А. Д. ГРИНБЕРГ (Москва). Портрет
Сделан при правильном комбинированном павильонном освещении; заснят длиннофокусным анастигматом, отличная лепка
лица.
С нашей точки зрения, главным недостатком продолжительной экспозиции является именно осознание снимающимся самого момента фотографирования, благодаря чему лицо его сразу принимает окаменевше-напряженное выра
жение. Избежать этого можно лишь при внезапности засъемки, то-есть при моментальной экспозиции.
Однако, несмотря на все положительные качества, которыми обладает моментальная съемка, ее следует применять лишь в том случае, когда мы уверены, что не сделаем недодержки. Поэтому новичкам, следует придерживаться того основного правила, которое гласит, что небольшая передержка, исправляемая последующим проявлением, дает наи
лучшие результаты, в то время как недодержка в портрете гораздо труднее исправима, чем в какойлибо другой области фотографии. При недодержке пропадает вся лепка лица, а вместе с тем исчезают те нежные полутона и переходы от света к тени, которые составляют его главную прелесть, потому что с исчезновением их пропадает как сходство, так и жизненность портрета, который по своей контрастности и грубости тонов дает то, что у фотографов носит наименование „сажи с мелом“.
2. Об объективе в портретной фотографии, о камере, пластинках и проявителе
Из опыта повседневной жизни мы знаем, какие искажения перспективы дают короткофокусные объективы; поэтому первое, чем должен обладать
специально портретный объектив (конечно, помимо хорошей светосилы) — это длинным фокус
ным расстоянием. Наиболее подходящее фокусное расстояние для снимка на размер 13 X 18 см сле
дует признать 40—50 см, а для 9 X 12 см—25—35 см. Среди различных систем объективов, применяемых в области портретной фотографии, особенное распространение получили светосильные анастигматы.
Обладая значительной светосилой, объективы эти все же не могли вполне удовлетворить предъявляемым к ним требованиям, так как подчерки
вали и передавали с излишней назойливостью целый ряд незаметных и незначительных дефектов снимаемого лица. Для избежания этой убийствен
ной резкости и смягчения контуров, фотографы прибегают к целому ряду искусственных приемов.
Один из этих приемов, так называемый способ Артига или способ печатания с двух „сопряжен
ных негативов, описан в № 4 „Советского Фото“ за т. г. Другой, более простой способ Буре также описан в № 7 журнала.
Упомянем еще о следующем приеме: в кассету перед пластинкой помещается совершенно ровное и абсолютно чистое матовое стекло с мелким матом, толщиною в один миллиметр. Матовая сторона его должна быть обращена к объективу. Установка на фокус производится, как обыкновенно, не обращая внимания на матовое стекло; экспозиция должна быть нормальной. Чем толще матовое стекло, тем большей мягкости можно достигнуть.
К сожалению, наиболее излюбленным коррективом к работе анастигмата является ретушь. Именно сочетание короткофокусного анастигмата с без
вкусной и безграмотной ретушью породило тот ужасающий тип портрета, который получил стихийное распространение и не изжит еще до сих пор.
Поворотным пунктом в истории портретной фотографии было появление мягко-работающих объективов-моноклей. Изображения, получаемые при помощи этих объективов, отличались необыкновенной мягкостью и пластичностью. Эффект этот достигался тем, что в объективах сферическая и хро
матическая аберрации были только несколько уменьшены и урегулированы, но не уничтожены
совсем. Благодаря этим качествам, мягко-работающие объективы давали прекрасную лепку лица, рельеф, и, обладая большим фокусным расстоянием, правильно передавали перспективу.
Если все же приходится работать сравнительно короткофокусным объективом (например, 15 см для пластинок 9 X 12 см), то, во избежание искаже
ния, не следует придвигать аппарат к снимаемому на расстояние менее 2 метров.
Наилучшей камерой для портретной фотографии следует признать павильонную камеру, снаб
женную специальным штативом. Так как эти камеры крайне громоздки и дороги, то любитель может пользоваться любой камерой, обладающей передви
жением объективной доски, уклонами матового стекла и большим растяжением меха.
С точки зрения автора, зеркальная камера, обладающая двойным растяжением и дающая возможность быстрой смены объективов, является особенно пригодной для целей портретной фотографии.
При съемках портретов следует употреблять ортохроматические, а в некоторых случаях, как, напри
мер, при снимках „contre jour“— и противоореольные пластинки.
Что касается проявителей, то из них наилучшие результаты дают мягко-работающие проявители, как, например, глицин, родинал или пирогаллол. Однако, было бы ошибкой предполагать, что только