Портрет ребенка, полученный при помощи способа Буре. Увеличение; первая экспозиция — 12 секунд, вторая (под матовым стеклом) — 15 секунд. Негатив и позитив без всякой ретуши
один негатив и производят остальную часть печатания (резкий рисунок).
Нужно тщательно следить за тем, чтобы оба раза негатив был наложен точно в одно и то же положение.
Общие замечания о портретной съемке
Начинающие портретисты не должны думать, что описанный выше прием обла
дает чудодейственным свойством — сам по себе автоматически давать художествен
ный портрет, каков бы ни был негатив. Если на нега
тиве, вследствие неправиль
ного освещения, одна сторона лица получилась совсем бе
лой, а другая — совершенно черной, без каких-либо полутеней, — разумеется, и способ Буре здесь не поможет. Если, например, снят в 3/4
бюст при сильном диафрагмировании, так, что оба плеча вышли очень резкими и об
щая резкость негатива такова, что чуть ли не возможно со
считать ресницы и волосы до последнего плана, то простой отпечаток получился бы плоским, неприятным излишеством деталей. Двойное печатание смягчит сухость кон
туров, придаст им известную мягкость, но портрет все же останется посредственным.
Для получения максимума художественного эффекта надо исходить из хорошего нормального портретного не
гатива. В данной статье не место распространяться о пор
третной съемке вообще — это сделают в ближайших № № журнала другие товари
щи, — я же дам лишь несколько главнейших указаний.
Если возможно — лучше употреблять длиннофокусный объектив (24 — 30 см); с маленькой камерой, если это позволяет ее растяжение и объектив — снимать одной задней линзой. Вообще нельзя снимать с расстояния ближе 2 ½ метров, во избежание искажения.
Установку на фокус по матовому стеклу нужно делать так, чтобы совершенно резко были видны глаза, но надо постараться достигнуть этого резуль
тата с возможно большим раздвижением камеры, т.-е. глаза должны быть на последней границе поля резкости, которая должна уменьшаться от глаз по направлению к затылку.
Со светосильными объективами (Ф/4,5) всегда полезно применять полное отверстие — это дает
хорошую градацию теней между передним и задним планами. Однако, объективы светосилой более Ф/4,5 (Ф/3, Ф/1,8) или с очень длинным фокусным расстоянием нужно диафрагмировать, чтобы умерить размазанность заднего плана.
Глаза должны быть ясны, а задняя часть головы — менее отчетлива. Такой негатив, увеличенный двойным печатанием, даст снимок, на котором глаза, потеряв сухость черт негатива, сохранят достаточную отчетливость и ясность; мелкие незначительные де
тали лица будут невидимы; волосы, отходя от перед
него плана, перейдут в общий рисунок, и получится портрет самого приятного очертания и рельефа.
Способ двойного печатания смягчает контрасты — поэтому негативы не должны быть слишком слабыми, но подходить к нормальному типу. При очень слабых негативах надо применять контрастно работающую бумагу.
В заключение должен предупредить товарищей, что этим методом, совершенным для портретов, не следует пользоваться для пейзажей.
Итак, вооружитесь матовым стеклом и — за работу! О результатах сообщите в редакцию „Советского Фото“.
А. МИРОНОВ