	Воли говорить о пьесах оборонного виа’
чения, имея в виду широкое толковании
этой тематики, то «Человек с ружье»
и «Кремлевские куранты» Н. Погодиил
«Ленин в 1918 г.› А. Каплера и Т. 81
гогоровой и «Большевик» Дэля можно Е
звать оборонными в лучшем смысле 6202
	Широкое, яркое раскрытие  odopanact
темы — центральная задача советской
драматургии. мы с большим нетерге
нием и интересом ждем появления новых
советских пьес на оборонные темы, п\
которыми работают сейчас драматург
А, Афиногенов; Ол Галкин; А Корнейчуй
А. Крон, П, Павленко. Л. Славин и др.
	Недавно появившийся  киноспенарий
Г. Вайдукова, Д. Тарасова п В. Чирков
«Чкалов» — большой успех всего contr
ского искусства, Неоспоримое достоинство
этого произведения состоит в том, 910 §
нем наглядно показано, какие  подвии
может совершить человек, когда packet
пощены его творческие силы и BCE NO
ступки приведены в гармонию с [83
тием всего общества, Героизм в наше
жизни превращается в типичесуое явл
ние не только потому, что repomsecrté
деяния совершают обыкновенные люди, 10
и потому, что у нас созданы об’ектавны
Условня ‘для массового героизма,
	В. ЗАЛЕССКИЙ
	стом первого Молдавского музыкально-драматического театра Е. В. Урекия и асси-
	Фото ©. ПГингарева
	стенткой Кишиневской консерватории пианисткой Е, М, Ревзо
	женщин, приносящих самое ценнуе и AO
ротое в жертву возвышенным идеалам мо-
рали и совести. Однако в «Любови Яро-
ВОЙ» эта коллизия приобретает новое 00-
держание. Кульмиюация морального под»
вига Яровой является исходной точкой
для HOBOTO утверждения ее личности.
Здесь устраняется мотив жертвенности, так
как личность не терпит поражения, а вы-
растает для выполнения более возвышен-
ной миссии: беззаветного служения делу
революции, родине. Это прекрасно выра
жено в заключительной сцене. На слова
Кошкина: «Спасибо, товарищ Яровая, я
всегда знал, что вы нам верный товарищ»
Яровая ‘отвечает: «Нет, только теперь,
только с этой минуты (т, е. с минуты
победы над врагами революции, ‘с мину-
ты преодоления всех своих старых привя:
ванностей. — ® 3.) я по-настоящему и
навсегда вап! верный товарищ». На этом
кончается пьеса. Но только тут начинает-
ся настоящая биография человеческой лич-
ности, которая нравственно очищается и
становится способной к подлинно герот-
ческим деяниям.
	юбовь Яровая не принадлежит . к; чи»
слу исключительных, выдающихся чело-
веческих характеров. Драматург выбрал в
гуще жизни образ простой, обыкновенной
женщины и подал его на фоне великих
революционных—событий. В этом еще нет
ничего нового, Подобные примеры мы
можем найти в произведениях мировой
литературы. Новое — в том, что челове-
ческая личность, поднявшаяся к высшей
форме жизнедеятельности, уже не может
войти в прежнее русло жизни, не может
стать тем, чем она была до своего взлета.
Из пережитых коллизий она выносит но-
вые человеческие качества.
	Цо-новому раскрывается тема героизма
и в драматическом варианте «Разгрома»
А. Фадеева («Девятнадцать» Н, Крашенин-
никова — кстати, наиболее удачная и
полная Инеценировка повести), в «Оптими-
стической трагедии» Вс. Вишневского и
в «Мстиславе Удалом» И. Прута, В этих
пьесах тема героизма тесно переплетается
с трагической темой гибели героев, Но
трагическая коллизия возникает не в силу
того, что между действенной волей героев,
свершающих героические поступки, и воз:
можностью их осуществления — непреодо-
лимая пропасть, а потому, что герои, про-
являя свой героизм, погибают.
	-Февая тема советского искусства
	ла одной из первых, где тема советского
патриотизма и героизма получила глубо-
кое образное выражение.
	В мировой драматургии тема народного
восстания не раз находила свое художе-
ственное изображение. Вспомним шШилле-
ровского «Вильтельма Телля». Образ Тел-
ля прославляет революционный подвиг че-
ловека. Но Шиллер, верный своим поли-
тическим и моральным идеалам, выводил
героический поступок человека только из
велений «человеческого сердца».
	Телль участвует в заговоре, желая лишь
оказать своим товарищам личные услуги.
«Неужели тот Телль, который спасает за-
терянного ‘ягненка из пропасти, откажет
в помощи своим друзьям»,—говорит шил-
леровский герой. Героические поступки
Телля не имеют никакой политической мо-
тивировки. Тот же Телль, сотлашаясь по-
мочь друзьям, однако, предупреждает:
«но быть к делам. вашим причастным я
не желаю».

Какие причины вызвали крестьянские
восстания в Сибири, оккупированной Колча-
ком? Пожалуй, самые «случайные обстоя-
тельства», которые то и дело врывались
в трудовую жиань сибирского крестьянина.
Обычно начиналось с проводимых бело-
гвардейцами мобилизаций или реквизиций,
потом масла в огонь подливали лихие ата-
маны, чехи, японцы, американцы и про-
чие интервенты. И вот «случайные обстоя*
тельства» перерастали в поток; огромное
озлобление заполняло сердца’ крестьян.
Знобоер из  «Бронепоезда» так выразил
нарастание этого чувства: «Народ робить
хочет. — Ну? — А робить ве дают. 06’-
яростил.  Гонют». Где причина того, что
крепкий, хозяйственный мужик Вершинин,
который был тлух к увещаниям больше-
вика Пеклеванова, вдруг возглавил кре--
стьянское восстание нескольких волостей?
Его привели к революции личные моти-
вы: интервенты ‘сожгли его дом, убили
детей, Но скоро это личное соединилось
с широкими политическими ‘мотивами, с
идеей защиты земли от иноземцев и при-
вело Вершинина к союзу с большевиками
и к пониманию глубокого смысла социа-
листической ‘революции. Личная тема пе-
	Советская литература ‘и драматургия
призваны дать новое идейное, эстетиче-
ское и этическое выражение понятия ге-
роизма и патриотизма. Это новое прежде
всего должно быть показано в мотивах
героического полвига советского человека.
	Советский человек действует не в оди-
ночку, & в атмосфере общественной под-
держки и сочувствия. Конечные цели от-
дельного человека совпадают с конечны-
ми целями самого общества, и это соз-
дает совершенно новую предпосылку пре-
вращения обыкновенного человека в лич-
ность героическую. Героическое в жизни
советского человека — это прежде всего
сознательное, идейное начало. Все обще-
ственное развитие, непрестанный рост че-
ловеческой личности, ‘ее мировоззрения
рождают героические поступки.

В советском искусстве изображение
этого процесса находится в самой началь-
ной стадии. И тем не менее мы можем
назвать ряд произведений, где ярко пока-
BAH героизм советского человека.

Только искреннее стремление художни-
ка к показу новых сторон человеческой
жизни и деятельности может дать под-
линную идейную и художественную силу
произведению искусства. Лучше всего это
удается в произведениях, где раскрывает-
ся советский патриотизм и героизм. При-
чиной этого является неизменная остро-
та, новизна, внутренняя сила героической
темы. И хотя некоторые из этих произве-
дений имеют более чем десятилетнюю
давность, они все же продолжают оста-
ваться актуальными и ‘по-настоящему
волнуют нас и по ‘сей день. Таковы сце-
нический вариант «Разгрома» А, Фадеева,
пьесы «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова,
«Любовь Яровая» К. Тренева, «Оптимисти-
ческая трагедия» Bc. Вишневского,
«Мстислав Удалой» И. Прута и некоторые
другие. \
1927 г. на сцене Московского Худо-
жественного ее впервые была пред-
ставлена пьеса Вс. Иванова «Бронепоезд
14—69». Писатель ярко и темпераментно
рассказал в ней, как сибирские крестьяне
пришли к выводу, что без «большацкого»
правления — им погибель. Эта пьеса бы-
	реросла в тему патриотическую, в тему,
революции. . \
	«Не давай землю японсу! — орал на
митинге Вершинин. — Все отымем!
Не давай... Не-е да-а-вай!!!» Это был крик
нутряной, мужицкий.. Он говорил о том,
что большевики правильно нащупали кор-
ни патриотического движения крестьян-
ства против колчаковцев и иноземных за-
хватчиков и перевели это движение из
локальных, подчас консервативных форм
в высшие формы революционной борьбы
и интернациональной солидарности. Тема
патриотизма и героизма в «Бронепоезде
14—69» соединяется с темой интернацио-
нализма социалистической революции. То,
на чем кончилось революционное возму-
щение шиллеровского Телля — уничтоже-
ние тирании, — в условиях развернутой
классовой борьбы, когда стали очевидны
конечные цели революционного преобразо-
вания жизни людей, явилось лишь трам-
плином к переключению движения «чисто-
го сердца» ‘в могучее движение человече-
ского сознания. Это и делает пъесу «Бро-
непоезд 14—69» актуальным жизненным
произведением нашего времени,
	Тема советского патриотизма и героизма
в «Бронепоезде 14—69» все время перекли-
	кается с темой непрестанного роста чело-
веческой личности.
	В этом отношении весьма примечатель-
на и друтая пьеса — «Любовь Яровая»
К. Тренева. Вот уже тринадцать лет как
она не сходит с репертуара. Ее далекое
прошлое  ознаменовано замечательным
спектаклем Малого театра, 66 настоящее—
интересной постановкой Московского Ху-
дожественного театра.
	В пестром потоке человеческих характе-
ров пьесы центральное место занимает
образ Любови Яровой. Проходя через тя-
желые жизненные испытания, Любовь
Яровая освобождается постепенно от того
личного, что upuiaer ей стать строителем
новой жизни. Но это освобождение не 03-
начает потери индивидуальности, раство-
рения личности,
	Драматическая коллизия пьесы не нова.
Мы знаем немало трагических образов