Значительная часть работы выпадетъ и на долю насъ, женщинъ.
Сейчасъ мы наканунѣ своего большого женскаго праздника, долго-жданнаго равноправія.
Равноправіе. Какъ гордо и красиво звучитъ это слово для женскаго уха, какой широкій горизонтъ, сколько новыхъ путей лежитъ передъ нами!
Равноправная женщина бодро и увѣренно возьметъ на свои плечи вмѣстѣ съ новыми правами и новыя обязанности, свою долю работы для общаго блага.
Въ область преданія отойдетъ безпросвѣтная тягота женской жизни въ крестьянскомъ, въ фабричномъ быту. Вспоминая слова Некрасова:
— «Доля ты — русская долюшка женская.
Врядъ-ли труднѣе сыскать,» — мы будемъ говорить съ грустью: «такъ было» и съ радостью добавимъ: «но больше не будетъ».
Великая задача стоитъ передъ нами, интеллигентными женщинами; мы должны помочь своимъ сестрамъ скорѣе забыть это мрачное прошлое. Свободныя со свободными мы подѣлимся тѣмъ, чего у насъ больше: дадимъ имъ знанія, пробудимъ ихъ сознаніе, направимъ ихъ умъ и волю къ творческой работѣ, къ участію въ новой жизни.
И прежде всего мы должны сами стать другими: достойными свободы, заслуживающими равноправія, новыми, свободными женщинами.
Вы не пугайтесь моихъ словъ: я вовсе не хочу сказать, что всѣ мы обязаны совершать подвиги, — это удѣлъ из
бранныхъ. Не представляйте себѣ, что я предлагаю вамъ отреченіе отъ своей личной жизни; отнюдь нѣтъ, это по плечу только тѣмъ, кто «можетъ вмѣстить». А намъ, сред
нимъ рядовымъ женщинамъ-интеллигенткамъ, надо только усвоить себѣ нѣсколько простыхъ истинъ и проводить ихъ въ жизнь.
Намъ надо никогда не забывать, что «каждый достойный называться человѣкомъ, долженъ имѣть охоту и способность къ труду» (Смайльсъ).
Тотъ же философъ утверждаетъ, что «половина препятствій на жизненномъ пути создается привычкой къ безпечной праздности», почему и надо, чтобъ эта «милая привычка» отошла въ область преданія вмѣстѣ со старымъ режимомъ.
Новая женщина должна упорно развивать въ себѣ волю, ибо, по словамъ Бальзака, «воля — это выраженье побѣды, ежеминутно одерживаемой надъ инстинктами, надъ сломленными ею стремленіями, надъ неразумными желаніями, препятствіями...
Мы должны стать добрыми, зная, что «доброта не слабость». Тогда и отношеніе новой свободной женщины ко всѣмъ окружающимъ постепенно, но рѣзко измѣнится.
Развѣ не позоръ для насъ, что на митингѣ домашней прислуги была вынесена резолюція, одинъ изъ пунктовъ которой гласилъ приблизительно слѣдующее: «требовать вѣжливаго обращенія!»
Думаю, что многія изъ насъ покраснѣли отъ стыда, читая эти слова. Подумайте, только вѣжливаго обращенія.
Врядъ-ли мы часто задумывались надъ положеніемъ нашей прислуги, но, навѣрное, никто не возразитъ, если я скажу, что этоть трудъ невѣроятно тяжелъ, потому что совершенно исключаетъ возможность какой-бы то ни было личной жизни. Это настоящее рабство.
Конечно, всему есть историческія причины. Вѣдь, нѣтъ
худшаго господина, какъ прежній рабъ, а женщина всѣхъ сословій и положеній такъ долго была рабой и вещью. Насъ стѣсняли, и мы были рады, что есть кто-то, кого и мы можемъ прижать; надъ нами смѣялись, относились къ намъ, какъ къ низшему существу, и мы срывали боль униженій на тѣхъ, кто всецѣло зависѣлъ отъ насъ. Всегда подневольныя, зависимыя, мы привыкли лгать на каждомъ шагу, и въ то же время требовали отъ прислуги правдивости и честности. Мы искушали ихъ своей «безпечной празд
ностью», изобиліемъ и роскошью, пріобрѣтенной не всегда красивыми путями, и называли ихъ воровками, если ихъ соблазняла какая-нибудь ленточка или лакомство.
Отъ скуки мы занимались благотворительностью, создавъ безсмертный типъ «дамы-патронессы» и отворачивались отъ настоящей неприкрытой нужды, — она дѣйствовала намъ на нервы.
Мы искусно раскрашивали свои лица и волосы, чтобъ блистать, нравиться и побѣждать; тратили безумныя
деньги на наряды и мелочи, потому что мы не знали имъ цѣны, мы ихъ не зарабатывали.
Мы были плохими матерями, потому что материнство мѣшало намъ жить, — такъ уродливы были формы жизни.
Однѣ изъ насъ не хотѣли дѣтей, потому что ихъ появленіе нарушило бы ихъ легкую и красивую жизнь самки-хищ
ницы; другія, стиснувъ зубы отъ муки, не позволяли себѣ и мечтать о ребенкѣ, потому что онѣ не могли бы прокормить его.
Такъ было, но такъ не можетъ быть больше, и это въ нашихъ рукахъ.
Вѣдь, никакіе законы не дадутъ намъ равноправія, пока оно не прошло въ наше сознаніе; мы останемся рабами, пока не освободимся отъ рабскихъ привычекъ, наклонностей, пороковъ.
Сбросимъ съ себя оковы лжи, притворства, продажной любви, презрѣнія къ слабымъ, преклоненія передъ грубой силой; отрѣшимся отъ нашей мелочности, нерѣшительности, неувѣренности въ себѣ, пассивности.
Свободная Россія нуждается въ новыхъ женщинахъ: дѣятельныхъ, сильныхъ, правдивыхъ и великодушныхъ. И для того, чтобы скорѣе явились эти новыя, прекрасныя женщины, надо сразу, сейчасъ-же браться за работу. Учи
тесь сами и учите! Вотъ теперь скоро наступаетъ лѣто, многія изъ насъ уѣдутъ на дачи, въ деревню. Какая тамъ масса живой неотложной работы!
Сейчасъ организуются спеціальныя группы учащейся молодежи, которыя ставятъ своей цѣлью ознакомленіе деревни, а въ частности деревенскихъ женщинъ съ полити
ческими вопросами, съ той задачей, которую имъ предстоитъ выполнить, принимая участіе въ выборахъ въ Учредительное собраніе.
Каждая изъ насъ должна принять посильное участіе въ этомъ серьезномъ дѣлѣ, совмѣстивъ свой лѣтній отдыхъ съ работой просвѣщенія и освѣдомленія деревни.
Но, чтобы учить кого-нибудь, надо непремѣнно твердо знать то, чему хочешь учить, и еще знать такъ же опредѣ
ленно, какъ надо учить. Теперь этому горю помочь совсѣмъ не трудно: посѣщайте чтенія, лекціи, собранія, наконецъ,
организуйте кружки для освѣдомленія интеллигентныхъ женщинъ по вопросамъ текущаго момента, пригласите хорошаго лектора и въ непродолжительномъ времени вы будете вооружены всѣми необходимыми знаніями.
А. Шереметьева.


Какое вліяніе окажетъ война на положеніе женщинъ.


Шведская газета «Афтонбладетъ» въ Стокгольмѣ обратилась къ нѣкоторымъ болѣе или менѣе извѣстнымъ женщинамъ съ двумя вопросами: 1) возможно ли, чтобы женщины и послѣ войны остались на тѣхъ же мѣстахъ работы, которыя они заняли вслѣдствіе ея? и 2) можетъ ли это рас
ширеніе области женской дѣятельности оказать вліяніе на завоеваніе женщинами равноправія?
Между отвѣтами, полученными газетой на эти вопросы (анкета была произведена въ февралѣ с. г.) — особенно вы
дѣляется мнѣніе финской общественной дѣятельницы (шведки) г-жи А. Фурухьелмъ изъ Гельсингфорса.
Первый вопросъ г-жа Ф. склонна разрѣшать утвердительно.
Во-первыхъ, — говоритъ она — надо будетъ заполнить тѣ пустыя мѣста на фабрикахъ и заводахъ, на которыя уже не вернутся оставшіеся на поляхъ битвъ и искалѣченные мужчины; во-вторыхъ тѣ, усовершенствованія, которыя внесла война въ области машиностроенія, неминуемо повле