ВОСКРЕСЕНЬЕ, 18 МАЯ 1941 г. № 20 (753)
	СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	И. Авилов aa работой
	Художник! М. И. Авилов :
в своей мастерской
	Мастер
батальной
 экавописи
	За выдающиеся заслуги в развитии с0-
ветской живописи награжден орденом
Трудового Красного Знамени художник
М. И. Авилов. :

Ученик выдающихся мастеров батальной
живописи Рубо и Самокиша, Авилов всю
свою тридцатилетнюю деятельность цели»
ком посвятил батальной теме — в ней
он находит себя как живописец.

Самое замечательное в искусстве Ави-
лова—то, что он смотрит на жизнь глаза-
ми народа. Именно поэтому большинство
произведений художника жизненно прав-
диво и просто, выразительно и содер-
жательно. Норой ему удается достигнуть.
высот настоящего пафоса в’ отображении.
народной войны. Это представляется.
чрезвычайно существенным, так как Ави-
лов не просто баталист, для которого во-
енная тема является самоцелью; он_ пре-
жде всего историк и бытописатель Крас-
ной Армии, ° вдохновенно о передающий
классовую сущность ее освободительной
борьбы. Вот почему такой большой по-
пулярностью пользуется одно из лучших
произведений Авилова—«Приезд товарища
Сталина в Первую Конную Армию в
1919 тоду».

Могучим победным духом доблестной
Красной Армии веет от этой картины.
Железным маршем перед великим вождем
проходит непобедимая Красная конница.
Протянув вперед руку, товарищ Сталин
тепло приветствует всадников. Какая ра-
дость, какая несокрушимая воля к побе-
де написана на их лицах! Зрителя, смот-
рящего на эту картину, ни на минуту
не покидает ощущение того, что должно
произойти за ее пределами. Веришь, что
стремительный, всесокрушающий марш
этой конницы должен увенчаться окон-
чательной победой над врагом.

Авилов, как и крупнейший советский
баталист Греков, свободно передает люд-
ские массы в походах и боях. Подобно
Грекову, своему товарищу по Академии
художеств, он отлично знает и любит
коня, умеет легко и свободно показать
стремительный бег конницы. Это качество,
особенно необходимое художнику-батали-
сту, наиболее ярко воплощено в его кар-
тинах «Задержание диверсанта», «Прорыв
польского фронта Первой Конной армией
под Казатином в 1920-году» и «На манев-
рах>.

Художник-реалист Авилов черпает свои
темы из самой жизни. Постоянное изу-
чение натуры, пребывание на ‘фронтах
империалистической и гражданской вой-
ны, участие в маневрах Красной Армии,
влюбленность художника в свою тему,
значительное профессиональное мастерство
— все это делает работы Авилова ценны-
ми не только в живописном, но и в ис-
торическом и оборонном отношении. По
работам Авилова уже сейчас изучают ио-
торию СССР и историю Красной Армии —
это ли не высшая похвала художнику,
отдающему талант и все силы своей лю-
бимой родине!

В работах Авилова всегда привлекает
большое мастерство композиции, отличный
рисунок, умение показать большие массы
людей, в которых тем не менее никогда
не теряются индивидуальные характери-
етики.

Можно не сомневаться в том, что на-
траждение М. И. Авилова вызовет в нем
новый приток творческих сил и худож-
ник создаст еще немало картин, отобра-
жающих замечательную советскую дейст-
	вительность,
Евг. КАЦМАН,

заслуженный деятель искусства
	ero доклада проф. И. И. Содлертинский,
	— вступил в ту фазу, когда он, приобре-.
	тает подлинное — всемирно-историчесвоев
значение, . . ;

Большой раздел доклада был ‘посвящен
анализу русского симфонизма.

— В дореволюционной России, — гово-
рит И. И. Соллертинский,— основные «ре-
нессаненые» проблемы решались в XIX
веке, Глинка, подняв значение ‘русской
музыкальной культуры до масштабов миро-
вой, открыл одновременно дорогу и драма-
тическому симфонизму бетховенского типа
(«Иван Сусанин», от которого прямая до-
рога ведет к «Борису Годунову» Мусорг-
ского) и русскому эпическому симфонизму
(«Руслан и Людмила», от которого в свою
очередь протягиваются нити к «Игорю»,
к «Богтатырской» симфонии Бородина и
далыие к «Сказанию о граде Китеже»).

Докладчик 0с0бо отмечает, что метод
эпического симфонизма в ХПХ веке на-
шел свое воплощение именно в русской
музыкальной культуре, тогда как на За-
паде он был представлен лишь отдель-
ными гениальными произведениями («Рек-
вием» Берлиоза, вобравший в себя весь
ноторический опыт музыки французского
народа, оперные партитуры Вагнера).

оворя далее о тяготении ‘величайшего
русского лирического симфониста Чайков-
ского к бетховенианской «шекспиризирую-
щей» симфонии, докладчик упоминает в
этой связи и замечательную с-шоШную
симфонию ученика Чайковского — С. И.
Танеева.

Возвращаясь к центральной теме свое-
го доклада — всемирно-историческому. зна-
чению, молодого советского симфонизма,
И. И. Соллертинский на анализе ряда
произведений советских композиторов ус-
танавливает, что в советской симфониче-
ской музыке должны быть утверждены и
развиты все’ жанры мировой симфониче-
ской драматургии: драматический симфо-
низм бетховенско-шекспиризирующего ти-
‚па, лирический симфонизм, о симфонизм
большого эпического склада и, наконец,
жизнерадостный «юмористический» или
«комедийный» симфонизм. у

Докладчик подробно: останавливается на.
симфоническом пути Д. Шостаковича от.
1-й его симфонии до 6-й симфонии и
фортепианного квинтета, усматривая в.
6-й симфонии замечательный образец ли-
ре симфонизма. В 5-й симфонии

остаковича, более масштабной по замыс-
лу, но и более противоречивой, замеча-
тельным примером симфонизма бетховен-
ского типа является гениальная разработ-
ка первой части симфонии.

Большое внимание уделяет докладчик
эпическому складу симфонизма Хачату-
ряна в его замечательной первой симфо-
нии и прекрасной «Поэме о Сталине».

Анализируя тенденции советского сим-

низма в его современном состоянии,

. И. Соллертинокий подчеркивает, что
симфонизм драматический, симфонизм
борьбы у нас несколько оттесн ах
низмом лирическим, симфонизмом суб’ек-
тивно-психологического плана. Даже в та-
ком. замечательном произведении историко-
эпического характера, как «На поле Ку
ликовом» Шапорина, композитору наибо-
лее удались лирические Части (так, на-
пример, в характеристике Дмитрия Дон-
ского преобладает оперно-лирическая ари-
озность).

Разбирая произведения молодых симфо-
HHCTOB, B том числе и исполненные на
пленуме (Майзель, Клюзнер, Свиридов
и др.), И. И. Соллертинский, отмечая та-
лантливость. налией  молодежи; указывает
на медостаточную яркость тематического
материала, неумение развивать спокойную
мелодическую. линию, изобилие нагромож-
даемых одна на другую кульминаций, не-
критическое подражание образцам симфо-
нистов старшего поколения вместо основа-
тельного творческого освоения всего их
опыта и мастерства. Докладчик призывает
молодых советских симфонистов к всесто-
роннему овладению мастерством, которое
поможет им достойно воплотить новые
большие темы советской цействительности.

В заключение И. И. Содлертинский еще
раз подчеркивает, что советский симфо-
низм имеет сейчас всемирно-историческое
значение и что только под таким углом
зрения, и должны рассматриваться веду-
щие тенденции, победы и возможные не-
удачи в творчестве композиторов-симфо-
нистов.

ххх
	По докладам развернулись оживленные
	прения, в BOTOPHX ‚приняли участие
М. Гнесин, А. Гладковский, J. Жито-
мирекий, С. Шлифштейн, Д. Рабинович,
	А. Шавердян, С. Гинзбург, К. Даньке-
вич, В. Городинский, Ю. Вайнкоп, А. Бу-
дяковский, И. Мартынов, В, Томилин, В.
Клюзнер и др. Сегодня нленум заканчи-
вает свою работу. .

Cc. B.
	«Чкалов на острове Удд». В первой ра-
боте лан образ революционной воли, ве-
преклонной ‘и непобедимой несмотря на
все преграды, поставленные ей отживаю-
щим свой век прошлым; во второй —
осуществление Сталинского маршрута, во-
площение безграничной творческой энер-
гии, Реализм приобретает здесь® подлинно
монументальный характер.

Столь же «неожиданной», как истори-
ческая серия Кукрыниксов, оказалась и
последняя работа Е. Кибрика — «Халту-
ин и Обнорский». Если в иллюстрациях
КбрниА к произведениям Ae-Koctepa и
других нередко заметна преувеличенная
экспрессия и известная театральность, то
теперь художник нашел предельно про-
стой и ясный реалистический язык. Спо-
	койные фигуры полны величайшего вну-,
	треннего напряжения, еще более усилива-
ющегося от почти полного отсутствия де-
талей обстановки, от собранности компози-
ции и освещения. Кибрик, подобно Кук-
рыниксам, решил очень трудную задачу:
показать образ человека — героя и. рево-
люционера — вне, сюжетного драматиче-
ского конфликта, в момент внутренней
творческой работы.

Не менее трудно найти высокий эпн-
ческий тон, свободный от всякой услов-
ности. и нарочитости, для передачи ощу-
щения огромных исторических событий в
их наиболее драматичёские моменты. Это
очень хорошо удалось Д. Шмаринову в
его пастели «Разгон демонстрации в 1905
году». Трагический смысл событий pac-
крывается в продуманно строгом койпози-
ционном построении, проникнутом стре-
мительным движением, в сдержанном `су-
ровом цвете, в обобщенной характеристи-
ке всех действующих лиц сцены. Очевид-
но; чем строже отобраны все элементы
изображения, чем глубже захвачен худож.
ник образами, тем естественнее и вернее
раскрывается настоящий смысл истории.

Большие исторические обобщения. могут
быть воплощены в сатирическом жанре.
Это особенно ярко показывает А. Канев-
ский в своей превосходной акварели «Вре-
менное правительство». Очень довольные
собой министры временного правительст-
ва неуверенно сидят, поджавши ноги и
обившись в кучу, в углу пышно-безвкус-
ного, совсем просиженного трона; ‚Керен-
ский, точно кукла, выскочившая’ из ко-
робочки, балансирует на вылезшей из
трона пружине; позади, за занавесом —
шпоры иностранных офицеров, a над
	Партийная эжизв
	_ Глубже вникать в творческую
жизнь театра
	Азербайджанский драматический театр
ии —  потите’. новой совет-
	им. Азизбекова — детище нее м
ской культуры.

Ежегодно на нашей сцене появляются
две-три, а то и четыре новые пьесы мо-
лодых азербайджанских драматургов.
Каждая из них до постановки горячо об-
суждается в коллективе. Активное уча-
стие ‘в ‘общественной и производственной
жизни Театра ‘играет партийная органи>
зация; ;

В настоящее время, в отличие от. про-
шлых лет, основное ядро. коммунистов те-
‘arpa составляют ведущие работники @це-
‘ны — актеры, режиссеры, художники,
‘члены партии приняты директор и ХУ:
	дожественный руководитель театра засл.
‘деятель’ Искусства АзССР’ Адиль Искен-

а бары
	деров, заслуженный артист AsCCP Ис-
маил Датестанлы, актер Мамед Садыхов
и др. В кандидаты паотии приняты нё-
‘родная артистка АзССР Марзия Давы-

‚ЗА СУ 7
	в ТГ 1 № 5

дова, главный художник заслуженный
деятель искусства Нусрат Фатуллаев, актер
`Аждар. Султанов, режиссер С. Турабов
	‘и др. Из небольшой группы в 6—7 Че”
‘ловек парторганизация. выросла в. Кол-
лектив, ‘насчитывающий 26 членов и кан-
дидатов партии.
	Решения ХУШ партийной конференции
‘повысили организующую роль и ответ-
ственность нашего партколлектива за дея-
тельность театра. Мы стали глубже вни-
кать в существо всей производственно-
творческой жизни. Так, например, по ини-
циативе парторганизации был ° проведен
общественный смотр качества работы всех
звеньев театра, Не прошли незамеченными
и так называемые «мелочи». По почину
парторганизации назедены чистота и по-
рядок в технических цехах, на сцене, в
актерских помёщениях. Кандидат партии
Н. Фатуллаев вместе с группой ‚комму-
нистов внес ряд рационализаторских пред-
ложений, направленных на улучшение
всего процесса подготовки’ спектаклей.
	Секретарь первичной парторганизации
т. Мамед Алиев в своем докладе на от+
четно-выборном партийном собранин при-
вел немало фактов. показывающих, Ha-
сколько выросла политическая активность
	СЕРЬЕЗНЫЕ
	наших молодых коммунистов. ‘Onn горячо
борются за полноценный советский репер.
туар, за воплощение на сцене революция.
онной героики.

Было бы, однако, неверно н& основе
этих первых успехов притти к выводу,
будто в нашей партийной организации
нет недостатков. Товарищи, выступавшие
на ‘отчетном собрании, справедливо ука-
вывали, что. в области политического вос-
питания сделано еще очень мало, Нехо-
торые коммунисты не заботятся о само,
образовании, не прилагают необходимых
усилий для того, чтобы овладеть теор.
ей марксиама-ленинизма.
	Принимая в ряды партии творческих
работников, мы несколько упустили из
виду производственные . цехи, Характер.
но, что из технических цехов почти об-
вершенно перестало итти пополнение в
партию: Упала’ ‘в технических цехах и
производственная дисциплина. Недавно во
время спектакля выяснилось, что зана-

rr...
	ить

вес подвешен неправильно, Произошла
конфузная заминка. На том же’ спектакле
в картине, изображающей ночь, сцены
	вдруг озарилась ярким светом, Такие ena.
кладки» у нас еще нередки. Нужно уси.
лить партийное влияние на технических
работников, сцены, воспитывать в них со-
знание высокой ответственности 28 свое

дело. {

Парторганизация обязана укрепить
связь театра со зрителем. За последнее
время почему-то перестали практиковаться
выезды актерских бригад на предприятяя,
встречи отдельных мастеров со зрителя.
ми, диопуты. А это важно не только для

зрителя, но и для театра.
	Собрание признало работу парторгаки»
зации  удовлетворительной. Впервые в
театре образовано партбюро. В состав ег
вошли тт. А. Искендеров, М. Алиев,
И. Странковский, Д. Раджабов и А. Ге
райбеков. Секретарем избран М. Алиев,
	Баку
	Ага Салых ГЕРАИБЕКОВ,
	член партбюро Театра им, Азизбехо-
ва, народный артист АзССР
	Пуи советского симоонтизиа
	ВЫЕЗДНОЙ ПЛЕНУМ ОРГКОМИТЕТА
‘СОЮЗА СОВЕТСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
ООСОР
		Ленинградский выездной пленум оргко-
митета Союза советских композиторов
СССР, посвященный ‘проблемам советско-
го. симфонизма, привлек внимание BCs
музыкальной общественности Советского
Союза. Участники пленума слушают сим-
фонические и камерные концерты, знако-
мятся © лучшими операми и балетами, на-
писанными советскими композиторами.

12 мая на заседании пленума с большим
докладом «Пути и тенденции советского
симфонизма» выступил В. М. Богданов-
Березовский.

Центральная часть доклада была посвя-
щена 0бзору основных этапов развития
советского симфонизма. начиная от пер-
вых полупрограммных симфонических по-
эм на революционную тематику («Симфо-
нический монумент» Гнесина, «Траурная
ода» Крейна) и первых симфоний, в ко-
TOPHIX ставилась проблема поисков нового.
музыкального языка и стиля, способных
конкретно воплотить’ темы революции (6-я
симфония Мясковского).

Особое место в эволюция советской сим-
фонической мысли докладчи» отводит пер-
вым симфониям композиторов, творчески
формировавшихся в’ условиях советской
действительности, и прежде всего 1-й
симфонии Шостаковича.

Обзорная часть доклада, построенная
на разборе ряда произведений Мясковско-
то, Шостаковича, Прокофьева, Шапорина,
Книппера, Штейнберга, Щербачева и дру-
тих, была завершена указанием на огром-
ное значение для всей советской музы-
кальной культуры симфонического твор+
чества композиторов — представителей
братских республик, и в частности Хача-
туряна, Ревуцкого, Киладае и других.

Заключительный раздел своего доклада
B. M. Богданов-Березовский посвятил про-
блемам народности, новаторства, индиви-
дуального стиля, мастерства, раскрывая
смысл этих проблем анализом последних
	произведений советских симфонистов —
5-й и 6-Й оимфоний Шостаковича, сим-
	фонии-кантаты «На поле Куликовом»
Шапорина, 16-й, 18-й и 21-й симфоний
Мясковского, «Поэмы о Сталине» и ин-
струментальных концертов Хачатуряна,
кантаты «Александр Невский» Прокофье-
Ba, симфонии Мурадели, посвященной

памяти Кирова.
жж х
	большим вниманием прослушали уча-
стники пленума доклад проф. И. И. Сол-
лертинского «Мировая симфоническая
культура и советский симфонизм», заняв-
ший заседания пленума 13 и 14 мая.

Указав, что на пленуме должны быть
освещены основные проблемы философско-
го и стилевого анализа советского симфо-
низма, И. И. Соллертинский подчеркнул,
что наше музыковедение еще очень робко
ставит кардинальнейшие ‘вопросы симфо-
нического творчества.
	— Характерно, — говорит докладчик, —
что и сейчао эти вопросы подняты не в
музыковедческой среде, а на пленуме орг-
комитета Союза композиторов. Во многих
музыковедческих исследованиях все еще
нет живой связи между историей и совре-
менностью. В них чувствуется боязнь по-
дойти в большим  историко-философоким
проблемам симфонизма. Попытки спря-
таться за фактический материал особенно
наглядно проявляются в ряде учебников
по истории музыки, призванных, казалось
бы, подвести большие исторические‘ ито-
ги и показать, что советский симфонизм
является преемником русской и мировой
симфонической культуры.

Мировая симфоническая культура всту-
пила в ту стадию своей истории, когда
решающую роль в ее развитии призван
сыграть. молодой советский симфонизм.
‚Достижения советского симфонизма, как
бы значительны они ни были, все же
представляют собой пока лишь эскиз той
трандиозной симфонической культуры, ко-
торая будет создана в нашей стране. И
вместе с тем советский симфонизм уже
отчетливо намечает новый этал в разви-
тии мирового симфонизма. .

— Существует некая  «бетховено-цент-
ристская» концепция — продолжает
И. И. Соллертинский, — согласно которой
бетховенский симфонизм является верши-
HOH, конденсатом, экстрактом  симфо-
низма, «залежью симфонического радия»,
и соответственно этому все остальные яв-
ления мировой симфонической культуры
рассматриваются либо как подготовляю-
щие, либо как развивающие, а чаще все-
то разлагающие принципы  бетховенокого
симфонизма. Кое-что в этой концепции
может быть и верно, HO ни. симфонии
Бородина, ни «Реквием» Берлиоза, ни вся
добетховенская музыка не укладываются
в эту схему. Гайдн и Моцарт, конечно
же, не только предшественники Berkose-
на. Помещение Моцарта’ «в передней» бет-
ховенской симфонической музыки попро-
сту аннулирует колоссальное значение
	этого великого композитора. Жанр быто-
вой, юмористической симфонии, выдвину-
тый Гайдном, также имеет все права на
развитие у нас; наша действительность
создает чрезвычайно благоприятные усло-
вия для появления «советского Гайдна».

Была, конечно, своя историческая и фи-
лософская закономерность в выдвижении
на первый план бетховенског симфониз-
ма. Бетховен создал тип симфонизма,
Который оказался в данную историческую
эпоху наиболее ей соответствующим, са-
мым подходящим —тип симфонии драма-
тической, симфонии, построенной на 06б’-
ективном отражении ‘действительности,
симфонии, носящей в себе шекспиризи-
рующие черты. Бетховенские симфонии —
симфонии диалога, симфонии борьбы. В
их основе лежал драматические коллизии,
процессы, действие, a не, суб ективно-ли-
рическое повествование не монолог, не
исповедь, не рассказ от начала до конца
от авторского имени. Для них характерно
наличие не одной, но нескольких взаимо-
действующих сил, не одной, но нескольких
идей, приходящих в столкновение друг с
другом.

Характерным явлением в развитии ва-
падноевропейского симфонизма ХГХ века
был отход от этой бетховенской линии,
рсе более и более отступавшей на задний
план перед другим видом симфонизма —
симфонизмом монологическим, истоки ко-
торого можно обнаружить еще в Е-той-
ной симфонии Моцарта. В неоконченной
симфонии Шуберта, в финале 6-й симфо-
вии Чайковского музыка говорит как бы
толосом автора. Здесь сказывается то, что
условно могло бы быть названо байрони-
зацией симфонизма. Музыка превращается
в листок из дневника, в страстную ис-
поведь; об’ективный мир познается че-
рез гипертрофированное личное начало
(«Осуждение Фауста» Берлиоза, симфони-
ческие произведения Листа). Это направле-
ние в мировой симфонической культуре
связано с ростом и развитием романтиз-
ма. Программность многих произведений
симфонической музыки этого налравления
является некиим связующим звеном, поз-
воляющим сохранить иллюзию’ контакта
симфонического монолога © об’ективным
миром. Программный симфонизм у роман-
тиков создавал видимость прямой связи
лирического монолога с процессами резль-
ной действительности.

Bo второй nonopuHHe XIX века только
Чайковский и Малер сдел попытку.
возвратиться к бетховенскому бимфонизму.
В их симфониях как бы сталкиваются
друг с другом человеческая личность и
противостоящие,  противоборствующие ей
силы. Однако принципы бетховенского
симфонизма в творчестве этих компози-
торов переносятся из сферы об’ективном
отображения в сферу глубоко суб’ектив-
ных переживаний.

В последующие десятилетия метод пря-
мого лирического монолога начинает усту-
пать место в западноевропейской музыке
косвенным ходам — ‘лирической эксцент-
ричности, лирике, проявляющейся в тро-
теске, своеобразной «чаплиниаде» (Малер).

Не следует преувеличивать место, кото-
рое в современной западноевропейской му-
зыке занимают крайне  конструктивист-
ские течения, Даже наиболее значитель-
ные их представители одтаются (и это. со-
вершенно естественно) одиночками. Ско-
рее можно говорить о преобладающем вли-
янии вульгаризированных пуччиниевоких
принципов, о попытках найти мелодрама-
тическое, а не трагическое решение основ-
ных творческих проблем.

Шенберг и экспресосионисты-шенберги-
анцы стремятся к предельному эмоцио-
нализму, но пытаются достигнуть его на
основе нигилистического отрицания всего
музыкального наследия. Основа шенбер-
гианства — в хаотической философии от-
чаяния, безысходности, ощущения надви-
тающихся катастроф. Это направление, не
пользующееся в силу своего сектантского
характера сколько-нибудь. широким при-
знанием, представляет для нас интерес
в том смысле, что оно ’развивает и дово-
дит до логического конца те тенденции,
которые были заложены в неоромантичес-
кой и экспрессионистической музыке, до-
водит до абсурда сужение картины об’ек-
тивного мира.

‚ Ныне в взападноевропейской музыке до-
минирует всеядный мертвящий  эклек-
тизм и жалкое эпигонство. Недаром так
часты на Западе разтоворы о смерти сим-
фонизма. Большая тема ушла из творче-
ства западных композиторов, и вместе с
гибелью симфонической идеи. гибнет и
симфоническая форма. Советский симфо-
низм, — заканчивает первый раздел сво-

190% год».
	Особенно наглядно это единство рево-
люционной истории и наших дней ощу-
тимо в лучших листах серии  пастелей,
выполненной для выставки Кукрыниксами.
Принято считать’ Кукрыниксов только. са-
тириками, и обращение художников к
героическим образам истории и современ-
ности может показаться неожиданным.

Начав свою работу над серией по-ста-
рому, с. сюжетов сатирического порядка,
художники ‘быстро и резко оборвали взя-
тое ими направление и решительно пере-
шли ск темам героического характера, по-
следовательно стараясь освободиться от
привычных приемов карикатурного upey-
величения, Сначала это ‘привело даже к
излишней ‘сдержанности. как это можно
	видеть на примерах пастелей «Расстрел
Бабушкина» или «Политических ведут».
Но затем. Кукрыниксы нашли верный
	путь, стремясь к строгой простоте, внут-
ренней экспрессии образа, лаконичности
внешней формы. Они. сумели преодолеть
столь свойственную им ‘раньше заострен-
ную выразительность жеста, изображая в
наиболее удачных своих работах совер-
шенно спокойные фигуры. :
Особенно впечатляют работы” «И. В.
Сталин в ссылке в деревне Курейке» и
	Выставка повых произведений со-
	Фото Ю. Говорова
	НЕЛОЧЕТЫ
	На отчетно-выборном собрании в парторганизации
Мособлотдела искусств
	полняло решения ХУШ партконференции,
почти не занималось производственнымя
вопросами, не сосредоточило внимания
всей парторганизации на ликвидация
штурмовщины, на. борьбе aa соблюдение
графика работы и т. д.
	Разве можно считать серьезным обсух-
дение работы театра, если партбюро зв-
слушивает доклад директора — «келейно»,
не приглашая на это заседание никого из
работников театра, даже режиссеров-ком:
мунистов? А ведь именно так случилось
когда партбюро заслушивало доклад ди
ректора Московского колховного художе
ственного театра т. Яковлева.
	Какие результаты могло принести по-
добное ‘обсуждение? Ведь театральный кол:
лектив так и не узнал о том, что яви:
лось предметом обсуждения и какие меры
надлежит принять, чтобы устранить He-
поладки.
	Массово-политическая работа велась 01
случая к случаю, Партбюро лишь прово-
дило митинги, да и То очень редко.
	На собрании, однако, выяснилось, 910

сами коммунисты плохо помогали парт.

бюро в проведении политико-восинтатель:
ной работы, часто относились к вынолие
нию поручений недобросовестно.

Уже одно то обстоятельство, что пар»

организация, состоит в основном из pir
ботников театра, казалось бы, обязыва-
ло партбюро глубоко вникать в творче
ские проблемы, обсуждать серьезно я
вдумчиво репертуар; . интересоваться пла-
нами постановок и пр. Однако партбюр
проходило мимо этих вопросов. Характер:

но, что в репертуаре Театра им. Горьком,

где директором является секретарь пар“
бюро т. Семчев, — только одна советская
пЪеса.

Новый состав партбюро обязан проявить
максимальную энергию, добиться четкой
согласованности действий всех 912108
	APVAUARAO MAMO этих вопросов. характер
де директором является секретарь пар“ }

пьеса.

согласованности действий всех  члено
партбюро, строгой проверки выполнения

всех решений и прочной связи 60 зем
театральными коллективами,

Е. ЗЯБЛИКОВ

ИИ RT
РТА ВИНЕ eel
	чительного. Меньше всего, как 90 Ш
	странно, портретов, да и среди выс».

ленных. немногих портретов только ед
ничные ставят большие: монументальные
задачи. Таковы «Портрет И. В. Сталин»
А. Герасимова, «Сталин и Молотов» Ку»
рыниксов, таковы портреты И. Лукомсяе
го, дающие очень верно и тонко обобщег

ные и типизированные образы рабочим

(особенно ‘«Работница страны Совето»)
Среди портретов камерного характера в
деляются изящный «Портрет chav
Д. Шмаринова, показывающий художнил
с новой’ для него стороны,  сдержаю
экспрессивный портрет негра работы
М. Родионова, портрет певца Ершова pr
боты Г.  Верейского.

Еще меньше на выставкё рисунков жал

чан

QUO RA By eo
	рового характера. здесь в первую очи
нужно назвать прекрасные, пронизаниь
солнечным светом акварели Ю. Пименов,
сделанные для новой книги Маршака 9.
выходном дне, проведенном. мальчики.
вместе с отцом в увлекательной протуам
по Москве. Очень хороши рисунки №02%
дого ‘художника Я. Gonomona = ¢Hoaro
ник» и «Совхоз «Гигант», особенно после
ний, дающий исключительное по cB
силе изображение нового советского пей
зажа. Отличная акварель С. Герасим“
«В дозоре» передает глубокое чув»
единства человека и природы, По мас  iy
CTBY акварельной техники этот лист п
взойден на выставке только лишь #*

Te

SAU ON ONE HE
	bf подлинно BUpPTyOuoi  aRpapesh: —
Герасимова «Вукот роз».

Ix
На выставке много пейзажей, Но #3 1  }.
	наибольшее внимание привлекают № с
тде художники ставят cede не только 0
ни декоративные, пространственные A Me
товые задачи, а одновременно дают и ot
рое чувство определенного места, реально
природы. Таковы пейзажи В. Го?  ,
(«Таруса», «Татарская деревня), М. Abe
rata (Армения), М. Дерегуса (Ура  ,
В. Зенкевича, Ю, Сырнева, Г. Bepeny
и многие другие,
	Несмотря на очень бомьшое количести
работ, выставка не охватывает н пол  и
ны Мастеров советской графики, 1 № з
воря  ‘уже о том, что она и не ADIs y,
была включить в себя книжную BAA   py
рацию и плакат. Это говорит толь ф
том, как обширны кадры и как вл“
возможности” в этой большой области © в
	ветекого искусства,

А. ЧЕГОДАЕВ
	Докладчик пытался елико возможно об-
ективно рассказать о том, как партбю-
pe руководило жизнью парторганизации.

меру было и признания успехов и
самокритики. Однако партсобрание суще-
ственно дополнило доклад секретаря парт.
бюро т. Семчева, подвергнув суровой и
справедливой критике деятельность ‘парт-
бюро, горячо обсуждая упущения и не-
достатки. А их, увы, было немало.
	Особенность партийной организации от-
дела по делам искусств исполкома Мос-
облсовета заключается в TOM, что из
20 коммунистов только шестеро состоят в
аппарате областного отдела. Остальные
члены парторганизации преимущественно
работают в передвижных театрах, обслу-
живающих Московскую область.
	Это обстоятельство, разумеется, затруд-
няло нормальную деятельность партбюро,
тем более, что и т. Семчев является ди-
ректором. Передвижного театра им. Горь-
кого. и большую часть времени проводит
в раз’ездах. Помимо того, партийное бю-
ро должно было руководить массово-поли-
тической работой в целом ряде театраль-
ных коллективов, постоянно ИИ
в’ раз’ездах по области. х
	Всё это, естественно, требовало особен-
но большой оперативности, слаженности и
четкого распределения обязанностей меж-
ду членами партбюро, умения своевремен-.
но ставить и разрешать вопросы, кото-
рые возникали не только в самом аппа-
pate областного отдела по делам  ис-
кусств, ‘но и в коллективах театров. ©
этими большими задачами партийное бю-
ро не справилось:
	Собрание отметило, что. выполнение фи-
нансового» плана театрами в истекшем го-
ду. является в известной мере заслугой
партбюро, которое помогало руководству
Мособлотдела по делам искусств, что
партбюро совместно с руководством суме-
ло наладить учебу творческих работников.
Однако недостатки аначительно превыша-
ют достижения.

Много говорили коммунисты о том, что
партбюро недостаточно ‘энергично BH-
	сына». Выстаика
советской графики
Фото Ю. Говорова
	Д. Шмаринов. «lloprpes
	новых — произведений
	ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕЛЕНИИ
	СОВЕТСКОЙ
	ГРАФИКИ

знания, способности видеть самое суще-
ственное, умения глубоко обобщать. Ha-
	конец, именно на драматическом MaTepH-
вле истории особенно наглядно выясни-
лось, кто из художников обладает насто-
ящим творческим темпераментом и кто
может быть лишь  рассудочно точным
и бесстрастным в изложении сюжета. Та-
ких работ, где кроме исторического сю-
жета ничего больше нет, ‘на. выставке име-
	ется немало, но не они определяют ee [
	общий облик.
	Выставка в Музее изобразительных ис-
кусств имени Пушкина еще раз нам на-
поминает, что советская графика — боль-
шое искусство, способное создавать мо-
нументальные произведения, воплощать
образы огромной значительности и силы.
Не так уж часто можно видеть на выстав-
ках работы, сделанные с такой безупреч-
но ясной простотой и силой обобщения,
как пастель Кукрыннксов «Чкалов на ост-

рове Удд». Кукрыниксы изобразили Чка-
лова в первые минуты после посадки на
пустынном острове. Спокойная, полная
воли и энергии фигура смотрящего вдаль
Чкалова властвует и над машиной и над
бесконечным простором неба, земли и мо-
ря вокруг. Не так часто можно вотре-
тить такие по-настоящему романтические
образы революционных героев, какие соз-
дал В. Кибрик в своем рисунке «Халтурин
и Обнорский за обсуждением программы
Северного Союза русских рабочих». / Мно-
го ли огромных картин на историко-ре-
волюционные темы могут с честью выдер-
жать сравнение с небольшой гуашью
У. Тансыкбаева «Восстание в. Средней
Азии в 1916 году», где одинаково ярко
показаны и трагедия жестоко подавленно-
то восстания и вера в правоту и конеч-
ную победу восставших?
	Обращение к большим темам истории
партии вызвало’ резкий перелом в раз-
витии советской графики. Никогда еще
так широко не были поставлены перед
художниками столь сложные и важные
задачи. Нужно было воссоздать живое
ощущение исторической достоверности. То,
что многие из лучших советских худож-
ников приняли участие в этой работе, ‘оп-
ределило успех выставки. На выставке
особенно наглядно видна решительная
противоположность настоящего творческого
проникновения в историческую действи-
тельность и чисто внешнего выполнения
тематической задачи.
	Те художники, которые обратились к
исторической теме только как к внешней
сюжетной канве, явно провалились на
этом серьезном испытании. Здесь прои-
зошла безжалостная проверка — ясности
	В лучших произведениях одинаково го-.
рячо воплощаются история и современ-
ность. В исторических картинах раскры-
ваются живые, драгоценные для нас твор-
ческие силы и идейная целеустремлен-
	ность революционного прошлого, получив-
	шие возможность широкого и свободного.
развития после окончательной победы. ре-
волюции в октябре 1917 гола.
	Кукрычиксы, «Б
ветской графики
	«Баррикады в Москве,
	троном, на месте сбитой короны — но-
венький сияющий цилиндр.

Отличные рисунки и акварели на исто-
рические темы — и далекого проилого
и недавних дней — далн на Выставку
мпогие живописцы, принесшие в рисунок
чисто живописный темперамент, не всегда
считающийся с масштабами и возможно-
стями графики: А. Пластов («Подача ва:
явления о приеме в колхоз» ‘и другие
рисунки, замечательные своим верным и
точным наблюдением типических подроб-
‘ностей времени и места) Т. Гапоненко
(«Мобилизация в ‘деревне в 1914 году»),
А. Бубнов («Сибирские партизаны»). Мо-
жно было бы перечислить еще много вы.
дающихся произведений исторического ха
рактера, созданных самыми различными
художниками, начиная от старшего поко+
ления, как С. Герасимов («Чапаев среди

партизан») или М. Родионов («Буденный
в Первой Конной армии»), и кончая ca-

мыми молодыми, как П. Кошевой, A.
Лурье, 0. Верейский и др.

сторические работы — бесспорно наи:
более. ‘важная часть’ выставки, придающая
ей столь новый и столь значительный ха-
рактер. Но и помимо исторических тем на
выставке очень много интересного и зна.