степени навязла в зубах. В то время, как в Химфармторг̕ е размер 50—60 см продавался по 56 коп. лист, означенные организации торговали по двойной и тройной цене.
Мы подробно остановили внимание читателя на цифрах и на сравнении цен, чтобы в доста
точной мере обосновать нашу кампанию за снижение цен на фото-товары.
Не нужно забывать, что в настоящее время основным потребителем фото-материалов является или государственное и научное учреждение, или рабочий и служащий, или фотограф-кустарь.
В настоящее время, когда при многих рабочих клубах устраиваются фото-кружки, когда любитель
ская фотография приобретает актуальное значение в советской общественности, когда она иллюстри
рует стенгазету и проникает в деревню, — пора понять, что фото-материалы по своей цене должны быть доступны карману рабочего и служащего. Мы надеемся, что в ближайшем номере „Совет
ского Фото“ мы будем иметь возможность отметить, что советское фото-производство прислушивается к общему темпу нашей жизни.
Г. К-х

НОВЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ФОТО ХИМИИ

В НАСТОЯЩЕЙ статье мы имеем в виду поделиться с читателями теми перспективами,
которые рисуются в ближайшем будущем в области фото-химии по повышению чувствительности негативного материала. Уско
ренный темп современной жизни, новые требова
ния, предъявляемые к фотографии и кинематографии, заставляют искать возможностей производства сним
ков с максимальной быстротой и независимо от условий освещения.
Оптические фабрики откликнулись сразу на этот зов жизни и в своем состязании в выпуске светосильных объективов дошли до рекордной светосилы Ф/1,5. Сказано ли здесь последнее слово — покажет будущее.
В общем, современное состояние фото-оптики и фото-химии рисуется в следующем виде: объек
тивы — светосилой Ф/1,5, и негативный материал (пленки, пластинки) — чувствительностью 22—24°
по Шейнеру, или около 800° по Хертеру и Дриффильду.
Такая комбинация дает возможность моментальных съемок даже при слабом дневном освещении, а ночных — при небольшой дуговой лампе.
В настоящее время ночные снимки, имеющие особенно важное значение в кинематографии, по
лучаются искусственным путем: их или делают при сильном дневном освещении и придают ночной вид окрашиванием позитива, или просто снимают в ателье так называемые „ночные сцены“.
Понятно, что оба эти способа несовершенны и нужно искать другие, которые действительно да
вали бы возможность производства ночных съемок. Другими словами, вышеуказанная комбинация объектива Ф/1,5 и пленки 20° Ш. — недостаточна. Оп
тика в своих достижениях пока, как будто бы, сказала последнее слово, и теперь очередь за фото-химией.
В способе изготовления самой бромосеребряной эмульсии как будто исчерпано все, что может дать современная наука, поэтому опыты повели по другому пути.
Несколько времени тому назад в немецкой кино-прессе промелькнуло сообщение, что Р. Кунтце удалось найти новый способ гиперсенсибилизации кино-пленок, благодаря которому сильно повы
шается их чувствительность, — никаких технических деталей при этом не было указано.
После этого мимолетного известия долго ничего не было, и дело, как будто, заглохло. Вдруг, в начале января текущего года в Берлинской „Mit
tags Zeitung“, „Lokal Anzeiger“ и других газетах появилось ошеломляющее сообщение, что одна немецкая фабрика вскоре выпустит пленки, чувствительность которых превысит теперешнюю в 8 раз.
В середине января „Lichtbildbühne“ дало еще более сенсационное сообщение с кричащими заго
ловками: — „В сорок раз большая чувствительность“ — „Действительно ночные снимки, благодаря новому методу гиперсенсибилизации пленок, неслыханные перспективы в съемочной практике!“ Далее шло описание сделанных по новому способу ночных снимков парижских и берлинских площадей с боль
шим количеством деталей и мягкими модуляциями в глубочайших тенях. На другом снимке, сделан
ном при маленькой электрической лампочке, на дощечке находящегося вдали автомобиля можно было разобрать надписи и т. д.
Из дальнейшего выяснялось, что всем этим мы обязаны новому идеальному способу гиперсепсибилизации, изобретенному Кунтце и его помощни
ком Сафра. Журнал предсказывает, что данное изобретение революционизирует всю световую технику.
Таким образом, как будто мы снова столкнулись с забытым уже методом Кунтце, но на этот раз с еще более заманчивыми обещаниями. К сожалению, снова изобретатель не дает никаких технических деталей. Известно лишь, что обыкновен
ная негативная пленка обрабатывается до съемки, при абсолютной темноте, в каких-то анилиновых красителях и затем сушится при определенной тем
пературе. Этими операциями не только повышается чувствительность пленки, но одновременно она превращается в панхроматическую. Единственный недостаток гиперсенсибилизированной пленки — необходимость быстрого ее использования, во избе
жание вуалирования. Изобретатели утверждают, что и в этом отношении они достигли больших успехов, доведя сохраняемость пленок от первоначальных 4 часов до месяца.
Изобретение это, как сообщает журнал, принято одним большим пленочным концерном для реализации.
Так повествуют вышеуказанные газеты и журналы. „Photographische Chronik“, однако, рекомен
дует относиться к этим сообщениям с некоторым скептицизмом и спокойно выжидать дальнейших событий.
Если все эти обещания действительно будут осуществлены, то перед фотографией откроются новые широчайшие перспективы; вместе с тем вся техника работы в корне изменится. Отпадет надобность в дорогих дуговых лампах, раз можно сни
мать при обыкновенной 40-свечной электрической лампочке, не нужны станут дорогие светосильные объективы, если можно работать с простой ланд
шафтной линзой и т. д. В тех же случаях, когда сочетают пленки или пластинки чувствительности,