Консультаціи по вопросамъ воспитанія и гигіены дѣтей.


№ 3 й. Запросъ. Н. П. Г-ой. У меня дѣти подростки. Какъ использовать военное время въ воспитательномъ отношеніи?
Отвѣтъ. Затронутый вами вопросъ интересуетъ не одну васъ. По этому поводу могъ бы быть написанъ цѣлый трактатъ. Здѣсь же намъ придется указать только отправныя точки, на которыхъ должны опираться тѣ, кто хочетъ сознательно и планомѣрно вести воспитаніе дѣтей.
Воспитательныя мѣры должны дѣлиться въ этомъ случаѣ на двѣ части:
1) мѣры охранительныя.
2) мѣры использовательныя.
Несомнѣнно, что война вноситъ въ жизнь много такого, съ чѣмъ наша совѣсть не могла бы мириться въ другое время.
Она оправдываетъ убійство, она даетъ поводъ радоваться чужому несчастью, учитъ относиться къ враждебнымъ народамъ огульно враждебно и т. п.
Дѣло воспитателя — смягчить это ожесточающее вліяніе войны, не допуская до сознанія ребенка то, что можетъ быть скрыто. Напоминая, напр., что нѣсколько лѣтъ тому назадъ японцы были также нашими врагами, теперь же мы ведемъ съ ними общее дѣло. Указывая на то, что оцѣнивать поступки слѣдуетъ, но увлекаться этимъ нельзя и т. д., и т. д.
Сознаюсь, что при создавшемся настроеніи общества, эти охранительныя мѣры провести не легко, т. к. всѣ мы захвачены общимъ теченіемъ патріотизма и объективнымъ сейчасъ быть трудно.
Мѣры использовательныя легче провести въ жизнь. Дѣти могутъ жертвовать свои личныя средства въ пользу пострадав
шихъ, могутъ работать для нихъ, и такимъ образомъ, участвуя въ общемъ дѣлѣ, воспитывать въ себѣ альтруистическія чувства. Здѣсь важно только, чтобы это дѣлалось не на показъ, не ради похвалъ и отличіи.
Героизмъ, стремленіе къ нему такъ сильно развитъ у нормальнаго ребенка, что подстегивать его въ этомъ отношеніи не приходится, но и здѣсь можно направить мысль на задачи жизни
можетъ быть и не такія яркія, блестящія, но не менѣе серьезныя. Указать на работу общественныхъ учрежденій, усиленную самостоятельную работу на заводахъ, копяхъ, сосѣдскую помощь крестьянъ другъ другу, работу медицинскаго персонала внѣ войны и т. п., и т. п.
Въ рукахъ вдумчиваго воспитателя, такимъ образомъ, имѣется сейчасъ такое орудіе, которымъ легко можно чертить по повы
шенно воспріимчивому сознанію и чувству дѣтей. Рѣзецъ не долженъ быть только слишкомъ острымъ, работать нужно осторожно.
№ 4-й. Запросъ „молодой матери“. Допустимо ли пеленать ребенка? Если нѣтъ, то можно ли его связывать „въ конвертикъ“.
Отвѣтъ. Пеленаніе совершенно не допустимо. При этомъ способѣ укутыванія обыкновенно вытягиваются конечности, чего не должно быть. Въ утробѣ матери дитя находится съ подогнутыми къ животу ножками и сложенными къ груди ручками. Сразу же послѣ рожденія грубо выводить его изъ этого положенія недопу
стимо. Кромѣ того, въ такомъ сложенномъ состояніи дитя сохраняетъ больше тепла, т. к. поверхность соприкосновенія съ внѣшней средой уменьшается.
Позвоночникъ лежащаго съ вытянутыми ногами человѣка болѣе согнутъ, чѣмъ со скорченными нижними конечностями. Для ребенка такое вытянутое положеніе съ выгнутымъ позвоночникомъ и мучительно, и вредно.
Кромѣ всего этого при пеленаніи обыкновенно свивальникъ, обхватывая плотно верхнюю часть туловища, прижимаетъ ручки къ бокамъ грудной клѣтки и мѣшаетъ свободному дыханію.
Свивальникъ давитъ и рѣжетъ нѣжное тѣльце ребенка, если къ тому же онъ наложенъ неопытной рукой молодой матери.
„Конвертики“ хороши въ дорогѣ, въ зимнее время года, но лѣтомъ и вообще при теплой окружающей температурѣ (отъ 12-ти град. и выше R.) они излишни, такъ какъ вполнѣ могутъ быть замѣнены укутываніемъ пеленками, если онѣ достаточно велики и теплы. Сверху же дитя можетъ быть прикрыто одѣяльцемъ.
А. Дернова-Ярмоленко.


Умственное воспитаніе.


Статья В. Петровскаго.
I. Понятіе и психологическія основы умственнаго развитія.
Развитіе умственныхъ способностей человѣка совершается въ двухъ направленіяхъ — въ сторону 1) матеріального развитія, состоящаго въ накопленіи знаній въ видѣ ясныхъ и точныхъ представленій, т.-е. въ пріобрѣтеніи того матеріала, надъ которымъ человѣкъ можетъ производить нѣкоторую умственную ра
боту; и 2) формальнаго развитія или пріобрѣтенія способности производить эту самую работу, перерабатывать и анализировать умственный матеріалъ и придавать ему извѣстную форму, т.-е. мыслить.
Иначе говоря, эти два направленія умственнаго развитія составляютъ какъ бы его количественную и качественную стороны.
Истинное умственное развитіе должно пониматься не какъ количество знаній, а какъ свобода и легкость, съ какою эти знанія приходятъ на умъ. Проф. Каптеревъ указываетъ, что „формальное развитіе есть не что иное, какъ высшая ступень мате
ріальнаго развитія, его одухотвореніе и оплодотвореніе, поднятіе на наиболѣе высокую ступень работоспособности человѣка .
Тѣмъ не менѣе, въ основѣ умственнаго развитія должно неизбѣжно лежать матеріальное развитіе, такъ какъ формальное раз
витіе неотдѣлимо отъ матеріальнаго и проявляется только на послѣднемъ; каждая ступень матеріальнаго развитія даетъ и ступень формальнаго.
Однако, на практикѣ нерѣдко наблюдается, что матеріальное развитіе не влечетъ за собой формальнаго, слѣдствіемъ чего являются люди, обладающіе хотя бы и большими познаніями, но надѣленные холоднымъ умомъ, лишеннымъ глубины и проницатель
ности, не способнымъ ни видѣть истины, ни чуять правды. (Даже въ обыденной жизни различаются люди „знающіе“ и „понимающіе“). Причиною этого является неправильное руководство развитіемъ ребенка, неумѣніе использовать воспитательное значеніе сообщаемыхъ ему знаній и процесса ихъ усвоенія.
Знаніе цѣнно лишь въ связи съ собственнымъ творчествомъ и способностью мышленія, и обученіе должно быть построено та
кимъ образомъ, чтобы цѣлью его было развитіе творческихъ способностей и собственной мысли учащагося; знаніе же должно слу
жить средствомъ къ достиженію этой цѣли, и лишь послѣ этого оно можетъ пріобрѣсти и самостоятельную цѣнность.
Эта задача и составляетъ проблему педагогики въ отношеніи развитія умственныхъ способностей — проблему, разрѣшеніе которой основывается на изученіи психологической стороны процесса умственнаго развитія.
Значитъ, какъ мы уже видѣли, основой матеріальнаго, а слѣдовательно, и вообще умственнаго развитія, является накопленіе представленій, которое совершается слѣдующимъ образомъ:
Воспринимая какія-либо впечатлѣнія въ видѣ отдѣльныхъ фактовъ, предметовъ и явленій окружающей жизни, дѣйствующихъ
на внѣшнія чувства, центры психической дѣятельности человѣка претерпѣваютъ раздраженіе; если это раздраженіе не проходитъ безслѣдно и сознается нашей душевной организаціей, то его ре
зультатомъ является ощущеніе, которое сохраняется въ нашей душѣ въ видѣ слѣда даннаго ощущенія; вызывая этотъ слѣдъ въ сознаніи, уже въ формѣ представленія, мы возстановляемъ уже пережитыя нами ощущенія. При этомъ, чѣмъ большею возбудимостью обладаютъ слѣды, тѣмъ свободнѣе проявленіе умствен
ной дѣятельности, тѣмъ легче мышленіе, а, слѣдовательно, тѣмъ больше формальное развитіе; иначе говоря, количество слѣдовъ опредѣляетъ матеріальное развитіе, а ихъ качество (возбудимость) — формальное.
Такимъ образомъ, процессъ созданія представленій проходитъ путь: впечатлѣніе, ощущеніе, представленіе; исходной точкой этого пути является впечатлѣніе; слѣдовательно, матеріальное раз
витіе и должно начинаться съ внѣшняго воспріятія впечатлѣній, другими словами, — съ нагляднаго ознакомленія съ предметами.
Этотъ путь личнаго опыта и является первоначальнымъ пу
темъ естественнаго саморазвитія ребенка.