П. Оцуп
В 1917 г. я работал фотокорреспондентом крупнейших петроградских и московских журналов («Огонек», «Солнце России», «Искраи др. ).
С февральского переворота я задался целью зафиксировать на фото события и людей нашей революции.
Неизгладимое впечатление произвел на меня приезд из-за границы Владимира Ильича Ленина. Видя энтузиазм многотысячных масс, собравшихся встречать его к Финляндскому вокзалу, я сразу почувствовал, что товарищ Ле
Известный портрет Ленина работы II. Оцупа. На фотографии рукою Ильича написано: «Товарищу Оцупу от В. Ульянова (Ленина)».
нин — подлинный вождь нашей революции. Понятно, что я всеми силами старался сфотографировать Владимира Ильича. Случай, однако, к этому долго не представлялся.
Осенью 1917 г. Смольный стал большевистским. Я был единственным из петроградских фотографов, присутствовавший на II Всерос
сийском съезде Советов. В Смольном же я был и в великие дни Пролетарской революции (я был, между прочим, при боях у Зимнего дворца и заснял его взятие).
Смольный в то время был главным штабом революции: день и ночь кипела там боевая работа, непрерывно прибывали делегации воинских частей, матросов и рабочих. Тов. Ленин


Встречи с Лениным


был занят почти целые сутки и добиться разговора с ним было делом нелегким. Все же, в конце концов, мне удалось повстречаться с Владимиром Ильичем и поговорить с ним. Расскажу об этом.
28 октября я зашел в Смольный и встретил Владимира Ильича. Он шел в свой кабинет. Подойдя к тов. Ленину, я попросил разрешения сфотографировать его.
— Сейчас не стоит, — ответил он, — когда отрастет борода и я приду в свой обычный вид,
тогда другое дело (как известно, скрываясь после июльских событий, товарищ Ленин сбрил себе бороду).
Через некоторое время я зашел в Совнарком и через секретаря напомнил о себе Владимиру Ильичу. Меня сразу же попросили к нему в кабинет.
— Сколько времени займет съемка? — спросил Ленин.
— Пять-десять минут.
Пока я готовил аппарат, Владимир Ильич взял «Правду» и начал ее просматривать. Не теряя времени, я сделал три последовательных
снимка его за чтением (один из них получил позднее большую известность и был напечатан в целом ряде журналов и газет как наших, так и заграничных).
Дочитав статью, тов. Ленин извинился, что задержал и попросил начинать работу. Я сделал несколько снимков (портрет, за письменным столом, у книжного шкафа).
Проглядев принесенные мной фото, товарищ Ленин сказал с недоумением:
— Откуда эти снимки с газетой?
Я отвечал, что не смея отрывать его от чтения, я все же решил использовать удачный момент и заснять.
— Опасный народ вы, фотографы, — промолвил улыбаясь Ленин, — ну, ладно: на ваш сюрприз я отвечу тоже сюрпризом.
Сказав это, он подарил мне два снимка, сделав на них собственноручную надпись. Снимки эти я храню по сей день как величайшую драгоценность.
В течение 1918 и 1919 гг. я неоднократно встречал Владимира Ильича на съездах и конференциях. Перечислю наиболее интересные из снимков тов. Ленина, сделанные мной за
это время: Ленин на параде 1 мая 1919 г. с Тибором Самуэлли и Загорским, на заседаниях Совнаркома (1920—1921 гг.), на конгрессах Коминтерна и на приеме коммунистическо
го отряда, вернувшегося после подавления Кронштадского восстания (на снимке этом Владимир Ильич снят вместе с тов. Ворошиловым).
Нередко приходилось мне и разговаривать с Владимиром Ильичем. Затрагивались в этих беседах и вопросы фотографии, которой тов. Ленин придавал особенно большое значение.
— Историческое значение фотографии очень велико, — говорил он, — никакой художник не сможет так зафиксировать событие, как фотоснимок.
Занимал Владимира Ильича и вопрос тематики.
— Делайте меньше снимков отдельных