Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
	Год издания ХИ
	Цена 30 коп.

ICKYC
	СЕНТЯБРЯ
1941 года
	Ne 37 (772)
	ПАТРИСТКИ СОВЕТСКОЙ СТРАИН
	в исто-  Бареова, Турчанинова,
HO G10) THER Rivrornt verre
	Мир 00 ят пожаром войны, какой не
	мало еще человечество, Не было в исто-  В
	и злодеяний столь мрачных, не было
мствий столь чудовищных, как те, что
ринесли народам озверелые титлеровские
плчища. Но не знала история и отпора
‚рагу, подобного тому, который ежеднев-
№ и ежечасно дает фашизму советский
про. Сила сопротивления Красной Ар-
уни, сила ее оружия, ее беззаветный геро-
IBM растут в каждым днем. Растут мате-
льные и духовные силы ‚всего народа.
р и могучее, охватывающее весь мир,
зитифашистское движение.

Вместе со всеми, в ком бьется челове-
ческое сердце, в ком живет разум и чув-
в, — в рядах антифашистского фрон-
fa заняла свое место женщина. Миллио-
ны женщин уже воочию увидели  звери-
пый облик фашизма. Попирая элементар-
ные представления о праве и человечно-
ти, фашистские варвары сжигают мир-
ные селения и города, расстреливают де-

Й из пулеметов, насилуют беззащитных
женщин и девушек. `

Террор, физическое надругательство —
лишь часть гитлеровской «программы» ‘по
отношению к женщине. Повсюду, куда
проникла власть фашизма, женщина за-
хована в цепи рабства. Гитлер запретил ей
быть человеком, Он отменил ее право да-
же на любовь и на семью. Он погнал ce
па случные пункты, в об’ятия мерзавцев
яз отрядов СС. Неудивительно, что авто-
Юм самого об’емистого фанистского «ис-
следования» по женскому вопросу являет-

я министр земледелия Дарре, по специ-
альности животновод, а одна из. первых
	статей этой омерзительной книги назы-

вается «Задача разведения германского
народа». }
	Во всем мире зажглось пламя благород-
н0й ненависти к заклятому врагу чело-
	вечества. В сердцах всех женщин отозва-
сь мужественные слова призыва, раз-
	«Менщины всего мира! Дорогие _ сест-
ры! 0г нас самих зависит наша свобода,
судьба любимых детей, братьев, женихов,
мужей! Сейчас не время для ‹лез. Толь-
№ упорная и ожесточенная война с фа-
WH3MOM до полной победы над гитлеров-
цами спасет наши народы и наши’ семьи
	о’ рабства и позора».
История хранит г
	история хранит память о женщинах-
героинях, боровшихся за свободу и спра-
ведливость, за честь и счастье отчизны.
Женщины ‘принимали участие во всех ис-
торических схватках между прогрессом и
реакцией, между общественной правдой и
	несправедливостью.   .

Русская женщина! Какими высокими
чувствами и деяниями отмечен ее путь в
истории. В дни отечественной войны 1812
года на всю Россию прославилась’ Наталия
Дурова — сподвижник знаменитого Дени-
са Давыдова. Да разве она одна была такая
в то суровое время? Тысячи безымянных
русских крестьянок, оставив дом и детей,
бок о бок с мужчинами шли громить не-
навистного врага.

А дальше перех нами встают стальные
шеренги женщин-революционерок, которых
не устрашали ни тюрьмы, ни пули жан-
хармов, ни царские виселицы. Перед на-
ми встают женщины — бойцы Красной
Армии и мужественные партизанки эпохи
тражданской войны. В жестоких. боях про-
тив полчищ кайзеровской Германии, на
полях Украины, Белоруссии, Прибалтики
отстояли они свое право на счастливую
жизнь в свободной советской стране!

Это право защищают наши женщины и
в дни великой отечественной войны. He-
увядаемой славой покрыли они себя на
полях сражений и в глубоком тылу. Без-
заветная воинская доблесть, невиданный
трудовой героизм, — вот чем ответили
дочери советского народа хищникам,
вторгшимся на нашу священную землю.

Каждый день приносит нам все новые
и новые вести о самоотверженности с0-
ветских патриоток, 0 HX готовности по-
жертвовать всем во имя. интересов отчиз-
ны. Одно чувство, одно стремление дви-
жет и партизанкой, выслеживающей вра-
жескую танковую колонну, и стахановкой,
овладевающей сегодня профессией, ‘кото-
рая от века казалась уделом мужчины, и
артисткой фронтовой бригады, пох не-
приятельским огнем выступающей перед
красноармейской аудиторией.
	Советские женщины -— артистки тт.
	Готолева удостои-
их имена были
	названы в сводке Советскою Информбюро
рядом © именами танкистов,  артиллерн-
	гов, летчиков -— защитников советской
Земли.
	рисы, художницы, женщины-музыканты
и скульпторы исполнены непоколебимой
решимости помогать борьбе, которую ве-
дет. доблестная Красная Армия. На много-
численных митингах берут они на себя
обязательство выезжать на фронт с твор-
ческими бригадами, осуществлять культур
ное шефство над госпиталями, проводить
работу по привлечению средств в фонд
обороны и по сбору теплых вещей для
фронта. Они обязуются овладевать зна-
ниями медицинских сестер, изучать Goe-
вое оружие. активно участвовать в. за-
щите художествепных предприятий и жи-
лых зданий от вражеских воздушных на-
	летов. Они единодушню клянутся отдать
ве свои силы, а если понадобится, и
жизнь делу защиты родной земли. ‚делу
уничтожения - фаттизма. .

06 этом товорят народные apracrnd
СССР, лауреатки международных конкур-
COB, и скромная учащаяся молодежь,
только вступающая на путь искусства.
	(06 этом говорит дочь павшего в боях за
	свободу Испании венгерского писателя
Мата ‹Залка, 0б атом говорят студентка
Чувашекой студии Гитиса тов. Евграфова
и узбечка, студентка актерского  фа-
культета т. Ходжаева,

Женщины искусства поднялись сегодня
‘для, борьбы с коричневой чумой. На весь
мир звучит ‘их ‘протестующий голое. У
них есть о чем сказать человечеству.
Всюду, гдо ‘оставили свой звериный след
титлеровские орды, искусство задавлено,
лучшие творения его безжалостно разру-
шены.

Женшины — писательницы, актрисы,
художники,  композиторы— знают, на что
посягнул фапгизм,

«Мне, как актрисе, — пишет Алиса
 Коонен, — чаще всего приходилось в
своих ролях утверждать чувство любви—
любви к другу, ребенку, к родине, любви
® человеку.

‚ Все, мировое искусство, все лучшие
умы человечества воспели любовь— этот
могучий рычаг нашей жизни. Но самая
великая, самая святая любовь — это
любовь к своему народу, к своей родине.
И если у тебя пытаются насильно от-
HATH То, Что ты любинь больше всего

на свете, больше жизни — твою родину,
то любовь рождает. в тебе новое могучее
чувство. Это чувство — ненависть. Не-

нависть к насильнику. H чем сильнее

твоя любовь, TeM posite TBOM ненависть.
Тем яростнее и священная месть».
	Священная ненависть к врагу — ду-
шителю вультуры о0б’единяет мысли и
‘чувства женщин всего мира. И словам
Валерии Барсовой, Алисы Коонен, Анны
Караваевой отвечает приветствие. англий-
‘ских женщин, подписанное в числе мно-
гих певицей Астрой Дезман, писатель-
ницами Дороти Сейерс и Беатрисой Вебб,
‘художницей Лаур Найт и киноактрисой
 Днаной Винард.

Женщины — художники, писательни-
цы, актрисы, композиторы, скульпторы,
будьте в первых рядах антифашистского
фронта ‘женщвин ‘всего мира! Боритесь с
врагом оружием своего искусства, утвер-
	ждающим силу и величие человеческого
духа.  Сокрушайте его своим мужеством
	матерей и жен,  бесстрашием славных
фронтовых подруг—медицинских сестер и
санитарок,  героизмом партизанок! Пусть
каждая из вас скажет своему сыну, му-
my и брату так, как сказала народная
артистка. СССР Е. Степанова:

«Гитлер хочет пюработить нап! великий
парод, уничтожить лучших наших людей.
Мы говорим: не  бывать этому!

„Вы, сыновья мои, бок о’бок. плечом
к плечу е миллионами сыновей других
советских матерей — не допустите это-
	ro. (Мы: говорим — ‚лучше смерть, чем
рабство! Помните,что каждая советская’
	мать никогда не примирится с порабо-
щением своей родины».

Женщины. Советской страны! Свобода
человечества — в опасности! Все на ee
	защиту!
	ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Герой Советского Союза младший лейтенант С. Г. РИДНЫИ
Рисунок художника А. БУБНОВА
				ЛЕНИНГРАД
	Мои дорогие друзья: Я говорю с вами
из Ленинграда, в TO время как у
самых, ворот его идут жестокие GOH с
врагом, а в ленинградском небе непре-
рывно гудят наши патрулирующие само-
леты. Я говорю с фронта.

Вчера утром я закончил партитуру вто-
рой части моего нового большого вимфо-
нического сочинения. Исли это сочинение
мне удастся написать хорошо, удастся
закончить третью и четвертую части, то
тогда можно будет назвать это сочине-
ние седьмой симфонией.
	Итак, мною уже написаны две части. Л
работаю над ней с июля этого года. И
вот довольно быстро написал две части
симфонии. Я сообщаю об этом для TOTO,
чтобы все знали: опасность,  грозящая
Ленинграду, не оборвала ero полнокров-
ной жизни. ‘

Мы теперь не просто граждане, но и
защитники своего города. Вее мы несем
сейчас свою боевую вахту. И работники
культуры — ленинградцы так же выпол-
няют свой долг, как и.все другие граж-
дане Ленинграда.
	я, коренной ленинградец, никогда He
покидавший родного города, особенно ос-
тро` чувствую сейчас всю напряженность
момента. Вся моя жизнь и работа связа-
ны с Ленинградом. Ленинград — это моя
родина, мой родной город, мой дом. Я
знаю, что многие тысячи ленинградцев
испытывают такое. же чувство, чувство
бесконечной любви\ к родному городу, к
его просторным улицам, к неиз’яснимо
прекрасным площадям и зданиям.

Это чувство сейчас обновилось и 009-
стрилось. И когда я хожу по нашему го-
	ОТ СОВЕТСКОГО` ИНФОРМБЮРО
	В ночь на 17 сентября наши войска
	вели 00и. с противником на всем фронте.
		на мост в’ехали две машины, командир
партизанского отряда тов. Э. взорвал мост.
Вместе с мостом на воздух взлетели обе
автомашины. За полтора месяца боевых
действий отряд ‘истребил 65 немецких
солдат и 8 офицеров.
		УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 17 СЕНТЯБРЯ
	На одном из участков Западного на-
	правления фронта наши части в ожесто-
ченных боях с противником уничтожили
и захватили 60 вражеских танков, 24
орудия, 51 пулемет, 13 минометов, 316
винтовок, 40 ящиков снарядово и много
другого ‘вооружения. На другом участке За-
падного направления фронта советские
артиллеристы за один день уничтожили и
подавили 46 фашистских огневых пуле-
	метных точек, 10 минометных и 15 ору-
дийных батарей, разрушили 17 блинда-
щей с немецкой пехотой и взорвали 5
складов с боеприпасами.

**

Успешным налетом наших самолетов
на скопление войск противника на одном
из участков Северо-Западного направления
фронта разбито 27 автомашин с вражес-
кой пехотой, 5 автомашин с боеприпаса-
ми, 5 танков, батарея зенитной артиллерии
и уничтожено до 150 фашистских солдат.
Самолеты авнаподразделения полковников
Торопчина и Данилова при налете на
аэродром противника вывели из строя 22
фашистских самолета.
	*

В упорном бою на подступах к Одессе.
моряки-пулеметчики под командованием
тов. Жарикова разгромили кавалерийскую
часть противника. На поле боя осталось
много убитых и раненых вражеских сол-
дат. В плен взято несколько десятков
кавалеристов.

. : +*

Группа самолетов под командованием
	старшего ‚ лейтенанта Новикова уничтожи-
ла на Западном направлении фронта 50
	автомашин, 4 батареи зенитной артилле-
рии, 2 батареи полковой артиллерии, 250
немецких солдат и несколько железнодо-
рожных вагонов с солдатами. Группа са-
молетов ‚младшего лейтенанта Коробкина
уничтожила 20 немецких вагонов с воин-
CRAM грузом, 3 цистерны с горючим, 8 ae
томашин с пехотой, расстреляла из пул-
мета скопление пехоты противника- и унц-
чтожила больше 100 солдат. Самолеты пе
командованием . лейтенанта Орленко ат.-
ковали автоколонну и колонну пехоты

артиллерии. Уничтожено 15 автомаигин, a
танка, 6 повозок, 8 батареи H AO 150° coe
	дат противника:
	На территорий Латвии, оккупированной
	немецкими захватчиками, отважно дейст-
вуют многочисленные партизанские от-
ряды. Недалеко от гор. Алуксне парти-
занский отряд под командованием началь-
ника цеха. одного из рижских заводов
тов. К. совершенно парализовал движе-
ние на узкоколейной железной дороге. За
один месяц партизаны ‘уничтожили 21 ва-
гони 3 паровоза, 16 автомашин,  теле-
фонную связь на линии Алуксне —
Вецгулбене и перебили свыше 120 солдат
и офицеров. Многие партизаны этого от-
ряда вооружены пистолетами-пулеметами,
захваченными у фашистов. Один из пар-
тизанских отрядов, составленный из ра-
бочих елгавских предприятий, взорвал на-
днях поезд с продовольствием для Гер-
мании. 8 сентября отряд ‘совершил напа-
дение на большую немецкую автоколонну
G продовольствием. В результате налета
‘уничтожены 16 грузовых машин и 7 мо-
тоциклов.

Партизанский отряд под командованием
тов. 9. захватил две автомашины с ми-
нами. В ночь на 8 сентября бойцы отря-
да ‘минировали мост через т. Гаця, что
северо-восточнее населенного пункта
Смилтэнэ. Утром к ‘мосту подошла немец-
кая автоколонна с. боеприпасами. Когда
	Актрисы московских театров, художни-
цы, женщины — скульпторы, музыканты
и творческие работники кинематографии
собрались 15 сентября в агитпункте Цен-
трального дома работников искусств
CCCP. Вечер был посвящен состоявшему-
ся недавно в Москве’ антифашистскому
женскому митинту.

Небывалого расцвета достигло искусство
в нашей стране, и почетное ‘место в нем
заняла женщина-художник. В президиуме
собрания — женщины, имена которых
широко известны не только в нашей
стране, но. и далеко за ее пределами. Ря-
дом с мастерами старейшего русского
драматического театра А. Яблочкиной ‘и
	Е. Турчаниновой — талантливые актри-
сы, дарование которых развернулось в
тоды революции: C. Бирман, С. Гиа-
	цинтова, К. ` Еланская, Ц. Мансурова,
ЕВ. Степанова, скульптор Сарра _Лебеде-
Ba, кинорежиссеры ° Эсфирь Шуб и
В. Строева, балерина 0. Лепешинская.

— В дни великой всенародной отечест-
венной войны,‚—сказала, открывая собра-
ние; народная ‘артистка CCCP A, H6-
лочкина, — невиданный патриотизм спло-
тил многомиллионную семью народов Co-
ветского Союза вокруг правительства, во-
круг славной большевистской партии,
любимого вождя, учителя и друга Иосифа
Виссарионовича Сталина.

В отечественной войне против фашист-
ских  извергов женщины — работники
искусств не стоят в стороне. Многие из
нас ведут работу по обслуживанию час-
тей Красной Армии и делают это с ог-
ромной любовью. Но мы должны работать
‚еще больше и лучше. :

А. Яблочкина провозглашает здравицу
в честь народного комиссара обороны
товарища Сталина. Упоминание имени ве-
ликого вождя народов вызывает в зале
восторженную овацию.

Слово предоставляется кинорежиссеру
Эсфири Шуб.

— На нашей прекрасной земле; — го-
ворит она, — He существует грани между
искусством и трудом. Свободная совет-
ская женщина трудится в различных 0б-
ластях нашей жизни так изобретательно,
	Немецко-фашистские власти создают на
захваченной советской территории «мест-
ные органы управления» из бандитско-
кулацких элементов и уголовных преступ-
ников. В Ганцевичском районе Пинской
области «местное управление» создано во
главе с известным бандитом Пушкар-Пу-
хальским, расстреливавшим рабочих в
1920 году. По заданию немцев Пущкар-
Пухальский в целях кровавой расправы
с местным населением создал банду из
уголовных преступников. В местечке Ко-
жан немцы посаднли городским головой
пекоегл Олесика, неоднократно судивше-
гося за кражи и хулиганство. Комендан-
том полиции в деревне Симогостичи Да-
вид-Городокского района Пинской области
назначен уголовник — вор и убийца Лев-
ковский. В руки этих и им подобных от’-
явленных негодяев, бандитов, уголовных
преступников, руководимых гестапо, пере-
лана судьба населения захваченных фа-
шистами районов.

**
*

‚С неслыханной жестокостью расправля-
ются  немецко-фашистские мерзавцы ‘с
мирным населением захваченных районов
Советской Украины. В селе Томаковка
Днепропетровской области немцы согнали
всех жителей и приказали им построить
мост через речку. Фашисты. заставили
крестьян таскать на себе тяжелые бревна
и камни. Многие женщины и старики па-
‘дали от непосильной тяжести. Фашист-
ские палачи плетками и штыками подни-
мали обессилевших людей. Старика-кол-
хозника С. П. Губенко, пытавшегося за
щитить свою жену, упавшую под. тя-
Жестью бревна, немецкий унтер-офицер
заколол штыком.

В селе Екатериновка Первомайского
района Одесской области немцы ворвались
в дом председателя сельского. потреби-
тельского общества и увезли его дочерей,
надругались над девушками и зверски
их замучили. Недалеко от Первомайска
немецкие офицеры остановили две подво-
ды с беженцами. Фашисты ограбили Ge-
женцев, а потом после долгих и чудо-
вищных издевательств расстреляли всех:
старика, старуху, подростка, двух моло-
дых женщин и грудного ребенка. Погром
в городе Первомайске длился несколько
дней. Толпы фашистских солдат врыва-
лись в квартиры, грабили и убивали 6e3-

защитных жителей,
		МОЯ РОДИНА
	роду, ‘я проникаюсь глубокой уверенне»
стью, что веегда и вечно, так же, как и
сейчас, будет красоваться Ленинград Ha
берегах Невы; вечно Ленинград будет мо-
гучим оплотом нашей родины, вечно он
будет приумножать достижения во всех
областях человеческой культуры.
	Советские музыканты, мои дорогие и
многочисленные соратники по оружию,
мои друзья! Помните, что нашей роди-
не, нашей жизни, нашему искусству гро“
зит великая опасность. Эта опасноёть —
Гитлер. Будем же защищать нашу роди“
ну, нашу жизнь, нашу музыку! Будем
каждый честно и самоотверженно рабо-
тать! Музыка, которая нам так дорога,
созданию которой мы отдаем все лучшее,
что есть у нас, будет так же неуклонно
расти и совершенствоваться, как это бы-
ло всегда. Будем помнить, что каждая
нота, выходящая из-под нашего пера, —
это очередной вклад в нашу могучую,
культурную стройку. И чем лузше, чем
качественно крепче будет наше искусст-
во, тем больше будет у нас уверенности,
что его никто никогда не разрушит.
	Через некоторое время я закончу свою
седьмую симфонию. Я. работаю сейчас
	г быстро и легко. Мысль моя ясна, и твор-
	ческая. энергия . неудержимо заставляет
меня двигать мое сочинение к концу. И
тогда я выступлю со своим новым: произ-
ведением и с волнением буду ждать ва-
шей строгой, вашей дружественной оцен-
ки моего труда, начатого И завершенного
мною в дни великой отечественной Boft-
ны, в дни великой обороны Ленинграда.
	Дмитрий ШОСТАКОВИЧ
	ском, китайском, русском, коми, англий-
ском...

И когда каждая из них с гордостью и
любовью произносила имя, одинаково зву-
чащее на всех языках мира, имя челове-
ка; об’единившего все прогрессивные силы
мира, имя Сталина, молодые, звонкие,
толоса 6тановились  мужественными и во“
		...Ради солнца, что сияет

В нашей радостной отчизне,

Ради Сталина — готовы

Все отдать мы, вплоть до жизни!
	Эти слова из письма чувашского наро-
да к великому Сталину повторила сту-
дентка чувашской студии Института те-
атрального искусства т. Евграфова на ан-
тифашистском женском митинге, состояв-
нгемся 15 сентября в Гитис.
	Узбечка, студентка актерского факуль-
тета т. Ходжаева говорила о священной
ненависти к подлому врагу, который.
стремится вернуть к рабству и бесправию
	женщин Узбекистана и весь узбекский
народ.

Студентка студии Коми т. Оботурова
	рассказала о работе отважных девушек на
спецработах.

— Не слезы, печаль и вздохи, а силу
воли, выдержку, самоотверженный труд
должны советские женщины противопо-
ставить врагу, — говорит профессор
Е. Ф. Саричева.

От имени группы студенток Гитис,
уезжающих на фронт в качестве военных
фельдшеров, выступила студентка воен-
фельдшер т. Залка, дочь героически сра-
жавшегося в рядах  Интернациональной
бригады и погибшего во время освободи-
тельной борьбы испанского народа гене-
рала Лукача — писателя Матэ Samra.

— Настало время, — сказала т. Залка,
—щ делом отблагодарить страну за счаст-
ливую молодость, и если надо, не заду“
мываясь, отдать за нее жизнь.

В заключение собравшиеся обратились
с приветствием к женщинам Англии, рач
ботающим в театральном искусстве, приз
	звав их к совместной борьбе с. фашист:
скими’ варварами.
		Трудовую доблесть проявляют машини-
сты железнодорожного транспорта, бес-
перебойно доставляющие  тяжеловесные
поезда со срочными грузами Машинисты
депо Сонково Ярославской железной до-
роги за последние полтора месяца прове-
ли более 130 тяжеловесных поездов, до-
ставив сверх нормы такое количество. гру-
зов, на перевозку которых обычными со-
ставами потребовалось’ бы дополнительно
50 поездов. Больше 60 тяжеловесных по-
ездов провели за восемь дней машинисты
одного из депо Северо-Донецкой железной
дороги. Машинисты-стахановцы Mockos-
‘ско-Донбасской железной дороги тт.  При-
дворов, Алимов, Рубцов, Костенко, Жерон-
	кин за два дня провели 17 тяжеловесных
поездов. Машинисты тт. Волков, Янченко,
Мацнев и другие перевезли сверх нормы
32 тысячи тонн грузов. Около 80 тяжело-
весных поездов провели за шесть дней
машинисты Сызранского депо железной
дороги имени Куйбышева. т
	ЖЕНШИНЫ ВСЕГО МИРА-НА БОРЬБУ ПРОТИВ ФАШИЗМА!
	братья, мужья и сыновья которых на-
ходятся на фронте. Сын актрисы
Веры Сергеевны Соколовой,  юноща,
	знакомый мне с детских ‘лет, был не-
сколько раз в боях. Он написал своей
матери письмо, в котором есть такая
фраза: «Мама, твой сын трусом не был
и не будет, я буду бить врага-немца
везде и всюду». В. С. Соколова, Е. Н.
Гоголева и Е. А. Степанова могут гор-
диться своими детьми, самоотверженно
защищающими великую советскую страну.

Художница Софья Вишневецкая  при-
зывает женщин — работников искусств
самоотверженно работать на своем посту.

О патриотизме советской женщины го-
ворила в своем выступлении кинорежис-
сер Вера Строева.

— И в своем творчестве, и в жизни мы
хотим быть достойными тех прекрасных
женщин и девушек, которые переносят
раненых под огнем фашистских батарей и
становятся во главе партизанских отря-
дов в тылу у врага. Пусть голос актри-
сы звучит, как голосе Долорес Ибаррури,
призывавшей лучших сынов Испании 00-
роться © фашизмом во имя свободы.
Пусть слово. писательницы и поэтессы 0у-
дет таким же страстным и огненным, как
каждая фраза Ванды Василевской ‘на
страницах «Правды». .

— В дни отечественной войны, справед-
ливейшей из всех войн, но и самой су-
ровой и трозной, мы, советские женщи-
ны, не можем «просто» жить, «просто»
дышать, — товорит Серафима Бирман.
Вся наша жизнь, каждое наше дыхание
должно быть отдано обороне отечества.
	Умсешь стрелять — стреляй! умеешь
петь — пой! Складываешь стихи — Co-
чиняй! Умеешь перевязывать раны —
	перевязывай! Не умеешь — научись!
	На вечере выступила также горячо
встреченная женщинами — работниками
искусств разведчица Елизавета Ершова,
	награжденная за боевые заслуги орденом

Красного Знамени.
м
Вольшинство участниц этого митинга—
	сверстницы Октября. Свои речи они про-
износили на языках: чувашском, узбек-
	вдохновенно, в таком . прекрасном ритме,
в таком могучем темпе, что только слово
— мастер, художник может выразить
силу ее творческого труда, а часто и
трудового подвига.

Мы трудились, мы творили, мы были
счастливы. Гитлер и его звериная орда,
вероломно напавшая на нас, посягнули
на свободу нашей великой родины, на
наше счастье, осквернили наши прекрас-
ные земли.

9. Шуб призывает женщин — работ-
ников искусства порабощенных фашиста-
ми стран — Польши, Чехословакии, Юго-
славии, Бельгии, Франции’ и др., а так-
же женщин Англии — уничтожать фа-
шистских извергов, мстить за насилия, за
разрушения прекрасных городов.

На трибуне — скульптор Сарра Лебе-
дева.

— В наш дом, — говорит она, — вор-
вались фашистские варвары. Мы защища-
ем свою родину во имя свободы, культу-
ры и независимости. Все те, кто страст-
но желают, чтобы гад был уничтожен,
должны понять: не только мы, но весь
мир в опасности. Фашизм напал на весь
мир и тем самым ‘окружил себя смер-
тельным кольцом ненависти.

Наш фронт искусства и культуры, каж-
лый его участок—это единый фронт про-
тив варварства, имя которому — фашизм.
Мы, женщины советского. искусства, дол-
жны напрячь все свои силы на помощь
фронту, нашей славной Красной Армии и
Флоту. :

Горячо выступает молодая пианистка
Роза Тамаркина:

— Фашисты уничтожают все великое и
прекрасное, что создало человечество.
Кровавый фашизм несет позор стране,
прославившей себя именами Баха, Моцар-
та, Бетховена, Шуберта. Мы, молодые му-
зыканты страны Советов, вырастившей и
воспитавшей нас, . давшей нам прекрас-
ную жизнь, в дни великой отечественной
войны готовы служить нашей родине на
любом посту. я

Взволнованную речь произносит народ-
ная артистка РОФСР  Клавдия Еланская.

— Среди нас есть. мною  женщия,
	MOCKOBCKHE TEATPbI—@®POHTY
	Комитет по делам искусств при СНК
CCCP совместно с Всесоюзным  радиоко-
митетом организовал цикл’ радиопередач
для бойцов и командиров Красной Ар-
unk — «Московские театры ==’ фронту».
	11 сентября во время очередной пере-
	дачи перед микрофоном выступил, предес-
датель Комитета по делам искусств при
СНК СССР М. ВБ. Храпченко.
	«Дорогие товарищи красноармейцы,
командиры и политработники! — сказал
on. — Весь советский народ помогает
	доблестной Красной Армии и Военно-Мор-
скому Флоту громить немецко-фашистские
полчища. Вся страна сейчас с вами.
	Советские артисты и ХУДОЖНИКИ г

неот’емлемая часть народа. Весь свой та-
лант, все силы искусства они отдают Ве:

ликому делу отечественной войны. К вам
в действующую армию выезжают сотни
популярных артистов, чтобы дать для
бойцов концерты, чтобы в минуты отдыха
спеть им. бодрые песни, увлечь их весе-
лой шуткой, воодушевить на новые под-

ВИГИ.
	Многие советские актрисы Moun US
курсы медицинских сестер, чтобы в тос-
питалях соединить уход за ранеными C
их художественным обслуживанием.

Наши лучшие музыканты и актеры cn:

ae А
	ee

стематически выступают по радио в пере-
	дачах для фронта,
Лучшие мастера московских театров

м В
	считают для себя большим счастьем порч`
довать вас в минуту заслуженного отдыха.

Дорогие товарищи! Обезумевшие банды
Гитлера стремятся упичтожить прекрас-

ные завоевания нашего народа, в TOM
	числе завоевания советской культуры и
искусства. Гитлеровские орды — эти зве-
ри в человеческом ‘облике — несут с
собой гибель лучших культурных ценно-
стей, созданных напряженным трудом
многих поколений, OHH хотят вернуть
культурные страны к временам самого
мрачного варварства. Но не бывать этому!
Наш народ грозной силой поднялся на
защиту отечества, чести, свободы, нашей
культуры. Вместе’ ‘с ‘советским народом
работники * искусств стоят на боевом по-
сту. напряженно трудятся ‘над. созданием
‘новых  произведений—спектаклей, песен,
которые зовут к полному разгрому немец-

ко-фашистских мерзавцев.
Товарищи бойцы, командиры и полит-

работники! Все мысли, чувства советской
интеллигенции — работников искусств —
кажлый день и час с вами, весь наш
	труд —= для вас»,
Недавно театр им. Вахтангова испол-
	нял ‘по ‘радио монтаж спектакля «Фельд-
маршал Кутузов». Сегодня, 18 сентября,
состоится очередная радиопередача «Мо-
сковские театры — фронту». МХАТ СССР
им. Горького 20 сентября исполнит перед
микрофоном монтаж  подготовляемого те-
втром спектакля «Кремлевские куранты».
В главных ролях Н. П. Хмелев, Б. Н. Ли-
nanos. А. Н. Грибов, С. С. Пилявская
	ванов, fhe Эа ИН С ЕС ТР Ат

и др.
В очередных передачах «Московские

театры — фронту» примут участие: Ма-
лый театр, который покажет MOnTaAs
спектакля «1812 год», Театр Революции—
монтаж «Ключи Берлина» и Центральный
театр Красной Армии — «Крылатое пле-

МЯ».