ВОСКРЕСЕНЬЕ, 11 МАЯ 1941 г„ № 19 (754)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
		знакомые москвичам, уже не делают поз
ных сборов.
	Значительно снизилась посещаемость у
Ленинградском театре оперы и балет
им. Кирова, В результате этого Heros
по кассе с 1 января по 1 мая 1941 т
здесь составил весьма внупгительную ци{-
ру. Та же картина и в филиале театра
который за последнее время ослабил то
решю начатую массовую работу co spre
лями. Плохо пропагандирует театр и по
вые постановки. ‘Так, посещаемость по
ставленной ‘недавно на основной сцене
оперы «Чародейка» равна в среднем 5
проц. Ко всему этому следует добавить,
что дирекция театра систематически га.
нимает в своих спектаклях слабый состаз
исполнителей. .
	В Театре им. Ленинского комсомола зв
желают, чтобы Ha том предприятии, тд
театр выступает с творческим отчетом,

выступали с творческими отчетами дру.
гие столичные театры. Здесь, видимо, по-

латают, что дело не в организации и вх»
питании зрителей, а в том, чтобы, завя-
зав связи с тем или ‘иным предирияти
ем, превратить его в свою «вотчину», х}.
да запрещен вход «конкурентам»,
	На просьбу заместителя управляющем
Центральной театральной кассой 1. Tepe.
са об организации творческого отчета Ть.
arpa им. Немировича-Данченко в клуб
им. Серафимовича один из руководителе
театра заявил: «А сколько в связи сотиу
мы сумеем продать билетов?» К сожаль
нию, подобного POTS деляческое отноше.
ние некоторых театров к работе со зри:
	телями не находит отпора в Упразлених
по делам искусств при Моссовете,
	Отрицательно сказывается Ha посещаь
мости и отсутствие планирования репер.
туара. Одна и та же пьеса идет в не
скольких московских театрах нередко з
один и тот же день («Учитель» — вЦен.
тральном театре Красной Армии и Тез
ре им. Вахтангова, «Без вины виноза.
тые>—в Театре им. Вахтангова и Малом
театре и т. д.). Бывает и так, что нат.
более интересующие зрителя спектакля
московских театров даются в один день
(«Иван Сусанин», «Черевички», «Три ce
стры», «Машенька» «Сильва? и др). В
остальные же дни недели репертуар fe-
ден и однообразен.
	Но одним из самых ненормальных яв.
лений, тормозящих повышение посещаземо-
сти, является частная  атентура по рас
-пространению билетов.  Распрострачение
билетов в театрах Сатиры, Оперетты, №.
мерном, Эстрады и миниатюр отдано в
руки частного. предпринимателя Зильбет»,
которому выплачивается 2 проц. с 065р
та (помимо 6 проц. выплачиваемых ат!

туре, работающей под его руководством),

Под руководством Зильбера «трудится
свыше 100 человек, обслуживая эти 9.

тыре театра. В Театре Революции — 2
агента, которыми руководит некий Вр
ницкий, получающий 1 проц. с оборо%

сверх оплаты агентуры. 25 частных ат.
тов работают в Московском Cospemennoy

театре. Они получают с оборота or 5 д
10 проц. В Театре Ленсовета — 10 част

ных атентов, в Театре оперетты — 2%,

B Театре сатиры — 87 частных агентов,

Всего в Москве сейчас свыше 200 част.
ных атентов по распространению билетов.
	ля в целях личной наживы. Помимо 10
го, оплата этой атентуры, производимах
театрами, в два-три раза выше, чем оп
лата атентов, состоящих на государствен:
ной службе-в ЦТК. Котати говоря, «част:
ники», так высоко оплачиваемые театра.
ми, в первом квартале продали билетов
на сумму, составляющую только 10 те

Эти атенты нередко обманывают зрите

центов по отношению к обороту ЦТК as
тот же период.

Нельзя далее терпеть частную агентуру
по распространению билетов. Руководите-
						T_T т

в wr £ ° we А В OS ee
по распространению билетов. Руководите
лям театров пора, наконец, понять, ках
важна плановая, настойчивая, тщатель
но продуманная работа по организация
	зрителей. От этого зависят и повышение
посещаемости и подготовка премьер.
	Театры не могут ориентироваться толь
ко на хорошо знакомый, привычный кон:
	тингент зрителей. Нельзя строить репер.
	туар на основании учета интересов я
вкусов небольшой труппы так называю
мых завзятых  «театралов», которые 34:
	слоняют порой от некоторых театров тре
бования массового зрителя. Привлечение
	нового зрителя в театр должно стать де
лом чести, первейшей обязанностью ди’
ректоров и художественных руководит
лей. Разве не ясно, что расширение коне
тингента зрителей будет содействовать
расширению и углублению задач творче
ского коллектива и повышению идейного
и художественного уровня театра.
	С. АЛЕКСАНДРОВ
	#

Новые формы и ‘методы массовой ра-
боты театра со зрителями — организация
зрительских конференций, творческих от-
четов театров, фотовыставок, систематичо-
ская информация ‘о репертуаре театров B
печати, кино и по радио — в целом ря-
де мест целиком оправдали себя.
	Руководство Театра им. Моссовета Irpa-
велЬьно поняло, что Хороший репертуар
наиболее действенное средство привле-
чения зрителей. За сравнительно корот-
кий срок театр показал спектакли «Флан-
apna «Трактирщица», «Малиенька», в030-
новил спектакль «Мятеж». В клубах
зевода «Каучук», Г ГПЗ им. Кагановича и
других состоялись доклады о творческом
пути и. задачах театра и показы его ра-
бот. В результате посещаемость театра
значительно выросла.
	Ярославский драматический TeaTp им.
	Вслкова в течение первото квартала
1941 г. сумел так организовать зрителей,
что план по посещаемости был перевы-
полнен. Доклады о репертуаре и маюте-
pax театра проводились B клубах боль-
ишинства ‘крупных  Ффабрично-заводских
предприятий города; популярные актеры
выступали .с творческими отчетами. Хэро-
шо работали общественные уполномочен-
ные. Решающее значение . имели плано-

вость и быстрые темпы подготовки новых
	спектаклей.
	ПЕЙЗАЖИ САРЬЯНА
	не должен быть рабом радути, — мудро
учил еще Дидро), а на реальную гамму
TeX цветов, в которые окрашена природа
‘его страны. В. этой тамме преобладают
охра, кадмий, сурик; также цвета вулка-
нического туфа: лиловый, красно-бурый,
розовый. Поэзия камня, освещенного солн-
цем, раскрывается в этих красках. Hx
нельзя ни «придумать», ни составить в
ателье. Их единственной лабораторией мо-
жет быть сам пейзаж. Этой напряженно-
сти цвета можно добиться только под жар-
кими, всепоглощающими лучами солнца.

Когда-то, в эпоху Возрождения, евро-
пейское искусство открыло законы пере-
дачи глубины на плоскости картины, Раз-
личные правила линейной перспективы,
установленные Леонардо да Винчи, Перо
делла Франческа, Дюрером и другими oc-
новоположниками европейской живописи,
обогатили искусство живописца целой си-
стемой приемов оптической иллюзии. Бла-
годаря этим приемам художник получил
возможность изображать трехмерное про-
странство с большой степенью приближе-
ния К действительным оптическим свой-
ствам нашего восприятия. Однако великие
художники Возрождения никогда не по-
нимали линейную перспективу как не-
кую жесткую геометрическую норму, 0бя-
затэльную для живописца. Классик из
классиков Рафаэль не боялся отступать
от правил линейной перспективы, когда
этого требовал композиционный замысел.
Можно сказать, что каждый большой ма-
стер, и Сарьян в том числе, вырабаты-
вает не только свою палитру, но и свою
трактовку пространства, подобно трактов-
ке рисунка, цвета.
	Пейзажные листы Хокусаи и Хирошиге
теряют свою прославленную «условность»
при сопоставлении их с подлинным пей-
зажем японских островов: настолько мно-
го «условностей» содержится... в самой
природе страны, обильной чисто плоско-
стными контрастами и соотношениями.

Живопись — не чертеж, и живописная
перспектива — совсем не то, что пер-
спектива. в начертательной геометрии с
ее обязательными «точками схода». Сарьян
строит свою перспективу как живописец,
а не как чертежник. Сближение планов,
иногда проникновение одного пространот-
вонного плана в другой, сжатость глубин,
«близость» горизонта — все это в кар-
тинах Сарьяна — не прихоть художниче-
ского «тлаза», а черты индивидуального
стиля мастера, особенности его понимания
родной природы. Пространство и цвет,
воздушная среда, задний и передний пла-
ны являются для него не отдельными
слатаемыми какого-то изобразительного по-
строзния,. а музыкой непосредственного
восприятия . природы.  Сарьян относится к
этой природе поэтически. Он прежде все-
TO ишет и хочет понять источники ее
	красозы.
Большинство пейзажей Сарьяна посвя-
щено Армении. ‘Это — древняя земля, и
	такой изображает ое художник.
	Геология и история оставили на этой
земле глубокие следы веков. В этой стра-
не был некогда сложен величественный
эпос о Давиде из Сасуна, рыцаре прав-
ды и чести, и о Мгере, ушедшем в землю
от людского зла. Есть первозданная мощь
в этих суровых натгорьях, в следах дав-
них катастроф. в самих красках, как бы
сохранивших первичную расцветку земли.

Пейзажист такой страны подвергается
великому искусу архаики. Так, Буогаев-
ский изображает в большинстве своих
крымских полотен и рисунках, в сущно-
сти, не современный Крым, а «Киммерии
печальную область» — архаический пей-
gam гомеровской земли; пейзаж, в кото-
ром зритель чувствует не столько красоту

пространства, сколько властную силу вре-
Мени, пронесшегося над этими пустын-
ными кручами и скалистыми берегами.

Пейзаж Сарьяна —это не «исторический
пейзаж», как обычно именуется один из
жанров пейзажной живописи. Биография
земли интересует художника не потому,
что он хочет воссоздать ее прежний ис-
чезнувший облик, & потому, что хочет
проникнуть в сегодняшнюю ее жизнь,
«Исторический пейзаж» был всегда про-
славлением вечной природы, природы, еще
но знающей человека или уже пережив-
шей его.

Эта «вечная краса» равнодушной при-
роды наполняла высокой поэзией произ-
ведения многих пейзажистов. В творче-
стве Пуссена засверкала холодная красо-
та «идеального пейзажа» — образы при-
роды, созданной для богов и населенной
нимфами, фавнами, циклопами, аркадски-
ми пастухами. «Е еро ш Атса@а Пи»—
‹и я был в Аркадии», в безмятежной
стране вечного счастья, вечно голубых не-
бес, незамутненных прозрачных вод и те-
нистых зеленых кущ: вот о чем говорит
«идеальный пейзаж» Пуссена. Впрочем,
в многочисленных вариациях на эту тему,
созданных последователями Пуссена, иде-
альный пейзаж Аркадии слишком часто
оказывался обыкновенной театральной де-
корацией, перенесенной на холст станко-
вой картины.

Неудивительно, что именно против ус-
ловностей этой  театрализованно-искус-
ственной трактовки природы восстали ве-
ликие пейзажисты ХГХ столетия — OT
Констэбля до Коро и импрессионистов.
Но, преодолев «идеальные» условности
классического пейзажа, новейшая живо-
пись утратила монументальное восприя-
тие природы, заменив философскую оду-
хотворенность пуссеновского пейзажа ми-
молетными «впечатлениями» импрессио-
низма или интимными «настроениями» ро-
мантизма. Лишь изредка — и прежде все-
го в творениях величайшего пейзажиста
XIX sera Коро — природа раскрызалась
в образах монументальной красоты.

Сарьян пытается вновь найти этот ключ
к познанию монументальных красот
природы, природы своей родной страны.
С его полотен глядит на нас «вечная»
природа, но воспринятая глазами и Ду-
шой современного человека, усвоившего не
созерцательное, а действенное стношение
х окружающему. Армения сегодняшнего
дня, ее природа, суровая и радостная,
древняя и вечно молодая, человек, пре-
образующий эту природу, борющийся с
	ней и страстно любящий ее, — вот ITO:
	составляет основную тему творчества
Сарьяна.

В последних полотнах Сарьяна мы ви-
дим современную Армению, мы научаемся
понимать то философское и поэтическое,
что содержится в строгой красоте ее пей-
зажа. Сарьян придает «местным» темам
тлубину и значимость большого эпическо-
то искусства. Эти черты художник умеет
перенести и’в область театральной деко-
рации, создавая в «‹Алмаст» монументаль-
ный цикл великолепных композиций, где
образы природы переплетаются с образа-
ми истории в торжественном эпическом
сказе.

Искусство Сарьяна принадлежит не
только Армении, оно составляет также и
часть истории русской живописи, учени-
ком ‘которой был и остался Сарьян.

В пейзажах и театрально-декоративных
композициях Сарьяна перед ‘нами встает
художник большого поэтического дара,
прославляющий родную землю и челове-
ка на этой земле и умеющий найти для
этого. прославления высокие слова’ эпоса.
	Д. АРКИН

Мы ехали по Вагаршапатской дороге,
направляясь в Камарлинский район. По
обеим сторонам. шоссе» проносились мимо
высокие тополя, ‘белые домики виногра-
дарей; небольшие темнозеленые рощи, из-
городи колхозных садов. Дорогу то и де-
ло пересекали стада овец, и машина за-
медляла ход, покорно пропуская их Gec-
порядочные шествия. Совсем близко от
нас — то слева, то, после иэгиба пути,
справа—высились на фоне густого синего
неба огоомные конусы Арарата. Они ка-
зались неожиданной и вместе с тем не-
обходимой частью развертывавшегося пе-
ред нами ландшафта. Безраздельно гос-
подствуя над окружающими” долинами,
они не сливались с ними и нэ. выраста-
ли из них — они представляли собой
какое-то 060б0е явление природы, почти
мираж, несмотря на свое бесспорное и
безраздельное присутствие в любом поле
врения. Удивительным было одиночество
этих горных пиков, но знающих возле
себя ни хребтов, ни соседних вершин, ни
отрогов. Как ‘будто колоссальная волна
вздыбилась над гладью вод, покрылась
шапкой белой пены, породила вторую,
меньшую волну, а все море осталось с6-
вершенно спокойным.

Но самую замечательную особенность
раскрывавшейся панорамы составляли, ко-
нечно, ев краски. Сама земля была рас-
цвечена фиолетовым, красно-бурым, тем-
вожелтым фонами. Эти краски, не сме-
шиваясь, горели в ясном воздухе, слег-
ка покрытые красноватой солнечной по-
золотой. Лиловые вершины вставали пря-
мо перед нами, над охристо-бурыми и
желтыми складками каменистой почвы.

— Это пойзаж, созданный для филосо-
фа и поэта, — сказал, полуобернувшись
к нам, знаменитый армянский поэт, си-
девший рядом с шофером,

И Аветик Исаакян указал на линию
горизонта, на каменные гряды, фантасти-
чески менявшие свою расцветку.

Этот пейзаж рождал множество acco-
циаций; горячие лучи солнца придавали
четкость линиям и контурам; перспекти-
ва становилась как бы сжатой, «спрессо-
ванной». Над всем зрительным богатством
этого мира господствовал цвет, и глаз не
мог насытиться величественной, а места-
ми парадоксальной симфонией красок.

Природа представляла здесь такое не-
обычное живописное произведение, что. за-
ставила вспомнить об искусстве. Подлин-
ный пейзаж Армении воссоздал перед
глазами живописные пейзажи Сарьяна.
Так неотразимо вспоминается где-нибудь
на берегу тихой северной реки Лэвитан,
а на опушке лиственной рощи — Коро.
Когда-то Уайльд говорил 0 лондонских
туманах, «созданных» живописью Терне-
ра. В форме обычного парадокса он под-
черкивал влияние искусства. на самое вос-
приятие природы. Трудно при взгляде на
узор оснеженных голых ветвей зимнего
леса не вспомнить Брейгеля, а находясь
перед мягко окутанной вечерним солнцем
зеленой лужайкой мысленно He BOCCOa-
дать пейзажи барбизонцев.

Природа Армении раскрылась Сарьяну
в скупом и строгом отборе основных кра-
сок.

Тончайшгие живописные нюансы, состазв-
ляющие секрет и обаяние замечательных
пейзажистов Севера, оказались не столь
существенными для искусства Сарьяна.
Он выработал свою палитру: набор чи-
стых красок, не смешивающихся на по-
лотне. Разложение цвета и все цветовые
открытия импрессионистов приобретали
второстепенное значение, отступая перед
тлавным: передачей того интенсивно зву-
чащего ‘цвета, который был перед худож-
ником повсюду. Напряженность освещения
здесь такова, что краска как бы затвер-
девает, теряет свою текучесть и в чистом
винде ложится на полотно.

Картины Сарьяна написаны «жесткой»
кистью. Он изображает Айастан — страну
камня, освещенного солнцем. Он «настраи-
вает» свою палитру не на универсальные
семь цветов радуги (живописец никогда
	Конференция
художников периферии
	Вчера в Москве открылась творческая
конференция молодых художников авто-
номных республик РСФСР, созванная орг-
комитетом Союза советских художников
СССР. .

На конференции присутствуют худож-
HHKH Бурят-Монгольской, KaamMpimrot,
Крымской, Татарской, Удмуртской и дру-
тих АССР.

Для художников организованы семина-
ры по изучению русского и западного ис-
кусства и лекции, посвященные вопросам
технологии мастерства. Лекторами высту-
пят А. Замошкин, проф. В. Лазарев, Н.
Машковцев, проф. А. Рыбников, проф. А.
Федоров-Давыдов, засл. деятель искусства
К. Юон и др.

На 24 мая назначена такая же конфе-

ренция молодых художников областей
PCOCP.
	БЛИЖЕ
{ ТВОРЧЕСТВУ
	К итогам ИП с’езда
композиторов Украины
	Ho второму республиканскому с’езду
композиторы советской Украины пришли
с весьма значительными творческими до-
стижениями. Однако творческая практика
давно уже выдвинула перед украинскими
композиторами ряд принципиальных во-
просов, требующих серьезного ‚обществен-
ного обсуждения. Многие из них были по-
ставлены во время прошлогоднего выезд-.
ного пленума оргкомитета ССК СССР в
Киеве. К сожалению, повестка дня второ-
го всеукраинского с’езда композиторов
очень мало способствовала дальнейшему
развитию творческой дискуссии. За исклю-
чением .балета’ Данькевича «Лилея», иду-
щего на сцене Киевского оперного теат-
Та, делегаты с’езда не услышали ни од-
но нового произведения украинских
композиторов; ‘на с’езде не было ни одно-
TO доклада по творческим вопросам; пре-
ния по отчетному докладу председателя
правления Б. Лятошинского развивались
очень нецелеустремленно и в значитель-
ной своей части касались только органи-
зационной стороны жизни ССК.

И все же с’езд показал, что сформу-
лированные в резолюциях прошлогоднего
выездного пленума принципиальные твор-
ческие вопросы продолжают быть чрезвы-
чайно актуальными, приковывающими к
себе внимание украинских композиторов.
	Большинство выступавших на сезде
возвращалось к вопросу о народности в
музыкальном творчестве. В творческой
практике этот ведущий принцип советско-
го искусства нередко обедняется, сужи-
вается. Систёматизируя, все высказанные
по этому поводу замечания, можно ука-
зать на следующие типичные ошибки в
истолковании лозунга народности. Первая
— ограничение лозунга народности вадё-
чей использования в творчестве элемен-
тов музыкального фольклора. Вторая —
сведение этой задачи к еще более узкой
— обработке или тематическому исполь-
зованию подлинных народных песен. На-
конец, третья — одностороннее, обеднен-
ное использование в творчестве подлин-
ных фольклорных образцов; например, за-
имствование из украинских народных пе-
сен только мелодического материала, без
учета их богатейшей народной хоровой
полифонии.
	Против этих тенденций с большой по-
лемической остротой высказывались на
с’езде композиторы Данькевич, Лаятошин-
ский, Гозенпуд, музыковед Дьяченко и
др. Примитивное понимание лозунга Н&-
родности приводит нередко к снижению
художественных требований, к поощрению
малосодержательных и неоригинальных
произведений только на основании их
внешней  доходчивости, эффектного  ис-
пользования в них популярных народных
мелодий.

Эта же тенденция является одной из
причин той нивелированности. стиля в
творчестве некоторых украинских компо-
зиторов, которая отмечалась уже на вы-
ездном пленуме оргкомитета. Прения на
С’езде свидетельствовали о TOM, что по
этому вопросу в украинской композитор-
ской среде существует еще много неяс-
ностей, что не изжита еще некоторая
консервативность, сопротивляющаяся сме-
лому развитию индивидуальных творче-
ских направлений, исканиям в ‘области
музыкального языка и стиля. Вместе с
тем многие из украинских композиторов
в понимании этих вопросов стоят на
правильном и плодотворном пути (высту-
пления Ревуцкого, Лятошинского, Дань-
хевича, Майбороды, Жуковского, Бэлзы,
Гозенпуда и др.).

Ряд интересных высказываний ‘на эту
тему показал, однако, недостаточный тео-
ретический уровень в постановке творче-
ских вопросов. Так, например, вопрос об
опасности формализма, против которой
всегда должен быть мобилизован каждый
советский художник, поставлен был в не-
которых выступлениях односторонне и
абстрактно. В сущности, он был сведен
к тому, следует или не следует компо-
BHTOPY пользоваться некоторыми необще-
употребительными приемами письма. По-
лемизируя против такой недиференциро-
ванной постановки вопроса, т. Латошин-
ский верно заметил, что: формалистов мож-
но нередко найти среди композиторов,
пользующихся на первый взгляд очень
простыми средствами, и, наоборот, слож-
ность и необычность стиля, в том числе
выход за пределы привычных ладов, с0-
четаются очень часто с глубокой содер-
‚ жательностью и идейной насыщенностью
творчества. .

Вряд ли нужно доказывать, что огуль-
ный и упрощенческий подход не только
не содействует решительной борьбе с раз-
ноликими и порой умело маскирующими-.
ся рецидивами формализма, но, напротив,
колоссально затрудняет эту борьбу, весь-
ма актуальную и поныне, несмотря на
общий разгром  формалистических тен-
денций в советском музыкальном творче-
стве.

Вследствие неразработанности многих
теоретических вопросов советской музы-
ки понятия реализма, народности ото-
ждествляются в представлении некоторых
композиторов с традиционностью стиля.
Некоторь”^ из выступавших правильно’ от-
мечали, Что такая тенденция противоре-
чит неуклонно идущему сейчас в совет-
ской музыке процессу обогащения сти-
ля. Лучшим свидетельством TOTO, на-
сколько богата и разнообразна картина
индивидуальных творческих направлений
в советской музыке, могут явиться про-
изведения, удостоенные Сталинской пре-
мии. т .

С’езд показал, какие большие и неот-
ложные задача стоят перед музыковеде-
нием и музыкальной критикой на Украи-
не. Проф. Ольховский назвал в своем
выступлении ряд работ, созданных укра-
инскими музыковедами за, последнее время.

Украина располагает высококвалифици-
рованной группой критиков и музыкове-
дов; однако они не включились еще по-
настоящему в работу над современными
творческими проблемами.

Большинство выступавших говорило о
неудовлетворительной работе старого пра-
вления в области пропаганды и обсужде-
ния творчества композиторов Украины.
Ревуцкий указал на то, что дающие боль-
шой материал для творческой дискуссии
решения выездного пленума оргкомитета
не прорабатывались на композиторских
собраниях; . Клебанов говорил 0б отсут-
ствии всякого обмена опытом между ком-
позиторами Киева, Харькова. Одессы,
Львова. С обширной речью выступил на
с’езде зам. нач. Управления по ‘делам
искусств при СНК УССР т. Ткаченко,

На вновь избранное правление ССК
Украины и его президиум возлагаются от-
ветственнейшие ‘задачи, одна из которых
— подготовка к дате 26-летия Великой
Октябрьской социалистической революции.
Основное пожелание новому руководству
ССК Украины—чтобы в центре его дея-
тельности находились творческие вопросы.
	Д. ЖИТОМИРСКИИ
	Большой похвалы заслуживает и Рос-
товский драматический театр ‘им. Горь-
кого. Заполнить этот театр нелегко: в его
зрительном зале свыше 2000 мест. В клу-
бах фабрик, заводов и учреждений систе-
матически устраиваются творческие вече-
ра ведущих актеров; для популяризации
текущего репертуара широко использует-
ся радио. Массовой работой со зрителя-
ми лично занимаются Директор театра
т. Герцик и художественный руководи-
тель т. Брилль, которые, несмотря на
перегруженность, находят время выезжать
на предприятия. В результате массовой
работы со зрителями к началу сезона
бьло продано абонементов на сумму до
500 тыс. руб.
	За последиее время значительно. уве-
личилась посещаемость городских TeaT-
ров колхозниками. ‘Так, например, на
опектакли Рязанского областного драмати-
ческого театра «Ленин ‘в 1918 году» и
«Фельдмаршал Кутузов» приезжают кол-
хозники окрестных деревень. А ведь для
того чтобы осуществить это мероприятие,
работникам театра не пришлось затра-
тить особенно много энергии и времзни:
выехав в соседние колхозы, они раоска-
зали о спектаклях, включенных в репер-
туар театра. В дальнейшем сами колхоз-
ники, побывав в театре, стали активными
пропагандистами этих спектаклей.
	В то-же время целый ряд периферий-
ных театров не сумел еще полностью ис-
пользовать опыт организации зрителей, в
результате чего в этих театрах наблю-
дается снижение посещаемости. Особенно
показательны в этом отношении Архан-
тельский драматический театр,  Пензен-
ский драматический театр, Куйбышевский
	театр оперы и др.
	В результате хорошо проведенной ЦТК
массово-раз’яснительной работы в январе,
феврале и марте значительно увеличилась
посещаемость в ряде театров Москвы. В
марте только одна Центральная театраль-
ная касса продала 356 тыю. билетов. К
сожалению, не все театры поняли, как
важна массовая работа со зрителями, как
важен хорощий репертуар. В течение все-
го зимнего сезона Московекий театр Ре-
велюции показывал лишь два новых
спектакля — «Бесприданницу» и Марию
Стюарт» (премьера «Весна в Москве» со-
стоялась только в начале мая); кстати
сказать, «Мария Стюарт» уже раньше бы-
a поставлена Театром Ленсовета... Именно
цстому, что Театр Революции мало забо-
THICH O HOPOM репертуаре, посещаемость

ко снизилась, Очень слабо посещается.
Московский театр Ленсовета, где работа
	5 ЕТОМ BeAeTCH OT CHYYaH в. GLY TAM.
	Московокие театры Сатиры и Оперетты
неё только не ведут массовой работы со
	зрителями, но и являются принципиаль-
ными противниками этой работы. Руко-
водители этих театров неоднократно на
различных совещаниях товорили о том,
что нет, дескать, никакой надобности те-
рять время и средства на работу со зри-
телем: «к нам, мол, зритель и’ так хо-
дит». А между тем к весне уменьшилась
посещаемость даже и в этих «благополуч-
ных» театрах. Так, в отдельные дни мар-
та посещаемость Театра оперетты снижа-
лась до 60 процентов, Если поселцаемость
Театра сатиры в марте еще держалась на
уговне 85—90. процентов, то в некоторые
дни апреля она доходила до 55—60 про-
центов. Театр сатиры за зиму выпустил
лишь два новых спектакля — «Неразвный
брак» и «Кто смеется последний» (премь-
ера «Джентльмен» была показана совсем
недавно). Старые же постановки, хорошо
	Задача состоит в том, чтобы этим TO-
варищам помочь, чтобы их обучить, серь-
езно с ними поработать. Комитет намечает
организовать для молодых драматургов,
хорошо себя проявивших в процессе кон-
курса, курсы повышения квалификации.

Не ожидая организации курсов, ‚Комитет
решил прикрепить всех этих товарищей
к ведущим театрам. У нас немало говорят
0 TOM, ч драматург лолжен работать
	к ведущим театрам. У наб немало говорят

о том, ч драматург должен работать
совместно с театром и воспитываться в

стенах театра, что TeATP для драматурга-—
	подлинная творческая лаборатория, что об-
	щение с актерами и режиссерами даст
драматургу необходимые навыки и зна-
	HHH законов сцены.
	«Сбор винограда в садах колхозников»
	IMyId MLecy
	тодняшнем номере «Советского искусства»,
и Поэтому подробно излатать его мы не
будем.

Основное значение конкурса в том, что
он дал десятки пьес, которые говорят
06 одаренности их авторов, 06 их способ-
кости к  литературно-драматургической
деятельности. На эти пьесы, на их авто-
ров надо сейчас обратить основное вни-
мание, До сих пор у нао. драматурги вы-
двигались и воопитывались в достаточ-
ной мере неорганизованно, можно сказать—
стихийно. Итоги конкурса говорят о необ.
ходимости серьезно заняться подготовкой
драматургической смены. В наших худо-
мественных учебных заведениях воспиты-
ваются композиторы, художники, скульп-
торы, певцы. Вся учебная работа направ-
лена на развитие их природной одаренно-
сти, на повышение их эстетического и об-
щекультурного уровня, на предоставление
талантливым молодым людям  необходи-
мых специальных знаним.

И только драматургов — профессию
наиболе» дефицитную — мы не воспиты-
вали, не обучали, зачастую предоставляя
каждого начинающего молодого драматур.
та самому себе,

Сейчас, когда советская драматургия
становится главной проблемой дальнейше-
го развития советского театрального ис-
кусства, когда, к пьесам советских дра-
матургов пред’являются все болео высо-
кие требования, мы не можем мириться с
существующей практикой «стихийного» по-
явления. и развития молодых драматургов.
‘Среди авторов пьес, отобранных В
процессе конкурса и заслуживающих 060-
бого внимания, несомненно, найдутся мо-
лодые люди, у которых налицо не толь-
KO горячее стремление писать для rear.
ра, но и необходимые задатки, наличие
таланта. Однако у этих людей отсут-
ствует знание сцены, профессиональный
опыт, нет зачастую высокого культурного
уровня и кругозора, необходимой идейно-
политической подготовки.
	Итоги конкурса на луч
	нию всесоюзного жюри, Б республиках
Средней Азии, кроме Таджикистана, жю-
	ри не нашли возможным премировать ни
одной пьесы.
	Всесоюзное жюри очень основательно
изучило все представлениые пьесы. В его
работе приняли участие виднейшие дея.
тели театра, драматургии, литературы —
И. М. Москвин, А. А. Яблочкина, А. Д.
Попов, Гнат Юра, А. Н. Толстой и др.
Каждая пьеса всесторонне обсуждалась,
вызывая иногда горячие споры. Оконча-
тельные результаты решались тайным го-
лосованием.
	Каковы же решения жюри? Жюри при-
шло к выводу, что всесоюзных премий
дополнительно к республиканским при-
суждать не следует, так как профессио-
нальный уровень даже лучших пьес ока-
зался недостаточно высоким. Решения о
премировании, вынесенные республикан-
скими жюри, в большинстве были вполне
обоснованы.

Однако всесоюзному жюри пришлось
внести целый ряд поправок, так как не-
которые пьесы были премированы недо-
статочно продуманно. Много поправок, в
частности, вызвали решения о премирова-
нии пьес, представленных из Грузии, Ар-
меняи и Украины. Всесоюзное жюри
прежде всего руководствовалось идейным
содержанием каждой пьесы и убтановило,
что такиз пьесы, как «Война» (Армения),
‚имеют в этом смысле ряд серьезнейших
дефектов и никак не могут претендовать
на премии. Эта пьеса была снята с пре-
‘мирования. В других случаях премии
были снижены или сняты, исходя из аня-
лиза художественных достоинств и недо-
статков той или иной пьесы. Пьзсе «На-
стина свадьба» (Белоруссия) жюри нашло
возможным дать первую премию вместо
третьей, присужденной -в республике. Эга
пьеса сделана с настоящим мастерством;
фольклорный материал дает возможность
театру создать яркое народное представ-
ление, Решение жюри публикуется в се-
	Закончился всесоюзный конкурс на луч.
шую пьесу, организованный Комитетом по
делам искусств в 1940 году. В отличие от
прежних конкурсов, основная работа по
собиранию и рецензированию всех посту-
пивших пьес проходила по союзным рес-
публикам. Лишь лучшие пьесы, отобран-
ные на первом туре конкурса в’ респуб-
ликах, направлялись в Москву на второй,
окончательный тур. Такой порядок позво-
лил внимательно прорецензировать и оце-
нить огромное количество пьес, поступив-
ших на конкурс, привлечь крупнейших
деятелей театра и литературы, всех .бралт-
ских республик к организации и прове»
дению конкурса, а значит и к животрепе-
щущим вопросам советской драматургии.

Количественные результаты конкурса
весьма внушительны. На рассмотрение
республиканских жюри’ поступило свыше
2000 драматических произведений, Больше
половины их приходится на РСФСР, 431
пьеса была прислана на конкурс по Ук-
раине, 75 — по Белоруссии, 123 — по
Грузии, 89 — по Армении, 62 — по Азер-
байджану; из трех среднеазиатских рес-
публик (Узбекистан, Казахстан, Таджики-
стан) поступило 90 пьес.

Эти цифры показывают большой инте-
рес к драматургии в нашей стране. Сот-
ни и тысячи людей стремятся отдать дра-
матургии свои творческие силы. Судьбы
театра, его репертуар широко привлекают
внимание трудящихся, Найти среди них
тех, кто действительно имест дарование,
имеет качества, необходимые драматургу,
помочь развить это` дарование и тем са-
мым вырастить ‘новых драматургов—бы-
ло центральной задачей конкурса.
	Была и вторая задача — получить но-
вые ‘хорошие пьесы советских драматур-
гов, которыми можно было бы пополнить
репертуар наших театров. В этом смысле
конкурс дал не очень значительные ре-
зультаты, На Перных республиканских ту-
рах конкурса было премировано всего 22
пъесы, которые и подлежали раоссмотре-
	пьесах, которые были представлены №
конкурс и над которыми авторам вме
с театрами придется поработать, Комитт
в ближайшее время поставит отчет fe:
скольких управлений и театров обопыт
их работы с молодыми драматуртами
Опыт лучших надо будет сделать доотоя
нием всех. Здесь решающее значение 07
дут иметь инициатива и серьезное отн
шение к этому делу художественных ру’
	ководителей, режиссеров и ведущих ве’.
	ров каждого театра.
	Лучшие пьесы, премированные wa KOR
	курс», будут изданы издательством «И
кусство» и, несомненно, широко войду!?
репертуар наших театров. Некоторыв, #_
	этих пьес (например, «Машенька» АФИН”.
	генова) уже поставлены на сцене и #\
ют заслуженный успех у зрителя. Друг
(«Сокровище Сампо», «Настина свалы»
«Старая Москва»,  «Олекса  Довбуш»
«Иринка» и др.) включены в peneptys?
ряда московских и периферийных теАтро®
	Итоги конкурса показывают, что 14%
думать о завтрашнем дне драматургии
заботиться о воспитании новых КАЛ
драматургов. Итоги конкурса показываи
что наши драматурги, и особенно драм!
тургическая молодежь, чрезвычайно poo
ко берутся з& разработку  совремевий.
тематики и предпочитают исторически.
темы или обработку фольклора, народы
легенд и сказаний. Итоги конкурса г0#*.
Par о совершенно нелостаточном проф’
сиональном уровне драматургии, о 61261
внимании к форме, к технологии пье%.
0 ‘неумении развернуть сюжет, построй”
диалог, о серьезных недостатках языка,
плохом знании сцены. Это относится F
только к молодым драматургам, к и
многим авторам. уже имеющим имя”
	лидный опыт работы для театрь
	Все эти вопросы требуют пристально“.
внимания Комитета по делам искуств?
его местных органов, внимания Театро»

внимания Союза советских писателей,
	А. СОЛОДОВНИКОЬ,
	зам, председателя Комитета по nent
искусств при СНК СССР
	Все это так. Но на практике театры,
как правило, стремятся установить свя-
зи с наиболее видными и уже проявив-
шими себя драматургами. Этого  сойчао
недостаточно. Надо, серьезно подумать, о
помощи молодым, начинающим драматур-
гам. Дело чести, долг каждого ведущего
театра — воспитать двух-трех молодых
драматургов, помочь им в создании их

первых пьес, передать огромный опыт те-
	КТО
	oe ARE Pw DENA ACAI CCH  — 10М.
больше всего в нем нуждается.
	Поэтому Комитет и решил — каждого
из отобранных молодых драматургов при-
крепить к определенному театру, исполь-
зуя для этого не только театры. Москвы,
Ленинграда, Киева, но и театры област.
ных центров, с тем чтобы дать возмож-
ность наиболее удобной связи молодого
драматурга ‘с театром. Надо, чтобы теат-
ры встретили эту молодежь радушно, вни-
мательно, чтобы занялись с ней серьезно.
Установление связей молодых драматургов
с театрами поручено республиканским уп-
равлениям по делам искусств. Комитет бу-
		дет систематически контролировать,
идет эта’ работа, проверять, наск
	Nee Eee OPO PATb, §6HaCKOJIbRO
серьезно республиканские управления и
	театры отнеслись к этой важиейшей 3a-
	дачо.
	Очень полезно созвать при  республи-
каиских управлениях совещания отобрач.
ной молодежи, подвести на этих совеща.

ниях итоги конкурса, посоветоваться о
прикреплении к театрам, поговорить о тех