Г. Болтянский

Портретная фотография

Количество портретных фотографий в СССР точно никогда не было известно. Но на осно
вании некоторых материалов и но данным переписи 1926 г. и сведениям Всероссийского обще
ства фотографов (ликвидировано в 1922 г.; объ
единяло в значительной мере фотографов-про
фессионалов портретной фотографии, еще раньше хозяйчиков), картина развития портретной фотографии рисуется в следующем виде.
До революции по средним данным этих двух источников на территории нынешнего СССР (без лимитрофных государств) было 6—7 тыс. фото
графий исключительно в городах и крупных поселках. В период гражданской войны число их значительно сокращается, а с началом нэпа и вплоть до 1930 г. значительно увеличивается,
доходя до 8—9 тыс. Среди них много мелких фотографий, где работают одиночки, причем част
ный сектор составляет в это время еще до 35%, не считая скрытого (под флагом кооперации).
Процесс ликвидации частника начался в 1929 г., но особенно усилился с 1931—1932 гг.
В настоящее время, судя по всем собранным данным по СССР, в ведении разных организаций
и учреждений имеется немного больше 2 тыс. и во всяком случае не свыше 3 тыс. фотографий, не считая одиночек и существующего еще и глу
боко скрытого частничества с эксплоатацией труда отдельных работающих на дому фотографов (такие факты обнаружены в Тифлисе).
Значительное снижение количества портретных фотографий объясняется появлением крупных объединений по фотопортретному делу, вносящих известную плановость, ликвидирующих мелкие фо
тографии и укрупняющих фотоателье. Так, по данным Всекопромсовета, числилось 3 285 фото
графий (из них 2 600 в РСФСР на 1/I 1932 г., а по неполным данным на 1935 г. около 800 ар
тельных фотографий с 7 500 работниками, то есть снижение почти в 4 раза). По данным обследова
ния рабис по Москве и пригородам в 1930 г. числилось 207 фотографий (из них 144 в руках частников), а в 1935 г. 100 фотографий — вдвое меньше). Укрфотообъединение, созданное на Ук
раине декретом СНК УССР от 22/VII 1931 г., в
том же 1931 г. объединило 300 фотографий, а сейчас имеет, по последним данным, 160 фотографий — вдвое меньше.
Эти 2 тысячи фотографий распределяются между организациями примерно следующим образом: 800 фотографий у промкооперации, 250 у потребкооперации, 350 коммунальных и государственных (из них 160 государственных на Укра
ине), затем при исполкомах, СНК, ЦИК, коммунальных учреждениях, кинотеатрах и т. д.). Свы
ше 600 принадлежат разным другим организациям и учреждениям.
Можно считать, что процесс укрупнения фотопортретных предприятий в основном закончился. Следующим этапом (в обстановке повышения культурных потребностей населения) будет, видимо, рост количества фотопортретных предприятий в городе и появление значительного количества фотографий на селе.
Этот процесс уже начинается там, где фотопортретное дело находится в наиболее надежных руках, там,. где фото является предметом доста
точного внимания. Мы имеем в виду систему ГУКФ на Украине, где существует специальное фотоуправление. Как известно, по предложению т. Постышева и по специальному постановлению ЦК КП(б)У в этом году на Украине строится 90 кинотеатров. Украинское фотоуправление стро
ит в этом году при всех этих кинотеатрах 90 фотокабинетов для обслуживания села. Помимо этого, по плану строительства Украинского фо
тоуправления на 1936 и 1937 гг. в селах рай
онного типа будет построено 100 фотоателье к 20-летию Октябрьской революции.
В этих 2—2 ½ тыс. фотопортретных предприятиях, существующих сейчас, работает около 25 тыс. чел.; из этого числа 17 тыс. чел — производственные работники фото (фотографы, лаборанты, ретушеры). В это число не входят оди
ночки-фотографы, работающие на бульварах в городах («пушкари»), число которых доходило в 1932 г. в одной Москве до 200 чел., а также фотографы-одиночки, работающие на дачах, в пригородах больших городов, на курортах, а в зимний сезон наезжающих в колхозы1. Примерное количество этих фотографов не менее 2 тыс. человек.
Среди 17 тыс. производственников портретных фотографий и трех основных профессий (фотографы-съемщики, лаборанты и ретушеры) наибо
лее значительная прослойка старых дореволюционных кадров среди фотографов-съемщиков и от
части среди ретушеров (негативных). Так, среди
фотографов-съемщиков в фотоателье Москвы свыше половины старых дореволюционных фотогра
фов и бывших владельцев фотографий. Большой опыт и навыки в этой области очень ценят
ся, и большинство этих фотографов занимает
места съемщиков 1-й и 2-й категорий. Среди них, в значительной мере халтурщиков, работающих по-старому (при почти отсутствующем притоке новых квалифицированных работников), выделя
ется и известный процент культурных людей,
любящих фотографию и способных ее двигать вперед.
Растут, хотя и медленно, молодые советские кадры фотосъемщиков. Ставка на трафарет сре
ди руководителей фотографий, на почтение и слепое подражание старым мастерам, ремеслен
ная постановка фотопортретного дела, отсутствие достаточной подготовки у молодежи, рост только на основе ученичества, практики и стажа (учеб
ных заведений по фотографии нет) — все это не дает им возможности занять соответственное место и определять новый советский стиль, новые методы работы в портретном деле.
Что касается лаборантов и позитивных ретушеров, то это в большинстве советская молодежь.
Фотопортретное дело все еще находится на положении ремесла, примитивного кустарного про
мысла. Между тем от работников этого дела требуется большая культура, общая и художе
ственная, научные познания в области химии и физики и связанные с ними специальные знания в области фотографии. Этого не имеют ни
1 Эти „пушкари“, моменталисты и гастролеры - одиночки обладают самой низкой культурой фото, но именно они в частности являются основными проводниками фото в колхозное село в форме портретной съемки. На это следует обратить внимание, но уничтожить это отрицательное явление можно лишь упорядочив все портретное фотодело.