Расположение модели и аппарата в комнате с одним окном
одни указанные проявители могут дать наилучшие результаты: конечно, это неправильно, и лучшим проявителем будет всегда тот, к которому вы более всего привыкли. ______
Говоря до сих пор о портретной фотографии, мы не касались вопроса о ее подразделениях. А, между тем, вопрос этот весьма существенен, так как даже для начинающего любителя ясно, что техника павильонной и комнатной съемки различна, и съемка портретов на открытом воздухе требует соблюдения совершенно других условий, нежели съемка при искусственном освещении.
В настоящей статье мы коснемся лишь фотографирования портретов в комнате и на открытом воздухе, как случаев, наиболее часто встречающихся в практике фотографа-любителя. О съемке портре
тов при искусственном освещении в специально приспособленном ателье будут даны статьи в дальнейшем.
3. Фотографирование портретов в комнате
Фотографирование портретов в комнате обладает тем ценным качеством, что при нем снимае
мый, находясь среди обычной и знакомой ему обстановки, чувствует себя более спокойным и урав
новешенным, чем при съемках в павильоне, почему и получаемые при этих условиях портреты отличаются необычайной естественностью и жизненностью поз.
В виду того, что варианты комнатного освещения крайне разнообразны, мы, не имея возможности рассмотреть их все, ограничимся лишь ознакомлением с наиболее характерными и часто встречающимися.
Фотографу, желающему ознакомиться как можно полнее с теми эффектами освещения, которые можно получить в комнате, мы со
ветуем первоначальные опыты производить с гипсовым бюстом. Подобного рода тренировка будет особенно полезна для начинающего, так как он, без излишней нервной суетливости, сможет проследить на бюсте целый ряд световых эффек
тов и освоиться с техникой их получения. Кроме этого, на гипсе особенно четко можно проследить игру света и тени.
Свет для фотографа заменяет краски и кисти художника, это, быть может, одна из немногих областей, в которой он может выявить свои твор
ческие замыслы, почему вопрос о возможности регулирования света и является одним из наиболее существенных условий для получения хорошего портрета.
Некоторое понятие о различных видах и осо
бенностях освещения, которые возможно получить в комнате с одним окном, мы можем иметь из рассмотрения приводимого чертежа.
Если мы поместим нашу модель в точку Л, то получим так называемое переднее освещение. При этом освещении все глубокие тени на лице исчезают и формы обозначаются едва заметными контурами, благодаря чему целый ряд характерных черт исчезнет, и мы получим мало выра
зительный портрет с „плоским“ освещением. Подавляющее количество фотографов избегает подобного рода портретов, почему и прибегает
к прямому освещению лишь в тех случаях, когда модель обладает какими-либо дефектами, как, на
пример, резко выраженными морщинами (которые, как известно, еще более подчеркиваются объективом, заставляя прибегать к ретуши) или слишком глубоко сидящими глазами и т. п.
При перемещении модели в точку В мы получим так называемое боковое освещение, при кото
ром часть лица, обращенная к окну, будет вполне выработана, теневая же почти совершенно исчезнет в темноте. Попытки неопытного любителя вызвать во время проявления побольше подробностей на
Г. АКМОЛИНСКИЙ (Москва). Портрет на открытом воздухе