ды“ и кончая любой районной газетой, фотоилюстрация начинает занимать все более почетное место, перелистывая такие журналы, как „СССР на стройке“, „На стройке МТС и совхозов“, рассматривая серии и ежедневные комплекты снимков Союзфото.
Значительно возрос авторитет нашего дела. Фотоработник уже не является обезличенным подмастерьем, как это было раньше, как это остается в капиталистических странах — репродукции со снимков сопровождаются в наших газетах и журналах фамилиями авторов. Эго поощряет, обязы
вает, открывает путь к большому творческому соревнованию. Но в конечном счете наш „цех“ все еще находится в большом долгу у страны Нам, работникам советской фотографии, в дни XVIII го
довщины Октября в особенности следует вспомнить замечательные слова Ленина: „Лучший способ отпраздновать годовщину великой революции — это сосредоточить внимание на нерешенных задачах ее“.
Да, мы лучше работаем, у нас растет прекрасная, талантливая „фотографическая молодежь“, мы начинаем (увы, только еще начинаем!) лучше готовить кадры, лучше овладевать техникой (а техника в нашей области решает половину дела), у нас — неисчерпаемые резервы массового фотолюби
тельства. Но все-таки мы еще не стали на высоту задач, выдвигаемых перед нами партией Ленина — Сталина, мы работаем еще недостаточно оперативно и качество наших снимков еще неизмеримо далеко отстает от качества объектов съемки. У нас много фотоработников, которые рассчитывают „выехать в будущее“ с самым скудным запасом посредственных технических навыков (именно на
выков, а не глубоких знаний), с низким политическим и общим культурным уровнем. Перед ними ставится задача — вырасти в фотохудожников, т. е. посредством самого совершенного применения фотографической техники и полного овладения изобразительными формами создавать произ
ведения, насыщенные образами социалистического реализма, не просто „фотографировать жизнь“, а раскрывать, показывать в образах великое социалистическое „нутро“ этой жизни. Посильна ли такая задача для работников с посредственными знаниями, не умеющих глубоко продумать темы и объекты съемки, выбрать и подчеркнуть главное, дать сочетание наиболее выразительных элементов, отодвинуть на задний план все случайное и второстепенное?
Именно ограниченностью культурного и политического уровня наших кадров объясняются шаблонность еще очень и очень многих снимков, предлагаемых ими в Союзфото, в печать, крайнее отставание портретной съемки. Ведь нельзя же в самом деле наших стахановцев, наших знатных людей, героев нашей великой страны, вождей Октябрьской революции и мастеров переустройства всего мира показывать так, как показываем мы их в рядовых, крайне низких технически и уж ни в коей мере не художественных снимках! Не только овладение самое совершенное и безукоризнен
ное всеми высотами фотографической техники, но и обогащение этой техники новыми приемами и усовершенствованиями, достижение самого высокого культурного уровня на основе общего и по
литического образования — вот первейшая задача выращивания наших фотографических кадров, решение которой подготовит настоящих мастеров советской фотографии и поможет им создавать подлинные произведения фотографического искусства, достойные наших дней.
Рост советской фотографии теснейшим образом связан с развитием советской фотопромышленности — производством фотоаппаратуры, пластинок, химикалий, бумаги и т. д. Фотопромышленность к XVIII годовщине Октября может похвалиться значительными успехами (советская „Лейка“ с увеличителем, производство высокочувствительных пластинок и пленки, производство метола), но и они еще далеко не удовлетворяют спроса. И в фотопромышленности, как во всех других отраслях нашего хозяйства, решительно должен быть выдвинут и со значительно большей на
стойчивостью, в наиболее сжатые сроки должен быть проведен в жизнь лозунг „догнать и перегнать капиталистические страны“. В фотопромышленности мы недопустимо отстаем: светосила наших объективов и светочувствительность материалов еще очень недостаточны. Качество и ассортимент фотобумаги еще далеко не удовлетворяют требованиям художественной фотографии. Здесь предстоит большая работа и хозяйственников фотопромышленности, и научных работников фотографии, и фотографической общественности.
Первая в мире страна социализма должна быть показана всему миру в снимках, столь значительных в художественном отношении, чтобы выражение „фотографировать“, еще зачастую употребля
емое в смысле механического, пассивного и „объективного“ воспроизведения действительности, стало анахронизмом. Эти снимки должны производиться советскими фотоаппаратами, не имеющими конкурентов по качеству, на советских материалах, отвечающих самым строгим требованиям, и пе
чататься на наших же бумагах, которые не скрадывают, а подчеркивают все художественные достоинства фотографического произведения.
Вот основные, еще далеко нерешенные задачи, которые надо поставить перед нашей фотографией и фотопромышленностью в связи с XVIII годовщиной Октябрьской революции. Решение этих задач
зависит только от нас самих, от людей советской фотографии. Партия, правительство, массы уделяют нашему делу достаточное внимание. Мы располагаем возможностями, каких не имеет фотография ни в одной другой стране. Остается только упорно учиться и честно работать — работать так, как работают Стаханов, Бусыгин, Виноградовы, как работают миллионы отличников на
ших заводов колхозов, нашей героической Красной армии, тысячи научных работников, писателей, художников. Перед нами благодарнейшие объекты съемки, их недостаточно „фотографировать“, они ждут от нас полноценных значительных произведений фотографического искусства. Мы обязаны оправдать их ожидания.