руководители, ни мастера, ни тем более лаборанты и ретушеры.
Участок фото находился до сих пор в забытом положении, и работники не имеют сами уважения к своему труду, не осмысливают его значения. Лаборанты и позитивные ретушеры, сидящие на
определенной работе и определенной ставке, не имея путей для повышения своей квалификации,
не видя путей к своему дальнейшему продвижению по специальности, застывают, становятся равнодушными к себе и работе.
У работников нет даже производственного стимула к работе. Есть только погоня за количественным выполнением промфинплана. Вопросы о ху
дожественном качестве, о новых методах работы, о поисках нового стиля, об удовлетворении куль
турных требований потребителя конкретно даже не ставятся, хотя здесь можно найти живые формы работы (лекции и посещения музеев, творческие вечера и критический разбор своей про
дукции с привлечением мастеров, конференции потребителей, привлечение крупных мастеров для художественной консультации и т. д.).
Хозяйственники и не думают у себя что-либо проводить в плане повышения общей и художественной культуры своих работников.
Прежде всего портретное дело необходимо организационно оформить, сделать с фотопортретным делом то же, что в свое время было сде
лано с кинотеатрами (которыми также владели раньше и пожарные команды и разные обще
ства и банно-прачечные тресты и т. д.). Нужно отобрать фотоателье от посторонних организаций, которые ищут от своих фотоателье только ком
мерческую прибыль. Нужно сохранить фотопортретные предприятия только у одного вида кооперации — у кооперации промысловой и создать государственную сеть фотографий в специальном управлении при ГУКФ союзных рес
публик. За сосредоточение государственной сети фотографий в системе ГУКФ говорит не только опыт Украины, но и другие объективные факты. Против этого зря спорят отдельные «фотопат
риоты». В самом деле, ГУКФ СССР имеет у себя производство фотобумаги и пластинок на четырех фотофабриках; Союзфото, обслуживающее фотографической продукцией прессу и частью по
требителя (серии, портреты вождей и т. д.) — свыше 10 проц. всех фотографий (160 фотографий УССР плюс строящиеся при кинотеатрах Украи
ны и около 100 фотографий, работающих сейчас при кинотеатрах в РСФСР, в Москве и других городах и республиках).
ГУКФ держит все рычаги руководства и планирования этим делом, ГУКФ — единственная ор
ганизация, имеющая в свсей системе киноучебные заведения, родственные фотоучебным заведениям, соответственные кадры педагогов, и легко может
создать вузы и техникумы по фото. ГУКФ должен и будет производить передовую советскую фото
аппаратуру. Наконец ГУКФ и по уставу и по положению должен руководить этим делом.
Что касается поднятия общей технической и художественной культуры работников фотопортретного дела, то кроме массовых мероприятий по
культработе на фотопортретных предприятиях нужно организовать в самое ближайшее время комплекс мероприятий по подготовке и переподготовке кадров. Остается еще сказать, что значи
тельной бедой и одной из причин низкого уровня портретной фотографии является состояние ее технической базы, качество сырья, выпускаемого Фотохимтрестом и несоответствие количества сырья (бумага, пластинки), выпускаемого на рынок.
Аппаратура портретных фотографий давно изношена физически и морально. Производством павильонной аппаратуры никто не занимается (как и ремонтом). Одно время Ленинградский фото-кинотехникум (не существует сейчас) выпускал английские дорожные камеры в небольшом количестве. Это производство требует особого много
летне выдержанного дерева. Оптику может без напряжения и в достаточном количестве выпускать ВООМП.
В отношении бумаги и пластинок дело обстоит из рук вон плохо. Не говоря о вопиющих недостатках (пузырение на бумагах, точки и спол
зание эмульсии на пластинках) продукция Фотохимтреста нестандартна и дает много брака. Отсутствует целый ряд сортов бумаги и пластинок. Но и количественно Фотохимтрест удовлетво
ряет рынок на 1/3 потребности (по признанию самого треста ) 1.
Хозяйственное упорядочение фотодела откроет в области портретной фотографии большие воз
можности по улучшению технической базы (в частности, сосредоточение производства павильон
ной фотоаппаратуры в промысловой кооперации), по ее механизации, повышению производитель
ности труда. При конкретном организационном и плановом руководстве ГУКФ СССР и ГУКФ союзных республик фотоделом немедленно вста
нет вопрос о типах фотопортретных предприятий (типы показательных ателье в городе и на селе, типы центральных, периферий
ных, городских, районных и сельских фотографий).
Встанет и вопрос о правильном построении сети фотографий по СССР, в том числе и о введении фотографий в комплекс новых культурных учреждений на селе.
Только при выделении специальных органов Всекофотографа в системе кооперации, а в системе ГУКФ — трестов и фотоуправлений для планового, художественного и технического руководства всем фотопортретным делом можно рассчитывать, что село будет систематически покрываться сетью
хорошо поставленных фотографий. Это показывает опыт работы фотоуправления в УССР.
Что касается одиночек-фотографов и «пушкарей», занимающихся портретным делом, то они должны быть зарегистрированы, получить право на занятие фотопортретным делом после прохождения квалификационных комис
сий и состоять, главным образом, в системе промкооперации, отчасти в системе государственной портретной организации (выездные фотографы) и иметь специальное художественное и техническое руководство.
При новой системе около 60 проц. всех портретных фотоработников, за исключением фотоработников артелей промкооперации, должны оказаться в системе профсоюзного членства, в си
стеме профсоюза кино-фотоработников и получить дополнительный общественный профсоюзный кон
троль и наблюдение за их хозяйственной, культурно-общественной и художественной деятельностью.
1 В текущем году Фото-кинохимтрест выпустит 5 млн. м2 фотобумаги около 900 тыс. м2 пластинок. Сам Фото-кинохимтрест (ГУКФ) получил заявок от организаций на фото
бумагу в 1935 г. на 42 млн. м2. Если даже эти заявки сильно преувеличены, то они далеко не полны и не охватывают потребностей всех организаций СССР и кроме того в заявках со
вершенно отсутствует массовое фотолюбительство. По нашим подсчетам нам в СССР нужно 30 млн. м2 бумаги и 5 млн. м2 пластинок (в принятом соотношении 5:1).
Фото-кинохимтрест планирует постройку новой (№ 8) фабрики фотобумаги на 8 млн. м2, но этот вопрос еще не разрешен и раньше конца 1937 г. пуска этой фабрики не предвидится.