Русского Технического Общества, б) Русское Фотографическое Общество, в) Всероссийский Союз Фотографов, г) Ассоциацию Фото-репортеров при Доме Печати в Москве; пятое — ждет еще своей организации.
Фотографический отдел РТО ставит своей задачей научную работу и исследование в области фотографии. Главным научным центром фотографии у нас были остался Ленинград. Кроме работ РТО,
сюда же, к научной работе в области фотографии, следует отнести и деятельность Высшего Института Фотографии и Фото-техники, организованного в 1918 г. по инициативе Д. И. Лещенко и существующего также в Ленинграде. При Институте органи
зовано несколько лабораторий для опытных задач. Кроме научно-ученой деятельности, Институт раз
вил также и учебно-практическую деятельность (организация курсов при Институте). К сожалению, с конца 1925 г. Институт, в виду недостатка средств, прекратил — надо надеяться, временно — свое полезное существование.
Русское Фотографическое Общество (РФО), существующее сейчас, как вольная ассоциация при Государственной Академии Художественных Наук, проявляет свою деятельность как в смысле работы своих членов в области художественной светописи, так и в смысле изучения фотографии и фотографических процессов. При Обществе работает ряд сек
ций (секция художественной фотографии, научнотехнической, общей фотографии и культурно-про
светительная), устраивающие регулярные заседания и доклады по специальным вопросам. За прошлый 1925/26 г. было 35 докладов, сделанных авторитет
ными деятелями художественной и технической фо
тографии. Из числа этих докладов можно отметить: К. В. Чибисова — „К вопросу о фото-химической природе зерен фотографической эмульсии“, Б. В Нед
звецкого — „Измерение зернистости негатива“, Ю. П. Еремина — „Русская усадьба в художественной фотографии“, А. А. Сидорова — „Портреты А. В. Луначар
ского“, П. В. Клепикова — „Бромистые бумаги и их обработка“.
Нужно указать, что как упомянутый здесь доклад К. В. Чибисова, так и другие привлекли вни
мание за-границей и печатаются там сейчас в специальных научно-фотографических изданиях.
С 1922 г. русские мастера художественной фотографии, члены РФО, впервые после мировой войны начинают вновь принимать регулярное и заметное участие на международных выставках художественной фотографии. Кроме ежегодного уча
стия в Лондонском Салоне (1922 — 1925 г.г.), наши фотографы-художники принимали и принимают сейчас участие и в целом ряде других международных выставок: в Международном Салоне художе
ственной фотографии в Нью-Йорке (1923), в 19-м и 20-м Салонах в Париже (1924 и 1925), в Международном Салоне в Лос-Анжелосе (1925), в 1-м Италь
янском Салоне в Турине (декабрь 1925 — январь 1926) и на Международной Выставке Декоративных Искусств в Париже (1925). На последней выставке работы, посланные РФО, получили 15 наград.
Наши мастера (Ю. П. Еремин, Н. П. Андреев, А. Д. Гринберг, И. А. Бохонов, М. С. Напельбаум, Н. И. Свищев-Паола, Н. В. Яровой, А. И. Горн
штейн и др.) получили ряд похвальных отзывов и наград на этих выставках. Лучшие из премированных работ русских фотографов-художников вос
производятся в специальных изданиях салонов и в иностранных художественно-фотографических журналах. Любопытно, что почти везде на, этих
выставках особым вниманием и признанием пользуются работы нашего фотографа - художника Н. П. Андреева (Серпухов). Любопытно потому, что, в отличие от чисто художественных тем других наших мастеров (пейзаж, портрет, инсценирован
ный сюжет картины в манере живописи и т. д., то-есть либо в плане формально-технических, либо
эстетических достижений), работы Н. П. Андреева представляют собою образец художественного мастерства на советские бытовые сюжеты („Закурил“, „С кормом“ и др.), выполненные спе
циальными процессами художественной фотографии (бром-масло).
Кроме участия членов РФО в международных художественных фотографических выставках, было устроено 6 выставок в Москве (в ЦИТ‘е и на художественно-промышленной выставке в 1923 г., в по
мещении РФО на Петровке в 1924 г., Крымская — в помещении Академии Художественных Наук в 1925 г. и две выставки по искусству движения, устроенные совместно с хореологической лабора
торией ГАХН), входящих в ежегодную традицию. В конце текущего года очередная выставка по искусству движения будет устроена также при участии кино-кабинета ГАХН и будет носить между
народный характер. В ближайшее время РФО намечает две выставки: „Русская усадьба в фотографиях“ и „Фотография в науке и технике“. С осени Русское Фотографическое Общество пред
полагает начать издание ежемесячного журнала художественной фотографии.
Всероссийский Союз фотографов-практиков, объединяющий сейчас 496 человек, главным образом в провинции, начал развивать усиленную работу с 1923 г. и особенно с 1925 г. — с изданием декрета ЦИК и СНК СССР от 12 мая о налоговых льготах для городских кустарей и ремесленников. При
менение этих льгот стало распространяться на фотографов-профессионалов лишь после долгой борьбы правления союза фотографов. Сущность борьбы заключалась в том, что к фотографамчленам союза, работающим в большинстве без применения рабочей силы и лишь при участии в работе членов их семей, местные финорганы отказывались применять льготы закона от 12 мая 1925 г. В результате (5 августа 1925 г.) было издано общее разъяснение налогового управления НКФ
СССР о распространении указанных льгот и на фотографов. Кроме профессиональной и культурнопросветительной работы среди своих членов, союз начал издавать в 1926 г. журнал практической фотографии — „Фотограф“.
Образовавшаяся в Москве при Доме Печати в начале 1926 г. Ассоциация Фото-репортеров про
являет активную деятельность. Кроме нескольких докладов на актуальные темы фото-репортажной работы, Ассоциация устроила в апреле довольно интересную выставку работ фото-репортеров. Осенью предположены новые выставки.
С апреля 1926 г. в издании Акц. О-ва „Огонек“ стал выходить журнал „Советское Фото“, посвященный вопросам фото - репортажа и фото-любительства. В короткое время журнал достиг рекорд
ных цифр в отношении тиража (12.000 экз.) и количества подписчиков.
Таким образом, мы видим, что к настоящему моменту фотографическая жизнь в Советском Союзе усиленно и плодотворно развивается во всех областях.
Г. БОЛТЯНСКИЙ