ВОСКРЕСЕНЬЕ, 20 АПРЕЛЯ 41944 г
	Рожление

Каким должен быть национальный ба-
mer, каковы пути его развития в. стране,
не знавшей ранее больших хореографиче-
их представлений? Речь, понятно, идет
не о содержании. В Советском Союзе лю-
бое произведение искусства должно быть
социзлистическим по содержанию. В дан-
вом случае нас интересуют вопросы фор-
ун национального балетного спектакля.
Какими языком форм должен он пользо-
ваться? Следует ли взять за основу клас-
сический танец и лишь придать ему на-
циональный колорит, либо же надо пред-
почесть родной  хореографический фоль-
клор, вырабатывать свой самостоятельный
танцовальный язык, исходя из существу-
рщих уже в народе прочных традиций?

Сторонники обязательной европеизации
танца ссылаются на то, что классический
танец представляет наиболее разработан-
ную н проверенную систему движения, ко-
торая недаром стала интернациональной,
указывают на ряд огромных и дейагви-
тельно неоспоримых достоинств классиче-
ской школы. особенно в области подго.
товки исполнителя, разносторониего › его
физического восцитания. Все это так. Но
необходимо ли добиваться непременной
унификации искусства?

Корни таджикского танца совсем другие,
yeu европейского балета. Таджикская
танцовальная система принадлежит к труп-
пе танцовальных систем Востока. Изобра-
зительные средства во многом отличаются
or принятых в обычном балете. Нсли в
европейском танце главное внимание уде-
ляется движениям ног, то в танцах Во-
стока — движениям рук.

Нередко в течение доброй половины
пляски танцовщица остается на полу, на
коленях. Движутся лишь руки, шея, го-
лова, да корпус, отгибаясь, описывает кру-
ти ик полукруги. Движения ног менее
	разнообразны. Б мужских плясках можно
встретить ход на полупальцах, птаг, на-
поминающий шаг лезгинки, пристукива-
	ния, повороты типа шщенэ, гепуегзе, по-
вороты на коленях, круги по сцене. Вооб-
ше мужской танец по чиолу движений
	„ № 146 (157
		TanD>KUKCKOrO балета
	балета. Музыка
		Ду гуль» в Таджикеком государственном театре оперы и балета.
кого, либретто М. Рабиева, постановщик К. Голейзовский, художник В.
’П. ПИпитальный. На снимке — спена из балета Фото Н.К
	сверкающая техника — вот качества, от-
личающие её исполнение.

Даже танцы, в которых артистка долж-
на предстать только как. обольстительница,
приобретают иной оттенок. Не чувотвен-
ные чары чуются в них, а сумрачная по-
велительность заклинания. Это скорее
грозная чародейка, чем нежная чаровни-
ца. Кажется, будто перечитываешь ту
тлаву лукановской «Фарсалы», где поэт
говорит о могуществе фессалийских вол-
шебниц.

Неизгладимое впечатление оставляет «Та-
нец змеи» в исполнении Исхаковой. Арти-
стка почти не подымается с колен. Линь
руки ее плетут воздушный узор, колдуют,
ворожат. Трудно уловить глазом все их
причудливые перевивы. Она поднимает их,
соединяет, перекатывает ладонь одной ру-
	пантомимические приемы штампованы. Ha
сцену молодого театра зачем-то перенесе-
ны все старые, условные жесты, давно вы-
зывающие справедливые упреки ‘и отбро-
	шенные современными балетмейстерами.
	Так, например, если свахе надо сообщить
баю, что у старика Бобо-Сафара есть две
дочери, она дважды указывает рукой при-
мерно на аршин от пола, хотя речь идет
о взрослых девушках. Если надо передать,
что они красивы, описывается лвижение
	вокруг собственного лица, как бы чертя
овал ео итп
	т Оо, и т. д.
Постановщику во ‘многом удалось пре-
	одолеть недочеты либретто, но танцы все
же в большинстве случаев носят характер
дивертисмента. Лишь = воинственной
пляске баомачей с нагайками (Ракси
	камчин») да в небольших красивых хо-
	Ш оезд советских
композиторов
Украины
	Сегодня в Киеве открывается ИН звсеук-
	раинский сезд композиторов, на котором
	будет заслушан отчетный доклад правле-
ния Союза советских композиторов Укра-
ины, обоуждена деятельность союза за
два года и произведены выборы нового
правления,

На с’езде будет поставлен ряд давно
назревших творческих вопросов, B TOM
числе вопросы развития отстающего за
последнее время украинского оперного
творчества и развития эстрадного жанра.
Ряд серьезных проблем” связан пропа-
тгандой украинского советского творчест-
ва, которое недостаточно демонстрируется
как на Украине, так и за пределами ее.
	Давно’ назрела необходимость усиления я
	музыковедческой работы, которая на Ук-
раине по-настоящему еще не разверну-
лась, хотя все предпосылки для этого, ка-
залось бы, имеются налицо.
	За последние два тода на Украине с03-
дано довольно значительное количество
музыкальных произведений, стоящих на
высоком профессиональном ‘уровне и сви-
детельствующих 0б идейном росте наших
творческих кадров. 0б этом свидетельст-
вует присуждение Сталинской премии од-
ному из старейших композиторов совет-
ской Украины Л. Ревуцкому за его 2-ю
	симфонию. Советская тематика начинает
	играть большую роль в произведениях ук-
раинских композиторов: среди. образцов
крупной формы, созданных за последние
тоды, ‘назовем монументальную кантату
Б. Лятошинского, посвященную 60-летию
а Сталина, торжественные канта-
ты С. Людкевича и В. Барвинского, свя-
занные с освобождением западных обла-
стей Украины. Значительна. по своему
	содержанию траурно-героическая поэма В.
	Борисова (памяти Валерия Чкалова). В
	Произведениях украинских композиторов
	радуют широкое использование народно-
	ПАРТИИНАЯ ЖИЗНЬ
		Неуклонно выполнять решения
ХУШ партконференции
	Московская государственная филармо-
ния—одна из крупнейших концертных ор-
ганизаций страны. В составе Мосфилар-
монии около тысячи творческих работни-
ков. Свыше миллиона человек было 06б-
служено концертами в. 1940 г. причем
только в Москве (не считая, периферии)
дано 1925 концертов ‘за год. Расходный
бюджет Мосфилармония в истекшем году
составил внушительную сумму — 9.162.000

рублей.
	Все эти цифры характеризуют масшта-
бы работы Мосфилармонии,  свидетель-
ствуют о серьезности поставленных перед
ней валач.
	Свой производственно-финансовый план
Мосфилармония в 1940 г. выполнила и
добилась при этом некоторой экономии
средств — 76.000 руб. Этих успехов
Мосфилармония ‘достигла, перестроив ко-
ренным образом свою работу. Bo всем
этом заслуга и партийной организации.
	Бюро парторганизации (секретарь т,
 Шарашидзе) много и вдумчиво занима-
лось репертуарными, творческими вопро-
сами, обсуждало деятельность художествен-
но-производотвенного отдела филармонии,
‘специально  заслушивало вопрос о работе
ансамбля И. С. Козловского, интересова-
лось состоянием творческих кадров и пр.
	0бо всем этом пространно говорилось
на отчетно-выборном партийном собрании
Мосфилармонин, состоявшемся 8 апреля.
Но в первую очередь отмечались достиже-
ния. И именно это обстоятельство нало-
жило отпечаток блатодушия на большин-
ство выступлений коммунистов.
	Между тем было много оснований для
того, чтобы больше говорить о недостат-
ках работы, о слабых участках, на кото-
‘рые партийная организация должна об-
ратить серьезное. внимание. А таких уча-
	жизнь решения ХУШ партийной хонфба
ренции.

В коллективах Мосфилармонии и В 68-
мом учреждении за год было 99 наруше-
ний трудовой дисциплины — прогулов
и опозданий. Рабочий день многих 00-
трулдников еще не уплотнен.
  Коммунисты не всзтла выполняют свою
роль авангарда на производетве и недо-
‘статочно борются с расхлябанностью и
растратой рабочего времени.
	Половина партортанизации Мосфилармо-
нии — творческие работники; в больигин-
стве своем молодые коммунисты. Это
обстоятельство, казалось бы, обязывало
пиартбюро особенно много внимания  уде-
лять работе коммунистов над повышением
своего политического уровня. Между тем
большинство участников собрания указы-
вало на то, что история ‘партий изучает“
ся плохо. Ни один коммунист еще не
принялся за изучение послеоктябрьского
периода истории партии. Дальше Ш и
IV главы «Краткого курса истории ВКП(б)»
почти никто не пошел. Особенно мало
думают о повышении своего политическо-
го образования артисты хора и оркестра.
	В своей резолюции собрание признало
работу бюро парторганизации удовлетво-
рительной. }

Одновременно собрание указало на
ряд недостатков, 0б устранении которых
должен позаботиться новый состаз парт-
бюро. К числу недостатков прежде всего
относятся слабое руководство индивиду-
альным изучением истории партии, от-
сутствие систематических консультаций в
помощь изучающим историю партии, не-
регулярный созыв производственных co0-
вещаний, недостаточная проверка соцео-
ревнования, слабое внимание вопросам
трудовой дисциплины.

В новый состав бюро партийной орга-
	ОДЕТ, DEPURA TE BEGS засонь оАвон ВУ    песенного творчества. Из недавно напиоан-   стков ‘весьма немало, 1 7 РИО Pa низации Московской филармонии избраны
* iOMalo, HK OHH Ipuobperanr
ки по ладони друтой затибая‘ пальцы ва а дла omromne Fanon Tanpreet,   ones BeCbMa HOMAIO, H OHH IFPHOOPeTaOT   Oe enGnanencnuyt lanamurae Tacn arc.
	‚$ 5 OE ds A

Ror Oorade женского. по вы совсем He en ane a Cantata cep ature   ee DO TE AOTE другой, загновя пальцы 9   ных сочинений OTMeTHM ‘балет Данькеви-   большое значени» именно теперь, когда   ТТ. Преображенский, Шаралиидзе, Гаонико-
увидите эдесь высоких, мощных прыжков,   Заррагуль, Замона и Сангина есть намек   пальцы. Движения рук перемежаются па-  ча «Лилея», скрипичный концерт Д. Кле- партийная организация  Мосфилармонии   Ва, Хасин и Ратнер,
составляющих лучшее украшение евто-  На танцовальные характеристики. Рисунок   клонами стана вперед, назад, вбок, рав-   банова и фортепианный — В. Гоудина. На-   О И ОСИПОВ
	пенокого мужеского классического танца,
заносок, туров в- воздухе,
	Можно ли перевести таджикский жен-
ский танец на пуанты? Можно, конечно.
Но нельзя это делать механически. нельзя
	просто оторасывать огромное количество
своеобразных технических приемов, накоп-
ленных народом, заботливо им  оберегае-
мых, зачеркивать родное, местное, пусть
еще не развитое, но могущее быть разви-
тым, усовершенствованным, приведенным
в самостоятельную систему.

И, думается, неправы те, кто. хочет вн-
деть на сцене таджикского! балетного те-
зтра точно такие же танцы, какие можно
наблюдать, налтример, в Болыном театре
Союза СОР. Подлинно таджикский балет,
з котором будут сохранены своеобразие
национального танца, неповторимые, ему
одному присущие черты, обогатит наше
яевусство тораздо большим запасом дви-
жений, будет для него тораздо важнее,
	варнант или точное повторение мо-
сковских балетных спектаклей.
	№ Голейзовский, постановщик первого
таджикското балета «Ду гуль», давно из-
вестен как смелый новатор. Это — один
из талантливейштих современных балетмей-
стеров. Он знает и любит классический
танец, тонко чувствует его поэзию и аро-
мат. В искусстве К. Голейзовский всегда,
упрямо лиел” своим, особым путем; не счи-
таясь ни с какими канонами, Но, взяв-
шись за постановку «Ду гуль» («Две ро-
зы»), Голейзовский сумел отказаться и от
свонх вкусовых пристрастий, и от дер-
вого экопериментаторства. Его привлекла
идея создать таджикский балет на осно-
ве таджикского же фольклора. И в этом
бережном отношении к народному творче-
ству ‘несомненно громадная заслуга, К. Го-
лейзовского.

Ряд иомеров весьма удался‘ постанов-
щику. Назовем в первую очередь «Танец
змеи» («Мори печон»), «Танец розы» («Гу-
ли гунча»), сольный мужской танец с чал-
мой в \ картине, детский ‘танец «Духта-
ракон», сольный мужской танец с тавля-
ком — в сщене на базаре. массовый жен-
ский танец «Лярзон» («Трепет»). Не нару-
шая национального стиля, К. Голейзов-
ский искусно вводит новые, не знакомые
раньше таджикскому танцу формы, как,
например, дуэт мужчины и женщины.

Необходимо указать и на некоторые не-
дочеты постановки. Слишком мало тан-
пев в первых двух картинах. Действую-
щие лица не имеют развитых танцоваль-
ных характеристик. Действие развивается
помимо танца в пантомиме. Да и самые
	банова и фортепианный — В. Грудина. На-
ряду с этими композиторами выдвигается
талантливая молодежь — Жуковский, Май-
борода, Филипенко.
	эначительным явлением следует считать
	создание большого количества произведе-
ний на тексты И. Франко; особенно удал-
ны из них романсы Б.  Лятошинското,
Ю. Мейтуса и А. Штогаренко, ‘отличаю-
щиеся реалистичностью образов. напевно-
	стью и теплотой.
	номерными сильными взмахами верхнен
части тела, кругами его. Что-то в этем
танце, должно быть, сохранилось от ста-
рых магических обрядов. В кульминацяи-
онный момент танца артистка, стоя Ha
	коленях спиной к зрителю, медленно пе-
pernOacres так, что головой касается ‘пола.

ицо запрокинуто. Все черты его переме-
щаются в обратном порядке, словно отра-
жаясь в воде. Пристальный взгляд He
отрывается от зрителя, словно внушает,
приказывает. И вот руки начинают дви-
гаться вбок от плеч упругим извилистым
движением. Точно и впрямь танцовщица
поймала и крепко держит двух сказочных
белых змей, которые тщетно пытаются
вырваться.

Дарование Азизы Азимовой скорее ли-
рического склада. Рисунку ее танца свой-
отвенна та мягкость, плывучая округлен-
ность очертаний, которую встречаешь в из-
любленном орнаменте таджикских тканей.
Танец Нозгуль (в Т. картине балета) ©
мягкими колыханиями рук, как бы оку-
тывающими артистку зыбким покрывалом,
танец розы — «Гули гунча» — с иерати-
чески-торжественным жестом вознесенных
вверх ладоней, поднятых как чаши, —
вот тде пластические средства художницы
находят наиболее верное применение.

Из мужского юостава труппы выделяется
превосходный танцор Валамат-Зода, Вос-
хищают чеканная четкость, темперамент,
блеск, неповторимое изящество его ‘испол-
нения, какая-то веселая  торделивость
осанки,

Следует также ‘отметить, «Духтаракон»
в исполнении детей. В особенности вапо-
	минается мальчик-солист Сурат Рахимов.
	Дети всегда имеют на сцене шумный ус-
тех. Зрителя нередко умиляет их 5абав-
но-трогательное старание подражать взрос-
лым. Но в данном случае не приходится
делать никаких окидок на возраст. Сурат
Рахимов бесспорно очень одаренный маль-
чик, который в дальнейшем при соответ-
ствующем воспитании ‘может стать круи-
ным артистом. Уже сейчае он уверенно
владеет танцовальной техникой, искусно
оттеняет ритмические акценты, сохраняет
стиль пляски.

И, глядя на талантливых артистов тад-
жикского балета, востортаясы их мастерот-
вом, веришь, что на основе этого ирекрас-
ного народного искусства, с его богатейлги-
ми традициями можно и должно созла-
вать произведения большото“ масштаба, ве-
ришь, ‘что такие произведения будут соз-
	даны.

В. ИВИНГ
	ческих ‚симфоний Масковокого, к типу
которых относятся в частности 15-я, 18-я.
_В 6-й симфонии композитор вновь в0з-
вращается к трахедийному, поихологиче-
скому жанру. Не только огромная эмоци-
ональная напряженность и масштаб мыс-
лей 6-й симфонии приковывают к ней
особое внимание. Но еще в большей ме-
ре то, что трагическое содержание здесь
уже перерастает’ привычные для компо-
зитора рамки суб’ективного, индивидуаль-
ного; Мясковский охватывает в этом про-
ивведении гораздо более широкий соци-
ально обобщающий материал. 6-я симфо-
ния явилась откликом художника навце-
чатления первых революционных лет.
Впечатления. эти захватывающе сильны и
вместе с тем спутаны, неясны. Стихий-
ный вихрь несущий с собой разрупения,
жертвы, но и обновление и очищение, —
так, видимо, ощутил автор атмосферу этих
лет. Нельзя не вопомнить здесь аналогич-
ных по аспекту восприятия революции
образов Блока  («Ветер, ветер, на всем
божьем  свете...») или Белото («Рыдай, бу-
ревая стихия, в столбах громового отня...»).
При всей своей идейной противоречиво-
сти произведение это до сих пор возвы-
шается как самая монументальная и ди-
намически-мощная яз ето симфоний.
	В течение последующих лет творчество
Мясковского идет под знаком поисков 60-
лее об’ективного содержания, более обще-
вначимого демократическото музыкального
языка. Поиски эти ‚становятся особенно
интенсивными зв конце 20-х—начале 30-х
годов, Мясковский пишет три произведе-
ния в Малых симфонических жанрах
(«Серенаду», «Симфониетту», «Лирическое
концертино»),  насыщая ‘их простым пе-
сенно-танцовальным Материалом. Он про-
бует свои силы в области массовой песни
(три ° песни’ 0’ летчиках, «Ленинская»
и лр.). Наконец, композитор осуществляет
оригинальный замысел 12-й симфонии иа
конкретную ‘злободневную ‘тему’ о борьбе
за новую. социалистическую деревню (TPH
части симфоний показывают, по ‘мыели
автора; различные стадии этой борьбы).

Творческие ‘искания и эксперименты
этих лет сыграли ‘огромную положитель-
ную роль в ‘процессе идейной и стили-
стической эволюции Мясковского; они
помогли ему освободиться от груза суб’-
ективиюма, от преувеличенной усложнен-
ности стиля. Ho наиболее радикальный
	танца иногда расплывчат, нечеток, что 0©о-
бенно странно, так как Голейзовский боль-
шой мистер хореографического рисунка.
Композитор А. Ленский стремился при-
держиваться канонических форм таджик-
	ской музыки. Порой он дословно цитифу-
ет таджикские мелодии, порой симфони-
чески их развивает. Даже лейтмотивы, ха-
рактеризующие то или. иное действующее
лицо, взяты преимущественно из народ-
ных песен. Гармонизуя таджикские мело-
дии, композитор широко использовал сред-
ства ‹европейской техники. Однако нельзя
не отметить, что музыка «Ду гуль» места.
	ми носит явные следы реминиесценций,
может быть и невольных, но ощутимых.
Особенное влияние, повидимому, оказал
на А. Ленского Римский-Корсаков. Вы слы-
	шите то «Полет шмеля» из! «Сказки 0 ца-
ре Салтане», то отмлоски «Шахерезады».
	изобразн-
	Отличительными признаками
	тельного искусства Таджикистана ABIAWT-
	ся возвышенный характер, строгость KoN-
	позиции и Олагородная сдержанность ко-
лорита. Эти прекрасные народные тради-
ции не нашли достаточно полного отра-
жения в декорациях художника В. Рын-
дина, оформлявщего спектакль. Их живо-
пись кажется несколько вялой и пестрой.
Необходимо, однако, отметить ковры, по-
крывала, костюмы, в работе над которы-
ми принимали участие народные мастера
Раупов, Хасанов. Юлдащев и многочис-
	Раупов, Хахсанов, Юлдащев и многочис-
ленные вышивальщицы.

Но, невзирая на ряд недостатков, «Ду
туль» заслуживает пристального внимания.
Это — первый таджикский ‘балет, пер-
вый опыт создания крупного хореографн-
ческого спектакля в стране, которая рань-
ше знала только отдельные танцы. Учи-
тывая чрезвычайно краткий срок поста-
новки, надо признать, что сделано очень
много. Восхищает энергия, © которой
Таджикский театр оперы и балета гото-
вился к декаде. :

И, наконец, спектакль знакомит нас ©
такими выдающимися артистами Таджики-
стана, как Абигай Исхакова, Азиза Ази-
мова, Офтоб Исамова, Валамат-Зода.

В танце Абитай Исхаковой господствует
волевое начало, какая-то страстная суро-
вость. Думается, ей прекрасно удались бы
роли героические либо трагические, в ко-
торых можно выразить великие потрясе-
ния души.

Все движения ее силыны, точны,  уве-
ренны, властны. В них нет ничего томно-
то, изнеженного, «гаремного», что обычно
соединяется в воображении © женским
танцем народов Востока. Железный ритм,
	В обстановке деловой критики
	За последние годы театр им. Лениин-
ского комсомола творчески вырос, окреп и
занял одно из видных мест в ряду сто-
личных театров. Обновление руководства,
усиление актерского состава позволило те-
атру создать за последний год значитель-
ные спектакли.

Театр много потрудился над тем, что-
бы перестроить свой репертуар в соответ-
ствии с большими требованиями, пред’яв-
ленными ему, как театру, носящему имя
Ленинского комсомола. Создать спектакли,
раскрывающие все многообразие жизни и
творчества молодежи сталинской эпохи,

ее героизм, — вот задача, которая стоит
перед этим. театром,
Последняя постановка — «Парень из

нашего города» свидетельствует о том, что
театр ‹ находит правильный творческий
путь, серьезно и настойчиво работает с
авторами, с большой требовательностью
подходит к отбору пьес. В портфеле те-
атра имеется еще несколько пьес совет-
ских драматургов на современные темы.
	работе над ними театр приступает в
ближайшее время.
	Естественно, что творческие вопросы —
репертуар, постановочные планы, перс-
пективы художественного роста коллек-
тива зкиво и горячо обсуждались ‘на от-
четно-выборном партийном собрании в те-
атре им. Ленинского комсомола, состояв-
шемся. 17 апреля.

Несмотря на успешную работу коллек-
тива театра над последней премьерой, на
собрании мно говорили о том, что на-
чатая перестройка еще не закончена, что
производственный план в первом кварта-
ле выполнялся плохо, что число ‘драма-
тургов, привлеченных театром, невелико,
участи» парторганизации в производст-
венно-творческой работе недостаточно. До-
кладчик — секретарь парторганизации
т. Райнов и большинство выступавших в
прениях указывали, что не все пьесы
серьезно обсуждались  парторганизацией,
что она иногда ограничивалась обсужде-
нием формальным и поверхностным. Меж-
ду тем в составе парторганизации театра
есть много творческих работников, веду-
щих артистов, обязанных в этом деле
проявлять особую активность.

Не обошли молчанием и один из суще-
ственных недостатков в работе партбю-
ро -— отсутствие проверки исполнения
	композитор Н., Я. Мясковский
Фото Е Явно
	нин-—окороно-героическом траурном Map-
ше. Светлая лирика апдапито восприниз
мается как очень типичная для компози-
тора и вместе с тем новая по качеству:
исчезает скенеис, «отравленность», прони+
кавшие даже в светлые образы его преж
них произведений, ‚мелодика окончательно
освобождается от экспрессионистских пре-
увеличений, она дышит широко и не стес-
ненно; апдап по увлекает своей эмоцио+
нально-полнокровной и блатородной лири+.
кой. В 168-й симфонии впервые найден
был органический синтез нового, к кото»
рому композитор упорно стремился на.
протяжении ряда лет, с наиболее ценны-
MH и жизненными элементами ето преж-.
него творческого стиля,

Среди многочисленных произведений, .
созданных Мясковским за последние 1о-
ды (пять симфоний, скрипичный концерт,
5-й и 6-Й квартеты), самое широкое и
торячее признание выпало на долю сим-
фонии № 21, ваконченной в 1940 г. и
удостоенной `Сталинской премии.

Внешне очень скромная, овеянная 06-
щим настроением мягкой лирической. со-
верцательности, 21-я симфония остается в
сознании слушателя и влечет к себе, как.
одною из значительнейших явлений совре-
менного искусства. Причина этого, ‘пови-
димому, в 060бой концентрированной че-
ловечности этой музыки, в ее мудрой
простоте и гармоничности, Она, как не-
большое стихотворение очень большого
поэта-философа, говорит о важном, корен-
	принятых бюро решений и поручений,
данных отдельным товарищам. Бюро парт-
срганизации не проявляло необходимой
настойчивости в проведении в жизнь
своих собственных решений, не всегда
доводило до конца начатые дела. Рабо-
той постановочных цехов партбюро совсем
не интересовалось, хотя срывы графика
и штурмовщина в этих цехах должны
были привлечь к ним особенно много
внимания. В мастерских театра, в част-
ности в столярной, начинается перед
премьерами горячая работа, развертывает-
ся соревнование, а партбюро не удосу-
жилось ни разу проверить и подвести
итоги соревнования. Постановочные цехи
до сих пор работают без всякого плана,
и это не интересует партбюро.

Очень слабо поставлена марксистско-
ленинская учеба. Четыре месяца назад
Свердловский райком ВКП(б) указал
парторганизации театра на то, что эта
работа поставлена здесь неудовлетвори-
тельно. Однако серьезных изменений ©
тех пор не произошло.

Партбюро ограничилось тем, что орга-
низовало в помощь изучающим историю
партии несколько лекций и ‘экскурсий. в
Музей Ленина. Подойдя несерьезно к
важнейшему делу — повышению идей-
ного уровня ‹ коммунистов,  партбюро
не проверяло, как коммунисты занимают-
CH марксистско-лениноким образованием,
не сумело вовлечь всю массу работников
театра в учебу.

Какое оживление было бы внесено в
коллектив театра, если бы партбюро проя-
вило хоть немного инициативы — устраи-
вало’ открытые партсобрания © поста-
новкой теоретических докладов,  теорети-
ческие собеседования, организовало бы
широкую консультацию. Все это всколых-
нуло бы массу работников театра, заста-
вило бы многих готовиться к выступле-
ниям, активно и углубленно изучать ис-
торию партии.

Подвергнув серьезной критике работу
партбюро, собрание в целом оценило ее
положительно и предложило ряд мер для
устранения существующих в деятельно-
сти парторганизации недостатков. ‘

В новый состав партбюро избраны
тт. Соловьев, Райнов, Шашкова, Андрее-
	ва, Столяров.

И. ИЛЬИН
	ному говорит полно, исчерпывающе. Это
важное — человек, богатый, одухотворен-
ный, чувотвующий сильно и тонко, бла-
городно и просто. Именно эти этические
свойства 21-й симфонии делают ее акту-
альным и типичным произведением совет-
ского искусства.

Содержание и язык симфонизма Мяс-
ковского приобретают здесь еще большую
ясность, естественность и общезначимость,
И зместе с тем индивидуальное своеобра-
вие мышления Мясковского, ето `музы-
кального стиля ощущается в 21-й симфо-
нии острее, чем во многих предшествую-
щих. И в этом оказывается высокая сту-
пень идейной врелости, которой достигло
в настоящее время его творчество.

Мясковскому исполнилось 60 лет. Or-
лядываясь на путь, пройденный компо-
еитором, испытываешь  тлубочайшее ува-
жение к целеустремленности этого боль-
Worm художника. Мясковокий выступил
со своими первыми симфониями в те го-
ды, когла в России завершал свой путь
Скрябин, на Западе — Малер, последние
из могикан философского симфонизма ста-
рого мира. На смену им шло новое ком-
позиторское поколение, нарочито отвер-
нувшееся ‘от идейной, этической пробле-
матики искусства, постепенно скатывазв-
шееся (особенно на Замаде) к пустому,
формальному экспериментаторству.
	Мясковский оказался в эти годы едва
ли не единственным наследником и пре-
емником философского симфонизма прош-
лого. Идя на протяжении ряда лет явно
против общего тооподствующег течения
буржуазной музыки, испытывая вместе с
тем огромные внутренние противоречия
(особенно усилившиеся в первые тоды
после Октября), Мясковский сумел сохра-
нить волю к созданию большого философ-
ски ‚обобщающего искусства. В револю-
ции, в дыхании ее идей, ее новой всте-
тики композитор почерпнул силы для
утверждения, обновления и лальнейшего
	развития своих художественных принци-
ПОВ.
	Мясковский пишет. очень много, и есте-
ственно, что в некоторых из его зрелых
произведений ощущается инерция  мастер-
ства, еще и еще раз восооздающая од-
нажды найденные концепции. Но это как
бы «периферия» его творчества А в
	«центре» -— попрежнему живой художник
с неисчерпаемым запасом новых чувств и
мыслей, с вечно молодой одухотворенно-
стью. Таким он предстает перед нами в
своей новой 21-Й симфонии.
	Д. ЖИТОМИРСКИЙ
	На украинской оперной сцене за по-
следний год новых значительных украин-
	ских опер не появилось. Написанные М.
	Вериковским опера‘ «Наймичка» и Г. Та-
рановым опера «Ростислав» — вот немно-
гочисленные результаты ‘работы  украин-
ских авторов в области оперного жанра.
	Круг тем, охватываемых нашими опер-
ными композиторами, исчерпывается исто-
рической и бытовой сюжетикой — «Гайда-
маки», «Довбуш», «Маруся  Богуславка>.
Нет спору, нам нужна и бытовая и исто-
рическая опера. Но необходимо немедлен-
но взяться ва работу по созданию опер
и балетов на советскую тематику. Украин-
ские композиторы идейно и творчески
полготовлены к ‘тому. чтобы с честью
	Украинское музыкальное творчество не
	свободно от ряда существенных недостат-
ков. Выездной пленум ССК СОСР, состоя-

вшийся в марте 1940 г. в Киеве, справед-
ливо их отметил; за истекший тод кое-
	что удалось сделать, однако многое тре-
бует еще серьезного обсуждения. Так, в
частности, простота и народность в музы-
ке понимаются некоторыми украинскими
композиторами слишком упрощенно; еше
создаются произведения, в которых по-
верхностная   «доходчивость» — призвана
скрыть скудность мысли. Имеют место и
формалистические рецидивы, к которым
мы, говоря откровенно; относимся слишком
снисходительно. В нашей творческой ope-
де попадаются отдельные -KOMMOSHTODEI-
скороспелки. мечтающие прямо со школь-
	Hot скамьи попасть в ‹маститыех.
	Социалистичецкая родина ждет от CBO-
их художников произведений, правливо и
глубоко отражающих нашу замечательную
действительность, обращенных к  ши-
роким народным массам, с большой ху-
дожественной силой воплощающих новые
	идеи и мысли советского человека.
	Пути создания таких произведений дол-
жны быть широко обсуждены П с’ездом
	советских композиторов Украины.
	из этих опытов — 12-я
	Проф. М. ГОЗЕНПУД
	_Маясковский-—симфонист
	Творческий путь Н. Я. Мясковского из:
меряется более чем тридцатью годами. В
1908 г. была написана его первая симфо-
HHA, которая помогла композитору яоно
осознать свои композиторские склонности.
‹Я почувствовал, — вспоминает Мясков-
ский, — что именно в этой области бу-
ду всегда наиболее охотно высказывать-
ся. Театр никогда меня к себе не прив-
лекал ни в опере, ни в балете. Я и
вдесь всегда предпочитал то, что несет в
себе наибольшее количество черт `<чистой
музыки» и симфонической жизни».
	В roan, korea были созданы первые
TPH симфонии, ‘симфонические поэмы
«Молчание» и «Аластор» (1908—1914),
определилея не только излюбленный жанр
Мясковского, но и его стилистическое на-
правление. В русском музыкальном мо-
дернизме, с которым Мясковокий был нё-’
разрывно связан с первых Waren своего
творчества, ему было родственно далеко не
все. Почти совсем чужой‘ оказалась линия
«мирискусничества» чистая красочность,
изысканиая стилизация, чувственная эк-
вотика, искусство, склонное: «не обреме-
нять воспринимающего рассудка и душев-
ных сил», В противоположность этой
линии Мясковский развивается как сим»
фонист философского, глубоко ‘интеллек-
туального склада. В русле новых течений
он более всего продолжатель симфониче-
ских традиций Чайковского,

Но и в сфере философского искусства
он избирает свой путь, глубоко отлимч-
ный, например, от пути крупнейшею и
влиятельнсйшего симфониста этой эпохи—
Скрябина. Мясковскому глубоко чужды
утонченность и абстрактность философии
Скрябина, вавинченный, как бы  освещен-
ный ослетительными вопыпгками Martha
эмоционализм «Экстаза». Мир идей и 06-
разов Мясковского всемла был более pe-
альным, реально психологическим. Огром-
ная, стремящаяся прорваться наружу
эмоциональная динамика постоянно одер-
живается у него дисииплинирующей си-
лой воли и интеллекта; присущая ему
0с0бяя блалородная суровость мышления
не терпит слишком навязчиво-экзальгиро-
ванного самовлюбленного высказывания
чувства,

В ранних симфониях Мяскорского без-
раздельно господетвуют траличесокие На-
строения. Чаще всего это сильные ду-
Шеннне порывы, мрачное. «бушевание»,
	как, например, в финалах второй ‘и тре-
	тьей симфоний; или сосредоточенное и
	тоже стущенно мрачное траздумье, как в
	медленной части второй; инотда и луч
светлой ‘мечты, но мечты призрачной и
скоропреходящей (побочная тема «Аласто-
ра», Ез-Чиг’ная тема ма медленной части
второй симфонии). Замечательную психо-
логическую зарисовку автора отих симфо-
ний дает в одной из овоих сталей Игорь
Глебов: «Музыка Мясковокого вызывает
обраэ путника. Сквозь глубокие извилис-
тые теснины напряженно влечет творче-
ская мысль ето музыкальное сознание,
остро втлядываясь ‘и цепляясь, то впадая
в усталое и мрачное созерцание, то в
нервную порывистость. В своей крайней
отщепленной суб’ективности Мясковский
не хочет знать мира, но порой больно о
нем тоскует». .

Эта характеристика вскрывает то, что
было наиболее специфическим для доре-
волюционною Мясковского: суб’ектививм,
замкнутость, преувеличенно . мрачное H
искусственно усложненное ощущение жиз-
ни. Но‘ эта характеристика, дающая в
сущности обобщенный образ многих pyc-
ских  художников-интеллитентов, вскфы-
вает в Мясковском и то, что устремлено
было к будущему, что было и’ осталось
‘наиболее прогрессивным в его облике:
‘стремление к этической истине и неустан-
ная борьба за нее, огромный запас ду-
шевных сил, всегда сосредоточунных на
тлавной жизненной’ цели, He растрачиваю-
щих себя на художественное гурманство.
	Среди симфоний, написанных Мясков-
ским в первые тоды после Великой Ок-
тябрьской революции, наиболее значитель-
ны 5-я (1918 г.) и 6-я (1928 г.). Понти
вся светлая по настроениям, проникнутая
тонким ощущением природы и народного
мелоса, 5-я симфония явилась совсем не-
обычным для ’Мясковского произведением.

В сферу интересов композитора вошли
новые, более об’ективные наблюдения и
переживания, музыкальный ‘язык OGora-
тилея Живой струей русското’ песенного
творчества. В 5-й симфонии. обнаружилаюь
и новая линия преемственности Мясков-
ского: связь уже не с психологической
симфонией типа Чайковского, а скорее ©
об’ективиым ALHPOBMM симфонизмом
Глинки, Римского-Корсакова, Глазунова.
Произведение это явилось началом целого
ряда относительно простых песенно-лири-
	симфония оказалась все
же творческой неудачей .
Масковского, несомненно
отразив стадию общей
незрелости советского
симфонизма тех лет.
Программа, положенная
в основу произведения,
воплощала большую и
ботатую тему в поверх-
ностной и условно-схе-
матизированной форме.
В таком виде эта тема,
в сущности, не поддава-
лась. художественному
опосредотвованию, и 0с-
тавалось лишь проиллю-
стрировать ее ° внешне-
ассоциативным музы-
кальным материалом.
Отсюда и минимальная
степень ‘отражения B
ней внутреннего мира Лауреат Сталин
композитора и отпеча- № Своем рабочез
ток рассудочности, ле-
жащей нь всем произведении.
Дальнейший ‘путь Мясковского ‘пред:
оставляется нам как путь. постепенного
‘восстановления того начала, которое Oka-
залось почты совсем отвергнутым в 12-Й
симфонии, —- назала суб’ективно-лириче-
ского, философекого, но -— восстановле-
ния на основе значительно изменивиего-
ся мировоззрения и мироощущения ком-
позитора. На этом чрезвычайно. важном
этапе становления Мясковского как совет-
ского художника выдающимся фактом
явилось создание 16-й симфонии (1936 г.).
Это; — лервое проияведение современного
Мясковского, которое по значительности
содержания, масштабам мысли молено со-
‘поставить с его лучшими ранними аим-
‘фониями и вместе с тем с полным ‘пра-
‘вом противопоставить этим симфониям.

16-я симфония навеяна больигими  ге-
роическими чувствами и мыслями. совет-
ского человека. Автор He стремится к
сюжетной конкретизации ее. содержания,
оставаясь. ‘верным наиболее, свойственно-
му ему обобщенному методу мышления.
В крайних частях симфонии-—-стремитель-
ная энергия, мужественность, гражданский
теронческий пафос. Замечательно сочета-
ние в этой музыке оптимизма, празднич-
ности и особой, типичной aga Мясков-
ского целомудренной суровости, сдержан-
ности,

Та же сила, вескость и предельная соб-
ранность чувства в третьей части симфо-