Л. Межеричер

О постановке фотообразования

Советское фотографическое искусство не может дальше развиваться без правильно поставленной системы подготовки кадров.
Каково положение с кадрами сейчас?
За истекшие годы сложилась прослойка немногочисленных фотографов-журналистов, завербован
ных печатью в практической работе из рядов фотолюбительства, через его фотокоровское крыло. Эти кадры насчитывают по всей стране немногие сотни людей, которые ничему не учились в деле фотографии и общекуль
турный уровень которых чрезвычайно невысок. Среди них много энергичных, способных, предан
ных своему делу работников. Но много и кустарей, самоучек, неспособных подняться над кругом мелких ремесленно-обывательских, грубоматериальных интересов. Они опошляют и почет
ное звание массового агитатора и пропагандиста, бойца пролетарской печати, и высокую задачу художника, деятеля фотоискусства.
Другой крупный отряд фотоработников — это павильонные портретисты. На них лежит не менее серьезная массово-культурная задача; если фоторепортеры воспитывают сознание миллионов чи
тателей печати, то фотопортретисты призваны воспитывать художественный вкус народа и укра
шать его быт. В свете этого призвания просто грустно подумать о культурном, техническом и, главное, художественном уровне кадров портрет
ного дела. Только редкие единицы среди них обладают средним общим образованием и отры
вочными знаниями по теории и истории ис
кусств; но наряду с ними буквально десятки ты
сяч людей (точного учета еще не поставлено), едва ликвидировавших фотонеграмотность, путаю
щих соду с сульфитом, обслуживают в областях
и районах, на транспорте и в колхозах растущую потребность трудящихся в хорошем портрете. Как правило их продукция стоит довольно дорого.
Печально и вместе с тем отрадно было читать в «Правде» в дни II Всесоюзного съезда колхозников-ударников рассказ председателя одного колхоза о том, как его товарищи выгнали местного фотографа («Правда» от 3/II с. г.). Пе
чально потому, что колхозники стали жертвой невежественного халтурщика; отрадно потому, что колхозники не судили о фотографии по своему «фотографу», а выставили его именно потому,
М. Марков
Группа московских и украинских фоторепортеров на маневрах.