отбрасывая остальную часть негатива, как ненужную. В успокоение давалось философское рассуждение: „часть больше целого“.
Настоящее фотографическое творчество должно поставить своей целью получение полной картины на всей пластинке — еще в камере. Выбирание частей из негативов, или обрезка — в целях „художествен
ных“ — большого отпечатка до размеров почтовой марки, — отнюдь не творческий путь.
Короткофокусная оптика сокращает пространство и в то же время, при работе в сопряженных
фокусах на близких расстояниях, дает особую выпуклость и стереоскопичность изображения. Она же дает возможность включить в кадр большее количество элементов. Политический обзор, снимок
человеческих масс, снимки панорамных пейзажей, снимки с явным выделением из окружающей дей
ствительности определенных объектов — немыслимы без короткофокусных объективов.
В то же время снимки крупным планом отдаленных предметов, фотографирование портретов и объектов, в которых глубина пространства не имеет значения, также фотографирование тех видов спорта, где близко с камерой, быть опасно (футбол, хоккей и т. п.), — требуют длиннофокусной оптики. Длиннофокусная, малоглубинная оптика дает особое пре
имущество еще тогда, когда необходимо бывает оптическое выделение определенных предметов на значительное расстояние.
Таким образом, не всякий объектив удовлетворяет всем требованиям. Каждое задание вызывает определенное требование к оптике, и вся работа
фотографа-художника
требует большого, строго продуманного набора объективов. При чем дол
жны быть приняты во внимание и такие тонкости в работе одноклассных объективов, которые отличаются только после продолжитель
ной работы с тем или другим объективом. Сю
да относятся, например, такие явления: анастиг
мат Тессар Ф/4,5 дает идеальную рисовку, но срывает полутона, быстро сби
вается с фокуса и дает во внефокусном простран
стве неприятные световые блики. Анастигмат Кук той же светосилы — комкает линию, но отлично
Фот. 8. Снимок без горизонта
Фот. 6. Использование тени
приемы выражения светом и тенью нашего отношения к действительности. Один и тот же негатив может дать совершенно разные результаты, зави
сящие от наших композиционных заданий. См. фото 7 (рыбак).
Искусствовед профессор Сидоров в своих лекциях о художественной фото
графии так определяет фотографический объек
тив: — „Это диковинный, чудесный, стеклянный фото-глаз, он смотрит в жизнь иначе, чем смотрим мы своими гла
зами“. Наше отношение к объективу, это — отношение столяра к стамеске, мастера — к инструменту. Мы не оболь
щаемся его диковинностью и заставляем ра
ботать его так, как этого требуют наши соображения.
Чтобы улавливать вещи и явления в пространстве, чтобы характеризовать наше отношение к пространству, мы применяем различную оптику. От
лично передает событие Дагор или Тессар, лучше передает „настроение“ простая очковая линза.
Короткофокусник даст нам обозрение, в то время как длиннофокусный объектив остановит внимание нашего зрителя на какой-либо одной детали, на каком-нибудь одном явлении жизни.
Исходя из свойств человеческого глаза и законов графической перспективы, теоретики художественной фотографии прошлого требовали применения объективов с углом зрения в 25—30°. Фо
кус таких объективов равен при формате 9×12 см — 300 — 400 мм. Работать постоянно с такими „пуш
ками“ — даже и фотографу-любителю затруднительно, а фото-репортеру в рядовой съемке — почти невозможно. В тех случаях, когда нужно дать сконцентрированный кадр — эти объективы со
вершенно непригодны. Приводился поэтому совет снимать короткофокусным объективом 120—150 мм
на 9 × 12 см, и потом увеличивать из полученного негатива только часть размером 4 1/2 × 6 или 6 × 9 см,
Фот. 7. Два отпечатка с одного негатива