ТВОРЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОТОГРАФИИ

Из выступлений на творческих вечерах мастеров фотоискусства 7 мая и 16 июня 1935 г.

И. Киселис (Изогиз)

Признание завоевано, борьба продолжается

Доказывать, что фотография — искусство, я думаю, уже не приходится. Только слепой может этого не видеть. Здесь на каждом щите есть
элементы этого искусства. Что такое искусство? Искусство это творчество. Ведь 12—15 лет назад другие искусства, которые имеют длительную историю — я говорю о карикатуре, газетно-журнальной иллюстрации, графике и плакате — не при
знавались искусством, а сейчас имеются у нас большие признанные мировыя достижения. Пять
шесть лет назад подвергалось оспариванию кино как явление искусства. Сейчас такого вопроса уже не ставят. Весь мир признал, что кинематография есть подлинное искусство, что советская кинематография дала мировые образцы искусства.
Что же мы имеем в области фотоискусства? Здесь, правда, мы имеем только начало, Но это начало важно закрепить, поддержать, организационно оформить, устранить ряд препятствий, которые мешают росту этого искусства.
Не подлежит никакому сомнению, и это надо подчеркнуть, что первую скрипку в фотоискусстве
играют лучшие образцы подлинно художественной фотографии, которые нам дали мастера фоторепортажа, работающие в прессе.
О противопоставлении искусства художника и фотографа теперь уже не приходится говорить, ибо многие мастера фотографии — настоящие художники, дают образцовые произведения искусства. И нужно сделать так, чтобы фотография сейчас дала бы толчок своему старшему брату — изо
бразительному искусству, чтобы оно перешло на
следующую высшую ступень творческой работы и могло бы развернуться во всю ширь, во всю мощь техники, какой обладает уже фотография.
Техника в фотоискусстве шагает гигантскими шагами вперед... Мы имеем здесь блестящие до
стижения. Однако меня удивляет, что как раз у наиболее мощной организации — Союзфото — питы наиболее слабые; это признал и сам предста
витель Союзфото. Меня удивляет также, что Союзфото до сего времени распространяет портреты вождей, сделанные 8—10, а то и 12—15 лет назад. Возьмем портреты Кирова, Молотова и дру
гих. Союзфото почему-то не торопится с этим делом. Неужели мы не можем иметь хорошие образцы? Ведь мы имеем здесь, на этой выставке, блестящие групповые портреты во главе с товарищем Сталиным, портреты изумительного сход
ства, снятые на последнем партийном съезде, на съезде советов, на последнем съезде колхозниковударников. Имеется и массовая репродукция этих художественных произведений.
Не знаю почему Изогиз до сего времени уделяет больше внимания художникам-халтурщикам, а не мастерам фотографии, Изогиз не ищет и не дает подлинно художественных фотографических портретов для массового распространения.
Здесь т. Малкин хорошо и убедительно говорил. Он кого-то упрекнул, что, дескать, не завоеваны журналы для произведений фотоискусства, он говорил о массовом распространении хороших репро
дукций. Но я думаю, что после тех комплиментов, которые здесь сказал т. Малкин фоторепортерам, фотографам-художникам, первое что должен сде
лать Изогиз — это создать сейчас такой журнал. По-моему, это первый шаг.
Второе — на конференции, созванной недавно новым ЦК союза фото-киноработников, был поставлен вопрос об обеспечении возможности экспери
ментальной работой для фотографов-художников. Этот вопрос пока не сдвинулся с места.
Нельзя не упомянуть и о фотоматериалах. Недавно у меня был такой случай. Приезжает ко
мне в редакцию репортер «Известий ВЦИКи обращается с просьбой: посодействуйте мне, пожалуйста, в получении фотоматериалов для «Из
вестий». Я должен был послать всех сотрудников, чтобы стать в очередь для покупки фотопластинок. С фотоматериалами у нас очень плохо. Этот во
прос нужно доставить во весь рост и усиленными темпами двинуть производства и снабжение фотоматериалами.
Нам надо также всем вместе поставить вопрос о внедрении в быт подлинно художественных произведений.
И последнее, на что мне хотелось бы указать как на чрезвычайно важную задачу. На Западе применение фото получило развитие и в другом направлении. В Англии, например, начали еще в прошлом году всемерно производить фотоап
параты, которые в одно мгновение могут снимать
весь небосклон. В лаборатории Цейса в Германии делается опыт фотомеханического перевода сним
ков в ортогональную проекцию, то есть в планы на картах, которые могут оказаться через полчаса после сброски с аэроплана в планшете у артиллериста.
Фотография играет колоссальную роль в самых различных областях. Надо поставить это дело так, чтобы фото сделать достоянием масс. Надо чтобы у нас были достаточные кадры квалифици
рованных, технически хорошо грамотных работни
ков, чтобы мы были бы наготове и для указанной цели, если это понадобится.
Нам нужно популяризировать, премировать, поощрять, создавать лучшие условия тем работникам, которые, напряженно работая в существую
щих условиях, дали нам эти образцы. Образцы, представленные на выставке, явятся дрожжами, на которых расцветет, развернется и поднимется мощной силой новая армия работников фото
искусства. Эта армия создаст действительные образцы подлинного фотоискусства, искусства, ко
торое окажет не только помощь художникам, но и двинет вперед изобразительное искусство в целом.