СОБЫТИЯ В РОРЕЕ
	СООБШЕНИЕ ГЛАВНОГО КОМАНДОВАНИЯ НАРОДНОЙ АРМИИ
	ПХЕНЬЯН, ПШ. (ТАСС). В пере-
данном сегодня сообщении Главного
командования Народной армии` Ко-
рейской Народно-Демократической
Республики гогорится, что на всех
	*
участках фронта части Народной
армии совместно с китайскими до-
бровольцами продолжают вести оже-
сточенные бои с противником, нано-
ся ему значительные потери.
	ПАМЯТИ
ВЛАДИМИРА
МАЯНОВСНОГО
	ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР
В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
	апреля исполняется 21-я Ггодов-
щина со дня смерти талантливейшего
поэта нашей эпохи Владимира Мая-
ковского В этот день в Большем
згле Политехнического музея состо-
ится литературный вечер, посвящен-
ный его творчеству. Председатель-
ствует лауреат (Сталинской премии
А. Софронов.

В программе вечера—выступления
лауреатов Сталинской премии Н.
Асеева, С. Кирсанова, А. Суркова,
М. Луконина, Л. Кассиля, писателей
М. Львова, Л. Никулина, В. Пер-
цова, С. Смирнова. На вечере также
выступят находящиеся сейчас в
СССР французские писатели Лун
Арагон и Эльза Триоле и чилийский
псэт Пабло Неруда.

Стихи Маяковского прочтуг лау-
реаты Сталинской премии народный
артист СССР И. Ильинский, В. Бе-
локуров, В. Попова, а также масте-
ра художественного слова С. Бала-
шов, Б. Моргунов и Г. Сорокин.
	ГАСТРОЛИ
МОСКОВСКИХ
ТЕАТРОВ
	Этим летом московские театры бу-
дут показывать свои спектакли в
столицах союзных республик, в круп-
ных промышленных пентрах, на Ку-
рортах страны.

К иваново-вознесенским  текстиль-
щикам приедет коллектив  Художс-
ственного театра. В Киеве, Харькове
п на курортах группы Кавказских
минеральных вод будет гастролиро-
вать Театр драмы. Во Львове и Ри-
ге состсятся спектакли театра имени
Моссовета. Театр Ленинского комсо-
мола едет в Свердловск, театр име-
	ни Пушкина — в Горький и Ленин-
град,. Центральный театр транспор-
та — в Магнитогорск, Челябинск и
	Молотов, театр Советской Армии —
в Днепропетровск, а затем в Сочи.
	Творческий вечер
молодежи ГАБТ СССР
	Большим событием в жизни мсс-
ковских театров является смотр
творческой молодежи.

Активно участвуют в смотре <соли-
сты оперы, балета и оркестра Боль-
юго театра. Они выступали в опер-
ных и балетных спектаклях «От все-
го сердца», «Иван Сусанин», «Борис
	Годунов», «Пиковая дама», «Евге-
ний Онегин», «Лебединое озеро»,
«Медный всадник», «Красный мак»

и др.
	Сегодня в Доме актера Всерос-
сийского театрального общества уст-
раивается творческий вечер солистов
— Участников смотра молодежи. На
вечере выступят артисты В. Фирсо-
ва, Е. Смоленская, И. Михайлов, М.
Плисецкая, Р. Стручкова и другие.
	ФУТБОЛЬНЫЕ
МАТЧИ
В МОСКВЕ
	Московские футбольные коллекти-
вы готовятся к предстоящему розы-
грышу первенства столицы. Перед
началом календарных игр состоится
ряд товарищеских матчей. -

В ближайшее воскресенье на ста-
дионе «Метрострой» будут проведе-
ны первые игры. Состоится восемь
матчей мужских, молодежных и юно-
шеских команд, а также. команд
старшего возраста. Встретятся фут-
болисты «Металлурга» и «Merpo-
строя».

В воскресенье футболисты «Слар-
така» на Ширяевом поле проведут
матчи с командами «Трудовых резер-
вов». На Автозаводской, 6, состоится
встреча команд «Торпедо» — Мясо-
комбинат им. Микояна, на стадионе
«Крыльев Советов» ‘в Мейеровском
проезде команды хозяев поля
встретятся с футболистами ИДСА,
команды фабрики им. Калинина при-
нимают на своем стадионе (Варшав-
ское шоссе) футболистов первого
исдшипникового завода им. Кагано-
вича.

te
	Вчера в Киеве состоялся очеред-
ной матч на первенстро СССР по
	футболу. Встретились местные дина-
	мовцы с рижской «Даугавой». Побе-
	дили рижане со счетом 4: 2.
	Отстранение Макартура от должности верховного
главнокомандующего на Дальнем Востоке
	НЬЮ-ИОРК, 11. (ТАСС). Прика-
зом президента Трумэна Maxaptyp
отстранен от должности верховного
главнокомандующего на Дальнем
Востоке. Причина смещения Макар-
	тура не публикуется в печати. По-
лагают, что Макартур отстранен
вследствие его неспособности спра-
виться с положением в Корее.
	японские трудящиеся протестуют
против ремилитаризации Японии
	выступает против проводимых аме-
	риканскими властями мероприятий,
связанных с восстановлением аэро-
дрома.
	Крестьяне деревни Томиока (се-
вернее Токородзава) заявили протест
против строительства американскими
властями военных сооружений в этом
районе. Они собрали тысячу подпи-
сей под требованием о заключении
всестороннего мирного договора.

Для расширения аэродрома в
Осиноцу, в префектуре Тоттори, аме-
риканские оккупационные власти на-
мерены использовать более 190 гек-
таров земли, принадлежащей кре-
стьянам четырех деревень, располо-
женных вокруг этого аэродрома. В
результате этого только в деревне
Накахама земли лишатся 100 хресть-
янских семей. Крестьяне создали ко-
митет по сбору подписей под пети-
цией протеста против  насильной
реквизиции земли американскими
военными властями.
	натравливая одну расовую группу на
другую. Предполагается даже разбить
негритянское население на отдельные
племена, чтобы  воспрепятствовать
быстро растушему единству трудя-
щихся.

Закон о создании гетто, говорится
в заявлении Индийского конгресса
Южно-Африканского Союза, основан
на расовом принципе и поэтому не-
навистен и оскорбителен для. всех
претных народов мира.
	ПЕКИН, 12. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Синьхуа, по сообще-
ниям из Токио, японские рабочне и
крестьяне выступают против строи-
тельства американскими оккупацион-
ными властями военных баз на тер-
ритории Японин. Американские окку-
пациэнные власти, в частности, вос-
станавливают бывший японский аэ-
родром в Токородзава (префектура
Сайтама). 2 тысячи рабочих компа-
нии электромоторов «Сиори» ведут
борьбу против восстановления аме-
риканнцами этого аэродрома под ло-
зунгом «Мы хотим заключения все-
стороннего мирного договора и про-
тестуем против вооружения Японии».
Администрация уволила заместителя
председателя профсоюза рабочих дан-
ной компании Омура и двух рабо-
чих. Трудящиеся ренительно проте-
стуют против этих незаконных уволь-
нений. В результате протестов тру-
дящихся городское собрание Токо-
родзава приняло решение, в котором
	ПРАГА, 12. (ТАСС). Koppection-
дент агентства Телепресс передает
из Кейптауна, что муниципальный
совет Иоганнесбурга намеревается
переселить 100 тысяч негров на ос-
нове закона об установлении опре-
деленного местожительства для раз-
личных расовых групп, который прн-
нят правительством Малана. Это пе-
реселение в негритянские, индийские,
малайские и китайские гетто помо-
жет властям усилить эксплоатацию,
	Гетто в Южно-Африканском Союзе
	В Венгерской Народной Республике с большим успехом проходит ме-
сячник советско-венгерской дружбы. Находяшаяеся в Венгрии делегация
	  посещает предприятия, научные учреждения, учебные заведе-
Члены делегации рассказывают трудящимся о жизни и достижени-
	ния, алены делегации расовазываею-т AP yee о аязания м доста аАсни-
ях советских людей. НА СНИМКЕ: уральский сталевар В. АМОСОВ
(справа) и венгерский металлург-скоростник Ф. ИОНО1Ы наблюдают
‘за ходом плавки в мартеновском цехе комбината имени Матиаса Рз-

KOInkK. евр Р WOWARORDITT ГГАСС
	Английские
империалисты
разоряют Данию
	К АНГЛО-ДАТСКИМ
TOPIOBbIM ОТНОПТЕНИЯМ
	КОПЕНГАГЕН, 12. (ТАСС). Из
опубликованных официальных дан-
ных явствует, что цены на англий-
ские товары, поставленные Дании с
августа 1949 года по декабрь 1950
года, в среднем возросли на 12 проц.
Пены на английские текстильные то-
вары, являющиеся одной из главных
статей датского импорта, возросли
на 18 проц

Газета «Ланд ог фольк», коммен-
тируя это сообщение, пишет: «За тот
же период цены на важнейшие статьи
датского экспорта в Англию (масло,
бекон и яйца) снизились в среднем
на 7 проц. Таким образом, в то вре-
мя как англичане повысили цены на
свои товары на 12 проц., они платят
меньше на 7 проц. за датские продук-
ты. Это обходится Дании в сотни
миллионов крон».
	«Вдохновенный пример
в великой битве
	за мир»
	Пультурные связи между
Советским Союзом
и Германской
демократической
республикой
	БЕРЛИН, 12. (ТАСС). Б Берлине
состоялся большой концерт, органн-
зованный Обществом германо-совет-
ской дружбы в связи с созданием
Союза немецких композиторов и в
честь пребывания в Берлине совет-
ской и других иностранных делега-
ций, принимавших участие в работе
учредительного заседания Союза не-
мецких композиторов,
	На концерте присутствовали: пре-
зидент Германской демократической
	республики Вильгельм Пик, предсе-
	патель Народной палаты Иоганнес
Дикман, премьер-министр Отто Гро-
теволь, заместитель премьер-министра
Вальтер Ульбрихт, глава советской
дипломатической миссии Г. М. Пуш-
кин, а также советские композиторы
Хренников, Шапорин, деятели куль-
туры и представители общественно-
сти Германской демократической рес-
публики.

С большим успехом были исполне-
ны произведения русской  классиче-
ской музыки и советских композито-
ров, в частности 4-я симфония Чай-
ковского, две части из 2-й симфонии
Хренникова и кантата Шапорина
«На поле Куликовом».
	Дневник
фенолога
	ПЕРВАЯ
ТРОЗА
	Последние дни ранней весны! В
лесу загустели кусты  орешника.
Рядом < бархатными сережками ты-
чиночных цветов на почках заискри-
лись красными огоньками пестики.
Орешник зацвел_ на 17 дней раньше
среднего срока. Желтой пудрой цве-
точной пыли осыпаются на ветерке
длинные пухлые ореховые сережки.
Ранний медонос!
	Лопнули первые почки на топо-
лях. Чист воздух апреля. А вчера с
утра на голубом небе  клубились
светло-кучевые облака, невиданные
москвичами с осени. После полудня
надвинулись сплошные тучи. Ударил
первый гром нынешнего года, свер-
кали молнии, брызнул дождь. Вче-
рашняя гроза прогремела на 21 день
раныне среднего срока. А в 1908 го-
ду она была только 31 мая. Сразу
как бы зеленым пухом  подерну-
лись вершины тополей на бульзарах,
зазеленели газоны, распускаются в
аллеях кусты спирен.

Весна спешит... По народному Ka-
лендарю, приметный «день — зажги
снега, заиграй овражки» наступает
только 14 апреля. А нынче снег в
полях стаял на полмесяца раньше
	срока
		СЕГОДНЯ
	В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
В. A. СЕРОВА
		ORO ? двух десятилетий работает ленинградский художник
В. А. Серов над картинами, отражающими жизнь и деятель-
ность великих вождей трудящихся — В. И. Ленина и
И. В. Сталина. Широкой известностью пользуются полотна худож-
ника «Приезд В.И. Ленина в Петроград в 1917 году», «В. И. Ленин
в штабе военного округа», «Штаб Октября», «И. В. Сталин на
Петроградском фронте». За картину «В. И. Ленин провозглашает
советскую власть» талантливый мастер живописи в 1948 году был
удостоен звания лауреата Сталинской премии. В этом году ему
присуждена Сталинская премия за картину  «Холоки У
	Сейчас в мастерской Серова в Ленинграде готовится несколько
новых работ. На одном из мольбертов ‘можно увидеть почти закон-
ченную картину. Темой ее является славная страница из биографии
товарища Сталина — первая ссылка в Новую Уду. Перед нами —
внутренний вид простой крестьянской избы. Разукрашенное ледя-
ными узорами окно говорит о лютой сибирской стуже. Молодой
Сталин, задумавитись, сидит с потухшей папиросой в руке. Увлечен-
ный работой, Иосиф Виссарионович не заметил, как миновала ночь
и наступило утро. Первый свет уже пробивается в комнату, а на
столе — еше не потушенная лампа, листы исписанной бумаги, кни-
ги, брошюры, газеты. В этой картине художник стремится за-
печатлеть образ пламенного революционера, стойкого и непоколеби-
мого борца за дело рабочего класса, воодушевленного верой в
	Алмазорв.
	грядущую победу народа.
ЛЕНИНГРАД.
	Охрана здоровья трудящихся Румынии
	сравнению © довоенным периодом со-
кратилась вдвое.
	работниками пунктов противоту-
беркулезных заболеваний в 1950—
1951 гг. слелано свыше 1 млн. 900
	тые. противотуберкулезных призивок.
В результате деятельности противо-
малярийных пунктов сократилось на
70 проц. по сравнению с 1949 годом
число случаев заболевания малярией.

Пятилетним планом развития на-
родного хозяйства предусматривается
дальнейшее расширение сети меди-
цинских и санитарных учреждений.
По министерству здравоохранения на
капитальное строительство до   ян-
варя 1956 года будет израсходовано
95 млрд. лей.
	БУХАРЕСТ, 12. (ТАСС). За пери-
од, прошедший после установления
народно-демократического строя в
Румынии, число амбулаторий и по-
ликлиник возросло в стране в три
раза. За последние: годы в селах со-
зданы 2 тысячи пунктов медицинской
помощи, открыты сотни новых боль-
ниц и расширены старые. Количество
больничных коек увеличилось на 60
проц.

Больнюе внимание народная власть
уделяет вопросам охраны материн-
ства и младенчества. Сейчас в селах
республики работают 3.600 стацио-
нарных детских амбулаторий, ро-
дильных домов, женских и детских
консультаций. Детская смертность по
	ТИРАНА, 11. (ТАСС). Газета «3е-
ри’ и Популлит» в статье, озаглав-
ленной «Вдохновенный пример в ве-
ликой битве за мир», указывает, что
присуждение международных Сталин-
ских премий мира имеет громадное
значение для всемирного движения
сторонников мира.

Эти награды, пишет газета,  свя-
заны < именем славного знаменосца
борьбы за мир, вождем всего про-
грессивного человечества великим
Сталиным...

Наш народ, который всегда с ин-
тересом и симпатией следил за дея-
тельностью всемирного движения сто-
ронников мира и который принимал
активное участие в этом движении,
пишет в заключение газета; с боль-
шим удовлетворением встретил реше-
ние Комитета по международным
Сталинским премиям. Пример лауре-
атов Сталинской премии вдохновляет
наш народ удвоить свои усилия в
великой созидательной работе и уси-
лить бдительность против врагов
страны, которые не прекращают про-
вокаций на наших границах.

%# КАК ПЕРЕДАЕТ из Лейк-Саксес-
са корреспондент газеты «Нью-Йорк
Таймс» Розенталь, Соединенные Шта-
ты настаивают, чтобы некоторые
страны — члены ООН отправили в
Корею дополнительные войска. США
требуют от стран, имеющих войска в
Корее, чтобы они держали там мак-
симальное количество войск, посылая
пополнения,

В СООБЩЕНИИ атентства АДН из
Нюрнберга говорится, что баварские
заводы «Максимилиан-Хютте» в Зульц-
бах-Розенберге принадлежащие кон-
церну Флика, производят военные
материалы. Военное производство на
этих заводах, указывает  атентство,
	началось после того. как осужденный
на нюрнбертеком процессе главный
	военный преступник Флик OBI до-
срочно освобождеий из заключения и
восстановлен в правах американски-
ми оккупационными властями. Mc-
пользуя тяжелое положение рабочих,
Флик пытается принудить их рабо-
тать в дополнительные смены на во-
	енеые нужды.
	НА СНИМКЕ: картина «ХОДОКИ у В.
	В А. СЕРОВА.
	И. ЛЕНИНА» художника
	Концерты венгерских артистов
	ОНЦЕРТЬ! „венгерских артистов,
выступающих сейчас в москов-
ских концертных залах, привлекли
внимание широких кругов нашей об-
	 щественности. Это об’ясняется преж-
	де всего глубоким интересом к жиз-
ни новой Венгрии и к ее культур-
ным завоеваниям. Кроме того,моск-
вичи сохранили память о прошедших
с большим успехом прошлогодних
выступлениях венгерских музыкантов.
Общеизвестны и глубокие симпатии
нашей аудитории к народной песне
и произведениям композиторов Венг-
рии.

С большим интересом познакоми-
лись москвичи с артистами Буда-
пештского театра оперы. Среди них
особенно выделяется народный ар-
тист Венгерской народной республи-
ки, лауреат премии Кошута Михай
Секей. Это большой художник, уме-
ющий увлечь аудиторию своим ис-
кусством. С хорошим чувством сти-
ля й законченным мастерством  ис-
полнил онариииз моцартовских опер
«Похищение из сералях и *«Дон-
Жуан», а также арию Кончака из
оперы «Князь Игорь». Нельзя не от-
метить плодотворность обращения
венгерского артиста к русской опер-
ной классике. Пусть не все в его ис-
полнении отвечало установившимся
традициям, — оно было искренним
и, по-своему, убедительным. То же
	следует сказать и OO исполнении
письма Татьяны молодой певицей
Марией Матьяш, обладательницей
	красивого, сильного голоса.
и Зрелое мастерство показала заслу-
	женная артистка Венгерской народ-
ной республики, лауреат премич
Кошута Мария Дьюркович,  испол-
нившая в сопровождении флейты
	арию из оперы «Лючия ди ламмер-
мур» Доницетти и «Цыганку и пти-
цу» Бенедикта. Чистота интонации,
легкость колоратуры, естественность
фразировки — таковы достоинства
исполнения певицы.

Тепло встречали слушатели певца
Дьердь Меллиш, спевшего венгерские
народные песни (в обработках ком-
позиторов Ференца Сабо и Золтана
Кодаи} и арию из оперы «Банк-
Бан» Ференца Эркеля.

‚ Талантливой пианисткой показала
себя лауреат премии Кошута Анни
Фишер. Она выступала в Москве в
прошлом году и еще тогда обратила
на себя внимание исполнением бет-
ховенских сонат. Ha этот раз пиа-
нистка особенно удачно сыграла со-
нату Моцарта, фантазию Шумана,
колыбельную Шопена и венгерскую
рапсодию Листа. Игра Анни Фишер
содержательна, ее звуковая палитра
многообразна. ‘
‚ Профессор Будапештской государ-
ственной консерватории скрипач Эде
Затурецкий показал себя серьезным,
влумчивым музыкантом, Очень уда-
лась ему знаменитая ария Баха, ин-
Тересным было и исполнение концер-
		ХИТ ЖЕНСКИИ
ШАХМАТНЫЙ
ЧЕМПИОНАТ СССР
	ТРЕТИИ
TYP
	та Хачатуряна, в особенности ли-
рической второй части. Небезинтерес-
но отметить, что Затурецкий удосто-
ен премии Кошута за исполнение
концертов Бартока,.. Хачатуряна ин
Чайковского.

Третий венгерский инструмента-
лист, выступивший в Москве —про-
фессор Будапештской.  государствен-
ной консерватории Иштван Антал/—
культурный музыкант, уверенно вла-
деющий фортепиано. Он сыграл в
зале имени Чайковского бетховен-
скую сснату «Апассионата».

Главный дирижер Будапештского
театра сперы Янош Ференчик также
показал себя опытным и культур-
ным музыкантом. Из произведений
венгерских композиторов, исполнен-
ных им, особенный интерес предста-
вили увертюра к опере «Хуняди
Ласло» Эркеля и «Танцы из Галан-
ты» Кодаи. В увертюре Эркеля при-
влекают ее образность, яркость и
богатство национальной мелодии.
«Танцы из Галанты» отличаются
разнообразием оркестровых красок
н красотой мелодического материа-
ла. Дирижерская манера Ференчика
скорее оперная, чем симфоническая,
что вполне естественно, если вспом-
нить о его театральной деятельно-
CTH.

Концерты музыкантов Венгрии в
Москве проходят с большим  успе-
хом, и тот горячий прием, который
оказывают им москвичи, является
непосредственным выражением друж-
бы и уважения советских людей к
венгерскому народу.
И. Мартынов.

1. Янко) более яркое впечатление
производит Л. Авдеева—артистка с
прекрасными вокальными и сцеви-
ческими данными.

По-разному подошли к роли Да-
нилы М. Шавинский и Н. Белугин.
Первый выделяет в нем черты внут-
	ренней сосредоточенности, углублен-
ности, мечтательности, второй под-
черкивает настроения тревоги, смя-
	тения, исканий. Правильнее и бли-
же поэтичному образу Данилы трак-
товка М. Шавинского, но исполне-
ние ариозо из четвертой картины
«Если бы знала ты» более проник-
новенно звучит у Белугина.
Хорошо справляется с ролью ста-
рого мастера Прокопьича Г. Дуда-
рев. У него выразительны каждая
интонация, каждый жест. Значи-
тельно слабее в этой роли П. Ко-
робков. Ярка и колоритна фигура
самодура-приказчика Северьяна
в исполнении артистов П. Попова

и А Аникиенко.
	Художник Б. Эрдман отошел от
ставшего почти традиционным в
скёзочных  операх приукрашенного,
нарядного показа быта. Вместо при-
вычных сафьяновых сапожек мы
видим лапти, взамен ярких разно-
цветных лент — однотонные платоч-
ки девушек. Нет ни дорогих наря-
дов, ни красочных богатых выши-
вок; простая холщевая рубашка у
Ланилы, скромный, темный сарафан
у Кати. Наряду с простой, суровой,
реалистической обрисовкой быта
природа изображена художником со
всей яркостью и богатством красок.
Задумчивые сосны за оградой доми-
ка Прокопьича в первой картине,
причудливое нагромождение камен-
ных глыб на фоне дремучего, таин-
ственного бора—во второй, подзем-
ное царство, сияющее яркими крас-
ками самоцветов, —все это привле-
кает и радует глаз.

«Каменный цветок» уже завоевал
успех у московского зрителя. Хочет-
ся пожелать и композитору и теат-
ру дальнейших успехов в работе над

советской оперой.
	Е. Гордеева.
	‚КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК“
	Спектакль музыкального театра им. К. С. Станиславского
и Вл. И. Немировича-Данченко
		РЕДИ новых постановок муз”
кального театра им. К. С. Ста-
	ниславского и Вл. И. Немировича-
Данченко внимание зрителей  при-
влекает опера молодого композито-
ра К. Молчанова «Каменный  цве-
ток». В сказах замечательной «Ма-
лахитовой шкатулки» П. Бажова
заложена высокогуманная идея
стремления к свободному творческо-
му груду, к подлинной красоте. Эта
идея характерна и для сказов, По:
служивших сюжетной основой длЯ
	оперы.
Сюжет «Каменного цветка» содер-

жит богатые возможности для опер-
ного воплощения. Образы героев со-
держательны и многогранны: На
стойчивый, ‘упорный B достижении
своей цели и вместе с тем добрый,
мечтательный, влюбленный в красо-
ту природы’ молодой мастер Дани-
ла; любящая людей, помогающая
сильным и смелым, но внешне хо-
лодная и своенравная Хозяйка Мед-
ной горы; скромная, преданная, внут-
ренне стойкая, полная чувства соб-
ственного достоинства Катя — не-
веста Данилы; испытавший всю тя-
жесть крепостного гнета, но сохра-
нивший большую душевную тепло-
ту старик Прокопьнч. Сочетание ре-
ального и фантастического, столь
характерное для народного творче
ства, также открывает богатые воз-
	можности для композитора.
од к. wanuranHoe C. CeBep-
	JIw6peTro, нано его
невым, об’единяет образы и мотивы
нескольких сказов П. Бажова. Мо-
	лодой, талантливый крепостной ма:
стер Данила мечтает создать для
	народа. настоящее произведение HC-

кусства. Но он вынужден заниматься
Алой навязанной ему по указу
	ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 13.00 — be
седа «В помощь ‹лушателям полит-
школ» — «Советское социалистическое
общество». 19.20 — Концерт польской
музыки (по городской сети). 19.50 —
Радиопостановка «Борис Годунов» —
сцены из трагедии А. С, Пушкина,
2230 — Музыкальный очерк «Федор
Иванович Шаляпин». 00.05 — Эстрад-
но-танцевальный концерт,
	ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 13.00 — Ile
редача для детей: монтаж оперы Кра-

сева «Морозко». 19.00 — Концерт сту-
дентов Московской государственной
консерватории. 19.30 — Трансляция
концерта из Таллина. 20.40 — Симфо-
нический концерт; трансляция из

Большого зала консерватории. 21.50 —
Монтаж оперетты Рябова’ «Чудесный
край». 22.35 — Камерный концерт из
произведений Шумана. 23.15 — Кон-
церт по программе, составленной ра-
диослушателями. 00.05 Романсы рус-
ских композиторов.
	ТРЕТЬЯ ПРОГРАММА. 19.30 — Мяс-
ковский — 22-я симфония. 20.10 —
Концерт духового оркестра. 20:40 —
Монтаж оперы Козловского «Упуг-
бек». 21.50 — Концерт лауреатов Ста-
линских премий; трансляция из Ко-
лонного зала Дома союзов. 23.00 —
Концерт из цикла «Лауреаты Сталин-
ских премий» — «О. Тактакишвили».
	ЗАВТРА
ПЕРВАЯ ПРОГРАММА. 9.30 —Е. НЗзУу-
	мов «Маяковский — борец за мир и
демократию». 10.00 — Для детей ча
райте вместе с нами». 10.20 — Для
	тей. Лауреат Сталинской премии поз?

Геворк Эмин. 10.45 — Русские песни.
11.15 — Печерникова — «Повесть о <тар-
mem друге». 11.40 — Л. Успенский

«Пионер в лесу». 12.20 — Песни и мар-
пи советских композиторов. 12.45 —
Концерт Я. Слободкина. 13.15 — Кон-
церт з цикла — Лауреаты Сталин-
ских премий за 1950 г. — дирижер
А. И. Нетросянц (по станциям). 13.15 —
Ансамбли и танцы из оперетт (по го-
родской сети). 14.00 — Музыкальная
передача. составленная радиослушате-
лями. 14.30 — «Пионерская зорька».
16.10 — Кончерт из цикла «Избранные
произведения западной камерной му-
	SbIKR M4,

ВТОРАЯ ПРОГРАММА. 15.30 — Пес-
ни советских композиторов, 16.00 —
	Концерт хора русской народной нес-
ни 16530 — Bax — 4-й Бранденбург-
	ский концерт.
——=——=————————Й^———
Ответственный редактор
		музы-   барина жестоким приказчиком Ce-
	верьяном, терпеть его издеватель-
ства. Северьян хочет жениться на
Кате. Смело и решительно Данила
защищает девушку от его домога-
тельств.
	Узнав от Прокопьича, что в глу-
бине земных недр, в царстве Хозяй-
ки Медной горы, цветет каменный
цветок, открывающий людям тайну
истинной красоты и творчества, Да-
нила решает любой ценой увидеть
	его.

Хозяйка Медной горы, встретив в
своих подземных  Чертогах смело
	пробившегося к ней Данилу, восхи-
щается силой и настойчивостью ма-
стера. За счастье увидеть каменный
цветок она, испытывая стойкость Да-
нилы, требует, чтобы он забыл неве-
сту и людей, навсегда остался В
ес подземном царстве. Но любовь
Данилы к народу, его мечту о ра-
достном творчестве не могут поко-
лебать ни богатства, предлагаемые
ему Хозяйкой, ни ее очарование.
Наконец, испытав мастера, Хозяйка
показывает ему каменный цветок.
Счастливый Данила возвращается
домой, к любимой невесте. Народ
приветствует вернувшегося мастера.
	Нужно сказать, что среди совет-
	ских композиторов у Молчанова
псучти не было предшественников в
обращении к сказочной тематике,
если не считать опер-сказок, напи-
санных специально для детей. Одна
из замечательных линий русского
лассического искусства,  представ-
ленная блестящим рядом опер Рим-
ского-Корсакова, еще не получила
надлежащего развития в советском
	оперном творчестве.
	Сцена из спектакля «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК»: хозяйка Медной горы —

ne me ae ae pe ee ae
	Данила — артист М.
	артистка Л. АВДЕЕВА,
	щАвИНСКкКиИйЙ.
Фото ВБ БОРИСОВА,
	Однако не все в опере удовлетво-
ряет. В завязке намечались два
конфликта, две линии развития. Пер-
вая связана с внутренним миром
Данилы, мечтающего постичь муд-
рую красоту природы и воплотить
ее в своем творчестве. Вторая осно-
вана на социальном конфликте меж-
ду жестоким приказчиком Северья-
ном и подвластными ему крепост-
ными. Вот эта линия и не получи-
ла полного и последовательного во-
плошения. Развитие оперы строится
	на внутренней драме Данилы и его.

столкновении с могущественной Ao-
зяйкой Медной горы. Отсюда — не-
которая односторонность, появление
неоправданных драматургически эпи-
зодов (например,. смерть Прокопьи-
ча, о которой рассказывается в пос-
ледней картине).

В спектакле (постановщик В. Вла-
сев, режиссер М. Мельтцер) привле-
кает то, что при слаженности всего
ансамбля у каждого артиста явст-
венно ощуптается свой, индивидуаль-
ный подход к роли. Одна из испол-

нительниц роли Кати — Д. Пота-
повская подчеркивает ‘лирическую
сторону образа, другая — 3. Смир-

нова-Немирович стремится внести в
него черты внутренней силы, что
ближе замыслу Бажова, но меньше
раскрыто в оперной партитуре. Мож-
но спорить о трактовке роли, но
каждая певица создала свой, внут-
ренне цельный и убедительный об-
раз невесты Данилы.

Из двух исполнительний роли Хо-
	зяйки Медной горы (Л. Авдеева и
	Естественно, что, работая над ска-
зочно-бытовым материалом, К. Мол-
чавов опирался на традиции pyc-
ской оперной классики. Именно бла-
годаря этому многое в опере «Ка-
менный цветок» является удачей мо-
лодого автора. Интересны, напри-
мер, музыкальные характеристики,
разносторонне раскрывающие обра-
зы действующих лиц. Так, Данила
показан как ищущий, стремящийся
к достижению своей творческой це-
ли художник. Многогранно раскрыт
сложный и яркий образ  Хозяйки
Медной - горы. Фантастический орке-
стровый лейтмотив рисует ее как
могучую чародейку, а свойственные
сей теплые, человеческие Черты рас-
крываются в арии из: второй карти-
ны «Давно-давно ты на яримете у
меня». Музыкальная характеристика
	Кати также основана на народнон
теме.
	Болыное достоинство оперы за-
ключается в ее мелодичности, в
разнообразии вокальных форм. Ком-
позитор обращается и к песне, и к
легко вплетающемуся в развитие
драматического действия ариозо, и
к широко развитой арии. Разнооб-
	резны и содержательны хоры.
	Значительна в опере роль орке-
стра, красочного и богатого. К луч-
шим симфоническим эпизодам OTHO-
сится вступление ко второй картине,
тонко и лирично рисующее утро, об-
раз снежной вьюги—в третьей и сце-
на расцвета каменного цветка — в
четвертой картине.

Вчера в Киеве состоялся третий
тур ХПП женского шахматного чем-
пионата CCCP.

Биглова, прорвавшись ладьей Ha
седьмую горизонталь, вскоре одержа-
ла победу над Филановской. Гурфин-
кель выиграла у Коган. Встречи
Страндстрем с Вольперт и Подвой-
ной с Чудовой закончились вничью.

Остальные пять партий’ отложены.
Чемпнонка СССР Быкова сохраняет
шансы на выигрый! против Крезберг,
а Зворыкина — против Беловой.

‚ После трех туров впереди Воль-
перт и Биглова — по 2% очка.
` Сегодня — четвертый тур-