Выезд английского короля из парламента
фокусной оптики, — мы можем вызывать некоторую раздраженность при усвоении воспринимаемого.
Фотографическая практика установила определенные форматы кадров. Все эти форматы, за исключением немногих, очень легко усваиваются. Удлиняя формат или уничтожая форму прямоугольника, можно найти и здесь помощь.
Отказываясь от заполнения всего пространства в пределах данного ка
дра и давая смысловые пустоты, срезая изображение за счет кадра, выдвигая некоторые части форм за кадр, — можно очень сильно напрягать внимание зрителя.
Вдумчивость творца будет находить еще и еще методы, рождающие динамику.
Нельзя исчерпать творческие приемы, обусловленные принципом максимального воздействия всеми имеющимися средствами.
Динамика в портрете, это — напряженный взгляд, напряженная мимика, напряженный жест, и если уловлено одно из этих напряжений — все осталь
ное в кадре должно подчеркивать
главную мысль. Здесь мы имеем портрет поэта-юмориста Кумача — работа фотографа Усова. Нужно
передать смех. Применена короткофокусная оптика на очень близком расстоянии и преувеличенно подчеркнуты лицевые мышцы смеха.
Передавая грусть, Альперт подчеркнул, крупно и светло, сомкнутые грустящие руки.
Фото-репортер Альперт ловит говорящего оратора в самом напряженном моменте и оставляет в нерезкости окружающих людей. Возьмите в этом кадре резкую, глубокую оптику, и фигура говорящего оратора утонет в резко переданной массе.
Фото-репортер Фридлянд, создавая свой кадр „За работой“, фиксирует подлинный момент, когда
его сотоварищи напряженно ловят с крыши железнодорожного вагона какого-то прибывшего посла. Снимок изумительный по чуткости к моменту.
В передаче событий, в съемке видов часто нет другого средства для того, чтобы остановить внимание зрителя, кроме вводного плана.
Хроникальные снимки, в большинстве случаев, поневоле — многодетальные обзоры. Здесь, ориентируясь в окружающей обстановке, почти всегда можно найти такой передний план, который повысит интерес к многодетальному, не сразу умещающемуся в глазу кадру.
Два снимка, приводимые здесь, один — неизвестного автора, помещенный в английском журнале, снимок какой-то королевской процессии, и дру
гой снимок автора — Свердловская площадь в Москве, где надо было показать оживленное движение на ней. Эти фотографии показывают способы использования вводного плана с целью повышения динамичности и привлечения внимания зрителя.
П. ГРОХОВСКИЙ