Сушка сенсибилизированных пластинок должна производиться возможно быстрее (не более двух часов) в помещении, свободном от пыли, а еще лучше в сушильном шкафу.
Технические планы и чертежи с белыми линиями на синем фоне снимаются так же, как это было указано для съемки рукописей. Если с такого плана, представляющего из себя негативное изо
бражение, желают иметь позитивную копию, то с позитива на стекле нужно изготовить негатив в камере) контактным печатанием в копировальной рамке получилось бы перевернутое изображение).
Есть способ превращения синего тона плана (изготовленного цианотипным способом) в черный или коричневый. Снимать такую перекрашенную копию можно обычным путем на обыкновенной пластинке. Чтобы перекрасить синий тон в корич
невый, копию плана на 1—2 минуты кладут в ванну с водой, затем воду сливают и на копию наливают 1%-ный содовый раствор, в котором изображение исчезает (способ отбеливания). После короткой про
мывки проявляют сильным раствором таннина или 5%-ным раствором галловой кислоты. В первом случае появляется черный тон, во втором — коричневый.
Для съемки штриховых рисунков, когда линии рисунка должны получиться совершенно черными, а бумага — белой, обыкновенные высоко
чувствительные пластинки не годятся. Идеально передаются такие рисунки мокрым коллодионным способом, но фотографу-любителю неудобно возиться с этим сложным способом, требующим особых приспособлений и специальных кассет. Более или менее удовлетворительные репродукции не особенно сложных штриховых рисунков можно получить на малочувствительных, контрастно работающих броможелатинных или хлоро-бромосеребряных (диапозитивных) пластинках. Работают маленькими диа
фрагмами; экспонируют по возможности коротко и проявляют контрастно действующим проявителем с прибавлением большого количества бромистого калия. Если штрихи все же еще будут затянуты, то можно их осветлить фармеровским ослабителем и затем, при надобности, усилить каким-нибудь усилителем до тех пор, пока белая бумага рисунка не будет совершенно крытая на негативе.
Переходим теперь к самой трудной части, а именно — к съемке масляных картин, аква
релей и вообще цветных оригиналов. Не будем здесь говорить о съемках подобных картин в музеях и картинных галлереях, где большей частью фотографу не разрешается снимать картины со стены и где иногда приходится работать при невероятно трудных условиях: например, когда кар
тина висит слишком высоко, или если она очень велика и вдобавок еще освещена неравномерно,
а тут еще мешают посетители, которые всегда собираются именно там, где онн меньше всего нужны. Мы даем здесь некоторые полезные советы для съемки картин, которые фотограф по своему усмотрению может переставлять, как он только найдет это нужным, чтобы получить с них хорошую копию.
Если мы имеем дело со старой масляной картиной, то рекомендуется ее сначала прочистить.
Для этой цели картину вынимают из рамы и промывают ее несколько раз мягкой губкой, смоченной теплой водой. Затем быстро протирают 40%
спиртом и опять натягивают картину на раму, постепенно вколачивая клиночки по противоположным сторонам. После этого поверхность рисунка по
крывают при помощи широкой кисти отстоявшимся (предварительно взбитым) яичным белком, к кото
рому прибавляют приблизительно равную часть чистого глицерина. После съемки слой белка смывается теплой водой.
При съемке надо позаботиться о том, чтобы устранить возможные световые рефлексы, которые появятся на негативе в виде черных пятен. Чтобы убедиться, правильно ли освещена картина, прини
мается такое положение перед ней, чтобы голова приходилась как раз перед объективом, и отсюда она рассматривается. Картина не должна давать ни малейшего отблеска. При употреблении длиннофокус
ных объективов становится легче избегать рефлексов. При работе в закрытом помещении некоторые лучи света приходится отгораживать черной материей, натянутой на рамы или палки. Целесообразнее, конечно, производить съемку на открытом воздухе, при чем легче всего работать при солнечном освещении, т. к. тогда можно быть уверенным в равномерном освещении картины.
Если картина содержит не очень много темных цветных тонов и если в ней не преобладают крас
ные и оранжевые тона, то снимать можно с успе
хом на ортохроматической пластинке с включением желтого светофильтра. Для получения хороших результатов необходимо пользоваться свежими пла
стинками, но, к сожалению, найти в продаже таковые очень трудно, поэтому рекомендуем приготовить (ортохроматизировать) их самому.
Если же в оригинале преобладают красные и оранжевые тона, то ортохроматическая пластинка, сенсибилизированная эозином или эритрозином, с ее чувствительностью к желтым и красным лучам, не будет достаточной. В этом случае хорошего результата можно достигнуть на панхроматической
пластинке (см. выше), с включением оранжевого светофильтра.
Обработка пластинок, чувствительных к красным лучам, требует известных предосторожностей. Заряжение кассет и проявление пластинок должно про
исходить почти в полной темноте, т. к. даже при темно-красном свете может появиться на пластинках вуаль. Безопаснее работать при темно-зеленом свете, но подобрать правильный зеленый светофильтр гораздо труднее, чем красный. Поэтому надо при
выкнуть работать в полной темноте, и в крайнем случае пластинку лучше немного перепроявить, чем недопроявить. Перепроявленную пластинку можно ослабить фармеровским ослабителем или надсернокислым аммонием. Действия этих двух ослабителей описаны в №3 „Советского Фото“, в статье „Недодержанные и передержанные негативы“.
Специальная установка для репродукции описана П. Радецким в № 2 журнала.
Ю. ЛАУБЕРТ

„БИБЛИОТЕКА ФОТОГРАФА-ЛЮБИТЕЛЯ“

(издание журнала „Советское Фото“) состоит из 10 книжек, знакомит читателя с теорией фотографии, дает ему необходимые практические сведения и справки, отвечает на интересующие его вопросы, является рабочей энциклопедией каждого фотографалюбителя. Подписывайтесь на „Библиотеку“! (См. объявление в начале этого №-ра)