(772)
	Новые спевтаюти концерты, выотавки
rere РА О И РОВ СЫ Я НИ о ОЕ ааа
	„НИВАЯ ГАЗЕТА“
	Премьера Всесоюзной студии
эстрадного искусства
	Студия эстрадного искусства подгото-
вила специальную программу, целиком
построенную на военной и антифашист-
ской тематике.

Тут и героическая баллада, и лириче-
ская песня, и шутливые частушки, и па-
тетический стих, и политический памф-
лет, и злободневные куплеты—налицо все
основные жанры эстрадного искусства,

Этот’ разнообразный, можно даже ска-
зать пестрый сплав об’единен формой
живой газеты.

Перед зрителями—редакционное совеща-
ние сотрудников газеты, на котором каж-
дый из них выбирает себе ту или иную
тему, чтобы разработать ее в соответст-
вующей форме передовицы, зарубежной
информации, очерка, фельетона, полити-
ческой карикатуры, местной хроники.

Последующий показ отдельных выступ-
лений — это «прочтение вслух», «изобра-
жение в лицах» тех тем, которые были
избраны на редакционном совещании.

Программа так и называется — «Жи-
вая газета Всесоюзной студии эстрадного
искусства». Таким образом, в поисках
остро отточенной и связной публицистиче-
ской формы эстрадного выступления ру-
ководство студии обратилось к традиции
«живых газет» эпохи гражданской войны.

Надо, однако, заметить, что в данном
случае избранный прием не во всем   себя
оправдал. Аналогия с газетой, с редакци-
ей слишком уж прямолинейна и не все-
гда оправдана. Но в то же самое время
именно благодаря этому приему вся прог-
рамма . воспринимается не как случайное че-
редование разрозненных концертных но-
меров, а как цельное, органически пост-
роенное действие, имеющее завязку, раз-
витие и кульминационный финал. Следо-
вало. бы несколько сократить конферанс,
менее настойчиво сохранять видимость ре-
дакционной обстановки, и тогда скажутся
все достоинства избранного приема.

Первый выпуск «Живой газеты» Сту-
ANH эстрадного искусства особенно силен
в своей сатирической, карикатурно-паро-
дийной части. Ярки и выразительны в
своей великолепной образности ‹оживлен-
ные   карикатуры» Риббентропа, Маннер-
гейма и гитлеровского «астролога» в ис-
полнении артиста Гут, использовавшего
прием «тантаморесок» для злого и едкого
политического шаржа. Отлично восприни-
мается политический ‘памфлет Виктора
Ардова «Румыны воюют›, разыгранный
Цыбульским и Виноградовым. Насыщен
буффонным ‘комизмом музыкально-паро-
дийный номер «Румынский оркестр», Све-
жо звучит «Серенада о трех женихах»
(слова Н. Мерцальского, музыка Бориса
Фомина) в исполнении Игнатовой и са-
тирическая песенка двух немецких воен-
нопленных «0, Сюзанна!..» (музыка Курта
Эйслера), хорошо пропетая и сыгранная
Бобровым и Гринвальдом. ’Влободневные
	частушки Глебовой и Игнатовой также
порадовали. зрителя.
В лирико-патетической части «Живой
	тазеты» особенно. выделилась «Песня 0
матери» (слова Павла Германа и музыка
Бориса Фомина) — лирическая задушев-
ная песня, которая несомненно’ завоюет
шброхую популярность. Кульминацион-
ным пунктом спектакля является заклю-
чительный номер «После отбоя», состав-
ленный из рассказа о Сталине (автор
И. Прут) и хоровой военной песни ча-
стушечного склада. Это поистине отлич-
ная концовка!,.

Отудия астрадного искусства немало по-
работала над этим остро публицистическим
спектаклем. Пожелаем же дальнейших ус-
пехов. на избранном пути Н. П. Омирно-
ву-Сокольскому, режиссерам Н. 0. Волкон-
скому, Д. Г. Гутману, П. Н; Ильину и
всему составу участников, ‘выезжающих
на обслуживание бойцов Красной Армии !..
	Евг. КУЗНЕЦОВ,
	заслуженный деятель искусства
	вянский марш» и финал. из 4-й симфо-
нии Чайковского и марш «Парад» С. А.
Чернецкого.

Во втором отделении выступил Красно-
армейский джаз (дирижер—Лаврентьев). В
его репертуаре—юмористические частушки,
	песни, танцы, исполняемые живо и та-
лантливо. Среди исполнителей — лауре-
ат всесоюзного конкурса’ вокалистов
	Виноградов, лауреат конкурса исполни-
телей Ha духовых. инструментах В. Ко-
стылев, Мария и Сергей Платто, А. Пе-
керов и др.

На-днях показательный оркестр и джаз
Наркомата обороны выезжают на фронт.
	ви
	Яад краем лесов и тор плывут седые
бла легенды. Из древних скал, из
нуби озер вырастают могучие герои эпо-
и Из поколения в поколение переходят
‘каочные предания Калевы. Их знают
	’ уаизусть в тех местах, на них ссылаются
	pee OT мала до велика. В фантастическом
хинеописании Вейнемайнена воплощены
‹сзоть, мудрость и мечта народная.

} пьесе Д, Щеглова «Сокровище Сам-
п› показано, как финские белогвардейцы
	’в0046 с немецкими грабителями захо-
’ тли подчинить себе свободолюбивую на-
	рлвую поэзив присвоить. и иавратить
пошлое народа, чтобы лишить его бу-
дущею. Они хотели отнять у людей их
весть, мудрость и мечту.

Леоруб Микко Вирта, старый и всеми
уважаемый сказитель рун, сначала под-
дался их обману и лести. Он стал. пропо-
веником непротивления злу, Его кантеле
па людям слова утешения и покорно-
„ ми, о люди не верили ему, не призна-
“вали В нем пророка, им была ненавист-
m comb его искусства, На глазах у
ло певца творили злодеяния, казнили
ленщин и детей, а он продолжал cyc-
лаждать» слух людей и убеждать их в
уобдимости смчриться. И вдруг за-
уолкла кантеле. Должно быть, она не
хома больше лгать. И тут открылись
тлаа у старика, он понял свой позор,
вю вину перед натодом и его историей.
	Микко Вирта пошел к партизанам, сме-
нил сладкозвучный инструмент на вин-
вк), Чтобы с их помощью добыть прав-
лу н искупить свою вину. И тогда снова
пела кантеле, но уже по-другому. С ее
 рун срывались гневные призывы к
борьбе, в устах певца звучали слова не-
зависти, и это были самые важные и са-
ке справедливые слова. Они летели, как
стрелы, и попадали в цель. Микко Вирта,
наконец, нашел правду, он обрел священ-
	партизан, мужа и жены Ватоевых, и же-
стокость немецкого офицера, и холуйское
усердие его (финского прислужника Так-
конена, — все это нам хорошо знакомо.
Мать, ‘разоблачающая предательство до-
чери и не останавливающаяся перед тем,
чтобы ее убить; крестьянская‘ девушка,
укрывающая партизана; сын, восставший
	‘1. Кузьмичева — Аграфена, А. Плотников — Ватоев
ы $ Фото Е Явно
	против отца, продавшегося врагам, — эти
люди близки и понятны нам. +
	Мы встречаем их в наши дни, мы чи-
таем о них в военных очерках и сводках.
Враги, предпринявшие ‚сейчас последнюю
и роковую для них авантюру, стали еще
коварнее, лютее и гаже. Но народ наш
уничтожит их и защитит свою свободу,

как защитил в памятные дни граждан-
CKOK ВОЙНЫ.
	В. ПОТАПОВ
	BIS
„олуждающие звезд
		На премьере в Госете
	щих звезд — героев романа — встретич
лись с исканиями потомков — Михоэлса,
Добрушина, Пульвера.

Мне кажется, можно указать точку это-
го пересечения или может быть «точку
противостояния», где оба круга движения.
оказались в каком-то равнодействии: это
Тышлер. Декорации и костюмы Тышлер&
	в «Блуждающих звездах», может быть,
лучшее, что он сделал на театре. Они
Убедительны, точны и живописны. Они
	датируют время, обозначают перенос ден-
ствия в Лондон и Нью-Йорк, они очерчи-
вают ступени под’ема людей, круги того
неба, в котором блуждают звезды спек-
такля, они’ передают настроение каждой
сцены, они правдивы и в бытовом отно-
щении. Они создают среду спектакля, By
котором равно оуместными кажутся и
признания  Рейзл и МЛейбла, и гро-
тескная скороговорка Муравчика, и пу-
стой барабанящий смех Генриетты, и все
то, чем наполнил сцену Михоэлс.

Михоэлс, в большей мере, чем Шолом-
Алейхем, — автор этого интереснейнего
спектакля, и все, что говорилось выше о
спектакле, относится прежде всего и боль-
ше всего к нему.

Но к сказанному о Михоэлее нужно до-
бавить еще одно: актеров. Основные роли
в «Блуждающих звездах» отданы молоде-
жи, воспитанникам театра, для которых
режиссер был не только ‘руководителем,
но и учителем. Нет нужды сводить раз-
говор о спектакле к заслуженным похва-
лам игре таких актеров, как Зускин
(Гоцмах), Л. Ром (Брайнделе Козак). —
они не нуждаются в них. Рядом © ними
играют молодые актеры, и то, как они
играют, ‘составляет для театра некоторое
событие.

Не так уже часто приходится писать о
рождении актера. На спектакле «Блуж-
дающие звезды» мы были свидетелями
рождения актрисы 9. Ковенской. Она иг-
рает Рейзл, героиню пьесы. Играет co
всей неопытностью молодости, со стара-
тельностью ученицы, которой нехватает
ни жизненных, ни профессиональных зна-
ний. Ее Рейзл не меняется на протяже-
нии пьесы, хотя она начинает роль как
наивный подросток. а кончает как зна-
менитая зрелая актриса. Ей многое мож-
но поставить в упрек, но как упрекать
ее, если в спектакле ее игра звучит, как
самая нежная и чистая нота. Какого опы-
та требовать от дебютирующей актрисы,
если она передает вам душу образа, поэ-
зию искренности, прямоты, таланта?

Уже с первой картины; когда 9. Ковен-
ская, все более увлекаясь, поет песню
	перед директором театра, видишь залот
	таланта, который не обманывает и в даль-
нейших сценах. Хочется пожелать моло-
дой актрисе, кажется, студентке по клас-
су В. Зускина, доброго пути среди нового
театрального созвездия.

В роли Лейбла Рафаловича выступает
молодой и способный актер 3. Ka-
минский. Это уже более определивший-
ся, уверенный и чувствующий свои силы
актер, подкупающий своей лирической
теплотой; внутренним достоинством и бла-
городством. Ему нехватает еще драматиз-
ма, и к концу спектакля он несколько
блекнет; вставная сцена из «Уриэля Ако-
сты>› в УШ картине ему просто не удает-
ся (чего, между прочим, не учел и Ми-
хоэлс). Но в основной лирической линии
пьесы Каминскому было достаточно про-
стора, чтобы проявить свое дарование —
свежее и интересное. ,

Л. Трактовенко, играющий Муравчика,
знаком нам уже несколько больше. Актер
острого комедийного и гротескного рисун-
ка, с превосходной техникой, очень под-
вижной и гибкий, он ведет свою роль
обособленно от ансамбля, но с темпера-
ментом и блеском.

Три молодых актера выдвинуты Ми-
хоэлсом в центр спектакля — смело, до-
верчиво и оправданно. И нужно побла-
тгодарить его за это, ибо и здесь видна
	часть его режиссерского замысла, ео
композиции спектакля.
Закатились, угасли, исчезли блужлаю-
	щие звезды, о которых нам рассказал
спектакль. Новые звезды загораются на
небосклоне Еврейского театра. Чистые, яр-
	кие звезды.

И. БАЧЕЛИС
		сокнровише Сампо
	Премьера в Московском театре Ленсовета
	ное право мстителя, и народ поверил
ему, как своему брату, как потомку слав-
ного Вейнемайнена.

В пьесе Щеглова поэзия органически
вырастает из быта. Театр Ленсовета уло-
вил эту особенность пьесы. Он «одел»
спектакль экономно и просто. Живопис-

ность спектакля несколько суровая, зато
вполне подлинная. Ре-

жиссер` И. Шлепянов’ и
художник М. Черемных
создают ощущение приро-
ды и быта удачно най-
денными деталями и наме-
ками, которые подкупают
и в актерской игре. Наци-
ональные особенности лю-

дей, представленных B
пьесе, видны не только в
произношении и одежде.
		Легкий, прозрачный воздух Поэзии
служит атмосферой этого спектакля. Им
окружены лирические герои, комические
персонажи, бытовые фигуры.

Трогательный и горький роман о еврей-
ских актерах ХГХ века, о кочующем пле-
мени «блуждающих звезд» оставил ‘нам
ЦГолом-Алейхем. Роман реалистический,
бытовой, полный метких наблюдений,
иронии, горечи, юмора, любви клюдям и
к искусству.

Московский государственный еврейский
театр любит обращаться к’ Шолом-Алей-
хему и любит возвращаться к прошлому
	«Блуждающие звездь». Премьера в Госете,
	Сцева из i-ro действия, 1-я картина,
Рейзл — 9. Ковенская и Лейбл. — 3. Ка-
минский
	Фото Л. Доренского
	HO H B OCOOOM ритме дей-
ствия. Тем, кто хоть раз
побывал в Карелии, памя-
тен .ее своеобразный стиль
Актерам было нелегко ов-
ладеть им. Ho образы,
созданные А. Плотниковым
(Филипи Ватоев), Л. Кузь-
мичевой   (Аграфена), 0. Ле-
выкиной (Хельми) А, Бе-
лоусовой (Дарья), Н. Ев-
стигнеевым (Петр Вир-

«1. Кузьми

та), ни с кого не списаны, они сначала

до конца! рождены пьесой.

Хотелось бы

только, чтобы Микко Вирта (С. Кудашев)
	был значительнее. Сейчас он теряется
среди остальных фигур.

Главное в спектакле — это живое чув-
	ство современности. Событиям,  показан-
ным в пьесе Щеглова, больше двадцати
лет. Но они проходят перед нами не
‘только как воспоминание. Многое ‘из то-
го, что есть в спектакле, кажется и сей-
час выхваченным из жизни, И подвиги
					„Иснусство славянсних народов“
	«Краковяк» из «Ивана Сусанина» (Л. М.
Банк, В. Ф. Галецкая, Н. А. Капустина,
Я. Г. Сангович, Б. И. Борисов, (И. Д.
Лентовский, А. И. Радунский, В. И. Цап-
лин) и два сольных. С вальсом Мошков-
ского, очень остро, даже не без элемен-
тов акробатики задуманным и четко ис-
полненным, выступили 0. В. Лепешинская и
П. А. Гусев. Во втором сольном танце (с18
шо!ный Bane Шопена) выступила
Г. С. Уланова с В. Д. Голубиным, выз-
вав восторженные отклики зала.
	Для будущих славянских концертов же-
лательно включение в программу’ народ-
ных танцев, многие из которых столь
блестяще исполнялись нашими артистами
во время декад.
	Литература славянских народов была
представлена двумя сценами из «Войны
и мнра» Льва Толстого в исполнении
артистов. Малого театра М. С. Нарокова,
Н. К. Яковлева, К. А. Зубова и’ др., «Пес-
ней о соколб> Максима Горького, про-
чтенной К. Н. Еланской, вступлением к
«Медному ‘всаднику» Пушкина, прочтен-
ным В. Н. Яхонтовым, и’ отрывком из
	Тараса Шевченко, пречтенным А. Е. Буч-
мой.
	Богатая и разнообразная программа!
В будущих концертах хотелось бы, од-
нако, услышать Мицкевича и Выспян-
ского, Ирасека и Неруду, Светозара Map-
‘ковича и ВЗмая; Яворова и Ботева, Тютче-

ва и Майкова, не товоря уже о «Песнях
западных. славян» Пушкина.
	С. ГОРОДЕЦКИИ
	дамечательные мастера во всех областях
лскусства, славянские народы особенно
ярко проявили себя в музыке. Славян-
кую музыку не спутаешь ни с какой
друюй. Песни славянских народов —
сокровищница ‘мыслей и чувств, из ко-
Topol чериали не только славянские ком-
позиторы, но и немецкие, например, Бет-
ont. Беспредельно широк эмоциональ-
ный диапазон этих песен: от глубокой
скорби до безудержного веселья, от неж-
нейшей ласковости до яростной воинст-
венности. Мы еще недостаточно близко
приникли к этому ненстощимому родни-
ку влохновения. Ведь даже в области
русской иесни то, что так любовно собра-
to Лядовым, редко услышишь в кон-
церте!

Музыкальная талантливость славянских
народов дала им возможность выдвинуть
ряд великих композиторов, сыгравших ог-
ромную роль в общеевропейской музы-
хальной культуре и неоднократно влияв-
щих на ход ее развития, Глинка и Шо-
пен, Дворжак и Сметана, Мусоргский,
Римский-Корсаков и Чайковский, а в на-
ши дни Шостакович, Мясковский и Про-
кофьев, — вот далеко не полный список
имен славян, составляющих гордость ев-
ропейской музыкальной культуры.

Какой слабоумной клеветой кажутся в
свете этих фактов выкрики презренных
фашистских кликуш о том, что славяне-
Де «расово-неполноценны», что ‘они ‹от-
прыски азиатов ин темные метисы»,
подлежащие — уничтожению. Животным
страхом перед   физически и Mo-
рально могучим. славянством, об’яты
«полноценные» фашисты, и наиболее даль-
зовидные из них уже Начинают догады-
заться, что истреблены будут они, извер-
тк человеческого рода, а славянские на-
роды, в борьбе с гитлеризмом скрепив
старую свою дружбу. будут жить, расти
и творить, обогащая мировую культуру
в новыми и новыми созданиями чело-
веческого гения.

me
cd

Такие мысли естественно возникали на
концерте, устроенном Комитетом по де-
вм искусств 14 сентября в филиале
Вольного театра.

«Наш концерт — отображение братской
млидарности славянских народов. Мы
рды тем, что в рядах антифашистских
ицов стоят деятели советского искусст-
a Будем бороться до полного уничто-
	Концерт в филиале Большого театра СССР
	жения коричневой чумы! — говорил
Н. П. Хмелев в своем вступительном сло-
ве. Переполненный зрительный зал друж-
но одобрил это заявление.

Вообще овациям не было конца. Моск-
ва с особенным чувством приветствовала
своих любимцев, не давая возможности
И. Н. Берсеневу вести программу B TOM
торжественном и строгом, ненарушимом
никакими бисами, стиле, который он
верно нашел для этого праздника сла-
вянского искусства.

Концерт открылся грандиозным «Сла-
вянским маршем» Чайковского ‘и «Рассве-
том на Москва-реке» Мусоргского во ис-
полнении Государственного оркестра  Сою-
за ССР под темпераментным управлением
К. К. Иванова, .

В. В. Барасова, A. С. Пирогов,
С. Я. Лемешев и И. С. Козлов-
ский, исполняя свои «коронные»” номера,
представляли русское вокальное ‘искусство.
Строгая чешская школа певческого Mac-
терства, не забытая И теми нашими’ пев-
нами, которым посчастливилось работать.
с Направником, Суком и Авранеком, бы-
ла представлена Стефой Петровой, имев-
шей особенный успех в исполнении вос-
хищающих своей свежестью ‚народных пе-
сен.

Одним из центральных номеров про-
граммы было выступление Государствен-
ного  хора Союза ССР под ‘управлением
А. В. Свешникова, на который сейчас! ло-
жится почетная задача широко познако-
‚мить Москву с’хоровым творчеством сла-
вянских народов. Все исполненные номера
имели успех. Но А. В. Свешникову, ди-
рижеру, требующему от хора’ абсолютной
‚точности, следовало бы принять во вни-
манне, что для славянской ‘песни, Hapa
ду с чеканностью ритма, характерно так-
же и очень широкое ритмическое движе-
‚ние, вся прелесть которого — в неоцу-
тимости метрических рамок,
	Хоровое искусство было представлено
	также знаменитым хором Большого теал-
	ра, с праздничной помпезностью, при ли-
	кующем колокольном звоне, исполнившим
под управлением 0. А. Самосуда  бес-
смертное «Славься» М. Глинки.
	Л. Оборин сыграл А5-дигный полонез
Шопена ‘и Д. Цыганов — полонез Веняв-
ского.
	Балет Большого театра ‚показал три’ но-
мера: блестяще (частично в новой трак-
	товке и новых костюмах) станцованный
	еврейского театра; в «Блуждающих звез-
дах» соединились оба пристрастия теат-
ра. Но он принялся за инсценировку ро-
мана,  воодушевленный своими собствен-
ными творческими задачами, которые ре-
шал самостоятельно и на равных правах
с писателем. Он хотел рассказать о та-
лантах, рожденных в нищете и убожест-
Be жизни гонимого народа, о талантах
крупных и признанных, выбивающихся
иг уродливых условий на простор жиз-
ий, на высоты искусства, чтобы восхи-
шать и радовать своим дарованием лю-
дей. Он хотел показать, как в среде ста-
рого еврейского актерства, еще более ис-
калеченной, чем среда Счастливцевых и
Несчастливцевых, Незнамовых и Шмаг,
жила, билась, трецетала большая человеч-
ность, как росла и прямилась она в лю-
AAX,

И театр рассказал и показал все это,—
он создал сценическую поэму о сверкаю-
щей и ликующей чистоте человека и ис-
гусства, Он взял от героев Шюолом-Алей-
хема их сердце и их судьбу: внешне
сохранена основная линия романа, и
звезды блуждают по намеченным кругам.
Но шолом-алейхемовский реализм, но про-
за его умных, тонких, внимательных наб-
людений растворились в дымке поэзии.

В спектакле зазвучали новые— жесткие,
торжественные, подчеркнутые мотивы. То,
что Шолом-Алейхем пронес сквозь роман
с чеховской мягкостью, теплотой и снис-
холительностью к людям — философиче-
скую мысль о людских судьбах, — театр
сделал настойчиво зазвучавигим, неотвра-
тимым, роковым ‘лейтмотивом спектакля.
Музыка шолом-алейхемовского повествова-
ния переведена в тональность символиче-
ской поэзии. Неотступно звучит тема
блуждающих звезд — ее повторяют на
сцене и в оркестре множество раз, в каж-
дой картине; другая тема — тема песен-
ки «Кум, кум цу мир» («Приди ко мне»)
— открывает спектакль, и она же прохо-
дит сквозь всю его ткань. Переплетаясь
с этими двумя темами, кочуют в спектак-
ле и другие мотивы-символы. Мастерски
примененные, они превращают спектакль
в подобие - отточенной  формально-чекан-
ной симфонии, Но Шолом-Алейхем здесь
уже не при чем — его приходится чи-
тать скороговоркой: неожиданно и MTHO-
венно, например, врывается в УПТ кар-
тине заговор Швалбов против Рафалови-
ча; недоговоренными остаются отношения
Лейбла и Златке. Произведение ‘еврейско-
то классика театр подчиняет ‘своим твор-
ческим залачам. Так, скитания блуждаю-
	запечатлели в своих произведениях мно-
гие русские и иностранные граверы. Ху-
дожник Скотти исполнил серию гравюр, в
	которой рисует апофеоз русского оружия,
великое завершение первой отечественной
	войны, окончившейся позорным изгнанием
врага из пределов России.
	Сейчас, в дни героической защиты о0-
	ветской Одессы, особое внимание привле-
кают старинные рисунки, в которых от-
	ражен один из самых тяжелых эпизодов
	истории этою прекрасного” города. 10-е
апреля 1854 г. Горсточка храбрецов под
командой молодого прапорщика Щеголева
защищает один из бастионов. Вражеские
корабли бомбят прибрежные укрепления.
Главный удар направлен на шестую ба-
тарею. Половина орудий выходит из строя
под перекрестным отнем противника, BO
много раз превосходящего русских чис-
ленностью и артиллерией. Шесть часов от-
стреливается шестая батарея, пока не от“
бита атака.
	Отдельные боевые эпизоды защиты
Одессы и Севастополя отражены в
скромных, исполненных драматизма лито-
тграфиях художников тех дней — Тимма
и других. Изображены доблестный адми-
ал Нахимов, подвиг канонира Тимофея

иликина, не покинувшего орудия, несмот-
ря на тяжелое ранение («Дай дослать по-
следний снаряд!»).
	Народ наш. непобедим, — говорят эти
образы. Он страшен в час своей мести—

так было встарь, так будет и впредь.
Лубками В. Маяковского, Моора, плака-

тамн эпохи тражданской войны заканчи-

вается графический отдел выставки.
	Превосходен плакат Моора. Над горо-
дом Ленина восходящее солнце. В ею лу-
чах высится транитная твердыня, плещут
волны Невы; непоколебимо стоят воору-
женные защитники города. . «Враг у во-
от! Он несет рабство, голод и смерть!

ничтожьте черных гадов! Все на защи-
ту! Вперед!» Точно сегодня написаны
эти гневные и гордые слова.
	Наталия СОКОЛОВА
		Оркестр Наркомата обороны
	В воскресенье, 14 сентября, в Зале им.
Чайковского (Москва) демонстрировали
свою творческую работу Отдельный об-

азцово-показательный ^ оркестр ‘и’ джаз

аркомата обороны СССР.
	Торжественным ^фанфарным маршем от-
крылось первое отделение концерта, по-
священное выступлению оркестра (дири-
жер — заслуженный деятель’ искусства
комбриг С. А. Чернецкий). Аудитория те-
пло приняла произведение ленинградского
композитора Томилина — сюиту «Эпизоды
тражданской войны». При участии  соли-
ста ГАБТ П. Киричека была с большим
успехом исполнена «Песня о Сталине»

М. Блантера. Оркестр сыграл также «Сла-
	„Нан Бесстрашный“
	Центральный детский театр показывает
20 сентября премьеру пьесы «Жан Бес-
страшный» Т. Габбе. В пьесе использо-
ваны мотивы фламандских народных ска-
зок. В ней рассказывается о храбром от-
ставном солдате Жане Бесстрашном, кото-
рый спас заколдованную товорящую змею,
вернув ей человеческий облик — фландр-
ской принцессы Людовины. Тема сцени-
ческой сказки «Жан Бесстрашный» —
борьба человека против злых сил, борь-
ба за правду.

Спектакль поставлен заслуженным ар-
тистом РСФСР И. Тумановым, оформление
худ. И. Федотова, режиссер П. Павлов.
Музыка написана композитором Ю. Би-
рюковым. Балетмейстер — В. Цаплин.
Главные роли исполняют: Жана Бесстраш-
ного — А. Шишков, рыбачки Жанетты —
	 . Чернышева, принцессы Людовины —
А. Елисеева, короля — М. Холодов, ко-
ролевы — Т. Струкова.

ше
	Плакат
	художников И. Черкашина и
	Н. Карповского, выпущенный в Харькове
издательством «Мистецтво»
	Фото М; Ярмуш
		ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ
		РОЛА
	PY CT
		На выставке гравюр
в Музее им. Пушкина
		са и болота, оставляя свои жилища на
сожжение, — писал декабрист Якушкин.
— ..По рязанской дороге направо и нале-
во поле было покрыто пестрой толпой, и
мне теперь еще помнится слово шедшего
около меня солдата: «Ну, слава богу, вся
Россия в поход пошла».

Английский художник Доу прекрасно
почувствовал и передал в портретах re-
роев отечественной войны 1812 года,
особенно в портрете Кутузова, этот ду-
шевный под’ем, уверенность в победе, ко-
торые не покидали народ в моменты са-
мых ‹ тяжелых испытаний. ‘Кутузов
на портрете Доу стоит в  мехо-
вой ‘шинели, небрежно накинутой на
боевой мундир. Выразителен  мощ-
ный зкеёст великого народного полководца.
Его взоры’ обращены туда, где тлеют по-
жарища, где подымается дым сражений.
Один из портретов Кутузова, нарисован-
ный неизвестным нам художником, со-
провождается прекрасными ‘` кутузовскими
словами: «Как, мне предлагают мир? И
кто? Тот, который попирает священные
права народа! Где? В России! Нет, не бу-
дет этого, пока в России есть русские!»,

Немало злых теребеневских карикатур
посвящено безвестным крестьянам, кото-
рые прятали от наполеоновских войск
фураж и продовольствие, укрывали пар-
тизан, били врага дубинами, вилами, ото-
бранными у неприятеля пушками.

«Где крестьяне? Куда девали свои по-
житки? — надрываясь, в самое ухо кри-
чат старику французы, угрожая ему pac-
стрелом.

— Ась, не слышу, говори тромче, —
кричит в ответ им старик». (Карикатура
Теребенева «Твердость русского крестья-
нина»).

В облике старостихи Василисы, знаме-
нитой партизанки Сычевского уезда, в
портретах Фигнера и прославленного ко-
мандира партизанских отрядов Дениса
Давыдова, изображенных резцом Чесско-
то, Уткина и других русских траверов,
узнаем мы славных сынов и дочерей на-
шего народа.

Путь наполеоновской армии из России
	ных на О верфях. Это ‘были
‚первенцы ‘Петра. Они, конечно, не чета
могучим военно-морским советским кораб-
лям. Но это славные предки Краснозна-
менного Балтийского флота, который за-
щищает сейчас подступы к городу Ленина.

В великом упорном труде и лишениях
мужал военный тений народа.
	Страна наша одевается военной броней.
Корабль за кораблем сооружается на
вновь заложенных верфях, гремит слава о
русских морских баталиях. Появляется
знаменитый портрет Петра, исполненный
толландским художником  Хоубракеном.
Окруженный знаменами и военными тро-
феями, образ Петра дышит мощью. Худо-
‘жники рисуют панорамы «преславных ба-
талий» под командой Петра и т, д. Они
	изображают и тот славный час, когда
шведская армия под ударами наших
войск «ружье свое положила» (травюра
	французского художника  Лармессена).
	Безмерны были трудности суворовских
походов. В гравюрах русских и иностран-
ных художников отражены отдельные бое-
вые эпизоды, штурм Измаила, небывалые
марши по ’альпийским кручам. Под порт-
ретом тенералиссимуса Суворова’ худож-
ник Скотников выгравировал:
	Кто, быв России враг, пред ним
не трепетал?
	Где меч его блеснул— там всюду
враг и пал.
	Ни перед какими жертвами не останав-
ливался народ, чтобы прогнать врага ©
земли русской, лишить его войска ‹ про-
’вианта, партизанскими набегами обесси-
`лить неприятеля. Тяжко было отдавать
древние русские города Наполеону. «Не
по распоряжению начальства жители при
приближении французов удалялись в ле-
	В дни ожесточенных сражений, кото-
рые педет наш народ с врагами, новый
усл получает чувство любви к древней
юннской славе нашего отечества. И по-
уу такое пристальное внимание, такое
анение вызывают художественные обра-
i — рисунки, гравюры, портреты геро-
“патриотов, чей облик сохранила нам
	’ а художника.
		за Одессу -— великая и несоврушимая

цепь подвигов наших народных героев.
На выставке есть рисунки, которые

смотришь с особым вниманием. Средн них

изображения скромного петровского боти-
ка, первых военных кораблей. заложен-
	Багратиова
	Долгое время лежали эти рисунки, гра-
wy n wuvaattupmr тпанилишах. Сейчас,
	вынесенные на свет,
ИЯ ЛИСТЫ ЭТИ
	повешенные в залах
обрели HOBYN ЖИЗНЬ.
	Ш смотрят, читая летопись борьбы и
4, советская молодежь, бойцы и
мундиры. История слилась с настоя-
	Щиу, осветилась величием ратных подви-
\з советских воинов, Перед нами слав-
1 предки наших советских героев —
К№зляковых, Талалихиных, Бринько и
MX других, покрывших себя славой в
(ижениях за социалистическое отечество,
Победы даются не легко. На Россию не
м обрушивались хорошо вооруженные
ии, Страна наша дорогой ценой, кровью
их защитников добывала боевую свою
му. Немало рисунков, гравюр, лубков
ивятили художники древней истории,
там славян, поспетым в народном
‘nce, Олег прибивает свой щит к вра-
их Цареграла, Ян Усмарь пробует бога-
Уекую свою силу, Пересвет выезжает на
‘иноборство с печенегом.

Ирод наш испокон веков воспитывал в
эих сынах личную храбрость,  благород-
\ чувство патриотизма. От походов И
	Па _ т
` тв славян, от разгрома татарских и Н6-
		ких орд («Мамавво побоище» — Н8^
дная картинка ХУПТ века, битва на
ском озере с псами-рыцарями — тра“
ра с картины Горбунова и др.) до пос-
	Oe a ee A М ыГ До

“lux ожесточенных боев Красной Ap-
ик за Ельню, ва Киев, за Ленинград,