Сто пятьдесят улыбок

„Наши достижения“ о Московской выставке фотоискусства
Выставка московских мастеров фотоискусства была широко освещена в нашей печати. Были статьи в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Советском искусстве», в иллюстрированных журналах — «Прожектор», «Строим», «Огонек» и т. д.
Большой материал о выставке дан в июльском номере «Наших достижений», где помещены 17 ре
продукций с выставочных работ и большая статья Ник. Атарова «18X24». В этой статье, на
чинающейся с краткой предистории советского фоторепортажа, немало ценных и справедливых высказываний.
Автор правильно говорит, что «фоторепортер первых лет пятилетки — явление неизученное... Нет ни одной книги, отобразившей его работу: неизвестны его маршруты. Но он был. В комплекте старых газет мы видим его фотографии».
В исключительно трудных условиях работал советский фоторепортер тех лет, работал герои
чески, на каждой стройке, «с первых бараков», находя «неподалеку от строительства удобную позицию», которая «становилась местом стоянок фоторепортеров. Они наезжали в феврале и августе, снимали и уезжали. Земля здесь была истыкана ножками штативов».
Фоторепортеры показывали величие индустриализации, размах развертывавшегося строительства, индустриальные пейзажи.
Вторая пятилетка выдвинула новую тему — человека. «Теперь не вещь, созданная чело
веком, — пишет Ник. Атаров, — а человек — строитель вещи — становится в фокусе объектива». Советский фоторепортаж ярко и разносторонне показал тысячи лучших: красноармейцев и педа
гогов, комбайнеров и кочегаров, инженеров и доярок. Страна с помощью фоторепортажа знает в лицо лучших своих людей, их окружает почет, их окрыляет в работе заслуженная слава.
Неудивительно, что «внимание к человеку — одно из основных качеств советского фоторепор
тажа. Оптимистичность — второе его органическое качество».
Эти два качества (при идейной целеустремленности, разумеется) правильно отмечает Ник. Атаров, как основные. Фоторепортаж, представ
ленный на выставке мастеров фотоискусства, этими качествами обладал, но Ник. Атаров справедливо упрекает его в поверхностном разрешении оптимистической темы.
«Оптимизм нашей страны значительно глубже своего изображения в советской фотографии. Корни этого оптимизма не в беспечности выходного. дня или летнего отпуска, они — в трудовом усилий будней, сосредоточенной воле миллионов, производительности точно организованного труда.
Для выражения оптимизма подлинный, зрелый художник, заинтересованный в своей работе, ищет вещи менее очевидные, чем солнечный луч и улыбка, но и более убедительные».
Против этого утверждения Ник. Атарова трудно возражать. К этому выводу его привел подсчет количества экспонированных на выставке улыбок.
Их оказалось полтораста! «Что это? — восклицает Ник. Атаров, — дань старой фотографии из
ателье или наиболее очевидное и поверхностное выражение оптимистичности нашего счастливого поколения?»
И еще одну особенность отмечает автор статьи «18X24»: отсутствие в выставочных
работах «драматической» темы. «Со
циализм снимает одну из главных драматических коллизий прошлого — конфликт личного и обще
ственного. Значит ли это, что наше поколение не знает драматических положений? Жизнь всегда останется драматичной, она всегда будет насы
щена борьбой, и тот естественно заслуживает предпочтение, кому удается раскрыть оптимисти
ческий смысл борьбы в драматической или даже трагической теме». И против этого положения Ник. Атарова нельзя возразить. Однако такая оптимистическая трактовка драматической темы в выставочных работах отсутствовала. К этой кате
гории можно отнести, по мнению Ник. АтарОЕа, «Неудачный прыжок лыжника» А. Скурихина и отчасти «Штраф» С. Свиделя и «Встречу челюскинцев» А. Шайхета.
В заключение Ник. Атаров резко критикует работы, выставленные Союзфото, в которых, по его мнению (исключая работы М. Маркова), «скука и профессиональная инертность». Корен
ную причину слабости союзфотовского массового фоторепортажа Ник. Атаров видит в низком культурном уровне среднего фоторепортера. «Га
зетная натасканность, поверхностное знакомство с начатками политграмоты, конечно, не спасают репортеров от скудности выражения мира, от творческой слепоты. Страшная эмпиричность: блюминг есть блюминг, двор есть двор. Вот трубы, газопроводы, изложницы...»
«Отсюда, — заключает Ник. Атаров, — штамп и самое страшное: «профессионализм зрения, зрение «13X18», «18X24», зрение — о четырех углах».
Мы рекомендуем нашим читателям прочесть статью Ник. Атарова и, разумеется, не только прочесть, но и как следует обдумать, хотя не новые, но вполне справедливые упреки автора по поводу необыкновенной, подчас прямо недопустимой поверхностности отражения нашими мастерами советской действительности.
Сто пятьдесят улыбок на 400 снимков!.. Есть полное основание для сто пятьдесят первой улыбки — на лице читателя.
Конкурс юных фотолюбителей
Московский горком комсомола, горОНО и Парк культуры и отдыха им. Бубнова организуют конкурс юных фотографов на лучший детский фотоснимок.
Снимки могут быть сделаны как самодельными, так и фабричными аппаратами.
В организации конкурса принимают участие
газеты: «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Пионерская правда» и журнал «Советское фото», выделяющие ценные призы для пре
мирования лучших снимков, которые будут также
помещены в газетах. Лучшие фотокружки будут премированы аппаратами «Лейка», «Фотокор» и «АРФО».