съемку с 1 июня, а весь май посвятить совещаниям с мастерами, инструктажу, предварительному творческому обдумыванию каждым мастером своих тем, ознакомлению с литературой и другими необходимыми материалами.
В результате из-за неподготовленности и неповоротливости Выставкома большинство мастеров смогло выехать на работу только в июле, а некоторые даже в августе. Благо
приятный для съемок летний сезон сократил
ся, таким образом, с четырех месяцев до трех, а в ряде случаев до двух, и до одного месяца. Уборка зерновых культур уже началась, а кое-где и окончилась. Получилась не
вольная и совершенно недопустимая в такой ответственной съемке спешка, комканье рабо
ты, пагубно сказавшиеся на художественном качестве снимков.
В довершение всего Выставочный комитет дал весьма общие и расплывчатые планы съе
мок, без указания объектов и пунктов съемок. Оказалось, что и многие крайзу, и мест
ные выставочные комитеты сами не знают лучших колхозов края. Некоторые местные органы, несмотря на директивное письмо наркома т. Чернова, работали медленно, задер
живая по 2 недели фотографов и организато
ров съемок, корректируя план Выставкома и наспех разрабатывая местные планы съемок. Иногда фоторепортер задерживался в крае
вом центре из-за непредоставления средств передвижения или отсутствия агронома-кон
сультанта. Терялись, таким образом, еще 2—3 недели драгоценного съемочного периода.
Необычайная жара в июле и августе (сплошное марево в большинстве районов, дымка, окружавшая не только горизонт, но и ближайшие объекты) сильно мешала работе. Перспектива трудно поддавалась проработке, несмотря на наличие хорошей аппаратуры и высококачественных светофильтров у отдельных мастеров. Невозможно было проявлять заснятую пленку. Даже в ночное, более прохладное время высококачественная пленка рас
плавлялась, многие ценные снимки погибли Проявка была затруднена из-за плохого ка
чества воды, невозможности быстро организовать темную комнату. Многие фоторепортеры поэтому не присылали своих негативов в Мо
скву, а привозили их через 2—3 месяца по окончании всех съемок. Это лишило возмож
ности «Фотохудожник» давать необходимую
консультацию и указания мастерам в период съемки. В августе во многих районах нача
лась полоса дождей, что, естественно, сорвало съемку.
К сожалению, ни «Фотохудожник», ни Выставкой не могли исчерпывающе снабдить фотографов необходимой аппаратурой и приспособлениями (набором объективов, светофильтров и т. д.). Мало того, даже обыкно
венных кассет в достаточном количестве не было. Высокосортная пленка поступила с большим запозданием, а фильмпаки были получены еще позже, и многие фотографы не могли уже ими воспользоваться.
Однако, несмотря на все неблагоприятные условия, «Фотохудожник» при наличии и в его работе ряда недочетов, недостаточной оперативности принял меры для успешного завершения съемок. Группа квалифицирован
ных бильдредакторов и консультантов занята сейчас разбором присланного материала и отбором лучших снимков.
ЦБ творческой секции наметило организацию осенних выставок, творческие самоотче
ты мастеров, общественный просмотр лучших работ.
Благодаря организованности, настойчивости, оперативности, мастеров фоторепортажа, пре
одолевших организационные трудности и не побоявшихся неблагоприятной погоды, удалось в сравнительно короткие сроки выполнить в основном планы съемок. При этом получено значительное число ценнейших снимков, ярко, убедительно, а подчас художест
венно показывающих замечательные достижения нашего сельского хозяйства.
Весной 1937 г. будут проведены дополнительные съемки.
Фотоискусству будет что показать на сельскохозяйственной выставке!

25 000 камер ФЭД!

Научное общество кинофотопромышленности (ВНИТОКФ) отправило приветствие кол
лективу рабочих и ИТР трудкоммуны им. Дзержинского в связи с выпуском 25-тысячной камеры ФЭД.
«Вами выпущено 25 тысяч маленьких зорких «Феликсов», призванных помогать нашему социалистическому строительству и заполнять наш отдых, — пишет в свом приветствии ВНИТОКФ. — ФЭД 1936 г. являются много более совершенными аппаратами, чем первая их тысяча, вышедшая всего несколько лет назад.
Какие задачи стоят перед камерой ФЭД на будущее время?
Введение сменной оптики с добавочными широкоугольной и длиннофокусной линзами, универсального видоискателя, автоматического спуска, замедленной скорости затвора, авто
матического экспозиметра, приспособления для показа пленочных диапозитивов с использо
ванием оптики ФЭД, приспособления для показа парных стереоскопических снимков на просвет».
В заключение ВНИТОКФ выражает вместе со всей советской фотообщественностью твер
дую уверенность, что крепкий коллектив трудкоммуны им. Дзержинского скоро овладеет этими и другими техническими высотами, под
няв советское фотоаппаратостроение на более высокий уровень.