ДИНАМИЧЕСКИЙ КАДР

3. Фотографирование движений *) ПРОБЛЕМА передачи движения в фотогра
фии — наиболее трудная и сложная задача.
При восприятии движения в натуре человеческий глаз следит, передвигаясь за движущимся предметом, при чем в мозгу создается синтетическое образное впечатление. Фотографический объектив не может двигаться за предметом и, чтобы получить на фотографической пластинке предмет несмазанным, в большинстве случаев приходится прибегать к очень большим скоростям затвора.
Движущийся предмет, схваченный фото-камерой со скоростью 1/300 секунды, часто принимает такие формы, при которых он кажется неестественным, висящим в воздухе и весьма неубедительным.
Изобретатель клапп-камеры и шторного затвора Герц-Аншютц в то время, когда еще не был известен кинематограф, произвел такой опыт. Параллельно специальной беговой дорожке был установлен ряд его фото-камер, в которых затворы при
водились в движение автоматически по мере прохождения перед тем или иным аппаратом дви
жущегося предмета, — по беговой дорожке заставляли скакать лошадь. В результате такого анализа движе
ния галопирующей лошади оказалось, что нет ни одного мгновения, при котором лошадь, скачущая галопом, не касалась бы одной из своих ног земли. Положения с распластанными по воздуху, оторван
ными от земли ногами, как это изображалось до того времени художниками, при фото-проверке не оказалось.
Е. Буринский в книге „Судебная экспертиза документов“ приводит другой случай со скульп
тором Фальконетом, которому Екатерина II поручила сделать проект памятника Петру I. По приказу Фальконета, был насыпан специальный холм, на который по нескольку часов в день верхом на
лошади карьером въезжал бе
рейтор. Только после очень про
должительного и внимательного наблюдения Фальконету удалось уловить нужную постанов
ку ног въезжающей лошади.
В обоих случаях мы сталкиваемся с явле
нием сознатель
ного искажения действительно
сти художником в целях наибольшего воздейст
вия на зрителя путем создания синтетических образов, не су
ществующих в природе.
Мяч брошен (конечный момент движения) *) См. №№ 1 и 2 „Сов. Фото“
Динамический фото
кадр, это, по преимущест
ву, фотография движений, вот почему проблема фотогра
фирования движений
включается в эту статью.
Русское Фотографическое Об
щество вот уже третий год совместно с Хореоло
гической ла
бораторией ГАХН организует выставки фото
графий движения. При этом, благо
даря тому, что проблема ставится в зависимость от искусства в движениях танца, задача передачи дви
жения фотографией, как таковая, ставится там в область эстетическую, а но целевую. Тем не менее, опытные работы некоторых участников заслужи
вают, с нашей точки зрения, сериозного внимания. Большинство участников стоит на двух разных полюсах. Одни передают только движущуюся форму в ее измененных движением очертаниях, для дру
гих — форма менее обязательна; основное же — тот след в пространстве, по которому шла движущаяся форма.
Там же, от одного известного профессора-искусствоведа, нам пришлось слышать мнение, что „форма — косна“, что „всякая форма мешает дви
жению“. (Пример — премированные работы Рыбина и Еремина).
С нашей точки зрения, проблема движения в изобразительных искусствах связана непосредственно с проблемой ритма в искусстве. Ритм связан со временем и пространством, при чем понятие временного замещается в изобразительных искусствах понятием протяженности и масштабным вы
ражением. Основа масштаба в кадре — движущаяся форма.
Очевидность движения создается формой, светотенью, окружающими аксессуарами, харак
теристикой пройденного или имеющего быть пройденным пространства.
Движение даст только тогда динамический кадр, а не мертвую вырезку момента, когда мы будем иметь отзывчивое ритмическое сплетение движещихся форм с окружающей средой, в которой происходит движение.
Следует добавить еще, что для нас вопрос идет не о том, как съинсценировать движение, а — как его взять в самой жизни наиболее убедительно, где и как найти нужную отправную точку и как зафиксировать момент, в котором движение формы легко воспринимается человеческим сознанием.
Метание ядра (начальный момент
движения)