Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Г. Болтянский

Фотография

на сельскохозяйственной выставке

Вся наша страна готовится к величайшему празднику — 20-летию Великой Пролетарской Революция. 1937 год явится подлинным народ
ным торжеством, связанным с показом наших
грандиозных достижений во всех областях социалистического строительства.
Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, открываемая осенью 1937 г. в Москве, про
демонстрирует всемирно-исторические победы советской власти в сельском хозяйстве, успехи коллективизации и механизации сельскохозяйственного производства, новый быт кол
хозов и совхозов, зажиточность и изобилие, торжество ленинско-сталинской национальной политики в деревне, борьбу за 7—8 миллиардов пудов хлеба в ближайшие годы, небыва
лый рост производительности труда и урожайности наших полей, освоение новых культур, расцвет сельского хозяйства на пространстве от Арктики до субтропиков, от Балтий
ского моря и до Тихого океана. Огромное количество зональных и областных павильо
нов раскинется на территории в несколько сот га. В этих павильонах будут собраны выдаю
щиеся образцы промышленных (лен, конопля, свекла, клещевина, табак, масличные, эфирные, лекарственные и др. растения) и полевых культур, образцы огородничества и са
доводства, субтропических культур (цитрусы, чай и т. д.). В загонах и стойлах на полевых участках и опытных пастбищах, в искусствен
ных прудах и бассейнах перед миллионами посетителей выставки предстанут живые экспонаты птицеводства и животноводства, отдельные великолепные экземпляры породи
стых домашних животных, рекордисты, ценнейшие пушные звери, выращенные в зоофер
мах, гибридные животные из заповедника Аскания Нова и т. д.
На выставке будут, кроме того, показаны ярчайшие образцы культуры и быта новой колхозной деревни (типы домов агро
города, клубы, ясли, деревенские театры и кино и т. д.). Будет показано самодеятельное
искусство и творчество колхозной деревни — художественные ремесла, вышивки, ткани, ковры, рисунки, керамика, песни, танцы и т. д.
Значительное место отводится на выставке показу новой, колхозной деревни в произведениях искусства. Живопись, скульптура, пла
кат, кино, музыка, театр, литература, фото, — все виды искусства мобилизуются, чтобы
в мраморе, красках, звуках на экране и полотнах отобразить величие побед на селе, пока
зать стахановцев социалистического сельского хозяйства.
Исключительно большое место на выставке отводится фотоискусству, заметно выросшему
за последние годы и показавшему на ряде примеров, что оно в состоянии дать яркие документальные произведения большой художественной убедительности. Роль организато
ра фотосъемок для выставки взяла на себя студия «Фотохудожник» Союзфото (быв. Фотоиздат). Выставочный комитет поставил пе
ред «Фотохудожником» грандиозное задание: дать в 5 тыс. снимков художественно-правдивое отображение узловых, решающих момен
тов из жизни колхозной деревни. Понадобится сделать до 30 тыс. негативов, чтобы из этого числа отобрать 5 тыс. лучших снимков. Высокохудожественные снимки будут выставлены
в виде панно или картин размером от 1 до 2 м. Тысячи замечательных снимков украсят стены павильонов, часть снимков будет собрана в фотоальбомы и т. д. Всесоюзная сельскохозяйственная выставка явится, таким образом, и всесоюзным смотром советского фотоискусства, творческим соревнованием мастеров по колхозной тематике.
При активном содействии фотообщественности «Фотохудожнику» удалось завершить большую организационно-подготовительную работу. Сейчас, с окончанием в основном съе
мочного сезона, подводятся первые итоги этой грандиозной фотосъемки, в которой участвовало свыше сорока сильнейших фотогра
фов страны, — тт. Штеренберг, Еремин, Клепи
ков, Фридлянд, Скурихин, Лангман, Пенсон, Кудояров, Иоселевич, Бродский, Грюнталь, Мельник, Рахмилович, Бамунер и др.
Трудности в этой работе встретились большие. Прежде всего, Выставочный комитет недопустимо затянул всю подготовку к съемке: еще в июне не было окончательной договоренности с Союзфото. С крайним опозда
нием поступило необходимое техническое снабжение высококачественными негативными материалами, долгое время оставалась нераз
бериха с тематическими планами, которые должны были уточняться местными выставочными комитетами и краевыми земельными управлениями.
Первоначально же предполагалось начать
№ 11