1. Установка к источнику света, фильтры, проявители и позитивные процессы рождают свет и тень.
2. Оптика коротко или длинно-фокусная, исправленная или неисправленная, диафрагмированная или недиафрагмированная — рождает отношение к пространству.
3. Раккурс — точка стояния — взгляд откуда;, сюда входят: план — крупный или мелкий, вводные моменты — рождает форму.
Вот элементы композиции, из которых должны родиться размещение соподчиненных частей и выделение главного.
П. ГРОХОВСКИЙ
(Продолжение в следующем номере журнала)

ЧТО ИНОГДА МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ

Фот. 4. Свето-теневой момент
настолько своеобразное ее истолкование, что от ее законов ровно ничего не остается.
Основные функции фотографических композиций заложены в оптике и свето-цветочувствительности пластинок.
Художник пишет этюд и переходит постепенно от главного к частям. Часто эти „части“ он дописывает потом. Этот постепенный переход отра
жается на его работе, а мы взглядываем своим
объективом один раз со скоростью 1/500 секунды на скачущую в 3—4 метрах от нас лошадь.
Из чего же состоят и как завязываются узлы композиции после проработки сюжета?
Гинсбург в своем труде „Ритм в архитектуре“ дает такое определение: „Пока мы имеем дело с линией, мы имеем дело с проекцией формы; вводя свет и тень, имеем дело с пространственной формой“. Таким образом, основной характеристикой пространственных форм являются свет и тень. Композиция пространственных вещей и явлений должна начинаться именно светом и тенью.
НОЖКИ штатива на гладком паркетном полу или на ровной почве часто не стоят и разъез
жаются в разные стороны, укрепить их бывает затруднительно. В подобном случае ножки следует связать между собой трехугольным куском прочной материи, к концам которого при
шиты завязки. При таком немудреном устройстве опасность скольжения ножек штатива устраняется. Кроме того, на трехугольник можно класть кассеты, матовое стекло, светофильтры и т. п., что очень удобно при съемке на открытом воздухе. Если очень ветренно и камеру качает — можно еще более укрепить штатив, положив на трехугольник камень и т. п. тяжесть. Трехугольный кусок мате
рии вдобавок может служить футляром для штатива.Фот. 5. Преобладание раккурсивного момента

№ 2 (февральский) „Советского Фото“ будет разослан подписчикам 10 февраля,

в розничную продажу во всем СССР поступит в субботу, 19 февраля.