Четыре снимка одного лица при различном освещении:
1—Переднее освещение (полное отсутствие лепки лица, общее плоское впечатление). 2—Боковое освещение (одна сторона лица совершенно черная, другая — белая) 3—Верхнее освещение (резкое обозначение глазных впадин, глубокие тени под носом, губами и подбородком, искажение овала лица). 4—Правильное сочетание верхнего, бокового и переднего света, но заснято короткофокус
ным анастигматом, сильно исказившим перспективу—непропорционально удлинен нос и вытянута передняя часть лица

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ ПОРТРЕТОВ

П

ОРТРЕТНАЯ. съемка является одним из наиболее интересных, но вместе с тем и трудных отделов фотографического искусства.
Трудность эта заключается в ограниченности средств, при помощи которых фотограф-художник может получить портрет, являющийся художествен
ным и представляющий известный интерес не только для модели или лиц, тесно с ней соприкасающихся, но и для посторонних.
Каковы же должны быть качества портрета для того, чтобы он обладал этой объективной художественной ценность ю?
Помимо композиционных требований, то-есть: единства темы, красоты и пластичности линий, правильного распределения света и тени, —художе
ственно выполненный портрет должен еще выявить характерные особенности снимаемого лица, доста
точно полно выразить его внутреннюю сущность и тем самым подчеркнуть данную индивидуальности
Кроме того, как и всякое художественное произведение, портрет должен достаточно ярко выявить творческую личность самого художника.
Среди перечисленных условий наиболее трудно выполнимым является вопрос о сходстве. Если при помощи удачно выбранного освещения и позы фо
тограф и сможет добиться правильной передачи внешних и, возможно, характерных черт снимаемой модели, то это может иметь лишь внешнее формаль
ное сходство, и в полученном портрете, быть может, будет все, за исключением главного, а именно жизненности. Жизнь есть движение, почему и выражение живого человеческого лица не есть застыв
шая форма, а представляет из себя целую гамму
чередующихся друг за другом состояний. Уловить наиболее характерное из этих состояний и суметь передать всю сумму впечатлений от модели — вот что является одной из основ
ных задач фотографа-портретиста; портрет может расцениваться, как художественное произведение, лишь в том случае, когда он жизненно правдив,
что возможно лишь при условии как внешнего, так и внутреннего сход
ства его с изображаемым лицом. Именно в передаче этой внутренней сущности и заключается главная трудность портретной съемки.
1. Моментальная съемка или съемка с выдержкой?
При разрешении вопросов жизненности и сходства фотографического портрета, пожалуй, решающую роль играет вопрос о длительности экспозиции. По этому вопросу мнения фотографов разделились, при чем выяви
лись две диаметрально противоположные точки зрения.
Значительное большинство, к которому принадлежит ряд очень крупных и талантливых фотографов-художников, предостерегает от слишком короткой экспозиции. С их точки зрения, при продолжи
тельной выдержке легче уловить характерные черты модели, так как при этих условиях на снимке обра
зуются как бы напластования различных, быстро следующих друг за другом, выражений, благодаря чему выявляются характерные черты, свойственные снимаемому лицу.
В противоположность высказанному мнению, меньшинство фотографов, к которому принадле
жит и автор настоящей статьи, полагает, что
только очень кратковременная, вер
нее, даже моментальная экспозиция способна передать те внутренние черты, которые и создают главное сходство портрета с моделью.
С их точки зрения, длительная экспозиция не достигает своей цели, так как взамен предполагае
мой гаммы различных выражений — она вызывает у модели лишь выражение напряженного внимания и утомления.
Наоборот, при умелом подходе к снимаемой модели, при ее внимательном изучении, а, главное, при создании такой обстановки, которая отвлекла бы мысли снимающегося от предстоящего фотогра
фирования, всегда можно уловить такой „узловой момент, который смог бы достаточно полно и ярко охарактеризовать снимаемое лицо.