ПРОБЛЕМА КАДРОВ

Овладеем высотами культуры

Факт, что 1935 год стал для советской фотографии годом поворота к крутому подъему, — эго факт уже бесспорный.

Что сдерживает резкий подъем фотоискусства на данном этапе?

Прежде всего низкая культура работников фотоискусства, в первую очередь — фоторепортеров.

Этот тезис далеко не нов. Его повторяют при каждом удобном и неудобном случае; вокруг него вращалось все обсуждение выставки московских мастеров; похоже, что этот тезис уже начинает становиться трюизмом (избитым, приевшимся положением).

Не пора ли переходить от слов к делу? Не пора ли начать создавать те организационные и материальные предпосылки, которые вели бы к повышению культуры людей фотоискусства.

В этом направлении Союзфото осуществляет одно мероприятие большого принципиального и практического значения: введение аттестаций и характеристик фоторепортеров. Проработка этого мероприятия еще не закон

чена; поэтому сейчас время изложить на страницах нашего журнала то, что намечено, чтобы широкий актив фоторепортеров и фотокоров мог обсудить это и высказать свое мнение.

С 1 сентября в Союзфото введена новая система повышенной оплаты для фоторепортеров. Она является первым опытом внедрения качествен

ной расценки труда, в противовес везде и всюду существующей «штучной» оплате негатива (и «вкусовщине» в его оценке).

Для того чтобы применять новую оплату, нужно разбить фоторепортеров по категориям в зависимости от квалификации.

Тов. Гришанин и т. Межеричер совместно разработали проект характеристики для каждой категории, их намечено четыре.

На наш взгляд, значение этих характеристик выходит далеко за пределы «тарифного мероприя

тия». Это профиль того, чем должен быть фоторепортер; это — очертания фоторепортера третьей пятилетки; это — тот уро

вень, до которого еще не поднялись наши кадры, но до которого их нужно поднять как можно скорее.

Какие принципы положены в основу «табеля»? Принципы следующие:

а) должна существовать серьезная разница между категориями — никакой обезлички.

Граница между фоторепортером III категории и фотокором-любителем заметна и легко переходима; зато дальше переходы достаточно резки;

б) от всех категорий требуется прежде всего: хорошо разбираться в политике партии и знать нашу родину — ее административное и экономическое строение. Фоторепортер — работник мо

гучего аппарата, пропагандиста и организатора пролетарской печати, — поэтому первое, что требуется от него, это ясное общественное сознание, широкий политический кругозор;

в) требуется достаточное общее образование, к которому у верхних категорий добавляются эле

менты (пока еще только элементы) художественнотеоретического образования;

г) при переходе от низших категорий к высшим разница между работниками все более переносится из технической плоскости в творческую. Различие между первой и высшей категориями в технической опытности — незначительно, по журнали

стским данным — вообще отсутствует, зато резко выступает в творческих показателях. Это означает, что мы придаем огромное значение твор

ческому элементу в работе «фоторепортера, — иными словами, хотим, чтобы «фоторепортаж был полноценным искусством (вопреки нытью некоторых «разочарованных душ»);

д) наконец, то, что привлекает наибольшее внимание всех работников: общий высокий уровень образовательных, теоретических и творческих тре

бований. — «Позвольте, — могут заявить нам, — да ведь этак придется снизить на одну, а то и на две категории всех нынешних «фоторепортеров».

Всех — не всех, а кое-кого, действительно, придется «снизить». И это очень хорошо: такое временное снижение должно послужить трампли

ном, разбегом к дальнейшему новому повышению, но уже на основе крепкой учебы и роста. Система этой учебы будет немедленно создана — это есть неотъемлемая сторона профилировки.

В СССР создается новое массовое искусство фотографии — более высокое, ценное, чем немощное фотоискусство капитализма. Центральной фигурой советского фотоискусства является фоторепортер.

Довольно кустарей, дилетантов, самоучек, мел

котравчатых ремесленников, пассивных «щелкунов», невежественных пушкарей! Требуем от советского фотохудожника высокой культуры, тех

нического опыта, политического кругозора, творческой активности!