Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
С. Евгенов

Десять лет „Советского фото“

В апреле 1926 г. вышел № 1 журнала «Советское фото», ставившего своей основной задачей «помощь широким кругам фотолюби
телей и фоторепортеров» и назвавшего себя «ежемесячным журналом, посвященным вопросам фотолюбительства и фоторепортажа».
Инициатива М. Е. Кольцова, взявшего на себя редактирование журнала, и издательства «Огонек» нашла живейший отклик, — быстрый рост тиража журнала является лучшим пока
зателем роста его авторитета и доказательством того, что журналу действительно удалось стать помощником фотолюбителей и фоторепортеров (кстати сказать, круг последних был
тогда крайне ограничен и качество их работы стояло немногим выше «любительского»). На
чав с неслыханного для фотожурналов тиража — 10 000 экз., «Советское фото» к концу го
да имело 13 500, к своему трехлетию — 25 000, а в 1930 г. — 30 000 экземпляров, причем в 1929 и 1930 гг. журнал аккуратно выходил два раза в месяц.
Являясь единственным в СССР массовым периодическим изданием по вопросам фотографии, журнал взял курс на охват самых разнообразных форм, видов и направлений фотогра
фии. В этом отношении весьма знаменателен тот факт, что в первом же номере «Со
ветского фото» была напечатана обширная и интересная статья о бромойле. Но с первого же номера журнал отдал свое преимуществен
ное внимание фоторепортажу и фотокорству, — одной из первых статей в № 1 была напеча
тана статья А. Зуева «Фотография на службе у стенгазеты», а вслед за ней дан ряд интересных снимков, статей и заметок о фоторепортаже и первых советских фоторепортерах.
Воя «история журнала» в дальнейшем теснейшим образом связана с историей советской фотографии.
Журнал стремился привлечь к участию на своих страницах не только специалистов фотографии, но и журналистов, и самих фоторе
портеров. Именно это помогло «Советскому фото» собрать вокруг себя известный авторский актив и постепенно, от собирания и на
копления фотографических сил, подойти к разработке в вопросах фотографии своей линии, которая соответствовала бы большевист
ской линии в вопросах смежных искусств и ставила бы фотографию на службу социали
стическому строительству и классовой борьбе. И в поисках этой линии, и при ее проведении в жизнь было допущено немало ошибок; на
пример, в период особо ожесточенной раппов
ской борьбы на фронте литературы журнал механически перенес в область фото разногласия в литературе и чрезмерно крутым рапповским курсом, несомненно, насколько ослабил и
задержал собирание опыта и сил советской фотографической культуры (как помнят читатели, даже название журнала тогда было изме
нено, и тираж стремительно упал с 30 000 до 14 000, — так что пришлось усиленно проводить специальные «конкурсы» по распространению журнала, со 105 премиями). Эти и другие ошибки журнала следует припомнить к его де
сятилетию, — с тем, чтобы не повторять их. Но, невзирая на них, признавая немалое количество недостатков в журнале, особенно за самые последние годы, когда несколько шаблонизировалось его содержание и низко упало техническое качество оформления, никак нель
зя зачеркнуть огромную роль «Советского фото» в организации и развитии советской фото
графии. По страницам журнала превосходно
можно проследить еще не очень пространную, но полную интереснейших событий историю советской фотографии, ход ее массового развития, появление и рост ее наиболее выдающихся молодых мастеров.
Огромный толчок росту советского фоторепортажа дала организация журнала «Советское фото», — недаром десятилетие журнала совпадает с десятилетием первой организации со
ветских фоторепортеров — ассоциации при московском Доме печати и первой выставки фоторепортажа в том же Доме печати (откры
лась 22 апреля 1926 г., было 25 участников и 900 работ).
Вторая выставка, устроенная в конце 1926 г., по сравнению с первой выставкой показала значительный рост фоторепортеров — и ко
личественный, и качественный — всего только за 7—8 мес. Немалая заслуга журнала заключалась в той, не только письменной, но и живой связи, которую он в первые же годы сумел установить с фоторепортерами и фотолю
бителями ряда крупнейших периферийных центров — Ленинграда, Ростова-на-Дону, Тиф
лиса, отдельных крупнейших промышленных предприятий Москвы и Донбасса (к сожале
нию, за последние годы эта связь ослабела). Немало сделано было и для развития между
народной фотокоровской связи, совместно с журналам «Арбейтер фотограф» и объедине
нием рабочих фотографов Германии, которому также исполнилось 10 лет (1 апреля 1926 г. со
стоялась первая конференция немецких рабочих фотографов в Гамбурге и вскоре вышел