Редакцией получено следующее письмо за подписью
тов. М. И. Ульяновой:
«„Советскому Фото“ ко дню годовщины шлет привет „Рабоче-Крестьянский Корреспон
дент“! Горячо желаем Вам успеха в области распространения фото-знаний среди рабочих и крестьян. Крепите связь с рабселькорами, содей
ствуйте тому, чтобы фотография, сопровождающая рабселькоровскую корреспонденцию, фо
тография в стенгазете, фото-кружок при рабочем клубе и избе-читальне — стали обычным явлением!»
скажем, 80° Ш, или 24000° X и Д — со светосилой объектива Ф/1,5, то перед лицом фотогра
фии ничто не останется скрытым, или, по образному выражению журнала, „можно будет снять момен
тально в туннеле борющихся негров или черную кошку в угольном ящике“.
„Photofreund“, который относится к этим сенсациям так же, как и „Photographische Chronik“, до
вольно осторожно, одновременно сообщает, что фото-химиками Герца также ведутся весьма удач
ные опыты повышения чувствительности пленок по их собственному методу.
Все сказанное показывает, что вопрос громадного скачка в повышении чувствительности негативного материала стоит на очереди и в ближайшем будущем будет разрешен. Незначительный толчок, малейшая случайность, — и последние преграды будут преодолены.
В сущности, над этим вопросом работают не со вчерашнего дня. Пересенсибилизация негативного материала занимает уже давно фото-химиков. В бро
шюре „Kodak-Eastman Panchromatic Nеgative Film for Motion Pictures“ этот процесс описывается так: „Пересенсибилизацией аммиаком можно панхроматической пленке придать чувствительность Super-Speed (наивысшая чувствительность). Пленка погружается на 1 1/2 минуты в 4% раствор аммиака, при температуре в 10°Ц, и после этого сушится, как можно быстрее. Не только повышается
На странице 135 помещено фото Н. ОЗЕРОВА (Киев): „Женский портрет“. На странице 145 — фото Н. ВЛАСЬЕВСКОГО (Москва): „Двойной прыжок“.
общая чувствительность пленки, но и повышается ее чувствительность к красному и зеленому цвету. К красному цвету она повышается в 3—4 раза,
особенно если съемка производится через красный светофильтр. Препарированная таким образом пленка не может сохраняться больше недели или нескольких дней. Готовые пересенсибилизирован
ные пленки продаются Компанией Кодак (по цене, несколько повышенной)“.
Мы имеем следы еще более ранних опытов в этом направлении. Несколько лет тому назад С. М. Буркс повышал чувствительность ортохро
матических пластинок для авиационных съемок, предварительно обрабатывая их 4 минуты в сле
дующей ванне: 35 куб. см аммиака, 250 куб. см
алкоголя и 750 куб. см воды. Результатом было не только повышение общей чувствительности на 100%, но, в частности — повышение чувствительности к красному свету на 400%. Сохраняемость таких неэкспо
нированных пластинок была также невелика: спустя неделю, а иногда даже и раньше, на них уже появлялась вуаль. Следует отметить еще то, что обыкновенные, неортохроматические пластинки путем пересенсибилизации не поддаются повышению чувствительности.
Несколько позже американским „Bureau of Standards“ была предложена несколько иная обработка. Пластинки погружаются на 4 минуты в смесь из 20% аммиака (3 части), 95% алкоголя (25 ча
стей) и воды — 75 частей. После этого пластинки быстро высушиваются электрическим вентилято
ром. Чувствительность к белому свету повышается почти вдвое, а к красному — в 5 раз. Лучшие результаты получаются при обработке в 3,5% аммиачной ванне без прибавления алкоголя, но в этом
случае пластинка очень быстро вуалируется. Правда, вуали можно отчасти избежать, если не затягивать проявление.
В новейшее время были проделаны аналогичные опыты в Италии, давшие также благоприятные результаты.
Таким образом, можно считать твердо установленным, что путем пересенсибилизации можно достигнуть значительного повышения чувствительно
сти негативного материала. В указанных нами
случаях это повышение достигает для белого света до 2 раз, а для красного —до 5.
В начале этой статьи мы говорили об обещании Кунтце и Сафра дать повышение в 40 раз. Конечно, между 5 и 40 — дистанция огромная, и здоровая критика здесь весьма уместна, хотя, с другой стороны, тот факт, что изобретение это принято для реализации большим пленочным концерном — говорит за серьезность его.
Во всяком случае, заграничные фотографы и кино-операторы имеют основание ожидать, что не сегодня-завтра — они получат новый негативный
материал чрезвычайно высокой чувствительности, который вызовет ломку во всем фото-деле. Тогда наша техническая отсталость выступит еще ярче.
А пора бы и нашим производственникам подумать об улучшении качества их продукции. В научном отношении мы достаточно богаты. Не нужно забывать, что наша промышленность имеет такое учре
ждение, как Научно-Техническое Управление ВСНХ СССР с крупными научными силами. А многие ли из наших фото-производственников туда обращались?
Г. К—X