ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МЯГКОСТЬ в ПОРТРЕТЕ

Описанный А. Каменъщиковым в № 4 „Советскою Фото“ способ Артига с двумя пластинками вызвал поток откликов наших читателей, использовавших указанный способ. Полагаем, что това
рищам, желающим достигнуть мягкости в портретах, будет полезно и приятно познакомиться также и с описанным ниже, исключительно простым, но дающим полное удовлетворение приемом.
Громоздкость способа Артига

К

АК известно читателям „Советского Фото“, при способе Артига съемка портрета производится одновременно на две пластинки, вста
вленные вместе в одну кассету, эмульсией к объективу, при чем на первой пластинке получается обыкновенное резкое изображение, на второй —
нерезкое, расплывчатое; печатание производится также одновременно с обоих пластинок, и в ре
зультате отпечаток приобретает художественную мягкость.
Применение этого превосходного способа требует, однако, очень большого навыка и связано с рядом трудностей, благодаря которым успешные результаты становятся возможными только после длинного ряда проб и неудач: 1) для достаточной проработки задней пластинки — переднюю прихо
дится сильно передерживать, отсюда — необходимость проявления пластинок в разных проявителях; 2) необходимость точно уловить правильное взаим
ное соотношение негативов, чтобы отпечаток не был ни слишком резок, ни слишком расплывчат,— негативы часто приходится то ослаблять, то усиливать; 3) кроме всего — расход пластинок двойной.
Способ Буре
Между тем, существует способ „двойного печатания“, выработанный также французом — Г. Буре, способ, значительно упрощающий процесс Артига, не умаляющий его достоинств и приводящий к тем же результатам. Способ этот широко применяется французскими фотографами.
Прием Буре заключается в том, что печатание с самого обыкновенного резкого негатива делят на две части: сначала печатают прямо с негатива на светочувствительную бумагу и получают недо
держанное резкое изображение, а затем вставляют
между негативом и бумагой матовое стекло, гладкой стороной к бумаге, и доканчивают печатание. Вторая часть экспозиции дает расплывчатое изображе
ние, и в общем результате получается мягкий отпечаток, такой же, как и в процессе Артига.
Способ Буре при увеличении
Особенно удобен этот прием при пользовании увеличительным аппаратом. Бумага прикрепляется к доске кнопками. Если бы, например, для обыкно
венного увеличения потребовалась экспозиция в 20 секунд, то сначала печатают на бумаге половину этого времени —10 секунд, затем гасят свет в уве
личителе, накрывают светочувствительную бумагу матовым стеклом (матовой стороной к объективу) и экспонируют остальные 10 секунд. Остается только проявить отпечаток, чтобы получить портрет с отличной художественной мягкостью, совершенно исключающей необходимость ретуши негатива или позитива — камень преткновения для любителей и затрата массы времени для профессионалов.
При первой экспозиции на бумаге получилось недодержанное резкое изображение, при второй — на бумагу попала лишь рассеянная тень резкого изображения, задержанного матовой поверхностью
стекла. Сумма этих двух изображений — приятный мягкий отпечаток. Матовое стекло лучше брать более толстое, чем пластинка, и нужно следить за тем, чтобы оно своей гладкой стороной плотно прижимало бумагу к доске, на которой та укреплена.
Для простоты нашего примера мы разделили экспозицию на две равные части, но их можно
варьировать в зависимости от желательной степени резкости или мягкости: например, дать 12 секунд резкой части экспозиции и 8 секунд — мягкой или
наоборот, но чтобы сумма обоих экспозиций давала бы нормальную в данных условиях выдержку (в нашем примере — 20 секунд). После нескольких опытов нужный навык легко приобретается.
Преимущества предлагаемого способа
По сравнению со способом Артига, преимущества двойного печатания таковы: 1) экономия — расходуется только одна пластинка, вместо двух; 2) еще экономия — в виду увеличения, при
меняются пластинки небольших размеров (до 9X12 см) даже для больших портретов; 3) так как здесь нужен самый обыкновенный негатив, то исключаются неудачи, связанные со сложно
стью получения двух сопряженных негативов Артига; 4) негатив можно употреблять и для обыкновенного печатания и, наоборот, можно получать мяг
кие отпечатки с уже имеющихся заснятых ранее нормальных негативов; 5) можно использовать даже грубо ретушированный негатив, так как рассеяние делает невидимым карандаш так же, как пятна на коже и пр.; 6) можно взаимно варьировать части экспозиции резкого или мягкого изображения, одну за счет другой, для изменения желательного эффекта в ту или иную сторону.
Способ Буре при контактном печатании
Особенно заманчивый для обладателя увеличителя, способ Буре вполне доступен также и тому, кто такового не имеет.
При контактном печатании надо взять совершенно ровную и гладкую доску (лучше чертежную), положить ее на стол, над которым на расстоянии не менее 1 ½ метров висит электрическая лампа (лучше матовая или молочного стекла), которая будет служить для печатания и ни в коем случае не должна качаться.
При лабораторном свете чувствительную бумагу прикрепляют к доске тремя крепкими булавками, концы которых сильно втыкают в дерево, немного внутрь листа бумаги: одну булавку — посредине короткой стороны, две остальных — у первой и третьей четверти длинной стороны листа.
Затем на бумагу по булавкам кладется, матовой стороной вверх, матовое стекло нужного формата, а на него — негатив, эмульсией вниз (таким образом, матовая сторона стекла соприкасается с эмуль
сией негатива), при чем и то, и другое тщательно пригоняется по трем булавкам.
Зажигают лампу и производят первую часть печатания (мягкое изображение). Затем тушат свет, снимают негатив и матовое стекло, осторожно накладывают снова на бумагу точно по булавкам