О. Бескин
Главный инспектор по изоискусствам при НКП РСФСР

Фотоискусству — квалифицированные кадры

Мое твердое убеждение, что высшее фотографическое образование в нашей стране абсолютно необходимо. Подход к фотографии только как к техническому средству изображения — неправилен. Фотография обладает возможностями композиции, возможностями выявления светотеневых от
ношений. Использование этих двух замечательных свойств опытным, хорошим мастером превращает фотографию в произведение искусства.
Пусть фотография не обладает еще способностью передавать цветовую гамму. А тончайшие произведения графики? А превосходные работы, сделанные китайской тушью? Передача нежнейших оттенков черного и белого есть в сущности игра цветом.
О кинокадре говорят как о произведении искусства. Здесь нет больше споров. Но что такое кинокадр? Прежде всего фото, где материал организован и сделан композиционно. Наличие элементов композиции в фотокадре, его, если можно так сказать, художественное звучание, —
ясно говорит о том, что мы имеем здесь все элементы искусства. Итак, первый тезис: пора отстаивать фотографию как искусство.
Второй тезис: нельзя смешивать фотографию с живописью. Надо помнить, что это два самостоятельных рода, два раздельных вида искусства. Это не значит, что фотография не может быть использована в живописи. Крупнейшие художники-живописцы пользуются фото
графией. Плохо только, если они воспринимают и используют ее натуралистически, пассивно.
Во многом еще «художественная» фотография на нынешней стадии не освободилась от нарочи
той прикрашенности, прилизанности. Еще сильны традиции старых «ателье». Советский фоторепортаж яркий, полнокровный, глубоко и разнообразно показывающий нашу изумительную действительность, поднимается на уровень подлинной художественности, но и эта фотография имеет
свою специфику, отличную от живописи. Нужно подчеркнуть еще раз, что в природе фотографии и живописи лежат разные специфики, и в отно
шении того и другого вида изобразительного искусства нужны разные подходы. Фотографический вуз будет служить дальнейшему размежеванию и вместе с тем связи этих искусств.
Я бы считал не совсем правильным наименование «фотохудожник». Это отбрасывает мысль к «художественным ателье». Мне кажется, что пра
вильнее было бы создать при фотографическом вузе небольшое отделение станковой фотографии. На это отделение должны быть отобраны чрезвы
чайно тщательно творчески наиболее одаренные люди. На этом отделении мастера в совершенстве овладевали бы искусством композиции, органи
зацией кадра, работали бы над созданием идей
ных, монументальных фотокартин с сохранением их специфики, несвойственной живописи.
В первую очередь, однако, фотографический вуз должен готовить высококвалифицированных мастеров фоторепортажа. Мы имеем огромный недобор культурных, политически и художествен
но грамотных фоторепортеров, умеющих творчески и обобщенно раскрыть тему, заставить объектив видеть явления и людей глазом художника. Это большое искусство.
У нас недостаточно грамотно умеют снять репродукцию с живописной картины или заснять скульптуру. Не учитывают цвет и свет, пока
зывая произведения живописи и скульптуры на фото плоско, безжизненно, без учета светотеней, фактуры, игры красок. Фотографический вуз должен, очевидно, подготовить также кадры квалифицированных мастеров, репродукционной фотографии.
Совершенно ненормальным надо считать тот факт, что до настоящего времени у нас нет специального подлинно художественного по содержанию и оформлению журнала, посвященного про
блемам фотоискусства и показу выдающихся работ мастеров фотографии.
А. Гринберг

Вуз нужен в первую очередь нам самим

Не может быть сомнения в том, что нам необходимо высшее учебное заведение по фотоискус
ству. Необходимо только возможно скорее реализовать этот давно поставленный вопрос.
На Западе такие вузы существуют давно. Наиболее интересный из них — Мюнхенский, который имеет уже более, чем 30-летний опыт работы. Было бы небесполезно запросить программу Мюнхенской школы и привлечь к составлению программы нашего будущего вуза учеников Мюнхенской школы, например, т. Пашкевича.
Наш фотовуз должен иметь 2 факультета: педагогический и творческий. Мы ощущаем острый недостаток в фотографах-педагогах и поэтому необходимо немедленно начать их подготовку. Твор
ческое отделение должно готовить художниковфотографов фоторепортеров и работников технической фотографии.
В программу вуза для всех отделений должны быть включены такие предметы, как фотохимия, фототехника, фотометрия, изготовление фотомате
риалов и т. д. В настоящее время стоит вопрос об организации фотофакультета при Государствен
ном институте кинематографии (ГИК). Я считаю это не совсем правильным. За границей везде и всюду существуют фотовузы, а при них факультет кинооператоров. Правильнее было бы реор
ганизовать ГИК в фотоинститут и сохранить в нем факультет кинематографии.
Какие требования должны мы предъявить к нашим кадрам фотографов-художников? Большинство из нас пойдет в новый вуз учиться, доучи
ваться или переучиваться. Наши кадры в большинстве своем не имеют систематического законченного образования — отсюда много ошибок и
шатаний в работе. Новый вуз нужен в первую очередь нам самим.