А. Шейнин

ИнтуристПренебрежение техникой
Когда выступают с декларацией, ссылаясь при этом на Маркса, Ленина, Сталина, и не подтвер
ждают это действием, то получается карикатура. Таково выступление управляющего Союзфото Г. 3биневича. Ведь мало только ругать Ере
миных, нужно им создать соответствующую об
становку для творческой работы. Тов. Еремина надо критиковать, но в его творчестве намечается перелом. Он попытался дать советские моменты. Ему надо дать творческую командировку, и в процессе совместной работы его перевоспитать. От него надо требовать показа советских богатств, но не нашего быта, так как он вообще быта никогда не снимал и снимать не умеет.
Вредно полагать, как это делает т. Збиневич, что выставка, целиком перенесенная за границу, вызовет «потрясения» (для международной выставки можно отобрать не более 100 работ). Да,
потрясения будут, но неприятные. Единственное положительное — это вывод, что таких возмож
ностей, как в Советском союзе, фотограф нигде не имеет, а между тем, как неумело, как слабо использованы эти возможности. Если неплохо снято, то за некоторым исключением обработать снимок не умеют — позитивную печать и обра
ботку не знают. Там даже не поверят, так как знают, что советская страна перегнала во многом Западную Европу, что в СССР не производят хорошую фотобумагу и вынуждены рабо
тать на импортной. Позор для Фотохимтреста, что на нашей советской выставке еще участвуют, инофирмы в виде поставщиков сырья.
Тов. Межеричер правильно отмечал, что от съемщика требуется сознательный подход к съем
ке. Большинство наших репортеров имеет даро
вание, но они не углубляют своих знаний, не работают над собою. Не к чему — ведь зараба
тывают много, их рвут на части, а еще учиться — глупости. Наши репортеры на съемках не про
Каждое большое искусство немного озорно. Признание художника, работающего новыми сред
ствами, добывается в спорах, горячей защитой своих прав.
Почему же на наших творческих вечерах не слышно голоса авторов — участников выставки? Выступают больше товарищи, пищущие о фото
графии или редакционные работники. Молчание стало, пожалуй, типичным видом поведения масте
ров, даже, казалось бы, наиболее зрелых, давно работающих в области фотографии.
Очень показателен А. Шайхет. Кому, как не Шайхету, имеющему десятилетний стаж фото
работы, надо было бы на наших вечерах подать свой голос мастера, но он молчит. Внимательный просмотр его работ, показанных на выставке, вызывает ряд сомнений.
Хочется сказать т. Шайхету несколько дружеских слов. Когда я занялся редакторской ра
ботой в области фото, мне довелось совершить поездку по Украине. Я столкнулся с интересным фактом: каждый фотокор, каждый школьник, сколько-нибудь владеющий фотоаппаратом, зада
рабатывают сюжетов, не подготовляются всесторонне к съемке. У нас всех должно быть одно воззрение — марксистско-ленинское, другое дело — понимание, художественное раскрытие объекта съемки. У большинства репортеров точка зрения на объект только одна — точка зрения «Лейки». Было уже сказано, что если работы репортеров смешать и выбрать из кучи наугад, то не опре
делишь Шайхета, Кудоярова или еще кого-либо, потому что у наших фоторепортеров нет своего лица. «Лейка» их развратила, у них замечается несерьезный подход к съемке. Если снимать 500 кадров, то среди них попадутся случайно и у новичка-любителя хорошие кадры. К тому же у нас «Лейкой» и не могут как следует снимать, потому что для съемок «Лейкой» нужен набор объективов.
У нас часто говорят, что за границей снимают формальные вещи, для «души». Это неверно. Сен
час за границей вопрос стоит так: фотография —
это политическая пропаганда, там на первый план выдвигают содержание, на второй — форму. Германские фашисты прекрасно поняли пропагандистское значение фото по-своему — «арийское лицо», «арийская собака», «арийский лес», «арийская блоха», учредили специального референта
при министерстве пропаганды, а их фотожурнал, «Der foto», горячо заявляет, что фотографы уже не беспризорны — за ними министерство.
Выводы — эта выставка не отразила уровень мастерства нашей фотографии. Следующая вы
ставка, кроме того, что она будет лучше, должна быть представлена на хорошей советской бумаге. ЦК союза принял на себя шефство и контроль над работой Фотохимтреста. Ждем отчета. Основное, что надо принять во внимание, — это созда
ние материальной базы для работы фотографов. Только тогда можно будет требовать от них хорошо выполненных работ.
вал мне вопрос о Шайхете, о его работе. Тов. Шайхет пользуется немалым авторитетом как мастер.
И вот — выставка. За плечами 10 лет работы. Я подошел к стенду Шайхета и не мог понять, как можно было столь случайно отобрать и вы
ставить свои работы, не дающие представления о лице автора. Что это: недосмотр жюри или твор
ческая нечуткость автора? Немного первого и, пожалуй, больше второго.
На Шайхета смотрят, по нему равняется молодежь на периферии. Если бы эта молодежь посмотрела на выставке работы Шайхета, она уви
дела бы беспомощность автора, не сумевшего даже отобрать работы, свидетельствующие о ра
боте над стилем, о целеустремленности художника. Работе над собой Шайхет не научит! Что пока
зал он? Два снимка, однотипно построенных по диагонали: «Лыжный поход красноармейцев» и «Возвращение с похода». Неплохой репортерский снимок «Встреча челюскинцев». «Старый узбек» — портрет, не носящий в себе самостоятельных черт мастерства автора. Слишком много

Не было больших тем

С. Морозов

„Правда“