что ждали и требовали от фотоискусства гораздо большего.
Третий отряд фотографических кадров, чуть ли не наиболее многочисленный — это работники прикладной фотографии, лаборанты. Потребность
в них со стороны всех отраслей хозяйственного и культурного строительства нигде еще не учтена, но по самым осторожным предположениям эта потребность выражается в тысячах людей.
Существует — вернее возникла за последние годы — новая для нашей страны специальность: работников иллюстрационной печати. Это — руководители иллюстрационных отделов газет и жур
налов. К ним прививается постепенно немецкий
термин «бильдредактор» (от слова «бильд» — картина). Пока потребность в них в абсолютных цифрах еще невелика — требуются десятки людей. Но относительно — это один из самых оголен
ных участков фотодела. Достаточно сказать, что в августе этого года восемь центральных газет в Москве искали бильдредакторов.
Эта квалификация должна соединять в себе журналиста-руководителя с фотографом практического опыта и знатоком монтажа, верстки, вся
кого рода оформления. За границей бильдредак
тор (в Англии и США — пикчюр эйдитор) — одна из давно известных центральных фигур редакции. Для нас это фигура новая, но не
менее важная. Советский бильдредактор должен уметь, опираясь не хуже заграничного на высокую технику и изучение вопросов художественного восприятия, сделать снимок в печати действитель
но орудием мобилизации и воспитания народных масс — в противовес орудию сенсации и засорения классового сознания, которым служит снимок в руках бильдредактора буржуазной печати.
Профессия бильдредактора должна стать одним из видов высшего образования в наших учебных заведениях.
Таким образом при самом беглом обозрении кадров фотодела выступают одни нужды и нехватки. Постановка систематического фотообразования становится вопросом неотложным и первостепенно важным.
Что мы имеем в этом направлении?
В России не существовало фотографического образования ни для мастеров прикладной фотографии, ни тем более для фотографов-художников. Образование наших лучших мастеров или «живописное» или, если оно «фотографическое», — полу
чено за границей. Ю. Еремин окончил Училище живописи, ваяния и зодчества; А. Д. Гринберг учился в Строгановском; М. Наппельбаум овла
дел фотографией в Америке, на практической работе; Шерлинг окончил высшую фотографиче
скую школу в Мюнхене. Но чаще наши мастера не учились нигде и весь свой опыт почерпнули из копирования образцов и приемов старших ма
стеров. Иные начинали лаборантами или даже «мальчиками» (как А. Штеренберг) в фотопа
вильонах, и кто знает, сколько талантов, сколько непосредственных и богатых дарований было растрачено попусту, завяло и умерло в обывательской атмосфере, в удручающей кустарной обстановке «магазинов» старой России.
Социалистическая революция создала для всех талантливых людей в советском народе творче
скую свободу и стимул к росту. Но с делом правильной фотоучебы положение пока что изменилось мало. Учебных заведений по подготовке
и переподготовке специалистов по фотографии пока еще не существует.
В ближайшее время готовится ряд решительных и конкретных мер, которые поведут к кру
тому подъему фотодела. Одним из важнейших звеньев этого ряда будет организация фотообразования.
Задача состоит из нескольких частей. Прежде всего необходимо провести переподготовку ра
ботающих кадров. Затем нужно создать систему очного и заочного массового обучения начинающих. Нужны также техникумы и, наконец, фотографический вуз или на первое время — факультет.
Едва ли кто-нибудь станет спорить против
того, что надо переподготовить основные кадры сегодняшних работников. Уровень фоторепортера, фотохудожника, фотопортретиста за небольшим исключением оказывается значительно ниже тех требований, которые предъявляет к нему сегодняшний день. В прошлом номере «Советского фото» печатался проект профилей фото
репортеров системы Союзфото. В окончательном виде эти профили претерпят ряд изменений; однако ясно уже теперь, что основу характеристик они дают правильно, что в общем требования не завышены, и если сегодня фоторепортеры в массе не удовлетворяют этим требованиям, то нужно поднимать уровень людей, а не опускать уровень показателей.
Введение профилировки фоторепортеров заставит Союзфото немедленно приступить к организации переподготовки.
Что касается учебных заведений, то здесь придется исходить, с одной стороны, из подлежащих подготовке специальностей и, с другой, из общей системы организации фотодела, которая будет принята в ближайшее время.
Практически это означает, примерно, следующее.
Система высшего образования должна быть сосредоточена при всесоюзном центре фотодела — ГУКФ. Специальности, которые нужно готовить, — фоторепортер высших категорий, фотохудожник и, возможно бильдредактор. Развер
тывание этой учебы даже для узкого контингента лиц будет представлять большие трудности, в особенности из-за недостатка литературы и преподавателей по творческим дисциплинам. Подле
жит обсуждению вопрос, нужно ли начать с фотовуза или с фотофакультета при Гос. институте кинематографии в Москве.
Система среднего образования имеет задачей готовить фоторепортеров средней категории, портретистов и прикладных работников (лабо
рантов, репродукционеров, фотографов-протоколистов и т. п.). Это должно осуществляться учебными заведениями типа техникумов, которые будут принадлежать республиканским центрам фотодела (если создание таковых станет реальностью).
Начальное фотообразование — это, прежде всего, заочная учеба; затем клубные, школьные и иные самодеятельные кружки, руководство которыми
будет упорядочено вместе с упорядочением всего фотодела в Союзе.
Такова в самых общих чертах эта схема, которую нужно в ближайшее время уточнить совме
стными усилиями ГУКФ, Союзфото, ЦК союза кино-фотоработников и ЦБ его фотосекций.