СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО
	РАЗОБЛАЧЕНИЕ
MHOA
	„.Весна 1916 года. Второй год. первой
империалистической ‘войны. В царской
России тогда существовало три Фроита:
одним из них командовал генерал Куро-
паткин, потерпевший жестокое поражение
в русско-японскую войну; другим — Fe
нерал Эверт, немёц, несомненно иг авший
на руку кайзеровской Германии; И, нако-
нец, ‘героический генерал-патриот Бруси-
лов, который командовал юго-западвым
	фронтом.
На совещании в ставке верховного

главнокомандующего (которым в то время
являлся Николай П) начальник штаба ге-
нерал Алексеев, запросил мнение этих
трех командующих русскими армиями о в03-
можности наступления на, австро-германцев.
Куропаткин и Эверт в один голос заяви»
ли, что; мол, наступать на немцев невоз-
можно, что русская армия истощена. И
совершенно неожиданно прозвучал ответ
Брусилова, твердо заявившего, что. насту-
пать на своем фронте он будет непре-
менно, так, как знает. боевой дух и доб-
лесть русских воинов.

К этому заявлению в ставке вначале
отнеслись ‘иронически, затем пытались от.
говаривать  Бруснлова. Убедившись, что
Брусилов упорно настаивает на своем,
начальник штаба Алексеев раздраженно
заявил ему, что Брусилов должен при»
нять на себя всю ответственность за это
наступление, которое ставка считает без-
надежным, и’ что‘ армии юго-западного
фронта. не получат, больше ни одного сол»
дата, ни одной пушки, ни одной, пары Ca
nor, Tem He менее после решительного за»
явления Брусилова Куропаткин и Эверт
переменили тактику и сказали, что они,
собственно, также могли бы начать на»
ступление; но уж. конечно гарантировать
его успеха ни в коем случае не могут...
	Таким образом в ставке, благодаря Бру-
силову, было принято решение об атаке
по всему фронту. План был таков: Бру-
силов организует прорыв и независимо
от его результатов постарается оттянуть
на себя возможно большее число герман-
ских войск со всех фронтов, в ото же
время Куропаткин и Эверт начнут насту-
пление на своих фронтах и таким обра.
зом разовьют инициативу Брусилова, Од-
нако, ‘несмотря на принятый план, Бру-
силов прекрасно чувствовал, какие люди
его ‘окружают, и недоверчиво относился к
верховному командованию.

Достаточно привести один факт, ‘чтобы
охарактеризовать тогдашнее — состояние
тлавнокомандующего ° юго-заладным фрон-
том.

Императрица Александра — Федоровна,
явившаяся в ставку, пригласила к себе
Брусилова и очень холодно спросила его,
действительно ли он думает начать на-
ступление. Брусилов ответил утвердитель“
но. Царица захотела узнать, когда именно
генерал намерен открыть военные дейст.
вия. Но Брусилов ответил:
	— Дата наступления — это такая
большая ‘тайна, что я и сам постаралсл
	ee забыть...
	ГЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СОВЕТСКОГО ПАТРИОТА
	Н Центральком доме работников искусств
московских театров  загяты пошивкой
На переднем плане: артистка Театра им.
	CCCP организована мастерская, где авторы
обмундирования . для . военного ведомства.
Станиславского Б. Бокштейн, сзади — режис-
Стоит: начальник цека — режисеер Москов-
Фото Е. Явно

Ю. Россиньоль

эм
		сер цыгансвого тезтра «Ромэн» Е. Манухина, Стоит: начальник цеха —
ского дома художественной самодеятельности Ю. Россиньоль
	-1а боев
	_ ОРГАНИЗОВАНЕОСТЬ, РУЛЖЕСТВО, Ci
	Все силы-на разгром врага
	Как только стало известно о разбойни-
чъем нападении ‘фашистской Германии на
нашу страну, коллектив Ленинградского
ГАТОБ им. С. (М;:` Кирова‘ единодуш-
но заявил о своей готовности по’ первому
зову советского правктельства. выполнить
	любое задание. С первых же, дней войны.
	из числа творческих работников. ГАТОБ
	были сформированы бригады, об’единив-
	Шие до ста человек.
	  ки, перевыполняли нормы,, давали вы“
кие_ качественные. показатели. Примером
трудового героизма может служить работа
артистов ГКаравашковой, Орлова, Ленско-
‘го, Мишенко и др.
	  Коллектив интенсивно работает над со-
зданием новых  оборонно-патриотических
  спектаклей. В балете продолжается под-
‘тотовка спектакля «Счастье» (музыка Ха-
чатуряна). Оперная труппа совместно с
композитором Поповым работает над опе-

рой «Александр. Невский».
		OCT — SAAT
		Театр народного
ополчения
	‚На сцене высокий человек в красно-
армейской форме с двумя орденами. Зри-
тели, бойцы и. командиры Ленинградской
армии народного ополчения, узнают в нем
одного из крупнейших мастеров сцены—
народного артиста РСФСР Н. К. Черка-
ссва, создавшего незабываемые образы
Александра Невского, профессора Полежа-
ева, Максима Горького’ и др.
	В дни великой отечественной войны
Н. К. Черкасов стал во главе художест-
венного руководства нового театра, явля-
ющегося боевым подразделением армии
народного ополчения. Все актеры этого
театра проходят боевую и политическую
NCATOTOBRY.
	В репертуаре театра народного ополче-
ния.‘ драматические миниатюры, сати-
рические сценки, политические памфлеты.
	С первых же выступлений театр, заво-
евал широкие симпатии бойцов и. коман-
	диров. sleHBETpATCROR APMHM  RApoAHOrd
ополчения: у

— Мы будем не только артистами, —
говорит т. ‘Черкасов, — мы будем бойна-
	ми, искусно владеющими оружием. Мы
сумеем ‘направить это оружие в самое
сердце врата и поразить его на-смерть.
	КОНЦЕРТ
НА ЗЕНИТНОЙ БАТАРЕЕ
	‚В течение 26 дней бригада Ленинград-
ского театра юного. зрителя находилась в
действующей армии, на передовых пози:
циях, где дала 56 концертов. Концерты
приходилось проводить в самых разнооб-
разных условиях. Не раз выступления
бригады прерывались шумом моторов вра-
жеских самолетов, разрывами снарядов,
ружейной ‚стрельбой, . . я :
	„Артисты бригады выступают среди
бойцов зенитной батарен. В середине
концерта раздается команда: «Воздух».
Буквально через несколько секунд все
бойцы уже. были па боевых постах.
воздухе появилось несколько фашистских
самолетов. Их нащупали мощные про-
жекторы; “и славные  зенитчики открыли
по ним сокрушительный огонь. В возду-
хе вагорелся один из вражеских самоле-
тов. и камнем. рухнул на землю. Осталь-
ные стервятники поспешили убраться во-
свояси. Бойцы снова собрались в кружок,
и концерт продолжался. .

В другой раз бригада по приезде на
место не’ нашла части, где должен был
состояться концерт... Оказалось, что,
часть незадолго до ‘приезда бригады ушла
вперед, тесня немецко-финские войска.
	Концерты бригады проходили в атмо-
сфере исключительного под’ема. Бойцы
просили передать трудящимся города
Ленина, что они сделают все для разгрома
врага, для того, чтобы фашистские бан-
ды были сметены с лица земли,
	МУЖЕСТВО
И ХЛАДНОКРОВИЕ
	В первую ночь воздушного налета” фа-
шистов на Москву отряд местной проти-
вовоздушной обороны одного театра
спокойно и организованно встретил опас-
ность. В соседнем. доме, вплотную ‚соеди-
няющемся `с. театром о со ‘стороны сцены,
показалось пламя. Немедленно были по-
даны два шланга, и начавитийея. пожар,
непосредственно угрожавший зданию те-
атра, был ликвидирован в течение пят-
надцати минут. Вскоре после этого были
потушены, зажигательные ‘бомбы, упавшие
на. другой соседний дом, примыкающий
к складским помещениям тёатра.
	„Лауреат Сталинской премни артист
А’ Ханов, директор ‘театра В. Млечин и
заведующий! постановочной частью П. Мат-
веев не растерялись и во-время повели
решительную, борьбу с огнем.
	Большую самоотверженность › проявила
в эту ‘ночь уборщица `П. Догадина, ›де-
журившая в театре. Она обеспечила
связь, с большим ‘мужеством ‘и хладио-
кровием ‘выполняла задания Ha самых
опасных участках вместе’ с, актерами 5.
Баташовым. и В. Агейчиковым, заведую-
щим электроцехом В. Зайцевым, слесарем
А. Табельновым: Отличилась ‹ при туше-
нии огня и местная пожарная. команда
театра — тт. А. Стадников, В. Солдатов,
В. Малышев, С. Караваев, Ф. Усачев, А.
		CAaARKITH.
	Бригады эти работали сотромным о эн-
тузиазмом. Они выступали перед бойца»
ми Красной Армии и’ на фронте и на мо-
билизационных сборных пунктах. За пер-
вый месяц войны было’‘дано  ‘нееколько
бот копнертов: В. состав бригад вошел ряд
зедущих певцов и артистов балета и ор-
хестра, В ‘том числе: Преображенекая,
Маньковская,.Вечеслова, Сергеев и другие.
	‚. В: атмосфере исключительного подема
прошла в театре запись в народное опол-
чение. Среди добровольцев, заявивших о
своей готовности < оружием в руках за-
щищать свободу и счастье советских лю-
дей, мы видим имена засл. артистов
РСФСР Нэлеппа, Орлова’ и многих, других.
Значительная часть женщин, работающих
в театре, совмещает свою производствен-
ную работу с учебой на курсах медицин-
ских сестер.

‚ Работники театра добровольно вызва-
лись выполнить в производственных ма-
стерских важное оборонное. задание. Ар-
тисты оперы, балета, оркестра, худож-
ники, работая по. 11—12 часов в сут-
	Одновременно идет отбор старых опер,
которые могли бы сегодня ответить пат-
риотическим чувствам аудитории. Худо-
жественное руководство театра paccMort-
рело уже оперы «Варвары» Сен-Санса (о
нашествии гуннских орд на Рим), «Оса-
да мельницы» Брюнд’ (героический эпизод
борьбы французского народа против не-
мецких оккупантов в ‘войне 1870—71 гт.).
Принятые к постановке оперы будут осу
шебтвлёны в мМакбимально короткие сро-
ки. Подготавляется также постановка. ин-
термедий: на ‘военно-патриотические темы,
написанных. советскими композиторами и
драматургами: «1812 год» ленинградского
композитора Тихомирова, ° «Героический
пролог» Крейтнера и др.
	Вместе со всем советским, народом квол-
лектив Ленинградского ГАТОБ им. С. М.
Кирова в STH грозовые дни служит делу
	оборонат родины. Все силы, все мастерст-
во — на разгром врага!
	Л. БАРАТОВ
	солистов, артистов оркестра, хора и бале-
та ‘ни одна из Иих не причинила вреда.
	Едва раздался сигнал воздушной трево-
ги, в театральном здании собрались нахо-
дившиеся поблизости творческие работ-
ники театра — П. Златогоров, 3. Эфрос,
Ф. Оганян, С. Дейниченко и др, у
‚Режиссер. П. Gaaroropon занял место у
чердачного. окна и внимательно следил
за несколькими самолетами врага, про-
рвавшимися к городу. Вдруг чердак з8-
лило ‘’ослепнтельным светом, в первое
мгновение дым застлал глаза, но уже в
	следующую минуту тов. длатогоров за-
метил две зажигательные бомбы, пробив:
шие крышу’ и ‘разгоравшиеся на чердач-
ных перекрытиях. Схватив огнетушитель,
он направил струю пены на бомбы, Но
	бомбы продолжали гореть. Тогда тов.
Златогоров начал заливать ‘их водой из
	стоящих рядом ведер, затем стал засы-
пать. их песком. Вскоре обе бомбы были
потушены. Остальные бомбы  загасили

другие бойцы пожарного звена.
	В эту ночь начальником обекта, и от-
ветственным дежурным был главный ад-
министратор театра Н. ‘Эльский. Ему со-
общили, что загорелся дом, в котором он
живет. Но советский патриот неё оставил
своего поста. ‘Он помогал пожарным
звеньям бороться с зажигалельными бом-
бами. Ушел из театра тов. Эльский лишь
после окончания дежурства, когда очати
пожара были ликвидированы и театру
уже не грозила никакая опасность.
	заслуженный деятель искусства худож-
ник В. Татлин. На чердаках домов, во
дворах дежурят  Кутателадзе, Гапонен-
ко, А. Козлов, Щипицыи, Марков, Один-
пов, Валев, Гершаник, Б. Яковлев, Вялов.
На посту. на крыше стояли художники

Адливанкин и Богородский. _
	За время ночных. налетов на крышу

городка ‚упала только одна зажига-
тельная бомба. Она была своевременно
	потушена художником Турецким.

Зорко глядят, выискивая  зажигатель-
ные бомбы, самые молодые из членов
NOMAPHEIX KOMBAT —— CBINOBbA XYTOMAH-
ков -— Спартак Каневский, Игорь Карев,
Миша Адливанкин, Володя Татлин. Эти
шестнадцатилетние-семнадцатилетние юно-
MIM показывают пример настоящего бес-
страшия, презрения к опасности. Они бе-
тут на чердак проверить, все ли там в
порядке, когда еще и не слышно гудка
сирены. -Очень большая работа проведена
советом жен художников по организации
бомбоубежища. Превосходно работают по
обслуживанию населения Л. Сварог, Край-
нева, Карева и др.

Начало боевой работы в тородке ху-
дожника показало, что в любой момент
художники готовы к защите своей тер-
	ритории,

H. BAM
	озаряет борьбу украинского народа, бью-
щего германских оккупантов и изгоняю-
щего их с позором с0 своей советской
земли в 1918 году.
	По душам зрителей проходит невиди-
мый ток,  разжигая накопленную нена-
висть и рождая слово «месть!».
	Да, месть фашистским собакам, страш-
ная месть за каждую обугленную дерев-
ню, за каждый ‘разрушенный город, ‘за
каздый сожженный и разрушенный Gom-
бами музей и театр, за каждого убитого
нашего товарища!..
	Так накаляется каждый вечер в театре,
А на утро, — снова напряжение всех
творческих сил. Идет подготовка новых
спектаклей.
	Драматург Б. Войтехов не выходит из
коллектива! Театра им. Вахтангова — на-
до скореё дать театру новую антифашист-
скую пьесу. Он пишет «Здравствуй, ору-
жие», Сейчас мало написать хорошо, надо
писать очень быстро. В восемь дней ro-
тов первый акт. Судя по нему, драматур-
гам, видимо, следует писать очень быст-
ро, тогда получается талантливая, острая,
темпераментная вешь.
	Читаем первый акт актерам. Уже видно
по глазам; по затаенным  вздохам, по
краске на лице, что’ пьеса сразу же
глубоко взволновала актеров,
	Войтехов читает сцену за сценой, и мы
зваем: так на самом деле и происходит,
да, именно так, здесь все правда, Образы
встают, как’ живые. Мы их внаем. Вот -—
фашисты. Вот русские, которые борются
с ними, Это — мы. Снова взят меч в
руки. Он снова заеверкает, поднятый
ввысь. Заполыхает огнем ненависти к
врагу зрительный зал, еще ярче расцве-
тет великое чувство любви к родине.

Мы — солдаты великой страны, и
сколько бы жертв ни потребовала борь-
Ga, мы не выпустим меч из своих рук
до ‘полного уничтожения фашизма!

Выше меч, крепче держать его. сильнее
	разить им врага!

H. OXJIONKOB
	В этот день репетиции в одном из
театров Москвы затянулись Инспектор
хора тов. Д. Сапегин, придя домой, успел
только вымыть руки, как тревожно завы-
ли сирены и радио известило Москву *0
налете. врага. Прошло немного времени, и
вот пожарное звено, в котором состоит
тов. Санегин, получило боевое крещение,
	Две бомбы, попавшие на крышу много-
этажного дома, были тут же потушены.
Третья крупная бомба упала на крышу
двухэтажного склада. Мгновенно запыла-
ла руберондная крыша, Вместе с другим
пожарным тов. Сапегин бросился на кры-
шу ‘склада изначал срывать горящий py-
бероид. Внезапно под ним подломилось
перекрытие, и он очутился на пылающем
чердаке. Не ощущая сгоряча боли, тов.
	1 Сапегии продолжал ‘один бороться с пла-
	менем и задержал распространение огня
до прибытия пожарной команды.
	Тов. Сапегин спустился с крыши толъ-
‘Ко тогда, когда пожар был потушен. Пе-
	  ревязав раны, он не. оставлял. своего’ по-
	ста ни в эту ночь, ни в последующие но-
чи хищнических налетов гитлеровских
бандитов на Москзу.

*

_ Bocemh зажитательных бомб, одна за
другой, упали на крышу одного из мо-
‘сковских театров. о благодаря бди-
тельности, ‘спокойствию и организованно-
	сти пожарных звеньев театра, составлен-
ных из режиссеров, дирижеров, актеров,
	‹ Прявольно раскинулся городок худож-
ников ‘в живописном районе Москвы.
Корпуса. мастерских, жилые дома, — со-
всем. недавно текла там мирная  творче-
ская жизнь.
	‚Но по-иному  зажил ‚теперь городок
художников. С. первых! же дней отечест-
венной войны тородок подготовился к
защите. Быстро организовывались и ‘дей-
ствовали группы самозащиты. Художни-
цы Баданова, Рянгина, Файнберг, Ле-
  Вина, Суворова, художники Hapa,
В. Козлов, Покаржевский, Кутателадзе,
Коршупов, Сапегин, Bates, А. Козлов,
‚тугл-ол, Свалог, Налбандян и др. первы-
ми вошли в эти труппы. Они н состави-
vee wt. Gust Обороны городка.
	‘По участкам территории созданы

спаянные,  самоотвер:енно работающие
пожарные, санитарные группы, показыва-
ющие примеры дисциплины, выдержки
н бдительности,

Художница Баданова — самый молодой
начальник группы. самозащиты на одном
из участков. Дуся, как зовут её все, —
нензменно выдержанна и отважна, В ча-
сы налетов она успевает быть везде.
Обойдет двор, поднимется на крыши. Ав-
торитет ее признает все население участка.

ожарные дружины городка и их на-
чальники художник Покаржевский, Заха-
	ров и Соловьев работают превосходно.
Это  по-военному — дисциплиннрованные
отряды.
	В один из налетов всю ночь простоял на
своем посту’ на’ чердаке жилого дома
	Зритель смотрит: 24-го июня 1819 г.
теннальный полководец Наполеон Бона-
парт вторгся в пределы России с разио-
племенными, (в числе которых были и
пемцы), вооруженными до зубов полчи-
шами. Он поставил на карту все. Пошел
ва-банк. Русская земля была для него 3e-
леным сукном игорного стола. Наполеон
был велик, действительно велик и гени-
влен как стратег и полководец, но... он
проиграл. Русские его били так, как ци-
кто его не бил, так, как никому даже во
сне неа снилось,
	Зритель смотрит и хорошо понимает,
	что бездарному статнсту Гитлеру, решив-
 тему сыграть роль Наполеона, уготована
еще более печальная судьба, настолько
эзалкая, насколько разнится пигмей от
великана. Как прошлое перекликается с
настоящим! Кажется, что героические рус-
ские ‘солдаты исторического прошлого пе-
редали ‘свои пробитые пулями и овеян-
ные славой знамена нам, и мы, свято
храня боевые традиции, идем сегодня в
бой с фашистами, как достойные потом-
ки героических защитников нашего оте-
чества в старину, как потомки русских
богатырей, разгромивших немецких «псов-
рыцарей» на Чудском озере, как потомки
русских, занимавших Берлин, как потом-
ки чудо-солдат Суворова, Кутузова, Bar-
ратиона, и как ‘многомиллионное племя,
воспитанное в сокрушительных боях про-
тив немцев в гражданскую войну такими
замечательнейшими полководцамн и стра-
тегами, как организатор всех побед на
всех фронтах — товарищ Сталин, как
Фрунзе, Чапаев, Ворошилов, Тимошенко,
Буденный! Зритель смотрит спектакль, и
сстни дум и ассоциаций рождаются у
него от виденного и слышанного, застав-
ляя крепче сжать кулаки, сильнее заго-
реться гневом против врага,  ощу-
тить радость трядущей победы и разра-
виться ‘бурными аплодисментами и долго
несмолкающими в зрительном ‘зале кри-
ками: «Да здравствует ‘родина!»... «Да
здравствует непобедимая Красная
Армия!»... «Будем битв фашистских бан-
дитов до смерти, так, чтобы ни один не
остался HA нашей земле... з.
	Зритель смотрит спектакль «Шел солдат
с фронта». Гражданская война, Немцы на
Украине. Опять старые знакомые! И театр
снова поднимает свой меч, и его блеск
	В тылу, как на фронте
	В олном из тихих. переулков ‹ Москвы
	высится многоэтажный жилой дом работ-
	ников искусств, выстроенный несколько
лег назад. Здесь живут выдающиеся ма-
стера советской сцены, чьи имена хорошо
известны веему миру.

На этот дом враг’ сбросил зажигатель-
ные бомбы во время’ одного из налетов
на nally столицу.

Население дома образцово  подготови-
лось к защите. Как только раздался си-
тнал воздушной тревоги, во дворе собра-
лись пожарные звенья. во главе с брига-
дирами, заслуженными артистами РСФСР
В. Канделаки, И. Тумановым, режиссером
МХАТ И. Раевским. На крыше, на черда-
ках и во дворе заняли свои места бойцы
пожарных звеньев: лауреаты’ Сталияской
премии народный артист- СССР Н. Хме-
лев, заслуженный деятель ‘искусства
Г. Александров, заслуженный артист
РСФСР А. Мессерер, `работник Главного
управления цирков В. Пильщиков, заслу-
женный артист РСФСР С. Блинников,
артист ГОСЕТ Я. Цыбулевский и многие
другие.

Четко распределены обязанности между
бойцами пожарных звеньев. В руках у
ствольщиков — пожарные рукава. По-
мощники ствольщиков стоят наготове с
клещами и лопатами, вблизи них — вед-
ра с водой, мешки © песком. Крановщики
заняли места у кранов, чтобы по сигналу
дать воду в пожарные рукава. По этажам
дежурят связисты, осуществляя связь
между пожарными звеньями.

Бойцы пожарных звеньев команды са-
мозашиты дома пристально вглядываются
в небо, настороженно ловят каждый звук.
Воздух прорезали яркие лучи прожекто-
ров. Гулко ударили зенитки. Высоко в
	облаках раздался отрывистыи шум мотора.
Лучи прожекторов метнулись из стороны
в сторону и ‘быстро ‘нащупали вражеский
самолет. Пытаясь вырваться из полосы
тубительного света, он’ начало набирать
высоту, предварительно сбросив. светящую-
ся ракету, озарившую весь переулок.
	Быстро, смело, продуманно действовали
бойцы пожарных звеньев. Зажигательные
бомбы пробили крышу в нескольких ме-
стах и упали на чердак Заторелись чер-
дачные перекрытия. Но из пожарных py-
каров‘ уже били мощные струи воды,
тлеющие бомбы засыпались песком.
	Одна из. бомб попала на чердачную
клетку, где дежурил заслуженный артист
РСФСР С. Образцов. Через связистов. им
была дана команда:

—, Чердак в опасности, подать воду!

Быстро была организована подача ве-
дер © водой по «конвейеру». Спустя не-

сколько минут очаг пожара был ликвиди-
рован.
		Всего на дом было сброшено около 30
зажигательных бомб. В тушении их уча-
ствовало много актеров.
	Эти люди никогда раньше не видели
зажигательных бомб. В мирной обстанов-
ке они ‘часто вздрагивали от треска лоп-
нувшей на улице шины или стука хлоп-
нувшей двери. Они нервничали и.‘ вол-
новались, часто повторяя: «Нервы поша-
ливают». Но когда враг в припадке от-
чаяния подверг Москву беспорядочной,
бессмысленной бомбардировке; обру-
пил на мирные дома зажигательные
бомбы, вое эти люди вели себя так, как,
лолжен действовать советский человек в
	боевой обстановке.
3. ВЕЛИН
	Весь коллектив ` Малого
театра проходит обучение
по противовоздушной и
	противохимической —оборо-
не.
	Группа ведущих актрис
театра — А, Яблочкина,
Е. Турчанинова, Е. Гого.
лева, К. Тарасова и др.—
прослушала курс лекций
по оказанию первой по-
мои и приступает к
практическим занятиям A
госпиталях.

35 ‚работников театра
из’явило желание стать
донорами и отдать евою
кровь пуждающимся в
ней раненым бойцам
РККА, На снимке в
первом ряду (слева на-
право) доноры: заслужен-
ный артист РСФСР И, Ип-
политов ин артистка М.
Кравчуновская. Во. втором
ряду: артистки Е. Кузне-
пова, А. Пироцкая и
И. Ивенина
	Фото О.  ПТингарева
	В городке художников
	На 19 мая 1916 тода было намечено на-
ступление армий Брусилова. Но в ночь о
18 Ha 19 мая тенерал Алексеев позвонил
по телефону из ставки верховного главно“
командующего и; передал Брусилову при’
каз царя — отменить наступление 19 мая,
ибо остальные фронты еще не подготови-
лись к нему. Тогда Брусилов ответил, что
он может отложить наступление только ‚до
20 мая. Ставка дала на это свое согласие,
	В ночь с 21 на 22 мая Брусилову вновь
позвонили из ставки и сообщили, чт
генерал Эверт решил изменить направле’
ние удара на немцев и ему необходим
еще... месяц (?!) для подготовки. Бруси-
лов взволнованно ответил: «Приказ во#-
скам 0 наступлении уже дан и пока
мною будег спущен до последних под-
разделений новый приказ, он тах‘ или
иначе запоздает — и армии уже высту-
пят. Сейчас ничего не могу больше
сделать»...
	22 мая 1916 года началось историческое
наступление армий Брусилова. олумил-
лиону австро-германских войск  прогиво-
стояла меньшая по количеству бойцов и
огневых средств русская армия. Но тем
не менее удар Брусилова был так силен,
что в результате так называемого „Луцко-
№ прорыва Брусилов, по сути дела, взял
всю эту австро-германскую армию в плен,
Но против брусиловских армий в 21
время стоял уже миллион двести тысяч
австро-германцев, ибо, как и предполагал
Брусилов, ни Куропаткин, ни Эверт не
поддержали его. наступления, а сделааи
только слабые попытки атаковать против
ника. В результате немцы сняли с этих
двух фронтов нужные им войска и обру-
шили их на Брусилова.
	Прорыв Бруснлова получил высокую
оценку в мировом общественном мнении,
Военные специалисты  квалифицировали
его, как одну из самых блестящих побед,
какие внала история. В результате бру-
силовского удара, огромную силу которого
признал в своих воспоминаниях и сам

юдендорф, немцы вынуждены = были
снять осаду Вердена во Франции, а азст-
	рийцы — прекратить наступление на
Италию. Ho эрусилов, будучи пре
дан Куропаткиным и Эвертом, не смог
	превратить свою победу над  австро-гер-
манскими войсками в победу стратегичес-
кого значения, которая могла решить
судьбу войны. Луцкий’ прорыв Брусилова
имел, к сожалению, только значение так-
тического успеха...
	Идея моей пьесы «Прорыв Брусилова»,
над которой’ я сейчас работаю, ясна:
разоблачить миф о непобедимости герман-
ской армии, Империалистическая война
1914—1918 тг. была, как известно, непо-
пулярна в России. Тем не менее русский
народ, как и на протяжении всей своей
истории, не хотел отдавать своей земли,
и там, тде это зависело от него, — неиз-
менно побеждал немецкую военщину. И
только каръеризм,` завистничество, а м0-
жет быть и прямая измена царских гене-
ралов не дали возможности одной ив
славных частей русской армии, руководя“
мой верным сыном родины — тенералом
Брусиловым, разбить на голову герман»
ские войска.
	Сейчас, когда, Красная Армия и в
советский народ. ведут великую = отечест-
венную войну против фашистских орд
когда наша армия являет собой пример
неслыханного в истории елинства коман-
диров, бойцов и всего трудового народа,—
стонт вспомнить 0 том моменте, когд®
русские солдаты, проданные и преданные
не только’ царскими сатрапами, но И с8^
мим царем, все. же. сумели нанести
германской армии сокрушительное пора

= om
	Илья СЕЛЬВИНСКИЙ

жение.
	искусство —меч народа.
	Поат всегда © людьми, когда шумит
гроза,

И песня. с бурей вечно сестры...
В BPHOOOB
	Мы знаем, искусство — оружие. Острое,
и верное оружие в руках народа.

Оружне, призванное страстно отстаивать
великие прогрессивные идеи своего време-
‘ни, защищать’ их, оберегать; оружие, на-
значение которого — наносить емертель-
ные удары по всему тому, что мешает
народу строить ‘свою жизнь прекрасно и
человечно; оружие — великое и могучее,
когда оно живет интересами народа и
вдохновляемо ими; тогда искусство — на-
родный меч, ващцищающий судьбу народ-
ную, его права, его жизнь, его свободолю-
бие, его честь и’ славу.

Жизнь в дни войны резко меняет свое
течение, — меняет свои ритмы и театр.
Голос его в эти дни крепнет, ‘вое его
струны предельно натянуты, он кипит и
бурлит вместе с массами Ha площадях ‘и
улицах, он так же глубоко и страстно
дынгит. Театр обнажает свой меч и бьет
им сразмаху, во всю силу руки и плеча.

Сейчас война. Мы защищаем свою
жизнь, свою землю и свободу, свою честь
и’ культуру. Мы защищаем счастье’ чело-
вечества, мировой прогресс и жизнь сво-
бодолюбивых народов. ‘Защищаем винтов.
кой, гранатой, самолетами, танками, своей
трудью. Защищаем и еще одним из мно-
тих оружий — боевым, политическим иб-
кусством. У него тромкий и властный
толос.

Первые жестокие битвы © врагом при-
несли нам и первые неизбежные потери.
Мы теряем людей на фронтах — в упор-
ных боях за каждую пядь советской зем-
aH, и в тылу — при защите наших мир-
ных горэдов от варварских налетов фа-
шистских бандитов. В рядах доблесгных
тёроев, не пощадивших своей’ жизни ради
защиты отечества, есть и наши товарищи
и искусства — артисты. Слава
им

Горьки и печальны эти утраты, но боль
их He сломит нас. Ратный меч советского
театра — в крепких и сильных руках.
Мы — тысячи и тысячи работников совет-
	кусственная, не `надуманная торжествен-
ность. Музыка ее идет из глубины, души,
от сердца. Вот атмосфера наших дней.
Вот атмосфера театра. Опа’ создана вели-
кими огневыми днями отечественной, вой-
ны ‘1941 года. Это новый этап. истории
театра, новый его день, новые взгляды. на
	жизнь, на смерть, на дружбу, на вражду,
	подготовленные всем предшествующим хо-
	дом борьбы ва счастье человечества.
	..Прихожу к М. С. Державину. Он гри-
	мируется, через час — спектакль «Фельд-
маршал Кутузов». Михаил Степанович
говорит: «Знаете, заглянул за занавес,
	вижу — Фронтовые люди. Сегодня они
здесь,, а вавтра, может быть уже будут
бить.в бою фашистов. Посмотрел на их
спокойные, мужественные, как-то  по-0со-
бенному красивые суровые лица. И захоте-
лось всю душу открыть им, всю душу...
Передать им нашу, любовь, нашу гордость,
нашу уверенность в том, что будут они
бить гитлеровцев Tak, как никогда
еще их никто не бил, навсегда, насмерть,
навеки-веков!». я
	Так же взволнованы BCS участники
спектакля. й ы

«Сегодня будут играть. так, как на
премьере... Да. какая, там, премьера, —
будут играть так, как никогда еще не
играли!» —- говорит машинист сцены,

Да, я знаю, — сегодня все слова, дей-
	ствия, движения, актеров будут внутренне
согреты суровым и страстным чувством
артиста-патриота, артиста-гражданина,  Ap-
тиста-фронтовика!. Актер чувствует вели-
кую ответственность за каждый  спек-
такль, как рабочие — за каждый изго-
товленный снаряд, как колхозник — за
сбор урожая.

В ata грозные» дни священной отечест-
венной войны все силы свои, всю. свою
творческую энергию актеры посвящают
созданию. боевых патриотических спектак-
лей, раскрывая в них героизм советского
народа, его мужество; его стойкость и, ве-
ликую любовь к родине. У. нёго славное
прошлое, настоящее и будущее. Он бил,
бъет и! будет. бить всякого врага, смеюще-
то посятнуть на честь и независимость
вашей родины. ГА!
	ского искусства — твердо стоим’ на своих
постах,

Поверьте, я никогда не видел того, что
сейчас происходит в театрах и что тво-
рится с актерами. ‘Словно какая-то огром-
ная, снеизведанная еще, могучая сила во-
шла в них. Мелкие невзгоды, недоразуме-
ния, обиды, всоры — все осталось позади,
всё исчезло. Осталось, выросло’ и расцвело
только одно чувство, чувство единения с
народом, безграничная любовь к нему и
вера в его силы.

Основной задачей нашей стало — радо-
блачать чудовищные преступления фаши-
отского режима войны ои нищеты; при-
зыватьо‘к освобождению народов от гит-
леровских тангстеров; ‚воспевать : мужест-
во и невиданный героизм, советского на-
рода в борьбе против: нашествия. совре-
менных гуннов; показывать, как в этой
борьбе раскрываются все лучшие,  благо-
роднейитие свойства души советского. че-
ловека: :

Меч русского театра поднят! И никогда
озще так полно не обнажалось прекрасное
в людях театра, никогда еще не были так
красивы пылающне ‚глаза вктеров, нико-
гда так взволнованно не бились HX серд-
ца. Они бьются в. унисон. © ‘сердцами
зрителей: А зритель. пришел. теперь в
театр совсем ие таким, каким он прихо-
дил раньше; нет, зритель теперь особенно
внутренне собран и особенно душевен,
необычайно спокоен в. своей уверенности
в победе над врагом. и: необычайно. стра-
стен в своих ‘эмоциях. ‚И какая-то во
всем — в слове, в жесте, во вэгляде —
торжественность. Да, торжественность не-
обычайной ответственности всех и. каждо-
ro за судьбу своей отчизны, торжествен-.
ность зазвучавшего по-новому, ` по-фронто-
вому; слова «товарищ»; торжественность от
охватившей всю душу, без остатка, .пла-
менной и`великой любви к своей родине,
к партии, к нашему отцу, вождю наро-.
дов — Иосифу Виссарионовичу, Сталину. .

Вот теперь какие люди; Вот та атмо-
сфера, в которой они’ живут, работают и
творят. И так же торжественно стало в.
театре; в актерской уборной, на сцене, в
зрительном зале. Это не чопорная, не ис-