СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	Выставки
в 1941 году
	Утвержден план выста-
вок, организуемых Коми:
тетом по делам искусетв
при СНК С0О0Р в 1941 г,

В феврале устраивают-
ся: выставка графических
произведений на темы ис-
тории ВКП(б), выставка
этюдов и эскизов пано-
рамы «Штурм Перекопа»,
& также выставка JAN
ломных работ студентов
художественных вузов; в
марте — выставка ироиз-
ведений академиков я;иво-
писи.

В мае в помещении . вы-
ставки «Индустрия социа-
лизма» открывается вы-
ставка советского полити-
ческого плаката.

Осенью будет открыта
всесоюзная выставка те-
атральных художников.

Совместно с творчееки-
ми союзами Комитет по
делам искусств организует
в марте выставку работ
П. П. Кончаловского и
групповую выставку моло-
дых художников, в мае-
выставку произведений
ленинградских художни-
ков, в июне — выстав-
ку акварелей и выставку
архитектуры столиц союз-
ных республик, в aBry-
сте — посмертную выстан-
ку работ А. И. Кравчен-
ко.
	В Комитете по делам. искусств
	На том же заседании 29, января был
yrsepaiteH план основных \ мероприятий

\омитета по делам искусств, при СНК
СССР на 1941 г
		На заседании Комитета по делам ис-
кусств при СНК СССР 29 января обсуж-.
дались вопросы дальнейшего творческого
и организационно-хозяйственного укрепле-
ния цирков. После доклада начальника
Главного управления цирков Н, А. Стрель-
цова было вынесено решение о переводе
всего состава артистического конвейера в
постоянные цирковые труппы.

Главному управлению цирков предло-
жено представить на утверждение Комите-
та по делам искусств план выпуска но-
вых цирковых номеров и аттракционов в
1941 г. Практика работы с артистами раз-
товорного жанра признана неудовлетвори-
лельной. В течение 1941 г. будет произве-
дена переподготовка 20 номеров разговор-
ного жанра для городских и 10 номеров
для колхозных ^ цирков. Главное управле-
ние цирков проведет. также конкурс MO-
лодых исполнителей.
	Решено в течение 1941 г. провести
смотр цирковой художественной самодея-
	тельности союзных республик.
	Важные решения были приняты и по
вопросам упорядочения циркового хозяй-
ства. Главному управлению цирков пред-
ложено занимать артистов, не участвую-
щих в цирковых программах, в особенно-
сти в зимний ‘период, в концертах на сце-
	нических площадках городских и волхо3-
	ных клубов, К марту 1941 г. будут пере-
смотрены нормы. амортизационного возна-
граждения артистам за использование ко-
стюмов и реквизита, являющихся их соб-
ственностью. Установлено, что в ряде слу-
чаев извращалея приказ Комитета о вы-
купе циркового имущества, принадлежа-
щего артистам. Иногда выкупался мелкий
инвентарь, не представляющий ценности.
	При начальнике Главного управления
цирков создается художественный совет. В
течение 1941 г. среди работников цирка
будет проведен конкурс на сценарии, за-
явки и предложения по репертуару, по-
священному 25-летию Великой Октябрь-
	ской социалистической революции.
	Юбилейный вечер
театра им, бтаниславского
	8 февраля состоится большой вечер, посвя-
шенный 20-летию со дня основания _Государ-
ственного оперного театра им. К. 0. Стани-
славского. После торжественной части будут
показаны второй акт «Севильского цырюль-
ника», третий акт «Семена Котко», третий акт
«Риголетто», седьмая картина «Станционного
смотрителя» и четвертая картина «Евгения
Онегина». .

Среди  юбиляров театра — М. Гольдина,
М. Мельтцер, М. Жуков, П. Румянцев, В. Ви-
ноградов, М. Степанова, В. Залесская, Н. Пан-
чехин, М. Щеглов, Ю. Юницкий, Г. Бушуев,
А. Росницкая, М. Шарова, Н. Ерамишанцева,
П. Мокеев, №. Лоран, Г. Ниверский, Н. Лю-
банская, О. Соболевская, В- Якушенко,
В. Дипнер, Н. Смирнова, A. Демидова,
В. Новелла, Л. Абрамова, С. Смирнов, Л; Ва-
енецов, Д.. Коренев, А. Полянский, Н. Га-
лианджан, А. Детистов, В. Донец, К. Маль-
кова, (Л. Пан, НН. Аверкиева, К. Блок,
А. Таргонский, А. Кузнецова, К. Успенская,
Н. Девиклер; А. Андреева-Лондьии, 9.. ПТи-
фрина, К. Бутникова, А. Фильшина, И. Ябло-
новский, Е. Ведринская. Вх Дорферт, П, Му-
	Впервые после многолетнего перерыва
на ленинградских афишах появились на-
ввания пьес, вновь привлекших жадное
внимание зрителя: «Дети солнца» и «Егор
Булычев» Горького, «Дядя Ваня» Чехова,
«Светит, да не  треет» Островского,
«Шторм» Билль-Белоцерковском, «Любовь
Яровая» Тренева. Эти пьесы были с ус-
пехом показаны в дни смотра молодыми
театрами Ленинградской области. Некото-
рые из постановок «забытых пьес» были
справедливо расценены театральной обще-
ственностью Ленинграда как большие

творческие удачи. В первую очередь это
относится к таким спектаклям, как под-

линно чеховский по стилю и звучанию;
_ свежий и глубокий по трактовке «Дядя
Ваня> в Кингиссепском театре (режиссер
В. Григорьев), «Дети солнца» в Псковском
театре (режиссер А. Турцевич), тероико-
романтический «Шторм» Боровичекого те-
атра (режиссер А. Мелузов), характерным.
«эпиграфом» к которому явился своеоб-
разный занавес «Окно РОСТА» Маяков-
ского, «Любовь Яровая» в  Порховском

‘Театре (режиссер В. Гершгорн).

В ряде случаев областные коллективы
удачно выдержали творческое  соревнова-
ние с куда более зрелыми и оснащенны-
ми ленинградскими стационарами,  пока-
зывая пьесы, уже известные  лёнинград-
ским зрителям. Так, заслуженным успе-
хом пользовались спектакли Новгородеко-
то театра — «Зыковы» (режиссер В. Ла-
терт) и «Учитель» (режиссер В. Ефимов).
	Талантливый, инициативный режиссер,
сильный исполнительский коллектив, изоб-
ретательный художник (Д. Попов) созда-
ли один из самых ярких, темперамент-
ных и волнующих спектаклей, правдиво
показав людей новой колхозной деревни.
	Активно распгиряя рамки обычного ре-
пертуара. театры Ленинградской области
(как, впрочем, и городские) все же недо:
статочное внимание уделяют работе над
новой советской нъесой. Это сказалось и
на репертуаре смотра. Из. советских пьес,
кроме названных, были показаны еще
лишь «Фельдмаршал Кутузов» (Пековский
театр), «Разлом» и «Царь Потап» в пере-
движных коллективах. Отсутствие совре-
менного советского спектакля снизило ин-
терес выступления Театра комедии и сати-
ры, заявившего 0 своих возможностях
спектаклями «Пигмалион» (режиссер Н. Ко-
маровская) и «Испанский священник> (ре-
жиссеры Г. Гуревич и В. Люце). Этот про-
бел должен быть в дальнейшем воспол-
нен. Театры явно недооценивают необходи-
мость первоочередной работы над совре-
менной советской пьесой, ставящей важ-
ные проблемы, выдвигаемые интересами
коммунистического воспитания трудящихся.
	Как обнаружилось на ‘итоговой конфе-
ренции по смотру, некоторые театры
(Псковский. имёни Облисполкома) запла-
нировали было постановки советских пьес
в 1941 г. шестыми по очереди, предпо-
читая им такие сомнительные новинки,
как, например, инсценировка «Манон Jle-
ско». Вместе с тем ‘в новом году театры
области попрежнему придерживаются хо-
рошей тенденции ставить выдающиеся
классические произведения, непонятно по-
чему отсутствующие в репертуаре ленин-
градских стационаров, — «Уриэль Акос-
Та», «Гроза», «Иванов», «Ревизор». Обла-
стные театры продолжают работать над
торьковским. наследием («На. дне», «Ме-
щане», «Варвары»), обещают широко от-
кликнуться на лермонтовскую тодовщину
(‹Маскарад» в Псковском театре, «Два
брата» в Новгородском, «Герой нашего
времени» в Кингиссенском и др.).
	Стационирование областных театров,
проведенное по инициативе товарища Жда-
нова, способствовало творческому росту и
художественному самоопределению пере-
движных коллективов. обслуживших за
последнее десятилетие свыше 15 миллио-
нов зрителей Ленинградской области.
Спектакли смотра лишний раз убедили зв
том, что многие из’этих коллективов об-
лалают интересной, квалифицированной ре-
жиссурой (А. Феона, А. Мелузов, В. Гри-
торьев. Н. Комаровская, В. Лагерт, В. Ефи-
мов, : В. Лебедев, А. Турцевич, Г. Гуре-
вич, В. Гершгорн и др.), хорошими арти-
стами, . большинство которых является вос-
питанниками Ленинградской театральной
школы, бывигими работниками ленинград-
ских театров.
	Достижения передовых актеров област-
ных театров были по заслугам отмечены
ленинградской печатью, иироко освещав-
шей спектакли смотра. Достаточно упомя-
нуть хотя бы о таких ярких, захватив-
ших зрителя образах, как старый револю-
ционер Раевич (артист Б. Фрейндлих) и
председатель Укома (артист 9.  Шпран-
тер) в «Шторме», Егор Булычев и дядя
Ваня (Л. Вайнштейн). Кутузов (К. Леонть-
ев), Зыков и Лаутин-отец («Учитель») в
исполнении М. Афанасьева, Софья Зыко-
ва — М. Варламовой, Груня («Учитель»).
— 3. Барковской, Елена Андреевна («Дя-
дя Ваня») — А. Куралиевой, Элиза («Пиг-
малион?) — Е. Шляхтман, Любовь Яровая
— Н. Сахаровой и др. Заметно повышает-
ся постановочная культура спектаклей.
Многие из них оформлены выразительно
и ярко (художники В. Борискович, В. Хо-
дасевич, Д. Попов, А. Мелков, С. Гушнер,
И. Белицкий, В. Люце и др.).
	Смотр обнаружил, однако, и слабость
творческо-педагогической работы в 0Т-
дельных коллективах, пережитки «про-
винциализма», ремесленного штампа в иг-
ре ряда исполнителей, недостаточное вни-
мание к культуре речи. В борьбе за по-
вышение сценической культуры  област-
ных театров большую роль может и дол-

RHO сыграть постоянное творческое обще-
ние стеатральной общественностью Ленин-
	града, систематические выезды  ленин-
традских мастерсв театра и критиков на
места для просмотра и участия в обсуж-
дении новых постановок (на итоговом со-

вещании отмечался положительный опыт
Ленинградского отделения ВТО), развер-

тывание учебно-творческой работы и само-
критики в коллективах.
	Организация систематических — показов
лучших работ областных театров звзыска-
тельному ленинградскому зрителю должна
еще более способствовать успехам этих
театров, ведущих на ‘местах большую,
интересную, полезную работу. Следует,
кстати, отметить, что управление по де-
лам, искусств при облисполкоме, распола-
ran в Ленинграде тремя стационарными
театральными площадками, не использует
всех возможностей для равномерного ши-
рокого показа“ своих коллективов. Одна из
этих площадок (на Васильевском острове)
превратилась в городской стационар 0б-
пастного театра комедии и сатиры; на
другой — чаще всего играет Областная
оперетта (в ущерб обслуживанию област-
вого зрителя) или устраиваются концерты
исполнителей. не имеющих никакого от-
зошения к областной работе.
	СИМ, ДРЕЙДЕН
	Четыре дня длилось всесоюзное совеща-
ние директоров, заведующих учебными ча-
стями и профессуры высших художест-
венных учебных заведений, созванное
Главным управлением учебных заведений
Комитета по делам искусств при СНК
СССР. На совещании стояли вопросы 06
улучшении научно-исследовательской ра-
боты в вузах, мерах по улучшению учеб-
ного процесса и повышению успеваемости
студентов. С докладами выступили тт.
Б. Д. Владимирский, Н. Л. Фишман, П. Я.
Алехин и А. И. Гусев.

И. о. начальника ГУУЗ Б. Д. Влади-
мирский подробно доложил 0б итогах
прошедшего учебного полугодия и зада-
чах улучшения качества подготовки кад-
ров искусства. Прения, развернувшиеся
по докладам, наглядно показали, как по-
следние решения партии и правительства
по вопросам образования содействовали
резкому улучшению качества учебной ра-
боты. Это положение большинство вы-
ступающих  подтверждало интересными
фактами из недавно закончившейся 3a-
четно-экзаменационной сессин. Участники
совещания — ‘крупнейшие специалисты в
области музыки, театра ‘и изобразитель-
ных искусств (С. С. Мокульский, В. А.
Еарвинский, А. В. Оссовский, П. А. Се-
ребряков, А. М. Луфер, А. Н. Пагава
и др.)` отмечали улучшение качества за-
нятий и значительную заинтересованность
студенчества в своей работе,

Большое место в прениях заняли BO-
просы научно-исследовательской работы в
вузах, создания новых учебников и др.

На совещании выступили зам. предсе-
дателя Комитета по делам искусств при
CHK CCCP +. JL. Е. Шаповалов и зам.
председателя Комитета ‘по делам высшей
школы при СНК СССР т. А. Я. Жуков.
	«Тарас Бульба»
В Театре им, Вахтангова, _
	В театре им. Вахтангова идут репетиции
«Тараса Бульбь» Н. В. Гоголя в инецени-
ровке Н. П. Охлопкова. М. 0. Державин ис-
полняет роль Тараса Бульбы, А. Л. Абри-
косов, В. Г. Кольцов — Андрия, М. Ф. Не-
красова, Е. Д. Понсова—роль матери, Ц. Л.

Мансурова’ — панночки, Н. П. Русинова --
татарки, Л. Н. Овердлин — Товкача, И.-А.
Соловьев — Пудько, АС Плотников,

Г, М. Мерлинский — Янкеля, Н. О. Гриценко
—Стецко, Н. И. Лобмиков — возницы, P. H.
Оболенская, А. В. Севостьянова — девушек,
Постановщик Н. П. Охлопков, режиссеры
В. В. Куза и Н. С. Плотников, Художник
Я. 3. ТШтоффер, композитор А. А. Голубен-
цен; ассистенты режиссера И. Д. Мехамед
и Н. М. Сидоркин.
	——<——
«Город на заре»
	5 Февраля Московская государственная Tea-
тральная студия показывает свой первый
спектакль «Город на заре». Пьеса написана
коллективом студии под редакцией А. Арбу-
зова. Постановка В. Плучека. Студии предо-
	На снимке (слева направо): «Вицмуиндир» Каратыгина в ис.
полнении самодеятельного  драмколлектива клуба Нархом.
внешторга. Н. Штрепе в роли Разгильдяева, Г. Тер-Семенов
в роли Гуторина и В. Неополитанская в роли вдовы, «На
дне» М. Горького в исполнении ‘самодеятельного драмкол-

маптиностроительного завода им, Куй.
	Фото М. Олехнович ‘и Ф. Писютина
	_ Детские
театральные клубы

Детские театральные клубы — новая ив.
	тересная форма детской художественной са-
модеятельности. Такие клубы созданы уже в
трех районах Москвы: при Кировском дом»
детской художественной самодеятельности, з
Доме пионеров Москворецкого района и До.
ме пионеров Киевского района.

Над клубом Кировского района шефетвум
театральный музей им. Бахрушина. В клубе
открыта выставка по истории русского te
атра, в организации которой ближайшее уча.
стие приняла директор музея Е. М, Колосова.
Занятиями театроведческой секции руководит
профессор В. А. Филиппов. На-днях в cer
ции состоится доклад ученицы 10-го класса
Инны Гурьевой на тему: «Театр при Алек-
tee Михайловиче». Драматургическая секция,
работающая под руководством А, Г. Глебова,
изучает произведения западноевропейской,
русской классической и советской драматур-
гии. В клубе уже состоялось обсуждение
спектакля театра им, Ленинского комсомола
«Снегурочка», в котором приняли участие
постановщики спектакля и исполнители,

В Москворецком театральном клубе с до-
кладом о драматургии Островского выступил
проф. В. А. Филиппов; 0. С. Литовский рас-
сказал школьникам о работе театра Лен-
совета над спектаклем «Дворянское гнездо»,
‚Над. театральным детским клубом Кневеко-
го района, открывшимся совсем недавно —
в дни зимних школьных каникул, взял шеф.
ство Музей Л. Н. Толстого. Занятия ©. ли-
тературной секпией ведет Н. Н. Гусев, te
этральноздраматургической секцией руководит
А. Я. Бруштейн. Предстоят интересные встре-
чи с актерами и ‘драматургами.

И. И. ТИТОВ
	Московский Художественный театр постиг
ло болышое горе: умер’ Иван Иванович Ти.
тов, старший машинист сцены, прошедший ¢
театром весь его 42-летний путь, с первого
дня, Отвечая громадным уважением и лю-
бовью на его исключительную преданность
делу театра, мы ценили в нем больше всего
то, что, талантливый новатор, волевой,
страстный художник, И. И. Титов сделал
технику сцены подлинным творчеством. Сущ-
ность театра он воспринимал как огромный,
всепроникающий, радостный труд. Он всегда
был. в самом центре нашей общей работы,
был всегда незаменим благодаря своему уди.
вительному чутью сцены, памяти и универ-
сальным внаниям. 1 а

Иван Иванович работал не только в МХАТ: ›

он отдал много сил и энергии на создание +
новых тезтров. и оснащение их совершенной.
техникой. Это еще более сбогатило его опыт, .
к которому мы с абсолютным доверием при-
бегали в самые трудные моменты сложной
леатральной жизни. ‘Его авторитет, которому
охотно подчинялся любой его сотрудник, за-
ключался в неотразимой убедительности каж.
дого указания этого знающего, спокойного,
находчивого организатора. На сцене он всегда
был любимым командиром.
— Иван Иванович воспитал кадры рабочих
‚сцены, которые справедливо считаются луч.
  Mae не только в нашем Союзе, но и за
границей, Основой его школы был  темпера-
мент в работе, замечательный темп, напря
о женный ритм.

Мы знали Ивана Ивановича на протяже-
нии многих лет и как прекрасного обще
ственника, члена президиума ЦК Рабис. Он
умел. понимать интересы и нужды работни-
ков театра и стремился удовлетворить их
со всей энергией и со ‘всей отзывчнвостью
своего большого, чуткого сердца.

За исключительные заслуги перед русским
театром советское правительство наградило
Ивана Ивановича званием Героя труда и ор-
‚деном Трудового Красного Знамени,

‚С. болью прощаясь с. ним, мы навсегда

сохраним в благодарной памяти его светлый
образ,
	Вл, Немирович-Данченко, 0, Книппер-
Чехова, ° В. Качалов, Л, Леонидов,
М. Лилипа, И. Москвин, А. Тарасова,
Н, Хмелев, М, Тарханов, Б. Добронра.
вов, В. Сахновский, Г. Калишьян,
И. Гремиславский, В. — Шверубовиз,
С. Калинин, Е. Калужский, П, Мар-
ков, Ф, Михальский, М, Гуляев, Л. По.
пов, Н. Готтих, М. и Я, Гремисдав
ские, А. и М. Фалеевы
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
ИЗДАТЕЛЬ: Гос, изд-во «Искусстео»
		ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ПРОФ.
СОЮЗА РАБОТНИКОВ ИСКУССТВ
с глубоким прискорбием сообщает
	о преждевременной кончине члена
Президиума ЦК Союза `РАБИС
	Ивана Ивановича
ТИТОВА
	и выражает соболезнование семье
покойного и коллективу МХАТ СССР
. им. Горького
		лектива Коломенского маниностроит
бъипева. В. Немов в роли Бубнова
	Ивановский областной драматический театр
показал на-днях премьеру пьесы киргиз-
ского драматурга К. Ишмамбетова «Сарын-
жи» в переводе на русский язык поэта
В. Виниикова. Постановка И. Громова, ху-
дожник И. Гайденко, музыка М. Двой-
рина. На снимке: артистка К. Клавдина
в роли Бермет и артист А. Лаптев в ро-
ли Сарынжи
	oO

п
	Фото К. Девишева
		Периферийная
хроника
	ИЖЕВСК. ‹ Удмуртский драматический театр
показал на-днях музыкальную драму «Камит
Усманов» И. Гаврилова — 06 отважном вожде
повстанческого движения удмуртов, жившем в
прошлом столетии. Роли исполняют: А. Тугбаев
(Камит Усманов), Д. Федотов (Мурат), А, Вол-
кова (Сания), засл. арт. YAOCP Г. Овечкин
(сотский). засл. арт. УАООР В, Виноградова
(Чабья). засл. арт. УАСОР А. Колесникова (Га-
	рась) и др.
	Иосковская
хроника
	* B театре им. Вахтангова завтра состоит-
ся премьера спектакля «Перед заходом солн-
ца» Г. Гауптмана. Постановка А. Ремизовой,
режиссеры А. Орочко и К. Миронов, худож-
ник В. Дмитриев, композитор Н. Шереметьев.
	> В Музее изобразительных искусств им,
Пушкина открылась выставка необычайно
редких экспонатов -— индуеских народных ри-
сунков середины ХТХ века. Эти интересные
образцы безымянного искусства Индостана
выполнены акварельными красками, тушью и
серебром. Содержание рисунков оказывается
	серебром. Содержание рисунков окезысаст®
самым тесным. образом связанным с народной
	лирикой Индии и как бы аккомпанирует на-
родным легендам  Рамаяны и песням Прем
	Сагара. Рисунки были приобретены в Индии
	известным исследователем гравюры и собира-
	телем Д. А. Ровинским.
	ТАШКЕНТ. 1 февраля во Дворце культуры
железнодорожников откроется филиал Музея
искусств Узбекистана. К открытию приуроче-
на первая передвижная выставка Третьяков-
ской галлереи, на. которой будет представале-
но свыше 100 картин и до 50 рисунков. В
музее откроется также выетавка работ худож-

ников Узбекистана.
	ДНЕПРОПЕТРОВОЬ, Русский ‘драматиче-
ский театр им. Горького ‘приступил к рабо-
те над «Кремлевскими курантами» (режиссер
худож. руководитель театра М. Отриковский,
художник 0. Казарновекий). Над ролью В. И,
Ленина работают артисты Н. Заров и
И. Беркун. В снектакле заняты также засл.
арт. РСФСР В. Маккавейский н А. Горский
(Забелин), М. Шабельская и Н. Левина (Ма-
ша), А. Абрамов (Рыбаков), Е. Беркович
(часовшик), засл. арт. РСФОР И. Калантар
	(Забелина) и wap. Премьера — в Феврале.
	ГРОЗНЫЙ. Музей изобразительных искусств
Чечено-Ингушской АСОР об явил первый кон-
курс на ‘создание эскизов художественных
картин ‘из жизни Чечено- Ингушетии. Установ-
лено 4 премии.
	КАЗАНЬ. Браеведческий музей вкаючился
в подготовку к декаде татарского искусства
в Москве. В феврале в музее откроется вы-
ставка татарского народного искусства, на
которой широко будут представлены вышив-
ки, ткани, одежда, художественные изделия.
В Фондах музея сохранились интереснейшие
собрания предметов, относящихся к Болгар-
скому царству. Научный сотрудник музея
Н. Калинин работает над ‚реконструкцией
«Черной палаты» — замечательного архитектур-
ного памятника болгарской столицы. Модель
«Черной палаты» будет показана на художе-
ственной выставке в дни декады.
	В Ленинграде
	Закончилась двухдневная конференция, ор-
ганизованная Ленинградским отделением ВТО
и Управлениями по делам искусств при Лен-
горсоветв и Леноблисиолкоме, посвяшенная
итогам смотра театрально-музыкального ис-
кусства Ленинградской области. С докладами
о художественно-творческом состоянии област-
ных театров, участвовавших в смотре, и ана-
лизом спектаклей выступили И. Б. Березарк,

А. М. Марголина, А. Д. Сегеди, М. 0. Янков-
ский, В. И. Музалевский. .
	x «x
	ж В Болышом театре Союза СОР завтра в
опере «Кармен» партию Эскамильо впервые
исполнит артист В. Н; Чрокошев.

*% В состав труппы музыкального театра
им. Немировича-Данченко вступил Б. Ф. Боб-
ков; первое выступление его состоится -8 фе-
ву в роли Пинкертона в опере «Чио-Чио-
аи».
	*k 7 Февраля коллектив театра им. Стапи-
	славского устраивает на могиле Константина
Сергеевича и его брата В. С. Алексеева гра-
	жданекую панихиду.

* B театре им. Моссовета сегодня в спек-
такле «Трактиршица» в роли кавалера Рипа-
Pparra выступит засл. арт. РОФОР И. Д.
Мордвинов.
	\ В четвертом радиофестивале художествен-
	ной самодеятельности столицы и Московской
лбяаричт ппппнаян  хчостиер 874 коллектива И
	области приняли участие ‘814 коллектива и
83 солиста хуложественной самодеятельноети,
	Первую премпю получили ансамбли Глухов-
ского комбината, русский народный хор ст.
Голутвино, хор автозавода им. Сталина, хор

Мясокомбината, солисты Н. Гумбург (Подоль-
ский район) и 8. Гридчина (Тимирязевская
академия).

\ В Театре сатиры в спектакль «Неравный
брак» на роль Розы Годес введена артистка
0. П. Зверева.

* Академик живописи Е. Лансере пригла-
шен в театр им. Станиславского для оформ-
ления оперы С. Прокофьева «Обручение в мо-
настыре».

Ж В связи с 60-летием со дня смерти До-
стоевского секция драматического театра Дома
актера организует 1 февраля большой вечер,
посвяшенный памяти писателя.

Ж 4 Февраля роль Акосты в спектакле Ма-
лого театра «Уриаль Акоста» впервые испол-
няет М. И. Царев.

\ Роль Ларисы в новом составе. спектакля
Театра Революции «Бесприданница»  репе-
тирует Т. Беляева.

%* В первой декаде февраля в ВТО состоит-
ся доклад В. М. Городинского на тему «dc-
тетика /хореграфического гискусства».- 5

* Московский союз советских художников
совместнь с художественно-постановочной сек-
цией Дома актера проводит 4 февраля сове-
щание художников, кригиков и режиссеров,
косвященное состоянию театрального декора-
ционного искусства. Вступительное слово ска-
жет Н. Шифрин, с докладами выступят
Ф. Федоровский и И. Рабинович.
	ж Обсуждение спектакля филиала Болышого
театра СССР «Черевички» организует 5 февра-
ля секция музыкального театра Дома актера.
Вступительное слово скажет Р. Н. Симонов,
доклад сделает А. И, Шавердян.
	\ Вчера в Доме актера открылся второй
тур конкурса Московской тосударственной
эстрады. .
	хин, Ji. Нопов-Закревекий, А. Степанов,   зова. Постановка В. Плучека. Студии предо-
Р. Рабинович, Н. Солнцев, А. Абрамович,   ставлено помещенне в Мало-Каретном  пе-
А. Храмов и др, реулке.

moo
		Выступление народного акына Киргизской ССР Муса Баетова среди пастухов на высоко-
горном пастбище Фото И. Толчана
	БИБЛИОГРАФИЯ
	ниями, как со своим знакомым, а потом
я говорю: — мой выход, сейчас я тебе
сыграю. И я выхожу из первого ряда,
влезаю на сцену и начинаю играть все —
горе и радость, а этот мой приятель
мне верит... А потом кончаю, подсажи-
ваюсь, к ‘нему и говорю: — ну как, хо-
pomo?> Переход от «реальной жизни» к
сценической должен быть легким, простым
и естественным, — это результат огром-
ных усилий, незаметных для зрителя, и
в легкости перехода — ‘чудесная радость
H наполненность чувств актера. Нам ка-
жется, что истинный смысл театрально-
сти надо искать в непринужденности и
свободе творчества, окрыляющих актера.
	Л..А, Волков, С. В. Гиацинтова, Б. Е.
Захава, Ю. А. Завадский, Р. Н. Симонов,
Б. В. Щукин и другие говорят 6 необы-
чайной способности Вахтангова понимать
актера. От его острого, беспощадного
вагляда ничто не могло скрыться, Он за-
мечал самое незаметное и с поразитель-
ной настойчивостью расчищал актеру путь
к познанию образа, к воплощению этого
образа в единственно неповторимой фор-
ме. Вахтангов прекрасно знал, всем своим
существом чувствовал актера и любил его
искренней, большой любовью. Его ученики
и товарищи отвечали ему тем же. И это
проявляется в каждой строчке «Бесед».
	Волнующи страницы воспоминаний, по-
священных последним дням жизни Вах-
тангова... Смерть уже витала над ним, но
он с неукротимой энергией продолжал ре-
жиссировать, учить, воодушевлять акте-
ров, спеша отдать нарождающемуся ново-
му советскому искусству весь жар своей
души. Поистине величественно это едино-
борство художника со смертью!
	Не все в книге воспоминаний о Вахтан-
гове представляет интерес, но каждый
внимательный читатель найдет в ней мно-
го живых черточек, из которых сложит:
ся портрет Вахтангова. Более того, он
сможет извлечь из этой книги ценные
мысли Вахтангова о театре, представляю-
щие интерес для развития нашего искус-
ства.
	Несколько критических замечаний, Один
из учеников Вахтангова утверждает в
книге, что «Евгений Богратионович был
ближе к социалистическому ° реализму,
чем даже Станиславский». Эта мысль
	В начале февраля Театр оперы и балета им;
0. М. Кирова покажет оперу П. И, Чайковского
«Чародейка». Дирижер А. Пазовский, режиссер
Л. Баратов, художник Ф. Федоровский, хормей-
стер В. Степанов. В спектакле заняты: О. Каите-
варова (кума), (С. Преображенская (княгиня),
И. Витлин (Ненила), Г. Нэлепи (княжич Юрий),
Г. Орлов (князь). Б. Фрейдков. (Мамыфов).
	*
	За истекший 1940 год работники искусств
Ленинграда и области дали для красноар-
мейцев и краснофлотцев 1888 шефских кон-
цертов и 134 спектакля. Бригады ленинград-
ских артистов выезжали на Север, в отда-
ленные базы Балтики, в Велорусский, Киев-
ский военные’ округа и на Лальний Восток.
	«ББОЕДЫ О ВАХТАНГОВЕ», ЗА.
		ПИСАНЫ A. H. XEPC
ИЗДАНИЕ ВТО. М.-Л..
	«Беседы о Вахтангове»
	‚Как увлекательно и волнующе. познание
творческого процесса художника! ` Перед
нами открывается огромный, необычный
мир, полный бурных исканий, неожидан-
ных столкновений, причудливых движе-
ний мысли. Изучить этот мир призван
не только ученый, восстанавливающий по
отдельным признакам облик художника,
но и всякий, кто творит в искусстве. Не
всегда успешны попытки проникнуть во
все уголки лаборатории писателя, живо-
	  писца, композитора, ибо они творят «нае-
	дине». Гораздо доступнее для изучения
творчество режиссера: он организует спек-
такль публично, в присутствии актеров,
и только через них он может выразить
свои мысли и эмоции. Наблюдения ак-
теров над деятельностью режиссера пред-
ставляют огромный интерес, — вот почему
надо всячески приветствовать книгу о
Вахтангове, в которой собраны воспомина-
ния его товарищёй и учеников,
	Имя Вахтангова, великого. режиссера Ha-
шей эпохи, в сознании каждого совет-
ского. художника связано с вечным беспо-
койством, идущим от страстного желания
совершенствовать искусство,’ придать ему
могучую силу воздействия.
	Товарищи Вахтангова по. школе. Адаше-
Ba, по Первой студии Художественного
театра, ученики Мансуровской студии, ак-
теры театра «Габима» — все вспомина-
ют о встречах с Вахтанговым, как о пре-
красных, незабываемых днях своей жиз-
ни. Все они отмечают необыкновенную
силу творческого горения Вахтангова, его
способность отдавать всего себя искусст-
ву. Его любовь к искусству была беспре-
дельна, он ничего не оставлял «для себя»,
для‘ «обыденной жизни», вернее, вся. его
жизнь, все личное было пронизано творче-
ством, Это — не абстрактная любовь к
искусству. Вахтангов — великий жизне-
любец, он тонко чувствовал время и все-
гда в своем искусстве с каким-то насла-
ждением жадно впитывал многообразные
явления жизни, Через искусство он «вме-
шивался» в жизнь, и вместе с нею разви-
валась его личность. У истоков творческо-
го пути Вахтангов — это’ талантливый мо-
лодой человек, с любовью пропагандирую-
щий театральные идеи ‘Станиславского,
отгораживающий себя от жизненных бурь.
И как изменился Вахтангов под влиянием
отромных исторических событий, под влия-
	нием Октября: Ю. А. Завадский расска-
зывает: «Будто неведомая, непрестанная
бурная работа пересмотра и пересоздания
самого себя происходила в нем непрерыв-
но подспудно и превратила его в корот-
кие, годы жизни в нового, мудрого и иву-
мительного человека. ..В памяти от по-
следних встреч с Вахтанговым остались
величие, мудрость, сила, человечность».
	Вахтангов умел всех, с кем он работал,
воодушевить на подвиг в искусстве. Ка-
вдый, кто вместе с ним творил, был по-
лон огня, страстности, не жалел себя для
искусства и развивал в себе высокие ка-
чества — простоту, неумолимую требова-
тельность к своей работе,  принципиаль-
ность, ненависть к фальши.

Все отмечают, что репетиции, проводи-
мые. Вахтанговым, были подлинным празд-
ником, когда и режиссер и актеры чув-
ствовали, как вместе с образом растут,
обогащаются и их. личности. Каждая ре-
петиция вносила новый волнующий мир
чувств, мыслей, ассоциаций. Творя, Вах-
тангов одновременно воспитывал и своих
учеников, учил их жить, ковал их души,
Он умел сочетать конкретную задачу соз-
дания спектакля с воспитанием актера в
самом широком смысле слова, Может быть
потому OH H добивался ‘прекрасных спек-
таклей, что ему был глубока чужд реме-
сленный подход, что он умел коснуться
самого тонкого, самого затаенного в жизни
актера.
	В дневниках Вахтангова мы часто ветре-
чаем мысль 0 радости творчества, и в
этой книге, в воспоминаниях товарищей и
учеников Вахтангова, снова настойчиво
звучит та же тема. Вахтангов говорит, что
в спектакле радость должен испытывать
не только зритель, но и актер. Отсюда—
стремление к легкости, ясности, импрови-
зации, непринужденности. Он требовал ов-
ладения техникой переживания для того,
чтобы чувствовать себя на сцене свобод-
ным и не переживать «настоящие» чув-
ства. Л. А. Волков вспоминает о своей
беседе с Вахтанговым накануне генераль-
ной репетиции «Турандот»: «Он мне ска-
зал, что в этой работе (над «Турандот». —
С. 3.) его увлекает специфическое актер-
ское состояние, вот. такое: мы с вами си-
дим в первом ряду и смотрим спектакль,
HO # тоже играю этот спектакль. И, пока
Яя свободен, я делюсь © вами впечатле-
	прежде всего поражает свое наивностью.
«Ближе», «дальше» — так определить
особенности творческих путей Станислав-
ского и Вахтангова абсолютно  невозмож-
но. Составитель «Бесед» Х. Херсонский
также пытается «увести» Вахтангова от
Станиславского. Херсонский приписывает
Станиславскому какие-то смешные ‘иден
и на этом основании противопоставляет
ему Вахтангова. В самом деле, как мож-
но говорить, что Станиславский стремил-
ся, «чтобы актер, играя роль, чувствовал
себя совсем так же естественно, как в
MH3HH, и забывал о театре»? Где, когда
Станиславский мог проповедывать такие
«иден», противоречащие самой сущности
театрального искусства? Станиславский
всегда утверждал, что сценические чувет-
ва отличаются от жизненных, что это —
повторные, очищенные чувства. Он тре-
бовал от актера искренности и свежести
переживания, а это ничего общего не
имеет с мыслью — «чувствовать себя со-
всем так же естественно, как в жиани».
	Вахтангов велик своей кровной связью
с театральными идеями Станиславского. В
то же время он умел обогащать, развивать
«систему» и двигаться дальше. Но разве
Станиславский всю жизнь не дополнял
«систему», не ‘искал новых путей? Нам
кажется, что Вахтантов является самым
верным, самым преданным учеником Ста-
ниславского именно потому, что он порой
становился вровень с тением Станислав-
ского и с такой же силой’ с такой me
смелостью вместе со Станиславским‘ опро-
кидывал старое и всегда шел вперед, тог-
да как некоторые другие ученики Кон:
стантина Сергеевича предпочитали пря-
	таться за спину своего учителя и топ-
таться на месте.
	В заключение надо отметить, что в
предисловии к книге, написанном Херсон-
ским, некоторые места вызывают удивле-
ние — по причине «странностей» стиля,
Ну что, например, означает ‚сне: «Че-
рез тончайшие оттенки и интонации, сое-
диняя. прямое отражение наблюденного с
вольным, с.непрямым, не без противоре:
чий и не без психологическом движения
искусство отражает действительность сред:
ствами эмоционально-образного «подража-
НИЯ» — 6 ЛОМОЩЬЮ фантазий».
	С. ЗАМАНСКИЯ
	ИЗДАТЕЛЬСТВО АНАДЕМИН НАУК CCCP
	ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАХ
	НОВЫЕ КНИГИ
	ДОБРОКЛОНСКИЙ М. В. Рисунки

Рубенса в собрании Эрмитажа, С

30 иллюстр., исполн. Гознаком.
Ц, в перепл. 20 руб,
	РИСУНКИ ИТАЛЬЯНСКОЙ ШКО:
ЛЫ ХУ—ХУМ вв, 460 рис. Вступит.
статья М: В. Доброклонского.

Ц. в-перепл. `43 руб.
	КУБЕ А. Н. Испано-мавританская
керамика, С 57 табл.

Ц. в перепл, 31. руб,
	ТРЕВЕР К. В. Памятники греко-бак.

трийского искусства. С 50 иллюстр.
исполн. ‘Гознаком.
	Ц, в перепл, 50 py?.
сп
	ЗАКАЗЫ НАПРАВЛЯТЬ в КОНТОРУ

«АКАДЕМИЧЕСКАЯ КНИГА»:
МОСКВА, Б. Черкасский пер. 2.
	_ КНИГИ ВЫСЫЛАЮТСЯ
НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ
	515659 - Типография изд-ва «Черная металлургия», Москва, Цветной бульвар, 30. Реданчия: ул. Станиславского, 24. Тел.

общий-—К 3-42-45, отв. се — ~ .
uae кретарь—К 3-12-56, редколлегия == К 4-64-40, Прием об явлений: Петровка, 10, пом, 53, тел, К 2-36-51, Га