УСТРОЙСТВО УВЕЛИЧИТЕЛЬНОГО АППАРАТА, РАБОТА ЮЩЕГО ОТРАЖЕННЫМ СВЕТОМ БЕЗ КОНДЕНСАТОРА

ВРЯД ЛИ кого-нибудь из молодых фотографов не интересовал вопрос о постройке са
модельного увеличительного аппарата, тем не менее такая постройка не привилась среди нашего фото-любительства и, главным образом, потому, что неоднократно предлагаемые в фото
литературе конструкции увеличительных аппаратов — довольно дороги. Такая дороговизна происходит, главным образом, из-за дорого стоющих прибо
ров, составляющих неотъемлемую часть этих конструкций: конденсатора и объектива. Встречались кон
струкции, в которых предлагалось вместо отдельного объектива использовать тот же съемочный ап
парат, которым работает любитель, но и в этих конструкциях не исключен конденсатор. Таким образом, все эти конструкции хотя и удешевляли общую стоимость аппарата, но все же не настолько, чтобы сделать его доступным для широких масс любителей. Кроме того, некоторые из таких конструкций с применением фото-камеры ли
Черт. 1.
шали любителя возможности пользоваться камерой для обычных целей, и таким образом приводили его к новому расходу на приобретение другой камеры. В нижеприведенной конструкции удалось избегнуть этих затруднений и сделать увеличитель
ный аппарат весьма недорогим удовольствием, не лишая любителя возможности пользоваться фото
камерой для съемки. Аппаратом, построенным по этой системе, я работаю уже продолжительное время, и практика работы показала, что аппарат этот вполне применим даже для профессиональных целей, являясь в то же время весьма простым и вполне доступным для самодельной постройки.
Предварительно по чертежу 1 изготовляют из трехслойной доски ящичек. Основное требование к этому ящику, это — абсолютная светонепроницае
мость, поэтому все щели по углам лучше всего оклеить черной бумагой или гранитолью. Дно ящика [С] делается с выступом [D], который будет служить основанием для установки фото-камеры. В передней стенке ящика [А], посередине, оставляется отверстие четырехугольной формы, и перед этим отверстием устраивается, также из трехслойной доски, навес [b], с боковыми стенками [а и с]. Размеры этого отверстия и навеса должны быть такими, чтобы фото-камера могла быть вдвинута в него своей задней стороной вплотную, как показано на чертеже 2. В крышке навеса (b) де
лается небольшой вырез в виде фигурной скобки (d), который позволял бы вдвигать и выдвигать рамку матового стекла аппарата, не вынимая последнего из ящика.
Теперь в крышке ящика следует выпилить 2 круглых отверстия и пропустить в них по элек
трическому патрону, зажав их изнутри ящика изоляторными фарфоровыми кольцами патронов. Шнуры патронов соединяются между собой и отводятся в штепсель. В каждый патрон ввин
чивается по полуваттной лампе матового или белого молочного стекла по 40—60 ватт каждая. Отверстия для патронов надо выпиливать с таким расчетом, чтобы лампы, будучи ввинчен
ными, отстояли от стенок ящика не меньше как на l 1/2 — 2 см. Внутри ящика, по плану, пока
занному на чертеже 3, устанавливают лист белой жести, изогнутый, как показано на чертеже жирной линией. Жесть эта будет исполнять роль ре
флектора. Теперь отверстие в передней стенке ящика затягивается листом папиросной бумаги для рассеивания света. Еще лучше — лист папиросной бумаги не приклеивать вплотную, а, наклеив на от
дельную рамочку, прикрепить на петельках в виде дверки. Это нужно для того, чтобы можно было ввинчивать и вывинчивать лампочки, не разрывая для этого папиросную бумагу; этим же избегается необходимость делать дополнительную дверку в крышке или донышке фонаря для смены ламп.
В таком виде фонарь готов, и остается, поставивши на свое место фото-камеру, начать работу. При этом могут обнаружиться щели, поэтому на
вес [a, b, с] и выступ донышка [D] надо оклеить какой-нибудь пушистой черной материей — лучше всего плюшем или бархатом. В выступающей части
Черт. 3.
Черт. 4.