Фот. 3
мощь и силу — съемки виадуков, мостов, башен и т. п.
Работая с небольшими недодержками и применяя соответствующие проявители в негативном процессе и соответствующую позитивную печать, можно в пределах очень небольшой гаммы найти богатую модуляцию переходов. Этот метод в большинстве своих работ применяет художник-фото
граф Еремин. Самое темное место на его кадрах равно светло-серой дымке, и от нее к белому, сплетаясь и перевиваясь друг с другом, бегут нежнейшие полутоны. Какую-то особую воздушность,
граничащую с мечтательностью, имеют его кадры.
Метод тоновой насыщенности и метод разряженности могут быть использованы в специальных целях. На прилагаемых фото 3 и 4 плачущий ребе
нок имеет напряженную гамму, а улыбка ребенка выражена разряжением.
Третья проблема света и тени в фотографии, это — цветность. Техника здесь — цветочувствительность пластинки и светофильтр. Простран
ство характеризуется не только силой освещения, но и цветностью. Основным является степень ярко
сти освещенных предметов, цветность же есть модуляция в пределах того или другого светового плана.
Общеизвестно, что беда обыкновенной черной фотографии заключается в разной цветоощущаемости человеческого глаза и нормальной фото
пластинки. Бедою называть это, конечно, не следует. Очень часто простая фотопластинка при съемке монотонного серого сюжета, или в пасмурную погоду, видит контрастнее человеческого глаза. Эскулиновый фильтр на объективе срывает голубую дымку дали, и пластинка видит в этом случае совершеннее человеческого глаза. Однако, в большинстве случаев при
ходится прибегать к пластинкам, ортохроматизацией и светофильтрами доведенным до цветовпечатляемости человеческого глаза.
Здесь два пути: первый — правильно передать цветность и не погасить основных световых узлов, и второй путь — использовать в целях ком
позиции цветность объекта приме
нением соответствующего фильтра и исправить неудачное освещение.
Понятие света и тени не надо смешивать с общей тенью, отбрасываемой предметом при рез
ком контрастном освещении. ОдФот. 4
Фот. 5. Снимок против света
Светотеневые узлы могут завязываться в лучших
нако, эта тень имеет огромное значение в композиции. Прежде всего такая тень в гораздо большей степени, чем напряженность светотеней, харак
теризует пространство. Речитатив деревьев в аллее, постепенно уходящей вдаль, станет особенно зна
чимым от падающих косых теней. Снимок деревьев в лесу становится понятнее при наличии теней от деревьев. Тень, отбрасываемая движущимся пред
метом, может стать характеристикой проходимого пространства, а в некоторых случаях может мешать передаваемому впечатлению движения, как на снимке 1 (белый шнурок). Здесь тень движется впереди движущихся фигур. Человеческое сознание больше привыкло к тому, что тень сопровождает предмет, а не предшествует ему. Снимок 6 показывает удачное использование теней в этом смысле. Сильная тень, отбрасываемая предметом, взятая черно в первом плане, может повысить тоновую гамму и может быть использована в качестве вводного в картину момента.
произведениях, независимо от других композиционных моментов, в самостоятельные ритмы, связанные с центром. Образцом ритмичности завязок свето
теней могут служить работы фото
графа Геймана, помещавшего свои произведения в журнале „Прожектор“ за 1923 г.
Во многих произведениях Наппельбаума можно найти светотеневый ритм, особенно хорошо разработанный в фонах.
Учитывая каждый раз расположение фотоаппарата и снимаемого объекта по отношению к источнику света, применяя простые или орто
хроматические пластинки, фильтры: оранжевые, желтые или зеленые; работая в негативном процессе сильно- или слабокроющими проявителями; проводя процессы усиления, ослабления и контрастиро
вания; подбирая сорта бумаг — мягких или контрастных, и раз
ные методы позитивной печати — мы имеем сильные механические