Что пишут за границей о нашем журнале

К НАШИМ ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

Один из лучших английских фотографических журналов — „The Camera“ („Камера“), издающийся в Дублине (Ирландия), перепечатал на обложке своего апрельского № за 1927 г. фотографию из № 7 „Советского Фото“ за минувший год и отвел в тексте под описание этой фотографии одну стра

ницу, озаглавленную: „Sovietskoe Foto“. На этой странице журнал пишет:

„Мы с удовольствием отмечаем получение нескольких номеров „Советского Фото“, очень интересного ежемесячного журнала, посвященного фотографии, издаваемого Советами и выходящего в Москве. Задачей этого журнала, также как и „Тhe Camera“, является способствовать развитию фотографического искусства и техники.
Номер журнала имеет 32 страницы, включая обложку; журнал содержит не столько живописные, сколько замеча
тельные фотографии. Одна из фотографий, которую мы воспроизводим, представляет собою, без сомнения, самый драматический и трагический снимок, когда-либо нами ви
денный. Снимок этот сделан охотником в степях Африки. Фотография изображает победную скачку львицы на спине зебры; ужас виден в фигуре несчастного животного, тщетно пытающегося избежать ожидающей его участи. Перед зрителями — королева джунглей, символ свирепости и жесто
кости, и нс требуется воображения, чтобы попять, что через мгновение клыки львицы вопьются в горло зебры, и животное упадет от истощения сил.
Ни один художник не смог бы написать кистью такой реалистической картины Это — шедевр фотографической камеры, ужасный в своем трагическом величии.
„Советское Фото“ — журнал, который мы сердечно приветствуем. Он имеет тираж в 14.000 экземпляров и, надеемся, выполнит назревшую задачу и принесет пользу в России“.
(„The Camera“, April 1927, Dublin)
Неудержимо совершенствующаяся техника светописи, неустанная творческая работа фотографов-художников, наконец,
задачи момента, задачи непрерывного движения жизни — все это поставило фотографию на самое видное место в ряду различных и многообразных способов иллюстрирования Действительно, как часто ни кисть живописца, ни даже быстрый карандаш опытного рисовальщика — не могут уловить нужного момента, мимолетной сцены, острого выражения, и художник должен обра
титься к своей памяти, должен комбинировать воспоминания
с действительностью, не имея, таким образом, возможности не привнести в свое произведение фантазии и вымысла. Фотогра
фический же аппарат в руках опытного и талантливого мастера является тем острым зрением, которым смотрит художник-творец на окружающий мир, фиксируя в нем самые яркие, интересные и эффектные моменты объектнвом, почти непогрешимым в своей точности и определенности Недаром на страницах современных журналов с таким неуклонным стремлением фото-картины вытесняют репродукции картин и рисунков работы художников-живописцев
Работа Капустянского (Ташкент) „Дозор“ (2-я выставка фото-репортажа) переносит зрителя в необъятные просторы Туркестана, под зной лучей средне-азиатского солнца. Взгляды как пешего наблюдателя, так и сидящего на корабле пустыни —
верблюде, напряженно устремлены вперед. Туземный колорит, местная природа, даже туркестанский воздух — все схваченоостро и ярко
На другом снимке представлены фото-репортеры за работой. На Красную площадь для съемки первомайской демонстрации в годы гражданской войны пришли фо
тографы, вооруженные самыми разнообразными аппаратами.
В центре группы стоит покойный А. И. Савельев, подававший большие надежды, пресеченные так рано пришедшей смертью. Снимок интересен, как массовая жанровая сцена из жизни про
фессиоиалов-фотографов, связанных с нервной и интенсивной газетно-журнальной работой. Снимок сделан на фоне Кремлев
ской стены, проработан довольно хорошо, но трактовка сюжета не выходит за пределы обычных профессиональныx приемов.
Гораздо более интересной с этой точки зрения представляется другая жанровая картина А. Самсонова — „Дети первого
мая“ (Москва, 2-я выставка фото-репортажа). Два мальчугана смотрят в открытое окно на Советскую площадь, где многочисленные толпы трудящихся проходят со знаменами, приветствуя международный праздник пролетариата, день надвигаю
щейся весны. Эффектно это сочетание праздника с фигурками детей, выявленными во всей их интимности на фоне общественной картины. Превосходное использование переднего плана.
Портретная фотография работы киевского фотографа Н. Озерова (выставка А. Р. М. У.) изображает на снимке лицо красивой женщины со спокойным, несколько меланхоличным взглядом. Поза естественная, без напряжения, не чувствуется искус
ственной посадки. Удачен фон и обстановка. Следует отметить, что фотографу хорошо удалось представить лежащую на книге руку, что, как известно, часто служит камнем преткновения как для художников-живописцев, так и для светописцев. Хотелось бы видеть снимок немного мягче.
Балетно-акробатический сюжет Н. И. Власьевского, получивший вторую премию на выставке „Искусство движения“ в 1927 г. в Государственной Академии Художественных Наук —
„Двойной прыжок“. Две фигуры представлены в воздухе и. являют зрителям прыжок в выси, граничащий с полетом. Фигуры взяты почти против света, силуэтом и благодаря до земли опу
щенному аппарату получилась эта эффектная пластическая композиция. Снимок лишний раз свидетельствует о новом и пра
вильном подходе нашей современности к искусству движений здорового человека.
В настоящем номере помещены две пейзажных работы. „У пруда“ И. Ярославцева (Москва). Тема не нова: ивы, ветлы, склоненные к воде, типичны для нашего пейзажа и много раз служили мотивом для художников. Однако, в немалую заслугу фотографу следует поставить прекрасную проработку,
благодаря которой ему удалось в снимке, сделанном против, света, дать не просто силуэтное (черное) изображение, но и выявить детали, что технически нс так просто.
Поэзия тихой заводи, сонной воды и летнего жаркого дня представлены на снимке И. Бохонова (Москва) „Заводь“. Снимок является увеличением с негатива, сделанного маленькой
камерой 4,5 × 6 см, и лишний раз показывает, каких результатов можно достичь с подобным форматом.
На картине X. Торренса (Питсбург, Сев.-Американские Соедин. Штаты) изображена типичная улица американского города наших дней: громадные небоскребы заслоняют свет солнца, не
прерывное движение автомобилей, автобусов и уличной толпы — весь сумасшедший темп американской жизни. Архитектура этих
железо-бетонных громад передана фотографом прекрасно, все трудности передачи воздушной перспективы преодолены и все необходимые детали архитектурных замыслов сохранены, несмотря
на то, что снято, видимо, моноклем. Снимок озаглавлен „Рука человека“, что поистине передает смысл и сущность сюжета, в котором человек является творцом и хозяином жизни.
На обложке в униссон с политическими событиями изображена головка китайчонка работа американского фото-корреспондента. Лукавые глазенки смотрят весело на свою просыпающуюся родину.

А. Иванов-Терентьев