ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ ФОТО-ЛЮБИТЕЛЬСТВА и ФОТО-РЕПОРТАЖА
Подписная цена на 3 мес. — с 1 октября до конца 1926 г. — 1 руб.
Рукописи и фото не возвращаются. Напечатанный материал оплачивается: фото 3 — 5 р., ориг. статьи — 100 р. лист (40 т. зн.) Редакция и Контора: Москва 9, Тверской бульвар 26. Тел. 4-28-45
„SOWIET PHOTO“ Moskau 9, Twerskoj bulwar 26 USSR
№6 СЕНТЯБРЬ 1926

ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ в СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ф

ОТОГРАФИЯ, если считать ее существование со времени открытия дагерротипии, насчитывает уже около 100 лет. С последней чет
верти XIX столетия, кроме огромного применения фотографии в науке и технике, начинается расцвет художественной фотографии, как особого вида искусства. Появляется фото-репортаж и получает большое развитие и применение в иллюстрированных журналах. Как за-границей, так и у нас наро
ждается ряд фотографических обществ и журналов. Некоторые из этих журналов, особенно за-грани
цей, представляют высоко-художественные издания. Первые художественные фотографические выставки вскоре прививаются, как ежегодная традиция, приобретая международный характер и мировое значение. Первая такая выставка была устроена в начале 90 годов прошлого столетия.
Русские деятели фотографии занимают с самого начала почетное место в мировой фотографии. В центре стоит фотографический отдел Русского Технического Общества в Ленинграде, основанный в 1878 г., и Русское Фотографическое Общество в Москве, основанное в 1894 г. Обе эти старейшие
фотографические организации объединяют лучшие силы ученых в области оптики, света и фотографической химии и пр. и лучших художников светописи. Многие русские ученые в области фотографии (проф. Срезневский, проф. Поповицкий, проф. Ермилов, проф. Русецкий, проф. Прилежаев, проф. Фавор
ский), фотографы-художники (Еремин, Саврасов, Трапани, Петров, Дымуцкий, Бохонов, Гринберг, Лобовиков, Андреев и др), деятели репортажа (Булла, Оцуп, А. Савельев) — получают мировое признание. Русские ученые труды и статьи по фотографии переводятся на иностранные языки, образцы работ художников и корреспондентские снимки печатаются в лучших мировых специальных и иллюстрированных журналах.
Первые годы нашей революции мало способствовали дальнейшему развитию опытной, научной и особенно художественной фотографии. Процветал, главным образом, фото-репортаж, бывший самым важным социальным заказом победившего пролета
риата в области фотографии. Ряд выставок фоторепортажа, происходивших во время конгрессов Коминтерна, съездов Советов, партийных и профес
сиональных съездов, показал, какие огромные достижения сделал советский фото-репортаж в технике и особенно в приемах и уловлении характерных деталей (работы А. Савельева, П. Оцупа, Я. Штерн
берга, А. Леонидова, В. Савельева, Н. Алексеева и других).
Многие блестящие фотографии советских фоторепортеров очень скоро стали широко известны за-границей, много раз воспроизводились там и в значительной мере способствовали пробуждению интереса к Советской России и правильному пред
ставлению о происходящем у нас. С появлением
и развитием у нас иллюстрированных журналов, работа советского фото-репортажа, обслуживавшего ранее исключительно общественно - пропагандные нужды организаций, переносится, главным образом, в эти издания. Завершением этой стадии развития советского фото-репортажа является организация в 1926 г. Ассоциации Фото-репорте ров, обслуживающих прессу (при Доме Печати в Москве).
С 1921-22 гг. начинает оживляться практическая, общественно - профессиональная и художественная фотографическая жизнь. Возобновляет свою деятельность Русское Фотографическое Общество, не
давно отпраздновавшее 30-летний юбилей своего существования, оживает с 1921 г. фотографический— так называемый пятый — отдел Русского Техни
ческого Общества в Ленинграде, оживает с 1923 г. Союз фотографов-практиков в Москве, организо
ванный в 1917 г. и ныне преобразованный во Всероссийский. В том же 1923 г. в Ленинграде создается новый фотографический центр — Ленин
градское Общество Художественной и Технической Фотографии организовавшее в следующем — 1924 г. большую выставку фото-репортажа, научной, техни
ческой и художественной фотографии. Начинает проявлять деятельность ряд фотографических обществ в провинции.
Сейчас мы имеем пять главных линий или направлений советской фотографической деятельности
и общественности: научно-техническая деятельность, художественная светопись, практическая фотография, фото-репортаж и стихийно развивающееся широкое фото-любительство. Первые четыре направления окристаллизовались и имеют соответственно своими центрами: а) фотографический отдел