проведенные по указаниям автора. Правда, здесь косая проекция была применена в увеличитель
ном фонаре, и оба снимка получены с одного негатива.
Медленное движение не предъявляет больших требований к фотографу. Приводимое фото „По течению“ показывает, что при медленном движении можно применять очень небольшой угол (почти профиль), обусловленный только тем, что надо дать небольшой наклон линии реки. Характеристика проходимого пространства невелика. Не нужны и большие светотеневые контрасты.
Убыстренное движение (см. фото „На бук
сире“) потребовало более острого угла, повышения горизонта и более сильных контрастов.
И, наконец, очень быстрое движение
(„Скат лыжника с горы“) потребовало передачи
движущейся формы силуэтом и подчеркивания линии горизонта.
На фото „Документальный снимок“ запечатлелся катастрофический момент — „Падение жокея с лошади . Снимок — случайный, взят в профиль, с аксессуаром не связан, совершенно неубедителен.
Другой случай, снимок „Лыжники“ — ритмический ряд фигур, оптический и световой удар
на передней фигуре, постепенный уход резкости, ряд деревьев на фоне, дающий повторный ритм.
Нет незыблемых законов композиции. Так же, как и нет правил и рецептов художественной фотографии. Особенно остро это чувствуется в композиции движения. Нельзя успокаиваться на трафа
ретах — нужно сознательное разрушение всяких традиций. Нужны поиски новых путей. Больше, чем где-либо, здесь нужны оригинальность, находчивость и хладнокровие. Нужно знание того движения, которое собираешься фиксировать, психологическое введение себя в движение (переживание движения), обсуждение направления движения, предположи
тельная схема будущего движения и снимка. Нужен выбор точки зрения, откуда движение будет ка
заться синтетическим, и формы уложатся в лучшую схему. Нужен учет воздействия окружающего на движение и учет светового момента.
Спуск на лыжах с горы
Лыжники
Документальный снимок
Техника
Переходя от композиционной части к части технической, к фактическим возможностям и физи
ческим пределам, надо сказать, что при передаче движения, особенно — быстрого движения, необходима такая же, как и в композиции, напряжен
ность техники. Конечно, оптика должна быть максимально светосильна, однако, летом можно работать и Дагором (Ф/6,8). При недостаточной опытности лучше работать светосильным апланатом. Апланат дает более выпуклые изображения, обла
дает большей глубиной, на сопряженных фокусах переход во внефокусное пространство более постепенен, чем у анастигмата. На спорте легче рабо
тать длиннофокусной оптикой, однако, она обязывает
к точной наводке, а потому легче ее применять в зеркалках. Одним объективом обойтись трудно, а имея набор объективов — нужно озаботиться их легкой сменой. При больших световых эффектах, при съемках против солнца, для устранения побочных
световых лучей на объективах нужны бленды — не металлические черненные, а простые картонные, выклеенные внутри черным бархатом. Эти же при
чины требуют тщательного чернения внутренних частей аппарата, по возможности также оклейкой черным бархатом. Лучшим затвором является — штор
ный, дающий преимущества точной регулировки и больших скоростей.
Маленькая щель шторного затвора и сла
бое натяжение пружины дают смещение очертаний форм в сторону движений. Но шторные за
творы капризны, часто портятся, изменяют свое действие от температуры и замерзают на морозе.
Не плохо, если есть два затвора: шторный — в ка
мере и центральный — при объективе.
Зеркалка или клапп-камера?
Спор, разрешаемый только сейчас. Фирма Неттель летом прошлого года выпустила камеру, но желанию превращаемую то в зеркалку, то в клапп-камеру. Удобство зеркалки заключается в том, что она висит на шейном ремне и оставляет свободными руки, допускает медленную экспозицию, дает