Во избежание недостатков как переднего, так и бокового освеще
ния, снимаемую модель следует отдалить несколько вглубь комнаты, поближе к стене, расположенной против окна. Поворачивая модель в различных направлениях, по
двигая ее вперед или на
зад, мы можем добиться того, что главная часть света от окна пройдет мимо модели, благодаря чему уничтожится избы
ток контрастности и лицо получит хорошее гармоническое освещение. По
добного эффекта можно добиться, поместив мо
дель в точку С. При этих условиях свет падает спереди и сбоку на лицо, по
вернутое несколько более к окну, благодаря чему достигается достаточное освещение теневой стороны.
Хотя всякие рецепты и точные предписания о том, как нужно снимать в комнате, приводят толь
ко к рутине и трафарету, мы все же считаем нуж
ным дать начинающим ряд конкретных указаний.
Гораздо больше возможностей в смысле хорошего освещения даст ком
ната, снабженная двумя окнами, находящимися на
одной стороне. Приблизительное расположение
аппарата и модели указано на втором чертеже.
При этих условиях на модель, кроме сильного, бокового света от окна „х , падает еще передний
рассеянный свет от окна „у“, который, попадая на теневую сторону, смягчает контрасты и дает спокойное равномерное освещение.
Но еще лучшие и почти безукоризненные ре
зультаты можно получить в комнате с несколькими окнами, расположенными под углом. При этих усло
виях фотограф располагает значительным количе
ством света, что облегчает возможность регулиро
вания его путем частично
го или полного затемнения окон. Различные эффекты освещения здесь настолько разнообразны и многочисленны, что не представляется возможности
С. ПЕТРОВ (Москва). Портрет Н. К. Крупской
Удачное использование обыкновенного комнатного освещения
теневой части приведут лишь к тому, что освещенная часть безнадежно перепроявится, теневая же останется почти без изменения. Излишне указывать, что в результате получится очень контрастный портрет с резко подчеркнутыми чертами лица и морщинами, что, конечно, совершенно искажает сходство.
Для того, чтобы получить более гармоничное распределение света и теней, теневую сторону осве
щают обыкновенно при помощи экрана. Экран представляет из себя легкую деревянную раму, обтянутую полотном или оклеенную белой бумагой. Однако, к помощи экрана следует при
бегать с большой осторожностью, так как при слишком ярком отраженном свете (что бывает, когда экран находится на очень близком расстоя
нии от снимаемого лица) теряется лепка лица, нос сливается со щекою, а на глазу, расположенном возле экрана, появляются неестественные безобразные блики.
Расположение модели, аппарата, фона и экрана в комнате
с двумя окнами