Опыт проекции на косую плоскость экрана (оба отпечатка сделаны с одного и того же негатива). Стоящий в действительности автомобиль кажется движущимся с большой быстротой
Композиция
Движение имеет три основных момента: начальный, срединный и конечный. В физкультуре начальный и конечный моменты, это — старт и фи
ниш. В старте движение еще не развернулось, не развилось полностью. В передаче начального мо
мента становится обязательным подчеркивание того пространства, куда движение направляется. Момент срединный, когда движущаяся фигура развернула себя целиком, может стать убедительным только в условии сдвига с вертикальной оси кадра, т.-е. при условии перехода из симметричного в ассиметричное положение. Конечный момент, или фи
ниш, будет интересен тогда, когда в кадре будет подчеркнуто пройденное пространство.
Отношение фото-аппарата к движущейся форме может быть различно.
Фото-аппарат может принимать движение на себя (en face), при этом движущийся предмет изменяет свою форму увеличением объема по мере
приближения к аппарату. Закономерным методом здесь будет применение неглубокой оптики, дающей резкость только движущейся форме и оставляющей во „флю“ аксессуары, или применение короткофо
кусной оптики, дающей возможность преувеличенно передать движущуюся форму и преуменьшенно — задние планы. В обоих случаях изображение движущегося предмета будет „выскакивающим“ из кадра.
Аппарат может стоять перпендикулярно движению — это наиболее трудный, аналитический, неубедительный момент, обязывающий работать фотографа с максимальной скоростью. Более убедительным будет соединение этого момента со свето
теневой проблемой и дачей силуэтного (против света) снимка, выбрав лучший момент, в котором очертания формы примут преимущественное направление по линии движения.
Отношение к движению в спину — форма удаляется, и метод передачи здесь будет обратный первому.
Наиболее интересным и излюбленным приемом является отношение к движущейся форме под углом, по косой, в 3/4. Такое расположение аппарата дает синтетику, облегчает характеристику пространства (линии движения — дорога или река — прини
мают в кадре характер наклон
ных линий, форма не загораживает пространства), допускает использование теней от движущегося предмета и дает возможность уменьшить скорость затвора. Уменьшен
ная же скорость затвора даст, в свою очередь, возможность неко
торого накопления поз. То же — 3/4 сзади. Чем быстрее движение, тем острее должен быть угол между линиями направления движе
ния и оси объектива. Если применять при съемке косые проекции (завал камеры вверх, вниз и в стороны) и ставить себя в различные отношения к движению, то можно найти чрезвычайно интересные отправные точки, изменяющие форму в пользу направления движения.
Что могут дать косые проекции — показывают опытные работы фото-репортера Альперта,
Футбол. Искажение перспективы применением короткофокусного объектива